РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Доклад из опыта работы
методическая разработка (старшая группа) на тему

Степанова Светлана Аврамовна

«Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности» В.А.Сухомлинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА НА   ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Доклад из опыта работы)

Воспитатель – Степанова С.А.

 «Корень – источник доброты в созидании, в творчестве, в утверждении жизни и красоты. Доброе неразрывно связано с красотой, и любование ею – это лишь первый росток доброго чувства, которое надо развивать, превращая в активное стремление к деятельности»  В.А.Сухомлинский

В последние годы уделяется все больше внимания развитию эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые постепенно переходят в эстетические чувства. Способствуют формированию эстетического отношения к действительности. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о многообразии окружающего мира.

Это тот период, когда изодеятельность  является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем воображение и способности.

Интерес к изодеятельности детей обуславливается его важностью для развития личности ребенка. Психологи считают, что рисунок ребенка – это изображение того, что он знает о нем. Ребенок изображает не то, что он видит, а то, что он чувствует.

Одним из основных условий и показателей физического и нервно-психического здоровья ребенка является своевременное и разностороннее овладение им небольшим арсеналом движений, которые совершенствуют функции центральной нервной системы. Упор нужно делать на развитие движений рук у ребенка, а именно пальцев кисти (во время рисования, лепки, пальчиковых гимнастик). Многочисленные исследования специалистов подтверждают, что уровень развития у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития движений пальцев рук.

Средствами изобразительного искусства и изодеятельности у детей формируется эстетическое отношение к окружающей действительности. Изодеятельность в детском саду строится на единстве и взаимосвязи трех видов: рисования, лепки, аппликации.

Широкое включение в пед.процесс, в жизнь детей разнообразных занятий по художественно-творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, оформление помещения детского сада наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия.

Искусство играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. Цель обучения изодеятельности – развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и т.д.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка.

В средней группе эмоции детей становятся более устойчивыми. Рисование помогает ребенку снимать напряжение. Происходит так называемое «графическое отреагирование», особенно важное для тех детей, которые не могут выразить свои чувства, конфликты и осознать из-за бедности своего словаря.

В старшей группе у детей возникает тяга к предметному рисованию. Ребенок стремится создать свой образ, выражая свое отношение к тому, что он изображает. В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. В рисовании – с помощью цвета, линии, формы и других выразительных средств.

У старших дошкольников формируется критическое отношение к результатам своей деятельности. Важно закрепить у ребенка сознание уверенности в том, что он сумеет все! Юный художник воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому рисунки получаются очень разными. Дети сравнивают свои работы, обсуждают их.

Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить задание, проводится работа по формированию игровой мотивации. Например, рассказывается вымышленная история о проблемах какого-либо игрового персонажа, что побуждает их помочь. Главное – вызвать доброе отношение к игровым персонажам, желание помогать им, создать мотивацию. Важно узнать, хотят ли дети помочь сказочному герою. На занятии по аппликации «Царство грибов» дети помогают старичку – лесовичку собрать полную корзину грибов (вырезать и наклеить). Важным моментом в конце занятия является настроение ребенка, его эмоциональное состояние. Воспитатель должен проанализировать эмоциональное состояние детей и сделать выводы. Важным моментом в структуре занятия является применение пальчиковой гимнастики, релаксации, физ.минутки.

Эмоциональный настрой предполагает использование музыкальных произведений. Особенно эмоционально дети откликаются на красоту поэтических строк. На занятиях дети часто «путешествуют». Путешествия могут быть сказочными, воображаемыми. Используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный голос воспитателя помогает представить картину природы.

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью. Они способствуют развитию чувств у детей. Позиции, жесты детей основаны на их эмоциональном опыте, воплощают их переживания.

Результатами работы должны стать:

- активность и самостоятельность детей в изобразительной деятельности;

- умение находить новые способы для художественного  изображения;

- умение передавать в работах свои чувства с помощью различных средств выразительности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельность театра и его роль в развитии речи и восприятии окружающего мира.

в данном материале освещены цели, задачи и методы ,а так же принципы используемые в работе с детьми по развитию речи через деятельность театра....

Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Паспорт проектной деятельности по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА»

Исследовательско-творческий проект по развитию и формированию эстетического восприятия окружающего мира «СНЕЖИНКА» для подготовительной группы ДОУ. Раздел  программы, в рамках которой п...

Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

 Изобразительная деятельность имеет важное значение для всестороннего развития и     воспитания детей с нарушением зрения, служит важным средством коррекции...

Тема: Развитие художественно – эстетического восприятия окружающего мира у детей с нарушением зрения, посредством использования нетрадиционных техник и материалов в изобразительной деятельности.

    Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и х...

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников.

Тематическое планирование по развитию эстетического отношения к окружающему миру в процессе изобразительной деятельности у старших дошкольников....