Консультация для родителей: «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»
консультация на тему

Ламакина Ольга Геннадьевна

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движения пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:                                                  «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Естественно, и вас, родителей, и нас, педагогов, волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие наших детей? Как подготовить их к школе? Кто-то из вас лишь мельком слышал о значимости развития мелкой моторики, кто – то имеет более углубленные знания по этой теме. Наша задача- донести до каждого из вас важность развития руки ребенка. Движение пальцев и кистей рук имеет особое, развивающее воздействие.

На ладони находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательной областью, являясь ее частью. Поэтому уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если развитие пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движения пальцев отстает( ребенок неправильно держит ложку, с трудом справляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Вы можете дома самостоятельно провести эксперимент. Если в 4 года ребенок не умеет доносить в пригоршне воду до лица, не разливая ее, значит, у него отстает в развитии мелкая мускулатура. После 5 лет дети могут изобразить движения « ладонь- кулак- ребро». Если затрудняются, то это говорит об определенных нарушениях. Обнаружив отставания у ребенка, не огорчайтесь, но и не оставляйте все как есть, надеясь, что со временем ваш ребенок догонит сверстников. Ребенку необходима ваша помощь. Займитесь с ним пальчиковой гимнастикой, играми и упражнениями для развития руки. 
   Что дает пальчиковая гимнастика детям? Она способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, развивает у ребенка психические процессы, снимает тревожность. Умелыми пальчики становятся не сразу. Поэтому игры, пальчиковые разминки необходимо проводить ежедневно. Во время занятий учитывайте индивидуальные особенности вашего ребенка, его желание и возможности. Первые неудачи могут вызвать разочарование и даже раздражение. Приступив к занятиям, не забывайте, что вы – самый родной и близкий человек для вашего ребенка.

Развитию кисти и пальцев рук помогает не только пальчиковая гимнастика, но и разнообразные действия с самыми различными предметами.

Попробуйте вместе с ребенком выложить рисунок из семян, орехов, косточек, крупы. Это занятие требует от детей усидчивости, развива6ет фантазию, и самое главное- развивает пальцы рук. Взрослым необходимо контролировать все занятия с использованием мелких предметов.

Возьмите в руки пластилин и слепите, что хотите. Пластилин прикасается к каждой точке ваших пальцев и ладоней, массажирует и стимулирует их.

Работа с бумагой отлично развивает мелкую моторику. Развитию сложных движений и памяти помогает плетение ковриков из бумажных полосок и складывание разнообразных фигурок – оригами.

Упражнения с шестигранными карандашами, крупой, бусинками, орешками оказывает прекрасное тонизирующее действие: можно сортировать крупу, катать крупу между  большим и указательным пальцами, придавливать крупинки поочередно всеми пальцами к столу, стараясь делать вращательные движения, покатать между двух ладоней шестигранный карандаш.

Попробуйте изготовить простейшую поделку из природного материала.

Чем чаще ребенок держит карандаш или кисть в руках, тем легче ему будет в школе выводить первые буквы и слова. Предлагайте задания: штриховать фигуры прямыми и волнистыми линиями, обводить по контуру, продолжить узор.

Пористые губки, резиновые мячи с шершавой поверхностью, резиновые эспандеры прекрасно массажируют и развивают кисти рук.

Очень интересны и полезны упражнения с деревянными и пластмассовыми палочками.

Можно также использовать металлические и пластмассовые конструкторы, цветные клубочки ниток для перематывания. Веревочки разной толщины для завязывания и развязывания узлов. Вязание, бисероплетение.

Для получения максимального «коэффициента полезного действия» упражнения должны быть построены таким образом, чтобы:
- сочетались сжатие, растяжение, расслабление кисти;
- использовались изолированные движения каждого из пальцев.

  Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное воздействие на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи), но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
  Формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся более плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.
  Для детей логопедических групп проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизуется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Сочетание пальцевых упражнений с речевым сопровождением в стихотворной форме позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта.
  Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 10 минут ежедневно (за 2-3 приема), выделив для этого время в занятиях воспитателя. Рекомендуется в этих целях использовать физкультминутки. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальцевую гимнастику стоя, примерно в середине занятий воспитателя, такая гимнастика послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
  Вначале дети испытывают затруднения в выполнении многих упражнений. Поэтому отрабатываются упражнения постепенно и вначале выполняются пассивно, с помощью взрослых.
  Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью и ручным трудом (изготовление поделок из бумаги, картона, дерева, ткани, ниток, каштанов, желудей, соломы и т.д.).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи малышей"

Как вы думаете, почему пальчиковые игры стали популярны в наши дни? ...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцов пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связаны с речевой функцией. Развитие руки и речи у люде...

Консультация для родителей: "Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников "

Пальчиковая гимнастика - эффективный способ развития мелкой моторики. Влияние действий руки на мозг человека было известно очень давно. В головном мозге речевая область расположена рядом с двигательно...

Мастер-класс для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

laquo;Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Пальчиковые игры» являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой дея...

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников"

Консультация для родителей "Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников"...

Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников»

Движение пальцев и кистей рук имеют особое, развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирова...