Дети с ЗПР
статья на тему

Кривцова Наталья Александровна

В статье описаны причины, виды, симптомы и признаки отставания детей в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_s_zpr.docx14.85 КБ

Предварительный просмотр:

                    Дети с ЗПР
Задержка психического развития, сокращенно ЗПР, являет собой отставание в развитии от принятых для определенного возраста норм. При ЗПР страдают отдельные когнитивные функции – мышление, память, внимание, эмоциональная сфера.
Причины отставания в развитии
ЗПР может возникнуть вследствие различных причин, условно их можно разделит
ь на биологические и социальные.
К биологическим причинам относятся:

поражения ЦНС в период внутриутробного развития: травмы и инфекции во время беременности, вредные привычки матери, гипоксия плода;
недоношенность, симптомы желтухи;
гидроцефалия;
пороки развития и новообразования головного мозга;
эпилепсия;
врожденные эндокринные патологии;
наследственные заболевания – фенилкетонурия, гомоцистинурия, гистидинемия, синдром Дауна;
тяжелые инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит, сепсис);
заболевания сердца, почек;
рахит;
нарушение сенсорных функций (зрения, слуха).
К социальным причинам можно отнести:
ограничение жизнедеятельности малыша;
неблагоприятные условия воспитания, педагогическая запущенность;
частые психотравмы в жизни ребенка.
Симптомы и признаки отставания в развитии
Признаки ЗПР можно заподозрить, обратив внимание на особенности психических функций:
Восприятие: замедленное, неточное, невозможность сформировать целостный образ. Дети с задержкой психического развития лучше воспринимают информацию зрительно, нежели на слух.
Внимание: поверхностное, нестойкое, кратковременное. Переключению внимания способствуют любые внешние стимулы.
Память: преобладает наглядно-образная память, мозаичное запоминание информации, низкая мыслительная активность при воспроизведении информации.
Мышление: нарушение образного мышления, абстрактное и логическое мышление только при помощи педагога или родителя. Дети с ЗПР не могут сделать выводы из сказанного, подытожить информацию, сделать заключение.
Речь: искажение артикуляции звуков, ограничение словарного запаса, трудности в построении высказывания, нарушение слуховой дифференциации, задержка речевого развития, дислалия, дислексия, дисграфия.
Психология детей с задержкой психического развития
Межличностное общение: дети без отклонений в развитии общаются с отстающими малышами редко, не принимают их в игры. В группе сверстников ребенок с ЗПР практически не взаимодействует с окружающими. Многие детки предпочитают играть отдельно. На уроках дети с ЗПР работают в одиночестве, сотрудничество бывает редко, общение с другими ограничено. Отстающие дети в большинстве случаев общаются с детьми младше себя, которые лучше их принимают. Некоторые малыши вовсе избегают контакта с коллективом.
Эмоциональная сфера: дети с ЗПР эмоционально неустойчивы, лабильны, внушаемы и несамостоятельны. Они часто пребывают в состоянии тревоги, беспокойства, аффекта. Им присущи частые смены настроения и контрастность в проявлении эмоций. Может наблюдаться неадекватная жизнерадостность и подъем настроения. Дети с ЗПР не могут охарактеризовать свое эмоциональное состояние, затрудняются при идентификации эмоций окружающих, часто бывают агрессивными. Таким детям присуща заниженная самооценка, неуверенность, привязанность к кому-то одному из сверстников.
В результате проблем в эмоциональной сфере и сфере межличностных отношений дети с ЗПР часто предпочитают одиночество, они разуверены в себе.
Виды ЗПР
Согласно классификации К. С. Лебединской по этиопатогенетическому принципу ЗПР бывает следующих видов:
Задержка развития конституциональной этиологии – неосложненный психофизический инфантилизм, при котором когнитивная и эмоциональная сфера находятся на раннем этапе развития.
ЗПР соматогенной этиологии – возникает вследствие тяжелых заболеваний, перенесенных в период раннего детства.
ЗПР психогенной этиологии – является результатом неблагоприятных условий воспитания (гиперопека, импульсивность, лабильность, авторитаризм со стороны родителей).
ЗПР церебрально-органической этиологии.
Осложнения и последствия ЗПР
Последствия ЗПР больше отражаются на психологическом здоровье личности. Если проблема не корректируется, малыш продолжает отдаляться от коллектива, у него снижается самооценка. В будущем социальная адаптация таких детей затруднительна. Вместе с прогрессированием ЗПР ухудшается письмо, речь.
Диагностика ЗПР
Ранняя диагностика ЗПР затруднительна. Это обусловлено тем, что для подтверждения диагноза необходим сравнительный анализ психического развития ребенка с нормами возраста.
Степень и характер задержки развития определяется коллегиально врачом психотерапевтом, психологом, логопедом, дефектологом.
Психическое развитие включает оценку следующих критериев:
речевое и предречевое развитие;
память и мышление;
восприятие (знание предметов и частей тела, цветов, форм, ориентация в пространстве);
внимание;
игровая и изобразительная деятельность;
уровень навыков самообслуживания;
коммуникабельность и самосознание;
школьные навыки.
Как вылечить ЗПР
Основная помощь детям с ЗПР заключается в длительной психолого-педагогической коррекции, которая направлена на улучшение эмоционально-коммуникативной и когнитивной сферы. Суть ее заключается в проведении занятий с психологом, логопедом, дефектологом, психиатром.
Чтобы избежать ЗПР, нужно придерживаться простых правил:
создать благоприятные условия течения беременности и родов;
создать дружественную обстановку в семье;
пристально следить за состоянием ребенка с первых дней жизни;
своевременно лечить любого рода заболевания у малыша;
заниматься с ребенком и развивать его с раннего возраста.
Немаловажное значение в профилактике ЗПР отводится телесно-эмоциональному контакту мамы и малыша. Объятия, поцелуи, прикосновения помогают ребенку чувствовать себя спокойно и уверенно, ориентироваться в новой обстановке, адекватно воспринимать окружающий мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья

Программа оздоровления часто болеющих детей, ослабленных детей, детей с проблемами здоровья в условиях ДОУ...

Перспективный план по обучению детей грамоте (начальный этап) для детей общего развития и детей с кохлеарными имплантами (средний, дошкольный возраст).

Целью данной деятельности является доступ детей с КИ к качественному образованию в условиях интеграции. Единый тематический речевой материал позволяет  воспитание звуковой культуры ре...

Распределение ролей для организации совместной деятельности детей в дошкольной образовательной организации (педагог-дети, дети-дети)

Педагог должен научить ребенка самостоятельно получать знания, помочь развить познавательный интерес, потребность в получении новых знаний, мотивацию к обучению. Он должен стать субъектом организованн...