Сюжетно - ролевая игра
статья на тему

Грязнова Ирина Сергеевна

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.

Замечательный педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.

C:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6582.jpgC:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6571.jpg

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

 Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.

Что такое сюжетно-ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых,  он научится взаимодействовать с другими детьми в игре,  или взрослыми.

Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.

Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить,  или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение.

C:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6569.jpg

Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры  учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.  

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

В игре ребенка данного возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который плохо выполняет  роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игровые группировки. Но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних», примером может служить обособление в  ы детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих: осудить проявление резкости, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования,оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д. В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Я работаю в детском саду  20 лет, с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в  течение дня, как играют, как общаются. Из  наблюдений сделала  вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

Передо мной, как   воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашу группу пришли дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно – ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая   за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия  с каждым ребенком.

Я перед собой поставила следующие задачи:

- научить ребенка играть;

- содействовать объединению детей  в игре;

- тактично руководить выбором игры;

- научить детей соблюдать правила во время игры;

- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

Создание необходимой игровой среды.

Непосредственное руководство играми детей.

  С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, разная посуда, машины быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Если в прошлом году с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются редко, дети стараются улаживать их самостоятельно.

  Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Семья» можно объединить несколько социоролевых игр. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагаю я, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, папа после работы забирает дочку из садика, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов. В такую игру мы можем играть не один день, мы ее растягиваем на два или даже три дня, а затем можем начать все с начала, но дети меняются ролями.

В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствие посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать театральные игры. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснять. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театр связан со сказкой, а благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы.



Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.

Замечательный педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.

C:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6582.jpgC:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6571.jpg

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

 Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.

Что такое сюжетно-ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых,  он научится взаимодействовать с другими детьми в игре,  или взрослыми.

Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.

Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить,  или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение.

C:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6569.jpg

Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры  учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.  

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

В игре ребенка данного возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который плохо выполняет  роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игровые группировки. Но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних», примером может служить обособление в  ы детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих: осудить проявление резкости, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования,оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д. В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Я работаю в детском саду  20 лет, с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в  течение дня, как играют, как общаются. Из  наблюдений сделала  вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

Передо мной, как   воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашу группу пришли дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно – ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая   за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия  с каждым ребенком.

Я перед собой поставила следующие задачи:

- научить ребенка играть;

- содействовать объединению детей  в игре;

- тактично руководить выбором игры;

- научить детей соблюдать правила во время игры;

- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

Создание необходимой игровой среды.

Непосредственное руководство играми детей.

  С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, разная посуда, машины быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Если в прошлом году с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются редко, дети стараются улаживать их самостоятельно.

  Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Семья» можно объединить несколько социоролевых игр. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагаю я, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, папа после работы забирает дочку из садика, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов. В такую игру мы можем играть не один день, мы ее растягиваем на два или даже три дня, а затем можем начать все с начала, но дети меняются ролями.

В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствие посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать театральные игры. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснять. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театр связан со сказкой, а благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы.



Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии дошкольников.

Замечательный педагог и ученый Д.Б.Эльконин говорил: «…игра возникает из условий жизни ребенка в обществе и отражает эти условия…». Его слова сейчас приобретают особую актуальность. Наблюдая за играми  детей, мы замечаем, что они отражают современную действительность: играют не в « Магазин», а в « Супермаркет», не в «Парикмахерскую», а в «Салон красоты» и т. д.

C:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6582.jpgC:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6571.jpg

Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Она имеет большое значение для интеллектуального и социально – личностного развития ребенка, так как игровая ситуация требует от каждого, включенного в нее, определенной способности к коммуникации, так же для уточнения его знаний об окружающем. Игра, как никакая другая деятельность, в силу своей специфики обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

 Детский сад и родители должны помочь ребенку правильно осмыслить новые явления и понятия, новые слова и фразы, познакомить его с социально-предметным миром, различными профессиями, миром духовных и социальных ценностей, чтобы в дошкольном детстве ребенок использовать эти знания в игре, а в будущем он мог легко адаптироваться к действительности.

Что такое сюжетно-ролевые игры?

Сюжетно-ролевые игры – это игры, в которых дети «одевают» на себя роль, передавая ее характер, и действуют по определенному заданному сюжету или же сами создают его. То есть это в некотором роде театральное представление. Дети вживаются в свою роль и ведут себя так, как видят своего персонажа со стороны.

Сюжетно-ролевые игры занимают свое место в жизни ребенка тогда, когда он научится использовать предметы не только лишь по их непосредственному назначению, но и в соответствии с сюжетом игры. В процессе у ребенка появится желание копировать действия взрослых,  он научится взаимодействовать с другими детьми в игре,  или взрослыми.

