«Роль игрушек в дошкольном воспитании детей» статья
статья (подготовительная группа) по теме

Верхоглаз Александра Павловна

Современная ситуация в сфере игры и игрушки показывает, что за последние годы изменилось отношение у игрушке, существенно изменился игровой набор ребенка, а также принципы организации игровой среды. Об истории традиционной игрушки, его роли и значения в развитии детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Роль игрушек в дошкольном воспитании детей»

Поскольку ведущей деятельностью ребёнка в дошкольном детстве является игра, то игрушка оказывает существенное влияние на становление его картины мира. 

Ее влияние на внутренний мир детей волнует родителей и педагогов. Сегодня психологи и педагоги, поднимая вопрос о кризисе детской игры, отмечают существенное изменение современной игрушки.

Министерством образования Российской Федерации было разработано Письмо Минобразования РФ от 17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях».

В целях защиты интересов детей специалистам дошкольных учреждений рекомендовано активизировать работу с родителями в следующих направлениях: пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными; разъяснять негативные воздействия отдельных видов игрушек; консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при взаимодействии взрослого и ребенка в условиях семьи. Современная ситуация в сфере игры и игрушки показывает, что за последние годы изменилось отношение к игрушке, существенно изменился игровой набор ребёнка, а также принципы организации игровой среды.  Чтобы оценить эти изменения, необходимо познакомиться с историей игрушки.

На протяжении всей истории человечества, игрушка сопутствует ему, выступая в роли помощника и посредника между ребёнком и миром. Традиционная игрушка соединяет опыт   многих поколений. В ней за тысячелетия определена та мера условности, сочетания формы и содержания, размеры, художественная выразительность, которая в современной игрушке утрачена. Традиционная кукла - это образ женщины, заданный  предельно условно. Изначально куклой мог стать любой предмет – полено, две палочки, ветка, пучок травы, лоскут ткани. Важно, чтобы у куклы была голова и тельце.

Тело делается достаточно условно, но обязательно выделяется грудь – символ плодовитости и материнства.

Такая кукла может не иметь ног, даже рук, но голова и грудь должны быть обязательно. (“Без рук, без ног, а цело!”).

 Анализируя игрушки, с которыми дети приходят в детский сад, можно сделать вывод, что современные игрушки, в основном, сохранили традиционный игровой набор. Однако существенно изменился внешний вид, их стало невообразимо больше. Безусловно, новым явлением стали игрушки, изображающие всевозможных монстров, фантазийных существ и других героев мультипликации. Они выпускаются серийно и связаны более с коммерцией, чем с потребностями ребёнка.

В современных игрушках нет образа куклы-матери с ребёнком, в то время как в традиционной культуре этот образ один из самых распространённых.

Изучая историю традиционных игрушек, мы не встретим упоминаний о мягкой игрушке.  Не было и игрушек, изображающих хищных животных, – медведей, волков, тем более – динозавров. Образы животных не были уподоблены человеку.

 Игрушка приходит в мир ребёнка от взрослого. В традиционной культуре родитель делает такую значимую игрушку для малыша в его присутствии, одушевляя её, передавая своё отношение. Она рождается на глазах у ребенка.

В традиционной тряпичной кукле избегали изображать лицо, поскольку считали, что кукла может влиять на ребенка. Неумелое изображение  могло напугать его.

Такая игрушка не ограничивает фантазию ребенка и может являть собой образ, которой на данный момент близок ребенку.

 Отсутствие лица не мешает созданию образа. Каждая игрушка неповторима и имеет свой характер. Такая игрушка, сделанная ребенком, являет образ Я, либо идеального друга.

 Кукла-мама это обычно молодая мать с двумя-тремя малышами. Красивая, статная, дородная.  Кукла-мама рождается для того, чтобы стать для ребёнка одновременно и другом, и защитником, и учителем. Она сопровождает ребёнка всё время до вступления во взрослую жизнь, а иногда и после. Часто в традиционной культуре кукла передаётся по наследству от матери к дочери.

 Кукла-девушка. Это образ Я в ближайшем будущем – игрушка для подростков.

Первая игрушка. Такая кукла не имела лица,  кукла-младенец могла не иметь ручек-ножек, а младенческая телесность и беззащитность передавалась в обобщенном виде свивальника. Ребенок, оказываясь в диалоге с такой куклой в наклонной плоскости, находится в верхнем положении, как бы представляется взрослым. Здесь реализуется модель идеальных  человеческих отношений взрослого к ребенку: лечить,  учить, кормить, купать и пр., где ребенок в позиции заботливо ухаживающего взрослого.  

