буклет «Родителям о мнемотаблицах для развития речи детей с ОНР»
консультация (старшая группа) на тему

Сафарова Зида Азатовна

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация, состоящая из квадратов и дорожек. Работа с мнемотаблицами решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету». К. Д. Ушинскийhttp://images.myshared.ru/17/1039293/slide_9.jpg

        Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. http://steshka.ru/wp-content/uploads/2016/07/Mnemotablicy_po_skazkam_1_28195254.jpg

 Связная речь - главный показатель умственного развития и общего кругозора дошкольников, средство общения со сверстниками, а также необходимое условие успешного обучения в дальнейшем. Нам очень важно научить ребенка выражать свои мысли точно, грамотно и последовательно, выделять главное в своем высказывании. Связная речь это развернутое, связное, самостоятельное высказывание ребенка на определенную тему. Этому необходимо учить дома, на занятиях в детском саду, в свободное время. Чтобы дошкольник имел широкий кругозор, полезно много рассказывать ему, читать познавательные книги, энциклопедии, стихи. Чтобы ребенок научился последовательно высказываться, надо упражнять его в составлении разных рассказов. Ему предлагаются полезные и интересные виды работ. Один из них  мнемотаблица (схема)

Примером может служить всем знакомая фраза «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

1. Развитие памяти, внимания, образного мышления и речи

2. Формирование навыков перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы

3. Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении

 4. Развитие творческих способностей, фантазий

5. Совершенствование лексико грамматических средств языка, звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Родители на начальном этапе могут предложить готовую план схему, а ребенок должен эту схему раскодировать. Для детей младшего возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка зеленая, ягодка красная. Позже изображать персонажей в графическом виде. Например: лиса - из оранжевых фигур (треугольник и круг), медведь - большой круг.

 Дети старшего дошкольного возраста схемы желательно рисовать в одном цвете. Чтобы заучить любое стихотворение и нарисовав графически почти каждое слово, нужно спросить у детей «на что это похоже, что напоминает». http://steshka.ru/wp-content/uploads/2016/07/Mnemotablicy_po_skazkam_6_28195300.jpg

В старшей группе используются мнемотаблицы при отгадывании загадок: Прочитав стихотворение детям, положить перед детьми карточки - мнемотаблицы и дети, глядя на них рассказывают стихотворение, им легче запомнить текст и передать его.

В таблице схематически возможно изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий, то есть можно изобразить все то, что вы посчитаете нужным отразить в данной таблице. Но изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Дети сами любят рисовать и придумывать таблицы. Для этого раздаются листы, разделенные на 6 или 9 ячеек.

Важно проконтролировать, чтобы последовательность событий не была упущена. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Детям очень нравится работать с мнемотаблицами. Красочные персонажи, хорошо знакомые символы дают возможность составить полный описательный рассказ, пересказ, легко заучить небольшие рассказы и сказки. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/1098/000cf55f-19e86ea9/hello_html_m7e98e42b.png Параллельно с этой работой необходимо  использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки. При систематической работе дети учатся самостоятельно думать, четко говорить, принимать решения, быстро и правильно подбирать нужные слова, наблюдать за речью и действиями своих друзей, активно использовать полученные знания в жизни, что поможет им успешно учиться в школе, устанавливать хорошие взаимоотношения со сверстниками. Полезны пересказы интересных эпизодов, рассказов, всей сказки, мультфильмов. Необходимо включать материалы на этические темы с оценкой событий и поведения самих детей. https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/03e3/0009181a-b43e4790/img18.jpgНужно наблюдать за изменениями в природе, находить хорошее и плохое в окружающем мире. Полезно помнить, что для формирования связной речи надо много беседовать с детьми, разнообразить их жизнь, насыщать новыми впечатлениями, сведениями о мире и уделять время для занятий.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД № 10" Г. ПЛАСТА

___________________________________________________________________

457020, Челябинская область, Пластовский район, город Пласт, улица Титова, 5 А

Тел. 8(35160) 2-18-12, е-mail:  mkdouv10svetlyachok@mail.ru

Веб – сайт: http//ds10plast.ru

«Родителям

о мнемотаблицах

для развития  речи детей с ОНР»http://www.2220444.ru/media/zoo/images/14-03-2017-2_779261db856c61ac8842f43d9684b6d1.jpg

Подготовила воспитатель: Сафарова З.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

памятки-буклеты для родителей и детей по ПДД 3 шт.

При составлении памяток использован материал, опубликованный в журнале "Старший воспитатель" (за 2007/09 гг.)...

Буклет "Развитие речи у детей дошкольного возраста с ОНР"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"4386221","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"104","width":"90"}}]]  Развитие речи детей.Несомненно, каждый родитель стре...

Буклеты для родителей "Приобщение детей к чтению художественной литературы"

Художественная литература является основой  инновационной технологии О.А. Бизиковой   "Развитие диалогической речи дошкольников  в игре"и выполняет особую роль:  все игровые методы...

Буклет "Роль театрализованной деятельности детей в развитии речи»

Буклет кратко рассказывает родитилям о роли театрализованой деятельности в развитии речи детей....

Буклет для родителей и детей "Безопасность детей забота родителей"

Буклет для родителей и детей "Безопасность детей забота родителей"...

Буклет "Рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии. Агрессивные дети"

В данном материале представлены рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии (агрессивные дети). Материал может быть использован при работе с родите...

Буклет "Рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии. Конфликтные дети"

В данном материале представлены рекомендации по сопровождению детей, испытывающих затруднения в эмоционально-личностном развитии (конфликтные дети). Материал может быть использован при работе с родите...