Педагогическое руководство игровой деятельностью ребёнка на разных возрастных этапах и в течение дня
консультация (младшая группа) на тему

      Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

          Консультация для родителей.

       

           Педагогическое руководство игровой деятельностью ребёнка

            на разных возрастных этапах и в течение дня. (младший возраст)

Воспитатель МАДОУ-ЦРР-Д/с 32: Решетникова И,А.

Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством воспитания, формирования многих качеств, которые необходимы в дальнейшей жизни.

 Важное место занимает игра в воспитании детей раннего возраста. Опираясь на способность и склонность малышей к подражанию, педагог побуждает их воспроизводить действия, внимательно присматриваться, вслушиваться.

 Активно манипулируя с предметами и игрушками, дети постепенно учатся выполнять несколько взаимосвязанных действий с куклой, делают несложные сооружения из кубиков и т. д.

 Совместные действия маленьких детей с игрушками создают условия для общих радостных переживаний, общей деятельности. Часто бывает трудно заставить малыша какое либо движение. В игре же, подражая своим товарищам, он естественно и непринужденно выполнять самые различные движения.

 Игры имеют определенное значение в нравственном воспитании детей. Сначала ребенок приучается что-то делать рядом с другими детьми, не мешая им, не отбирая у них игрушки. Затем он привыкает к совместной с другими детьми деятельность: вместе рассматривать игрушки, картинки, в месте строить дорожку из кирпичиков и т. д. Здесь зарождается первый интерес к действиям товарища, радость общих переживаний.

 Умелое руководство играми детей раннего возраста – сложный педагогический процесс, требующий от взрослого большого мастерства.

 

  Как правильно выстроить игровую деятельность и руководство ею. Необходимо составить  план, который предусматривает решение следующих задач:

 1. Создать наиболее благоприятные условия для развития игр, разместить игрушки целесообразно.

 2. Добиться, чтобы игра стала формой организации жизни детей и средством их всестороннего воспитания.

 В начале года необходимо продумать организацию всех режимных процессов, не допуская сокращения времени, отведенного для игр. Совместно с родителями можно приобрести игрушки для детей, причем подбирать их так, чтобы они содействовали повторению и закреплению навыков, сформированных на занятиях.

 Вопрос по созданию условий для всех видов игр с учетом возраста детей рассмотреть в начале года. Например, к куклам разной величины предложить  наборы постельного белья, легко снимающаяся одежда, кукольная мебель, размеры которой позволяют детям играть в удобной позе. Для купания кукол :ванночки, ведра, мочалки, полотенца.

 В отдельном шкафу разместить дидактические игрушки: пирамидки, матрешки, вкладыши, кубики-вкладыши и т. д.

 Выделить место для игр, способствующих развитию двигательной активности. Там находятся мячи разных размеров, коляска.

 Крупный и мелкий строительный материал размещать удобно и доступно, здесь же поместить  игрушки для обыгрывания построек.

 Следует  регулярно наблюдать за игровой деятельностью детей.

На первом этапе работы научить детей воспроизводить одно-два разрозненных действия с одной игрушкой, например: кормить куклу, катать ее в коляске.

 Иногда малыши затрудняются воспроизвести показанное действие из-за слабо развитой способности к подражанию. В таких случаях  использовать не только метод показа, но и метод совместного действия. Например,  вместе с ребенком кормить мишку и брать куклу, которую держит Даша, и вместе качать ее, приговаривая: «Вот как Даша хорошо качает куклу Катю. Баю-баю-бай, кукла! Ну, а теперь сама играй, Даша, качай куклу».

Ннаблюдение показало, что в самостоятельной деятельности Даши появилась игра «Укладывание куклы Кати спать».

 В результате применения метода совместного действия дети, особенно застенчивые приобрели уверенность. Усвоение игровых действий идет быстрее, а это способствует обогащению и развитию игр.

 В целях совершенствования игровой деятельности  побуждать детей к подражанию действиям окружающих людей путем напоминания совета: «Катя спит, положи Катю в кроватку и покачай».

 Особое внимание уделять развитию речевого подражания. Для того использовать потешки и их инсценировки. В процессе действий с игрушками учить малышей отвечать на несложные вопросы: «Где кроватка? Вот кроватка. Кукла Катя будет спать в кроватке – бай-бай. Что делает Кукла Катя? Спит. Скажи: Катя спит».

 Впоследствии игровые действия детей приобретут большую устойчивость. Малыши будут знать места хранения игрушек, смогут найти предмет, необходимый для игры: одеяло, чтобы завернуть куклу, тарелку, чтобы накормить ее.

