«Игровая деятельность детей раннего возраста»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Использование и влияние игр на развитие дошкольника

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igrovaya_deyatelnost_detey_rannego_vozrasta.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

   

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение «Кутлу-Букашский детский сад «Дуслык»

Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

«Игровая деятельность детей

раннего возраста»

                                                             

 Выполнила:

                                                              Сибгатуллина Г.Р. –воспитатель

I- кв. категории.

2017 г.

   Игра – наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений и знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся  потребность  в общении.

Актуальность. Раннее детство – особый период в жизни человека. Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, и многие другое. При чём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого.

Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако, эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.

  Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка до 3 лет является   предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводятся игры, игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в практической деятельности.

Уже с первых лет своей жизни ребенок должен уметь играть. Речь, память, способность концентрироваться, внимание, наблюдательность и мышление развиваются именно в играх, а не в процессе обучения.

Не маловажным в играх для детей являются правила, в игре ребенку объясняют, что существуют особые правила, которые определяют, как можно и как нельзя играть, как надо и как не стоит себя вести. Привыкая с детства к игре по правилам, ребенок и в будущем будет стараться соблюдать общественные нормы, а малышу, не выработавшему такой привычки, будет трудно к ним приспособиться, и он может не понять, зачем придерживаться таких строгих ограничений.

В игре у ребенка раскрываются те его возможности, которые еще не реализуются в реальной жизни. Это как бы взгляд в будущее. В игре ребенок бывает сильнее, добрее, выносливее, сообразительнее, чем во многих других ситуациях. И это естественно. Ребенок должен обязательно соотносить свои желания с желаниями других детей, иначе он просто не будет принят в игру. Он может упрямиться с родителями, с воспитателями, но только не с партнерами по игре. Игра формирует у ребенка навыки общения, умение устанавливать со сверстниками определенные взаимоотношения.

Но игра влияет не только на развитие личности в целом, она формирует и отдельные познавательные процессы, и речь, и произвольность поведения. В самом деле, все мы знаем, как ребенку раннего возраста трудно управлять собой, особенно своими движениями, когда необходимо, например, хотя бы несколько минут просидеть на месте или простоять, сохраняя одну и ту же позу. Оказалось, что в игре, выполняя роль часового, дети могут сохранять одну и ту же позу до 9–10 минут. Часто бывает достаточно сказать неуклюжему и упорно не желающему легко двигаться ребенку, что теперь он зайчик и должен прыгать так, чтобы не услышала лиса, как все его движения становятся легкими, мягкими, тихими.

Таким образом, мы видим, что игра не является изначально присущей ребенку. Она сама представляет собой продукт развития общества. Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания, тем самым являясь мощным средством воспитания и  развития ребенка.

    Ранний  возраст – первоначальный этап усвоения общественного опыта. Ребенок раз- вивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра для ребенка  наиболее доступный вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру мышления ребенка, эмоциональности и  активности. Подражая в игре труду взрослых, их  поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечты о том, чтобы самим стать такими же взрослыми, лечить больных, учить детей, водить автобус. В игре обнаруживаются переживания ребенка и  отношение к жизни.

Таким образом, закономерно, что  в жизни  ребенка  игра появляется  на  самых  ранних стадиях его развития. К игре детей побуждает стремление знакомиться с окру- жающим  миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять  свои  мечты.

Игровая деятельность проходит длинный путь развития. Элементы  игры впервые появляются в младенческом возрасте, со временем складываются  ее высшие формы, в частности сюжетно – ролевая игра. Зарождается игра как предметно – игровая  деятельность. Игре с эле- ментами воображаемой ситуации предшествуют этапы игры младенца: ознакомительный и отобразительный.

