Развитие звукового анализа у дошкольников через использование системы занятий, игр и упражнений (описание опыта работы)
статья по логопедии на тему

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющаяся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы. Характерной особенностью детей с особенностями является их недостаточная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих школьной готовности является речевая готовность, включающая в себя, в том числе, сформированность навыков звукового анализа. Проблема развития навыков звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением, т.к. русское письмо является звуковым. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty_borodulina.docx26.24 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие звукового анализа у дошкольников

через использование системы занятий, игр и упражнений

(описание опыта работы)

На современном этапе развития образования особенно остро встает проблема увеличения количества детей с интеллектуальными и речевыми нарушениями и соответственно проблема предупреждения и преодоления школьной дезадаптации у этой категории детей, проявляющаяся в низкой успеваемости, отклонениях от норм поведения, трудностях взаимоотношений с окружающими. Между тем социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно решать новые жизненные проблемы. Характерной особенностью детей с особенностями является их недостаточная готовность к школьному обучению. Одной из составляющих школьной готовности является речевая готовность, включающая в себя, в том числе, сформированность навыков звукового анализа. Проблема развития навыков звукового анализа и синтеза актуальна тем, что без овладения этим навыком на достаточно высоком уровне невозможно полноценное овладение письмом и чтением, т.к. русское письмо является звуковым. Несформированность навыка звукового анализа и синтеза отмечается у всех детей с нарушениями и оказывает отрицательное влияние на развитие, обучение и социализацию ребенка. Своевременная и целенаправленная работа по его формированию будет способствовать развитию мыслительной деятельности, более полному усвоению родного языка, усвоению школьной программы, улучшению межличностного общения и социальной адаптации детей в будущем. При этом проблема недоразвития навыков звукового анализа у дошкольников часто остается нерешенной до конца. Выявление путей устранения недоразвития навыков звукового анализа у детей дошкольного возраста является одним из условий успешного обучения в школе и залогом их дальнейшей социализации в обществе. Коррекция недоразвития навыков звукового анализа будет эффективной и значимой для подготовки детей к школе, их будущей социализации, если наряду с развитием фонематического восприятия будут устраняться и нарушения психических процессов.

Формирование фонематического восприятия у дошкольников в норме

Поступление ребёнка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. К обучению в 1-ом классе ребёнка необходимо готовить. Важно, чтобы дети 7-летнего возраста владели, прежде всего, грамотной фразой, развёрнутой речью, объёмом знаний, умений, навыков.

Ведущие учёные доказывали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой. Исследования  психологов, педагогов, лингвистов подтверждают, что элементарный звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для подготовки к обучению грамоте.

Основные направления коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа у детей

Фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая. Звуковой анализ в отличие от фонематического восприятия требует планомерного специального обучения. Подвергаемая звуковому анализу речь из средства общения превращается в объект познания. Дети имеют нарушения звукопроизношения, выраженное отставание в формировании словарного запаса, грамматического строя и связной речи, недоразвитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Наличие пробелов в развитии речи служит серьезным препятствием в усвоении программы детского сада и в дальнейшем общеобразовательной школы.

 Это делает актуальным разработку наиболее рациональных путей формирования звукового, звуко-слогового, звукобуквенного анализа – необходимой ступени к овладению грамотой. Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слов становится анализ его звуко-слогового состава. За период подготовки к обучению грамоте дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит из слов, слова – из слогов, слоги – из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов – в слова, слов – в предложения, а также рядом понятий: “предложение”, “слово”, “слог”, “звук”, “буква”. Естественно, что у детей с особенностями усвоение такого материала вызывает значительные трудности. В силу объективных причин к 6-7 годам у них оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому коррекционная работа по перемещению внимания ребенка со смысла речи на ее звуковой состав имеет особо важное значение.

Различная степень недоразвития психических процессов, речевого развития делают необходимым использование разнообразных приемов и методов при обучении звуковому анализу детей с отклонениями в развитии. В ходе обучения применяются различные формы наглядности, игровые приемы, упражнения в занимательной форме.

