"Во что играли наши бабушки?"
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Безденежных Ирина Сергеевна

В современное время дети все больше и больше сидят за компьютером или гаджетами. Чтобы вам и вашим детям было весело проводить время с пользой для здоровья – игры наших бабушек вам в помощь.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vo_chto_igrali_nashi_babushki.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бежит время, сменяют друг друга обитатели детских площадок, но, кажется, у каждого нового поколения остается все меньше коллективных игр - тех, что объединяют, укрепляют чувство команды, дают возможность подружиться ребятам разного возраста. Давайте вспомним, как играли наши бабушки, у которых всего-то и было порой - тряпичный мячик да наскоро срубленные деревянные чурбанчики. А игры были - одна другой интереснее. Ловички, горелки, красочки - очень простые и веселые.

Чтобы пригласить ребят поиграть, громко прокричим «зазывалочку».

Например, такую:

Кто будет играть

        в интересную игру?

       А в какую — не скажу!

       А потом не примем,

       за уши поднимем.

      Уши будут красные,

         до того прекрасные.

Или вот такую:

Тай-тай, налетай,  интересную игру.

         Всех принимаем и  не обижаем,

          А кто опоздает в  небо улетает.

Правила ловичек, или салочек, очень просты: выбираем водящего, который должен догнать и осалить кого-нибудь из разбегающихся по площадке ребят. Первый игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. Есть у этой игры и несколько более сложных вариантов.

Первый вариант: Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за осаленную часть тела.

Второй вариант: Осаленный останавливается и, вытянув руки в стороны, кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы дело пошло быстрее, водящих может быть двое или трое.

Молодежь на Руси очень любила играть в горелки. По всей видимости, в давние времена эта игра обставлялась огнями - отсюда и пошло название.

«Горельщик» становится впереди пар, спиной к играющим, и говорит:

           Гори-гори ясно, чтобы не погасло.

           И раз, и два, и три. Последняя пара, беги!

На слово «беги» пара, стоящая последней, обегает колонну и встает впереди. Водящий же должен постараться опередить одного из бегущих и занять его место. Тот, кому не хватило места, становится водящим и «горит».

Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «четвертая пара» или

«вторая пара». Поэтому всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

Для игры в гусей на площадке на расстоянии 10—15 метров  друг  от друга чертятся    две    линии  -  два   «дома». В одном находятся гуси, в другом - их хозяин. Между «домами под горой» живет «волк» - водящий.

Хозяин и гуси ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства:

  •  Гусиг гуси!
  •  Га-га-га.
  • Есть хотите?
                                  - Да-да-да.
  • Так летите!
  • Нам нельзя.

Серый волк под горой не пускает нас домой.

После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк » их ловит. Пойманный «гусь» становится «волком».

Среди играющих в красочки выбирается водящий - «монах» и ведущий - «продавец». Все остальные игроки загадывают втайне от «монаха» цвета, причем цвета не должны повторяться.

Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах, в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За какой?». Монах (называет любой цвет): «За голубой».

Если такой краски нет, то продавец говорит:

 «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!»

«Монах» начинает игру с начала.  Если названная краска есть, то игрок,

загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет.

Если догнал, - «красочкой» становится водящий, если нет, - игра начинается сначала.

12 палочек - вариант известных пряток.

Для нее нужна дощечка и 12 палочек.  Дощечку кладут на плоский камень или   небольшое бревнышко,  чтобы получилось  подобие качелей.

 Все играющие собираются около этих «качелей». На нижний конец кладут 12 палочек, а по верхнему один из игроков ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. 

 Пока ведущий будет собирать палочки,

 играющие должны успеть спрятаться.

Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется на поиски. Если игрока обнаруживают, он выбывает из игры.

 Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все остальные опять прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены, и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Первый найденный игрок становится водящим.

Говоря о старинных русских играх, нельзя не вспомнить городки (в некоторых областях они называются «рюхи» или «чушки»).

Суть игры состоит в том, чтобы бросками бит выбить из площадки (города) определенное количество различных фигур, составленных из 5 городков. Играющие поочередно делают по две попытки.

Победителем считается игрок или команда, потратившие на выбивание фигур наименьшее количество бит. Длина биты не более 1 м, вес 1,5-2 кг. Бита изготавливается из крепкого дерева (кизила, боярышника, дуба и др.) и для прочности обивается железными кольцами. Городки делаются из любого дерева, их длина - 20 см, а диаметр 4-5 см.

Если под руками нет деревянных городков, это не повод отказываться от интересной игры. На эту роль замечательно подойдут пустые банки из-под газировки.

Фигуры начинают выбивать с кона - дальней линии, на расстоянии 21 м от фигуры. Если выбить хотя бы один городок, оставшиеся выбиваются с полукона - ближней линии, около 15 м от фигуры. В каждой партии может разыгрываться 6, 10 или 15 фигур. Все фигуры, кроме 15-й, строятся на лицевой линии города. Построение городков определяется названиями фигур: звезда, артиллерия, пушка, закрытое письмо, колодец, пулеметное гнездо, часовые, тир, ракета и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Семинар - практикум для воспитателей дошкольных учреждений "Игры в которые играют наши дети"

Практический семинар  для воспитателй дошкольный учреждений о классификации игр, развитии игры на протяжении дошкольного возраста....

"Мы играли, мы играли - наши пальчики устали"

Все эти несложные операции с мелкими предметами заставляют работать  мелкие мышцы  кисти рук и пальцев, что имеет прямое влияние на развитие речи ребенка. Если Вы хотите помочь своему ребенк...

Разработка игры "Наши пальчики играют"

Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулирует творческие способности, фантазию и речь. Развивая точность и ловкость рук, мы укрепляем взаимосвязь между ...

Дидактическая игра "Наши ручки наши ножки"

Дидактическая игра на формирование представлений о пространствеНаши ручки, наши ножки- учить детей определять левую и правую руку, левую и правую ногуХод: дети сидят полукругом на стульчиках, которые ...

Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».

Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детейЗадачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;- собрать и проанализировать материал по данной теме;- за...

Педагогический проект "Играли наши мамы, играли наши папы..."

Педагогический проект для детей старшей группы, срок реализации 3 недели....