Изначально сюжетно-ролевая игра проявляется в обычном подражании взрослого ребенком. Малыш самостоятельно пылесосит, варит суп, укладывает игрушки спать, что-то ремонтирует. Через некоторое время ребенок начинает обыгрывать знакомые ему жизненные ситуации: «посещение больницы», «поход в магазин» и т.д.

Далее идет усложнение игры за счет появления сюжета – объединение нескольких ситуаций. Например, сюжетом может быть поездка на природу – сначала ребенок соберет необходимые вещи, после сядет в транспорт, на месте распакует свои сумки, может взять удочку и порыбачить,  или что-то еще в подобном духе. Дети начинают договариваться о правилах игры – развивается деловое общение.

C:\Users\user\Desktop\Чебурашка 21группа\IMG_6569.jpg

Дети постарше легко включаются в сюжетно-ролевую игру, но даже это не означает, что взрослый может оставаться на заднем плане и пустить все на самотек. Если родитель не будет предоставлять ребенку новые ситуации для игры, то ребенок может остановиться в развитии и перестать проявлять самостоятельность. Проявление творчества и самостоятельности в сюжетно-ролевых играх показывает уровень развития мышления ребенка.

Значение игрушки для развертывания самостоятельной игры детьми старшего дошкольного возраста также специфично. Если в игре малышей предметная обстановка определяет сюжет, то старшие дошкольники сами конструируют предметно-игровую ситуацию в зависимости от выбранной темы и намеченного хода игры, подчиняя ее игровому замыслу.

Для ребенка 6-7лет главное уже не в выполнении ролевых действий с помощью игрушек и предметов, а в общении с теми, кто взял на себя другие роли, связанные с его ролью, со смыслом сюжета игры. Это существенно меняет требования к игрушке и заставляет искать ответ на вопрос, какой она должна быть не столько в самой игре, сколько в самой реальной сегодняшней жизни. Это уже не только игры в семью, школу, больницу, но и покорение космоса, сбор урожая, строительство газопровода и т. д.

Таким образом, сюжетно-ролевые игры  учат ребенка согласовывать свои действия с другими участниками игры, примерять на себя различные личностные качества, а так же находить выходы из различных ситуаций. Играя в эти игры, ребенок вырастает творческой и самостоятельной личностью, готовой к решению жизненных ситуаций.  

Основное содержание игры детей подготовительной группы детского сада - отражение отношений и взаимодействий взрослых друг с другом. Тематика игр может быть разнообразной. Она определяется не только непосредственным, но и опосредованным опытом детей. Все сюжетно-ролевые игры носят совместный, коллективный характер. Объединения в подгруппы устойчивы. Они строятся или на интересе детей к одним и тем же играм, или на основе личных симпатий и привязанностей. Сюжетно-ролевые игры одного содержания не только длительно повторяются, но и развиваются, обогащаются, существуют продолжительное время.

В игре ребенка данного возраста четко выделяется подготовительный этап: распределение ролей, отбор игрового материала, а также изготовление игрушек-самоделок совместно с воспитателем. Количество вовлеченных в игру увеличивается до 5-7 человек.

Дети подготовительной группы предъявляют более высокие требования к качеству исполнения отдельных ролей, что нередко порождает недовольство детей друг другом и приводит к возникновению конфликтов, например: дети отказываются принять в игру ребенка, который плохо выполняет  роль, появляются постоянные претенденты на главные роли. Возникают и устойчивые игровые группировки. Но при этом возможно образование замкнутых группировок, участники которых неохотно принимают в игру «посторонних», примером может служить обособление в  ы детей: участвуя в сговоре детей перед игрой или беседуя по поводу прошедшей игры, педагог может оценить поведение играющих: осудить проявление резкости, эгоизма, поощрить взаимопомощь, похвалить за интересную выдумку, подсказать новую увлекательную подробность. Беседы воспитателя с детьми должны быть короткими, проходить в живой форме. Они требуют от педагога умения вникнуть в игровой замысел, осмыслить характер ролевых и товарищеских взаимоотношений играющих.

Участвуя в сговоре детей о предстоящей игре, воспитатель должен направлять их внимание на подбор основного игрового оборудования,оказывать помощь в изготовлении недостающего, приучать к элементарному планированию игры, самостоятельной организации игровой обстановки. По ходу игры педагог может давать детям советы, задавать вопросы, привлекая внимание играющих к той или другой стороне игры, и т. д. В подготовительной группе педагог редко берет на себя ту или иную роль.

Я работаю в детском саду  20 лет, с большим интересом наблюдаю за детской игрой: в какие игры дети играют в  течение дня, как играют, как общаются. Из  наблюдений сделала  вывод: в любом возрасте сюжетно-ролевая игра для ребенка – основной вид деятельности, форма организации жизни, средство всестороннего развития. В процессе обучения она является вторичным этапом. В организованной образовательной деятельности и в повседневной жизни дети получают обширные знания об окружающем. Во время игры они учатся самостоятельно применять эти знания в соответствии с ее правилами. Благодаря этому их знания и представления становятся более осознанными, четкими.