Во второй  половине второго года  жизни расширяется сфера взаимодействия  ребенка с окружающим  миром. Нарастает потребность ребенка в совместной деятельности со взрослым. Наблюдая мир взрослых, ребенок  выделяет их действия. Опыт, приобретенный в действиях с игрушками и в повседневной жизни, дает ребенку возможность отображать действия  взрослых с предметами в соответствии с принятым в обществе  назначением

 Таким образом,  действие становится условным, а его результат  воображаемым. Ребенок  переходит  к  сюжетно – отобразительному  этапу  развития  игры  

На третьем году жизни ребенок  начинает  стремиться к реализации  игровой цели. Описанные выше действия приобретают определенное значение: кормит куклу, чтобы накор- мить ее обедом. Действия постепенно обобщаются и становятся условными. ребенок  некоторое время качает  куклу и, считая, что  она уже спит, переходит к другому игровому действию – укладывает ее в кровать. Ребенок  постоянно  сравнивает свои действия с действиями  взрослого. Важно, что  возникновение  игровых целей  возможно только  в том случае, если  у  ребенка  сложился  образ   взрослого  и  его действий

В сюжетно – отобразительной  игре дети передают не только отдельные действия, но и элементы поведения взрослых в реальной жизни. В играх   детей появляется «роль в действии».

По мере  усложнения игровых  действий  происходит и  усложнение  сюжета  игры. Сначала сюжеты описывают действия одного персонажа с определенными  предметами  в одной или нескольких последовательно сменяющихся ситуациях. Затем  сюжеты  включают   несколько  персонажей с  набором   определенных  связей. И  уже  к  концу  третьего года жизни в  играх  детей  наблюдаются  такие сюжеты, в  которых  наряду с набором   действий   существуют   и  некоторые  отношения   между  персонажами. Развиваются  взаимоотношения детей в игре. Происходит становление  их  игрового  взаимодействия.

Таким  образом, уже на  третьем  году  жизни складываются предпосылки сюжетно – ролевой игры, которая  будет интенсивно  развиваться на  протяжении  всего  дошкольного  детства.

Сюжетно – ролевая  игра  имеет  социальную природу и строится на  все  более расширяющемся  и усложняющемся  представлении ребенка о жизни  взрослых. Новой сферой действительности, которая осваивается ребенком  в этой игре, становятся мотивы, смыслы жизни и деятельности взрослых. Поведение ребенка в игре соотносится с  образом другого человека. Ребенок встает на точку зрения разных людей и вступает с другими играющими  в  отношения,  отражающие  реальное   взаимодействие   взрослых .

Выполнение  роли  протекает с  помощью  определенных  игровых  действий. Освоение разнообразных игровых действий позволяет ребенку  наиболее полно и точно реализовать роль. Постепенно появляются игры в воображаемом  плане, когда ребенок  переходит  от  игры с  реальными  игровыми  предметами  к   игре с  воображаемыми.

Сюжетно – ролевая игра  всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляет ее сюжет. Именно поэтому на протяжении  всего дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры являются любимыми для детей, так как они сами  ежедневно  включены в подобные  отношения, а  значит, имеют  о них  наиболее   полное  представление.

Таким образом, показано, что игра зарождается как предметно – игровая  деятельность, проходя ознакомительный и отобразительный этапы

Таким  образом,  игра является  ведущей  деятельностью детей, и,  эта  деятельность  довольно  разнообразна. Но это разнообразие  не  просто  баловство  для  ребенка – это приятный и занимательный  труд, учение, воспитание.

Сюжетно-ролевая игра в первой младшей группе.

Тема: «Кукла Алсу у нас в гостях».

Программное содержание:

- закрепить знание детей о чайной посуде; умение различать цвет;

- активизировать их речь;

- формировать навыки поведения за столом, общение с гостем; воспитывать приветливость,   заботливость.

Оборудование: кукла, игрушечный стол, стул, скатерть, набор чайной посуды -кукольной  (чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник, сахарница), «сладости».

Предварительная работа: на занятиях «познание» (ознакомление с окру- жающим) дети познакомились с чайной посудой; проводились ситуативные беседы  «Напоим Мишку чаем», «День рождения у Зайки».

Дидактические игры: «Подбери по цвету», « Найди такую - же».

Рассматривание картинок с изображением чайной посуды.

Приготовлено из соленого теста «угощенья».

Ход игры:

Игра проводится в игровом уголке. Дети садятся на поставленные полукругом стулья. Воспитатель сообщает, что кукла Алсу обещала сегодня прийти в гос- ти.

Воспитатель: Как мы встретим Алсу?

Диля: скажем: “Здравствуй!”

Воспитатель: Да, скажем: “Здравствуй, Алсу !”

А как мы предложим Алсу стул? 

Воспитатель ставит стул и говорит: “Садись, Алсу, пожалуйста”.

