Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».
проект (старшая группа) на тему

Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детей

Задачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;

- собрать и проанализировать материал по данной теме;

- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать устойчивый интерес к проблеме;

-познакомить детей с ненецкими национальными играми и игрушками;

- создать презентацию «Игрушки коренных народов Севера».

- воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.

Актуальность данного проекта является в необходимости сохранения игр и игрушек ненцев, их передачи подрастающему поколению, воспитанию толерантности воспитанников нашей многонациональной страны, через изучения всех проявлений культуры народов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с.НЫДА, НАДЫМСКОГО РАЙОНА»

_____________________________________________________________________________________

629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72,

E-mail: cheburaschka_nida@mail.ru

ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП  890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым

Педагогический проект «Игры и игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки (ненцы)».

Автор:

С.В. Салиндер

Воспитатель  МДОУ «Детский сад «Чебурашка» с.Ныда Надымского района»

2018 г.

        

Аннотация

Игра сопровождает человека всю жизнь и у каждого народа есть свои игры и игрушки. народные игры являются традиционным средством педагогики, в них отражается образ жизни людей, и их быт, труд, национальный устои и обычаи.

Игра готовит ребенка к взрослой жизни, способствует приобретению знаний, трудовых навыков. В детстве формируются умы и сердца детей. Именно в детстве закладывается фундамент культурного этнического отношения у тому огромному миру, который нас окружает. Через игру дети ненцев воспитывают детей стойкости, мужественности, быть приспособленными к суровым условиям обитания. Поэтому маленькие ненецкие дети всегда играли с игрушечными оленями, сделанных из деревянного бруска. Также с настоящими нартами, луком и стрелами, но все в уменьшенном виде, чтобы ребенку было удобно воспроизвести свои действия в игровой форме. Так, играя ребенок усваивал навыки традиционных отраслей хозяйства. Мальчики и девочки копировали действия взрослых, играя в пастухов, рыбаков и охотников, в хозяек чума, швей, мастериц, используя настоящие орудия труда – рыболовные снасти, средства передвижения, арканы, стрелы и лук, швейные иглы и нитки.

В основном все игрушки ненцев изготавливаются из природного материала, и не несёт никого вреда для здоровья ребенка.

У юных ненцев игры, связанные с основными видами занятий ненцев – оленеводством, рыболовством, охотой и другими чисто мужским занятием. Почти все мальчики имеют свои миниатюрные арканы и луки, которое им делают отцы, или сами изготавливают под руководством взрослых. В том числе излюбленным развлечением – стрельба из игрушечного лука по мишени, запряжка собак в маленькие нарты и езда на них, набрасывание моделей аркана на воткнутую палку или на концы полозьев нарт.

С раннего возраста девочки играют в куклы. При этом дети, воспроизводят взрослую жизнь, усваивают социальные роли, каждый из которых в игре соответствуют определенная кукла: дедушка (изготовления из носа лебедя), бабушка (нос лебедушки), отец (гусиный нос), мать (нос гусыни), сын (нос полызня), дочь (нос утки).

   Также есть игры, в которые можно играть в помещении – в чуме. Когда на улице непогода – дождь или пурга, дети проводят время в чуме.

Цель: проанализировать роль ненецких игр и игрушек в воспитании детей

Задачи: изучить материалы, содержащие о играх и игрушках ненецкого народа;

- собрать и проанализировать материал по данной теме;

- заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать устойчивый интерес к проблеме;

-познакомить детей с ненецкими национальными играми и игрушками;

- создать презентацию «Игрушки коренных народов Севера».

- воспитывать уважение к жителям коренных национальностей Севера.

Актуальность данного проекта является в необходимости сохранения игр и игрушек ненцев, их передачи подрастающему поколению, воспитанию толерантности воспитанников нашей многонациональной страны, через изучения всех проявлений культуры народов.

Практическая значимость данного проекта является, что собранный, изученный и обработанный материал можно успешно использовать в процессе духовного и нравственного воспитания с детьми дошкольного возраста.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители.

Период выполнения проекта – краткосрочный 2 месяц (ноябрь-декабрь).

Этапы реализации проекта:

     1 этап – Подготовительный

     2 этап – Основной

  1. этап – Заключительный.

1. этап - Подготовительный (1 неделя).

  1. Изучение методической литературы, интернет ресурсов
  2. Создание предметно – развивающей среды в группе.
  3. Организация прогулок, занятий, игр, бесед. Рассматривание рисунков, фотографий о своей малой Родине. Знакомство с литературными произведениям. Использование игр.
  4. Создание условий для изобразительной и продуктивной деятельности.
  5. Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся патриотического воспитания.

      2. этап - Основной этап

  1. Апробация содержания проекта «Игры и игрушки Народов ненцев».
  2. Проведение мероприятий в группе.
  3. Взаимодействие с родителями, направленное на знакомство с проектной деятельностью.