Содержание, методы и приемы развития фонематических представлений

Более подробно остановимся на раскрытии содержания развития фонематического слуха, развития навыков звукового анализа. Коррекционная работа состоит из трех этапов, первые два этапа являются подготовительными. Специальные игры предполагают подготовку органов речи и слуха ребенка к восприятию правильного звука и к правильному артикуляционному укладу.

Последовательность подбора игр следующая:

I этап - развитие слухового внимания (т.е. умения различать неречевые звуки по их звукочастотным свойствам);

II этап - затем проводят игры для развития речевого слуха, т.е. умения ребенка различать голоса людей, понимать смысл фразы говорящего;

III этап - лишь после этого переходят к развитию фонематического слуха, т.е. умения слышать составные части слова, затем к развитию навыков звукового анализа.

На I этапе для развития слухового внимания используются дудочки, колокольчик, бубен, тамбурин, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка, труба, погремушка, металлофон и др. Используются различные шумы: для этого можно бросить на пол ложку, ластик, мяч, кусок картона и т.д., ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее,  разрывать материал, мыть руки и т.д.

На II этапе для развития речевого слуха используется следующая серия игр:

Игра "Солнце или дождик?"

Цель: учить детей выполнять действия согласно различному звучанию тамбурина.

Описание: Логопед: "Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце. Вы гуляйте, а я буду звенеть тамбурином. Если начнется дождь, я начну стучать в тамбурин, а вы, услышав стук, должны бежать в дом. Слушайте внимательно, когда тамбурин звенит, а когда я стучу в него". Игра проводится 3-4 раза.

Игра "Угадай, кто кричит"

Цель: Учить детей определять игрушку по звукоподражанию.

Ход: Логопед достает приготовленные игрушки (по одной), обыгрывает их, подражая крику соответствующих животных, затем просит детей послушать и угадать по голосу, кто придет к ним в гости. Выбранный логопедом ребенок уходит за дверь и, чуть приоткрыв ее, подает голос, подражая одному из животных, а дети угадывают, кто это. Игра повторяется 5-6 раз. Важно следить, чтобы дети внимательно слушали. Активизировать вопросами всех детей.

Игра "Где позвонили?"

Цель: учить определять направление звука.

Ход: Дети садятся в кружок. Логопед выбирает водящего, который становится в центре круга. По сигналу водящий закрывает глаза. Затем логопед дает кому-нибудь из детей звоночек и предлагает позвонить. Водящий, не открывал глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Если он укажет правильно, логопед говорит: "Пора" – и водящий открывает глаза, а тот, кто позвонил, поднимает и показывает звонок. Если водящий ошибся, он отгадывает еще раз, затем назначают другого водящего. Игру проводят 4-5 раз. Нужно следить, чтобы водящий во время игры не открывал глаза. Указывая направление звука, водящий поворачивается лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

Игра "Угадай, на чем играю"

Цель: учить определять предмет на слух по его звучанию.

Ход: Логопед знакомит детей с музыкальными игрушками: гармошкой, барабаном, органчиком, бубном. Затем он убирает игрушки за ширму. Сыграв на одном из инструментов, просит детей угадать, на чем он играл. Тот, кто угадал правильно, достает инструмент из-за ширмы и играет на нем. Важно следить, чтобы дети сидели тихо, внимательно слушали. На одном занятии не должно быть более четырех различных инструментов. Игру следует повторять 5-7 раз.