На втором этапе работы круг действий с предметами расширяется. Дети будут переносить действия с одной игрушки на другую, научатся выполнять несколько действий подряд. Если ребенок кормил куклу, а катал в коляске только мишку, то теперь в игре с каждой из этих игрушек будет

использовать оба действия.

 В раннем возрасте дети быстро теряют интерес к игрушке, сюжету игры. Поэтому показать новые игровые действия со знакомыми игрушками, помогая усложнять содержание игры. Например, Ярослав катался на лошадке, оставил ее и стал наблюдать за детьми, которые что-то строили из крупного строительного материала. Через некоторое время снова вернулся к лошадке, но не знал, что с ней делать. Здесь можно предложить мальчику построить для лошадки заборчик, попросить кому- либо из детей помочь ему возить кирпичики, а потом вместе накормить лошадку.

 Таким образом, необходимо не только привлекать внимание к игрушке, но и предлагать сюжет игры, который малыш в дальнейшем будет развивать  сам, а также побуждать к совместной деятельности с другими детьми.

 Прежде всего, необходимо  показывать пример доброжелательного, заботливого отношения к игрушкам, всегда правильно оценивать ситуацию, подсказывать ребенку, как нужно себя вести.

 Обучая умению игры, не забывать следить за тем, чтобы дети соблюдали определенные правила: не разрушать постройку, помогать с кем играет

 Организуя игры «рядом», создавать необходимые условия: предлагалть малышам одинаковые игрушки, действия с которыми они хорошо усвоили.

 Результаты работы покажут, что избранные методы работы оказывают положительные влияние на игровою деятельность детей раннего возраста.

 К двум годам воспитанники будут играть «рядом», использовать игрушки по назначению и самостоятельно убирать их на место. В их действиях будут намечаться элементы сюжетно – ролевой игры.

   

Детям 3-4 лет необходимо:

 -одушевлять игровые персонажи.

 -использовать различные сюжеты

 -осуществлять превращения одних предметов в другие.

 Детям 4-5 лет необходимо:

 -принимать нужную роль и действовать в этой роли.

 -заинтересовывать детей ролями.

 Ведущий тип Игровые приёмы

 Первая младшая –это предметно-манипулятивная,. внесение дидактических игрушек

 Вторая младшая – это сюжетно-ролевая на стадии игрового действия, использование дидактических игрушек. Игровая мотивация при закреплении навыка.

В качестве приёмов организации игровых отношений выступают

 Смена ролевых позиций ребёнка в игре.

 Создание игрового сотрудничества (переход то игры «рядом», к игре «вместе») .

 Ориентация детей на чувства и переживания за игровых персонажей

 Создание средствами игры повышенной напряжённости (в сюжет вносится драматизм, требующий оказания помощи персонажам) .

 Для организации партнёрских отношений используются следующие приёмы

 Совместное обсуждение сюжета игры (планирование) .

 Обсуждение начального замысла игры (каждый из детей, может побывать, как на основных, так и на второстепенных ролях) .

Из этого следует

 - первый принцип организации сюжетной игры  для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослый должен играть вместе с детьми.

 -второй принцип организации сюжетной игры: взрослый должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развёртывать игру особым образом, так, чтобы детьми сразу открылся и усвоился новый, более сложный способ её построения.

 -третий принцип организации сюжетной игры: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо формирование игровых умений. Ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснения его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

 В педагогическом процессе по отношению к игре необходимо различать две тесно связанные ситуации;

 1) формирование игровых умений в процессе совместной игры  с детьми, где взрослый является играющим партнёром;

 2) формирование самостоятельной детской игры, в которую взрослый непосредственно не включается, а лишь обеспечивает условия для её активизации и использования детьми уже имеющихся в арсенале игровых умений.

 На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен включать формирование игровых умений в совместной игре взрослого с детьми и создания условий для самостоятельной игры дошкольника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление и презентация на тему "Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ "(с учётом ФГТ).

В данном выступлении раскрыта роль сюжетно - ролевой игры на современом этапе. её отражение в нормативных документах. Дан сравнительный анализ двух подходов к организаци и руководству сюжетно ролевой ...

Особенности педагогического руководства сюжетно - ролевой игрой в разных возрастных группах ДОУ

Развитие дошкольника осуществляется в различных видах деятельности: познавательной, элементарной трудовой, изобразительной, коммуникативной. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является ...

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах  Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиватьс...

Статья на тему "Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах"

В статье раскрываются направления деятельности педагога по развитию театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах....

Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах

Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побуждать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал...

Консультация для педагогов «Организация театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах»

1. Формы организации театрализованной деятельности Выбирая материал для инсценировки, нужно отталкиваться от возрастных возможностей, знаний и умений детей, обогащать их жизненный опыт, побу...

Развитие речи ребёнка на разных возрастных этапах

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начин...