Раздается стук в дверь. Младший воспитатель вводит большую куклуАлсу. Алсу здоровается.

Дети: Здравствуй, Алсу

Воспитатель:Айдар предложи, пожалуйста, Алсу стул.

Айдар  несет стул и говорит: “Садись, Алсу, пожалуйста!”

Воспитатель: Мы рады, Алсу, что ты пришла к нам в гости. Ребята, давайте угостим Алсу чаем!

Аделя: Алсу, пей чай!

Воспитатель: нужно сказать: “Садись, Алсу, чай пить”.

Аделя повторяет приглашение, Алсу благодарит.

Воспитатель: Альбина, а какую посуду надо приготовить для чая? Правильно, чашку, блюдце, ложечку.

Алмаз, расставь, пожалуйста, посуду на столе. Какую чашку по цвету ты  поставишь?

Алмаз: Красную чашку.

Воспитатель: Камиля какое по цвету блюдце поставишь?

Камиля: Красное блюдце.

Воспитатель: Эльвира налей кукле Алсу чай из синего чайника. (Эльвира наливает) .Эльвира из какого по цвету чайника ты налила чай? (Эльвира от-

вечает)

А чем мы будем угощать куклу?

Дети: Конфетами и печеньем. ( Самира ставит тарелку с угощением перед куклой.)

Кукла Алсу пробует чай, и он ей кажется невкусным.

Воспитатель: Алсу почему тебе не нравится наш чай?

Алсу: Я, люблю сладкий. Он несладкий.

Воспитатель: Дети, а что мы забыли поставит на стол? Правильно, сахарницу. Алмаз, поло- жи кусочек сахара в чашку Алсу. (Алмаз выполняет просьбу воспитателя.) Молодец, Алсу, а сейчас вкусный чай?

Воспитатель обращает внимание детей на то, что в чайный сервиз входит и сахарница – по суда для сахара.

Кукла Алсу благодарит детей за угощенье и приглашает тоже попить чай с конфетами и печеньем. Все дети садятся за стол и «пьют» чай. За столом воспитатель напоминает, какую посуду необходимо приготовить для чая. После чаепития Алсу прощается с детьми и уходит.

«Инновационные подходы к планированию игровой деятельности

детей раннего возраста»

(слайд 1)

(слайд 2)

Ранний возраст имеет огромное  значение для развития ребенка, т.к. именно на этот период приходится наиболее бурное развитие всех психических процессов и личности. А будет ли этот процесс эффективным и качественным в основном зависит от того, как организовано воспитание и обучение ребенка с первых дней его жизни.

(слайд 3)

В соответствии с ФГОС ДО от 17.10.2013 года  при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, работа с детьми должна строиться с учетом принципа интеграции детских видов деятельности; в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; комплексно-тематическим принципом планирования, предполагая реализацию Образовательной программы дошкольного образовательного учреждения в формах, специфических для детей каждой возрастной группы.

Главным видом деятельности в раннем возрасте является предметная деятельность, которая тесно связана с общением и служит предпосылкой для появления самой важной для всего периода детства деятельности - игры. В работе с детьми раннего возраста используются преимущественно игровые, сюжетные и интегрированные формы образовательной деятельности. Обучение происходит опосредованно, в процессе увлекательной для малышей деятельности:

(слайд 4)

-предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

(слайд 5)

-экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и т.д.);

(слайд 6)

-общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;

(слайд 7)

-самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и др.);

(слайд 8)

-восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;

(слайд 9)

-двигательная активность.

Так как одним из самых главных ответственных лиц за осуществление эффективной педагогической работы с момента поступления ребенка в дошкольное учреждение является воспитатель, то именно его деятельность должна быть четко спрогнозирована и скоординирована, особенной при работе с детьми от 1,5 до 3-х лет.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является календарный план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому каждое дошкольное учреждение, разрабатывая Положение о педагогической документации, определяет принципы и структуру планирования.

(слайд 10)

Однако существует несколько важных условий, которые педагогу необходимо соблюдать при планировании:

- объективная оценка содержания работы в момент планирования;

- выделение целей и задач планирования в рабочих программах на определенный период работы (учет темы недели), соотнесение их с Образовательной  программой дошкольного образования, по которой организуется образовательная деятельность в учреждении, с  возрастными особенностями детей и приоритетным направлением деятельности ДОУ;

-четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода, т.е. иметь представление о целевых ориентирах;

-выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Чтобы образовательная деятельность в дошкольном учреждении отвечала требованиям и обеспечивала лучшие условия образования и воспитания, игра должна быть ведущим звеном в организации детской жизни.