        Рассмотрим собственно III этап - развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа на группе шипящих:

Закрепления звукопроизношения включает: выделение звука из слова; анализ артикуляции (по схематическому плану); характеристика звука (по схеме); связь звука с буквой; развитие фонематического слуха. Широко используются игры – звукоподражания: "Лес шумит", "Шар лопнул", "Угадай, что в руке" Для закрепления произношения звука используются стихи, потешки, скороговорки. Для закрепления оппозиционного звука необходимы те же  этапы работы. Закрепленный звук включается в фонематический анализ. Фонематический анализ вначале проводится на сохранных звуках, затем в него включаются отрабатываемые звуки. Учитывая различную сложность форм фонематического анализа и синтеза и последовательность овладения ими в онтогенезе, коррекционная работа проводится в следующей последовательности:

1.Выделение (узнавание) звука на фоне слова, т.е. определение наличия звука в слове;

2.Вычленение звука в начале и в конце слова. Определить первый и последний звук в слове, а также его место (начало, середина, конец слова). При формировании указанного действия предлагаются следующие задания: определить в слове первый звук, последний звук; определить место звука в слове.

3.Определение последовательности, количества и места звуков по отношению к другим звукам.

Примеры игр и упражнений для развития звукового, звуко-слогового, звукобуквенного анализа и синтеза.

1.Ребусы – «Назови слово, состоящее из первых звуков картинок»

2.Игра «В гостях у слова» - фишки «ходят в гости» от одного звука к другому, к заданному звуку по «дорожке» - счетной линейки.

3.Игра «Отметь правильно» - найти звуковую схему слова, соответствующую картинке.

4.Игра «Шифровка» - отгадать зашифрованное слово, используя «шифр».

5.Игра «Матрешка» - расставить матрешек с буквами по росту и узнать слово.

6.Игра «Переставь» буквы, чтобы получилось слово.

7.Игра «Подумай, придумай» из одного слова как можно больше слов.

А также игры: «Волшебный дуб», «Волшебная ромашка», «Веселый оркестр», «Веселая репка», «Веселая азбука», «Паровозик», «Чебурашка», «Чудо-печка», «Волшебные цветы», «Музыкальная шкатулка» и др.

Вышеперечисленные игры и игровые упражнения включаются в цикл занятий по развитию фонематического восприятия в старшей группе и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе детского сада.

В коррекционной работе учитывалось, что совершенствование слухового различения звуков, фонематического анализа и синтеза будет успешнее в том случае, если оно проводится в тесной связи с развитием психических процессов. Чем более точно представляет ребенок звуковую структуру слова, место каждого звука в слове, характер звука, тем более четко определяет он сходства и различия образов, объектов, тем правильнее дифференцирует понятия, явления. Развитие функций фонематического анализа способствует, таким образом, совершенствованию аналитико-синтетической деятельности, развитию внимания, памяти у дошкольников.

Коррекция фонематического слуха в сочетании со звуковым анализом повышает мыслительную активность детей, воспитывает познавательную направленность на овладение звуковым составом слова, что является залогом успешного обучения будущих школьников грамотному письму и правильному чтению.

Работа по развитию фонематических процессов будет более успешной, если к ней подключатся педагоги-воспитатели и родители. Важно заинтересовать, научить и вовлечь их в увлекательный игровой процесс развития речевых умений и навыков у детей. Решением этой задачи является тесное сотрудничество с педагогами и родителями через индивидуальные беседы, консультации, практические семинары, открытые занятия, задания по закреплению полученных знаний, навыков.

Задания для педагогов и родителей по развитию у детей фонематических процессов.

                             Старшая группа. Тема: Звуки З, Зь.

1. Рассказать о звуке: Образ звука (комарик). Акустико-артикуляционный образ звука: зубы сближены, губы растянуты в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка выгнута, воздушная струя проходит в середине языка по желобку.  Звук не поется, воздушная струя не проходит свободно, а встречает преграду (язык и зубы); звук З – согласный, звонкий; обозначаем твердый звук З  квадратиком синего цвета, мягкий звук Зь – квадратиком зеленого цвета.