Передо мной, как   воспитателем детского сада стоит задача – сплотить детский коллектив, научить детей играть. В нашу группу пришли дети с разными характерами: молчаливые, разговорчивые, драчуны и забияки. Для большинства ребят группа детского сада является первым детским обществом, где они приобретают первоначальные навыки коллективных отношений. Надо научить ребенка жить общими интересами, подчиняться требованием большинства, проявлять доброжелательность к сверстникам. Поэтому я поставила перед собой цель воспитывать это чувство у детей с первых дней пребывания в детском саду и решила использовать для этой цели сюжетно – ролевые игры. Играя с детьми, наблюдая   за играми я выяснила, как дети проявляют себя в них. Это помогло мне наметить конкретные пути взаимодействия  с каждым ребенком.

Я перед собой поставила следующие задачи:

- научить ребенка играть;

- содействовать объединению детей  в игре;

- тактично руководить выбором игры;

- научить детей соблюдать правила во время игры;

- воспитывать чувство доброжелательности, взаимопомощи.

Работу по развитию сюжетно – ролевых игр осуществляю в двух направлениях:

Создание необходимой игровой среды.

Непосредственное руководство играми детей.

  С помощью родителей оборудовали игровую среду. Красивые нарядные куклы, разная посуда, машины быстро привлекли детей, и они начали разнообразно действовать с ними: катать, кормить, укладывать и т. д. Играли и утром и после дневного сна. Важно было, чтобы наши дети научились выполнять несколько взаимосвязанных действий. С этой целью я широко использовала вопросы, подсказывающие новые действия. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Если в прошлом году с большим удовольствием принимали меня в игру, даже уступая мне главные роли, то теперь все главные роли они принимают на себя. Моя роль – это скрытого руководства. Это позволяет детям чувствовать себя взрослыми, «хозяевами» игры. В играх детей появились лидеры, которые «двигают» сюжет. Остальные соглашаются с лидером и обычно подстраиваются. Разногласия случаются редко, дети стараются улаживать их самостоятельно.

  Играя, дети общаются, учатся правильно вести себя в общественном месте. Ценно в игре то, что можно создать сложные ситуации и пробудить у детишек желание помочь друг другу. Например, в игре «Семья» можно объединить несколько социоролевых игр. Очень важны время и место действия. Как и в обычной жизни, любая мелочь сначала продумывается, обсуждается, а затем приводится в исполнение. Сценарий предлагаю я, но в процессе игры что-то может измениться. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама едет на машине на работу, папа после работы забирает дочку из садика, дома хозяйничает «бабушка». Вечером они собираются, пьют чай, беседуют и все вместе едут на автобусе в театр. В театре садятся в зрительном зале, а на сцене дети поют, читают стихи, показывают сказочное представление. Когда концерт заканчивается, все идут домой, ужинают, готовятся к следующему дню. Итак, мы видим сцену из нашей жизни, только у детей все немного приукрашивается, упрощается, сглаживаются острые углы конфликтов. В такую игру мы можем играть не один день, мы ее растягиваем на два или даже три дня, а затем можем начать все с начала, но дети меняются ролями.

В группе созданы условия, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем,  не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствие посторонних слушателей. В этом огромную роль могут оказать театральные игры. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят ребенка перед необходимостью ясно, четко и понятно изъяснять. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Театр связан со сказкой, а благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем.

С помощью таких игр дети учатся умению сравнивать, классифицировать, обобщать, анализировать, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Влияние современных условий на развитие сюжетно-ролевой игры дошкольников. Сюжетно-ролевая игра, как условие социализации дошкольников

  Современные исследования игровой деятельности дошкольников привели к выводу, что игре необходимо учить, сама по себе игра и ребенок в игре без руководства развиваться не будут. С этой це...

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности №9 «Ромашка» Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»

Сюжетно – ролевая игра «Школа» В подготовительной группе компенсирующей направленности  №9 «Ромашка»Сюжетно-ролевая игра «ШКОЛА»Цель: Познакомить дошкольников с сюжетно – ролевой игрой «Школа»...

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе» Конспект по руководству сюжетно-ролевой игры

Проектирование сюжетно-ролевой игры «Поездка на спортивную базу «Здоровейка» в средней группе»Конспект по руководству сюжетно-ролевой игрыАвтор проекта: Лобанова Татьяна Михайловна, ГБОУ Прогимназия «...

Проектирование сюжетно-ролевой игры с детьми дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника»

Задачи:1) расширение представлений об окружающем;2) формирование игровой деятельности:  а/ развивать сюжет  б/ обучение игровым действиям (объединение в игре, взаимодействие по ходу иг...

Мастер-класс для детей и родителей по изготовлению атрибутики для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и сама сюжетно-ролевая игра

Дети с родителями готовят из бросового материала атрибутику для сюжетно-ролевой игры "Морское путешествие" и играют...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...