(слайд 11)

Если говорить об организации игровой деятельности в I  половине дня, то необходимо помнить, что утро ребенка в группе складывается из многих моментов (приятных и неприятных). Это, прежде всего важная в воспитательном отношении встреча педагога с детьми и расставание с родителями. Поэтому можно использовать такую форму работы, как «утро радостных встреч»- это введение игрового персонажа (в соответствии с комплексно - тематическим планированием) с целью создания комфортной эмоциональной обстановки в группе, персонаж поможет  расположить детей к общению и отвлечь от расставания с родителями.

(слайд 12)

Утренняя гимнастика может быть организована в разных формах:

-игровой  (построенной на подвижных играх, с использованием стихотворного текста)

-сюжетной (с использованием различных сюжетов )

- образной (с использование имитационных игр, подражательных действий).

Особое внимание следует уделить характеру игр после завтрака. Прежде всего, нужно обеспечить условия, чтобы до начала НОД дети могли еще играть не менее 8-10 минут, и те из них, для кого день в детском саду начинается рано, продолжили бы свои игры.

(слайд 13)

Организуя совместные игры после завтрака необходимо тщательно продумать их направление, оно   должно в значительной мере предусматривать характер и содержание предстоящей образовательной деятельности. Если согласно расписанию предстоит НОД по развитию речи, рисованию и другим, что требует сравнительно малоподвижной позы, то и игры должны быть активными и подвижными. В другом случае направление следует придавать играм, если занятия потребуют от детей движений (музыкальное, физкультурное и т. д.). Поэтому руководство играми не может быть оторвано от задач дня, не может идти по шаблону.

(слайд 14)

Согласно режиму дня после непосредственно образовательной деятельности и 2-го завтрака проводится прогулка: с детьми организуют наблюдения, трудовые поручения, работу над основными видами движений, но главная роль принадлежит играм. Длительность периода игры от 1 часа до 1 часа 20 минут. Уже то, что играм отводится столько времени, обязывает отнестись к организации их педагогического процесса с особой ответственностью.

(слайд 15)

Необходимо помнить, что одним из ведущих принципов организации игр на прогулке является сезонность. При отборе подвижных игр и их проведении на прогулке воспитатель должен учитывать то, как одеты дети. Кроме того, требование подвижности игр должно быть индивидуализировано с учетом состояния здоровья детей. Педагоги  выбирают подвижные игры, ориентируясь  на условия, состояние погоды. В холодную погоду игры должны давать достаточную нагрузку, не требовать соблюдения темпа, общего для всех детей, длительной подготовки, большого усилия внимания; они должны быстро согревать детей, давать им  отдых.

Правильная организация игр на воздухе - важный этап развития детей в играх. Дети получают возможность интересно провести два часа на воздухе; смена игр, их разнообразие обеспечивают полноценное развитие ребенка.

(слайд 16)

Педагог должен быть подготовлен к тому, чтобы руководить многими видами игр, направлять детскую самостоятельность в одних видах игр, самому участвовать в других играх, знакомить детей с новой игрой. Если развертывается несколько видов игр, развивающие  задачи становятся разнообразными и индивидуализируются.

(слайд 17)

Вечером можно использовать дидактические, строительные, настольные игры. В них выявляется кругозор ребенка, развивается мелкая моторика пальцев рук, его умственные интересы. Дидактические игры можно проводить индивидуально или с малой подгруппой детей, от 2-3 человек

(слайд 18)

В играх детей со строительным материалом (образовательная область  «Познавательное развитие») развиваются умения самостоятельно сооружать элементарные  постройки, используя полученные ранее навыки конструирования; воспитывать интерес к играм со строительным материалом путем обыгрывания построек.