2. Игра «Хлопушки» Хлопнуть в ладоши, если услышишь твердый изучаемый звук:

  • среди звуков –  З, М, Н, З, Т, З, Б, З и т.д.
  • среди слогов – ДА, ЗА, БА, МА, ЗА и т.д.
  • среди слов – ЗОНТ, ШУБЫ, ЗУБЫ, САМ, ЗАЛ, НОГИ, ЗАМОК  

               Хлопнуть в ладоши, если услышишь мягкий изучаемый звук:

  • среди звуков – ЗЬ, ДЬ, БЬ, ЗЬ, НЬ, ЗЬ и т.д.
  • среди слогов –  ЗИ, МИ, БИ, ЗИ, ГИ, ДИ, ЗИ и т.д.
  • среди слов –  ЗИМА, ЗЕЛЕНЫЙ, СИНИЙ, МИСКА, ЗЕРКАЛО

3. Игра «Попугайчики» (закрепление звука в слогах)

Повторение слоговых рядов: ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ, ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗА, ЗУ-ЗЫ-ЗА-ЗО и т.д.  АЗА-ОЗА-УЗА-ЫЗА и т.д.   ЗА-СА-ЗА, ЗЫ-СЫ-СЫ

4. Игра «Назови первый звук в слове»  (закрепление звука в словах)

      ЗАБОР, ЗВУКИ, ЗАМОК, ЗАВТРАК, ЗУБ, ЗОНТ и т.д.

5. Игра «Назови (придумай) слова с данным звуком » со звуками З, Зь.

6. Игра «Разложи правильно»  Дифференциация звуков З - Зь

    К синему квадратику  – слова с твердым звуком, к зеленому квадратику  – слова с мягким звуком. 

     ЗИМА, ЗОНТ, ЗЕЛЕНЫЙ, ЗАБОТА, ЗИНА, ЗУБИЛО, КОРЗИНА, ГЛАЗА.

                                                          Дифференциация звуков З -С

     К символу звука З (комарик) – слова со звуком З, к символу звука С (насос) – слова со звуком С.

     ЗОНТ, СНЕГ, МАСКА, КОЗА, СКОВОРОДА, ЗАБОР, МОРОЗЫ, НОС.

7. Игра «Определи и обозначь место звука, твердость-мягкость» (в начале, конце, середине слова)    

В словах:  ЗАЯЦ, КОЗЛЕНОК и т.д.           ОБЕЗЬЯНА, ЗИМА и т.д.

8. Звуковой анализ.

     Звукосочетаний: ЗО, ЗИ; слов: ЗАЛ, ЗИМА, ЗУБЫ, ЗУБКИ.

Сложить звуковую схему из готовых звуковых квадратиков, зарисовать звуковую схему в тетради, протянуть веревочки-слияния/точки, поделить на части.

9. Связь звука с буквой.

Рассмотреть букву, на что похожа. Показать букву  (среди нескольких букв). Сложить букву из палочек, бусинок и т.д.

 Анализ опыта работы показал, что формирование навыков звукового анализа в норме и у детей с отклонениями в развитии проходит по-разному. Эти дети имеют определенные  психологические особенности: у них слабо развито восприятие, неустойчивое внимание, уровень памяти как зрительной, так и слуховой ниже, и мыслительные процессы менее подвижны, чем в норме. Коррекция нарушений фонематических процессов у детей с нарушениями развития осуществлялась в системе, с учетом психологических особенностей детей, во взаимосвязи с развитием психических функций, во взаимодействии с педагогами-воспитателями и родителями, что способствовало наиболее полному устранению выявленных дефектов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы

laquo;Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, ко...

Описание опыта работы по созданию системы раннего математического развития детей дошкольного возраста в условиях МБДОУ «Математические развивашки»

Цель: повышение качества обучения и стимулирование познавательной активности детей через использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.Задач...

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы.

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского дизайна Описание опыта работы....

Описание опыта работы «Использование развивающих игр и упражнений на занятиях по формированию элементарных математических представлений с учётом индивидуальных особенностей ребенка»

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта воспитанника играет математическое развитие. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость,...

Описание опыта работы "Подходы к планированию образовательной деятельности с использованием технологии «План-дело-анализ»

На первый план выдвигается становление ребенка как самостоятельного субъекта, взаимодействующего с окружающей средой, благодаря которой создается пространство социального опыта ребенка, он познает себ...