Название мероприятий

Тема

Занятие практикум – «Знакомство с играми народов ненцев»

 

Тыранйко – «На обратной стороне ладошки» играют деревянными палочками, длинной 10-12 см. в количестве 10-12 шт. палочки кладут на ладонь руки и перебрасывают с ладони на обратную ладони и обратно на ладонь. Во время перебрасывания нужно поймать как можно больше палочек; палочки отсчитывают по парам и палочку без пары играющий оставляет себе. Если у играющего все палочки парные, то игра переходит следующему игроку. Выигрывает тот игрок, у которого больше палочек по количеству. Эта игра развивает мелкую моторику.

«Тоба̓ лы» – играют косточками из оленьих копыт. Косточки в количестве 7 штук раскладывают на столе, на ровном месте, игрок производит несколько манипуляций рукой и забрасывает одну косточку вверх в воздух ловит со стола в ладонь все косточки по порядку в ладонь.

«Вывко» – жужжалка – она состоит из дощечки (10*4 см), сквозь  два отверстия в котором продеты нитки из оленьего сухожилия длинной около 25 см., образующие петлю. При скручивании и раскручивании петли, которую держат растянутой двумя руками, дощечка гудит.

Игры в оленей (малоподвижная, её играют  - Игрушечный олень из деревянного брусочка (10см×2 см.) слегка загнутыми лучинками, изображающие рога.

Экскурсия

Целевая экскурсия в музей МОУ Ныдинской школы-интернат с. Ныда – дать знания о том, что краеведческий музей – хранитель подлинных памятников; материальной и духовной культуры нашего поселка; познакомить детей с жизнью наших предков; воспитывать чувство гордости за свой край, любовь к нему, стремление хранить и приумножать его историю.

Работа с детьми НОД

(П/Р-ознакомление с миром природы)

 «Животный мир Ямала» – познакомить детей с дикими животными Ямала, с их повадками и условиями жизни. Расширять представления детей об образе жизни животных в условиях севера. Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающими.

Подвижные игры

«Важенка и оленята», Хаерако – Солнышко, Лахацие”Мана» – По кочкам, Лэ”Мороко” – Птички (Воробушки), Лимбя Няби Нув’Сармик” – Орел и птицы, Ерангода – Караульщик (Пастух), Парнэко – Ведьма, - , «Лахация͗ ͗ мана» - по кочкам, «Яха͗ варувна» - по берегу.

Сюжетно-ролевые игры

 «Нухукова – «игры в куклы» - разыгрывание бытовых тем из жизни взрослых; воспитание доброго отношения к семейным традициям.

«Мядикотавы» - «игры в чум» – в игре участвует 3-4- девочки. Строят 2-3 чума чуть выше роста детей, чтоб можно было войти, постелить постель, попить чай, порукодельничать. Они ходят друг к другу в гости.

«Ёртя» - в рыбную ловлю, во время игры дети учатся забрасывать сетки на палки, привязывать к сетке (понга) поплавки (семпяд), грузило (понгапые). Сетку стараются поставить так как это делают родители на воде

«Тынчангота» - игры в ловлю оленей, при этом мальчики бывают пастухами, а девочки – только оленями. Задача пастуха – поймать оленя, .е. закинуть аркан (тынча). Побеждает тот, кто заарканит больше оленей.

«Ханена» - игра в охотников, стрельба из игрушечного лука по мишени.

Продуктивная деятельность

Творческая мастерская: изготовление оленей и нарты из картона;

- макета чума из подсобного материала;

- ненецкая девочка (пластилинография).

Итоговое мероприятие

Спортивно-игровое развлечения «Путешествие на Север» - пропаганда ЗОЖ и одной из форм подвижной игры – эстафета; развитие физических способностей, таких как, ловкость, быстрота, сноровка; знакомство с национальными видами спорта и ненецкими национальными играми.

Работа с родителями

Привлечение родителей к пополнению предметно-развивающей среды.

Консультации: «Лучшая кукла – самодельная», «История возникновения куклы нухуко»

  1. этап - Заключительный этап работы:

По итогам планируется оформить картотеку ненецких подвижных игр, фотопрезентацию проведенных мероприятий, выставку детских работ по теме.

Ожидаемый результат:

Для детей:

  • Научить устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
  • Сформировать знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени.

Для родителей: принять активное участие в реализации целей и задач проекта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игрушки, в которые играют наши дети

Статья рассказывает: что такое игрушка? Какие они бывают? Несколько советов родителям при покупке игрушки ребенку....

Консультация для родителей «Игры и игрушки, в которые играют дети».

                               «Игры и игрушки, в которые играют дети»....

как играли наши бабушки и дедушки

консультация для родителей...

"Игры и игрушки , в которые играют дети"

Консультация для родителей...

Информационно-социальный педагогический проект ко дню пожилого человека «Наши бабушки и дедушки!» в первой младшей группе

Отсутствие тесного контакта детей со страшим поколением семьи приводит к утрате семейных традиций, разрываются представления о преемственности поколений. Поэтому сегодня актуальным становится поиск пу...

Игрушки, в которые играют наши дети

Каждый из нас помнит свои любимые игрушки. Не обязательно они были самыми красивыми и дорогими, скорее потертыми и изрядно изношенными, но их ценность в наших глазах от этого не уменьшалась. Они дарил...