(слайд 19)

Настольные игры со шнуровкой и застежками, липучками, например  «Помоги ёжику собрать яблоки», «Разноцветная поляна» и др. развивают мелкую моторику, способствуют развитию произвольного внимания, памяти,  навыков самостоятельности.   С помощью данных игр вы можете совершенствовать сенсорные представления ребенка, закреплять понятия цвет, форма, величина

(слайд 20)

Необходимо также сказать о сюжетно-отобразительных играх, которые так любят дети. Они могут быть организованы как в утренние часы, так и во второй половине дня. Наши наблюдения за играми детей показывают, что сюжетно-отобразительная игра занимают до 10-15 минут. В детском коллективе обычно всегда есть дети, которые особенно любят такие игры, они предоставляют возможность получить опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Мы видим, что к концу года дети самостоятельно подбирают игрушки и атрибуты для игры, выполняют игровые действия с предметами. Осуществляют перенос действий с объекта на другой объект. Могут играть, не мешая друг другу, подражать действиям сверстника.

(слайд 21)

Активной должна быть роль воспитателя и в играх-драматизациях. Их можно проводить с небольшим количеством детей, иногда привлекать к ним и  всю группу детей.

В данном виде деятельности у детей прививается интерес  к русским народным сказкам, желание их слушать, дети могут договаривать отдельные слова или фразы, отвечать на вопросы по содержанию сказки, подпевать песенки и манипулировать со сказочными персонажами.

(слайд 22)

В вечерний период предоставляет педагогам широкие возможности развивающей работы с детьми, как с подгруппой, так и индивидуально по автоматизации движений, закреплению различных умений и навыков.

Работа по организации игровой деятельности с детьми третьего года жизни  позволяет нам сделать следующие выводы:

(слайд 23)

Использование игровой деятельности в режиме дня, в непосредственно образовательной деятельности  и в  самостоятельной деятельности, позволит педагогу в непринужденной форме активизировать мыслительные процессы, развивать мышление, память, речь, воображение, воспитывать его инициативу, доброжелательность, трудолюбие.

(слайд 24)

Своевременное изменение игровой среды, подбор игрушек и игрового материала, способствующих закреплению в памяти ребенка недавних впечатлений, полученных при знакомстве с окружающим, а также в обучающих играх, нацеливают ребенка на самостоятельное, творческое решение игровых задач, побуждают к разным способам воспроизведения действительности в игре. Предметно-игровую среду нужно изменять с учетом практического и игрового опыта детей. Важно не только расширять тематику игрушек, но и подбирать их с разной степенью обобщенности образа.

(слайд 25)

При правильном влиянии на формирование игры к трем годам дети начинают увлеченно играть, отображая окружающий их повседневный быт. Они самостоятельно ставят игровые задачи и реализуют их. Для этого ребята используют разные предметные способы воспроизведения действительности: хорошо владеют действиями с сюжетно-образными игрушками, начинают свободно применять в игре предметы-заместители, адаптируются к воображаемым предметным ситуациям, переходят на обозначение и замену предметов и действий словом.

(слайд 26)

Таким образом, на сегодняшний момент рабочая программа – это стратегия построения образовательной деятельности на год, в том числе и игровой деятельности, как ведущего вида деятельности дошкольника. Будем надеяться, что наша стратегия выстроена на перспективу и успех!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая деятельность детей раннего возраста

Игра ведущий вид деятельности дошкольников. Детям надо дать возможность прожить игру, и прожить игру вместе с ними....

«Особенности игровой деятельности детей раннего возраста»

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности. В игре ярко прявляются особенности мышления и воображение ребенка, его эмоциональность, активность, потребность в общении....

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи:  ¢Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)¢Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями, обо...

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Презентация к занятию по развитию речи (младшая группа) по теме: Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки"....

Совместная деятельность по развитию игровой деятельности детей раннего возраста. "В гостях у бабушки".

Цели и задачи:  Расширять ориентировку в окружающем; узнавать животных и птиц, живущих рядом с человеком (кошка, собака, петух)Продолжать знакомить детей с фольклорными произведениями,...

Презентация "Организация игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО"

В презентации рассматриваются основные аспекты организации игровой деятельности детей раннего возраста, и предметно-игровая среда в группе в соответствии с ФГОС ДО на примере конкретной группы. К през...

Адаптация детей от 1,5 до 3 лет. Организация игровой деятельности детей раннего возраста.

Адаптационный проект для детей раннего возраста с 1,5-3 лет учитывает психологические, физиологические и социальные особенности детей этого возраста. В результате осуществления проекта задействованы з...