Система воздействия традиционной игрушки на сознание ребенка, была интуитивно найдена, воздействуя на все уровни ощущений — тактильный, визуальный, звуковой. Особое значение имел материал, из которого изготавливались игрушки. К примеру, тряпичная кукла, в отличие от пластмассовой, снимает психологический барьер между ребенком и "миром больших вещей».

Например, в период от 5 до 9 лет – у ребенка идет взаимодействие «Я кукла- мама».

Традиционная игрушка

  • способствует созданию и воссозданию гармоничной детско-взрослой общности;
  • побуждает ребёнка к сотворчеству и сотрудничеству;
  • воспитывает важнейшие духовно-нравственные смыслы – материнство, любовь к семье, заботливость, открытость;
  • оберегает внутренний мир ребёнка, не подавляет его;
  • исключает развитие агрессивности, ранней сексуализации.

Слайд 14. Игрушка – образ человека и именно его она и несет и сохраняет; она так же как и человек может развиваться, изменяться; она теоретически – может быть больше чем просто игрушка, т.к. для ребенка это живое существо; она нейтральна – не агрессивна, не изменяет состояния и не побуждает к действию.

Слайд 15. Игрушка - культурное орудие, посредством которого передается состояние современной культуры, ее направления в движении: к жизни или смерти, процветанию или деградации, к взаимопониманию или отчуждению. С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений.

Современные куклы, особенно бэби-бон,  реборны,  говорящие куклы  и другие, как бы «сами играют с ребенком», манипулируют им, ставя его в позицию снизу, когда несовершенное реальное «Я» заглушает  идеальное «Я» ребенка.

Слайд 16.  Сегодня происходит катастрофическая деформация антропологических смыслов игровой практики детей и игрушки.

Современная игрушка искажает образ человека, трансформирует представление ребенка об «идеальной форме» на всех уровнях его телесно-душевно-духовной сущности.

Слайд 17. Искажение телесности: Анорексия. Пластическая хирургия.

Суицидальные наклонности. Инфантилизация. Утрата позитивного образа взрослого. Утрата образа матери.

Слайд 18. Расшатывание иерархии отношений человека и Бога. Воплощение образов зла. Демонизация образа человека. Профанация сакрального.  Наш биологический вид теряет связь с реальностью в целом.

Сегодня  начинает определяться проблема утраты связи дошкольника с игрушками, несущими образ человека.

В  детском саду появляются дети, которые полностью идентифицируют себя с животными, чаще всего с кошками и собаками.

Они ходят на четвереньках, издают характерные звуки, воспроизводят, порой необыкновенно точно, пластику животных.

Наиболее ярко зооморфное поведение проявляется в игровых ситуациях. Дети организуют сюжетно-ролевые игры, в которых может участвовать вся группа.  Главная цель таких игр точно воспроизводить повадки и пластику зверей.

Анти-игрушка это не просто плохая игрушка: например, некачественно сделанная, грубо раскрашенная, с острыми краями или мелкими деталями.

Анти-игрушка – это специфическое средство информации, пропагандирующее анти-ценности, этим она часто представляет собой опасность для жизни и здоровья детей, либо может причинить вред их нормальному физическому, психическому и нравственно  развитию.

Для общества игрушка это – предмет культуры, посредством которого передается состояние современной цивилизации. Какова культура, таковы и игрушки.

Для взрослого игрушка – это важнейшая составная часть образовательной среды, посредник общения, а также средство обучения,  развлечения и даже  лечения ребенка.

Для ребенка игрушка - это источник радости, предмет для творчества; Кукла – образ идеального человека.

Основные критерии выбора игрушки представлены на слайде, стоит обратить внимание на Педагогические   и Психологические требования - что несет в себе, игрушка, каков ее смысл.

Кроме того, исключительно важный критерий духовно-нравственного смысла игрушки для ребенка, того, какие ценности  она транслирует, способствует ли   она формированию совести, различению добра и зла, стремлению следовать нравственным нормам. Отсутствие этого критерия превращает игрушку в анти-игрушку.

Я предложила детям выбрать любую куклу, с которой они хотели бы поиграть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема статьи: «Роль драматургии в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».

Аннотация:  Статья посвящена роли драматургии  при соприкосновении детей с искусством (театром, литературой ое произведение, детская драматургия,  формирование нравственных чувств, ...

РОЛЬ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГРУШЕК В СЕНСОРНОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА.

ознакомление детей не только с цветом, формой и величиной дидактических игрушек, но и с другими их свойствами...

Статья. Роль музыкального фольклора в воспитании детей младшего дошкольного возраста.

Роль  музыкального  фольклора  в  воспитании  детей младшего  дошкольного возраста....

Роль игры в дошкольном воспитании детей.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, - со всем этим он з...

Статья "Роль современной мультипликации в воспитании детей дошкольного возраста."

laquo;Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества.Без этого он – засушенный цветок».        ...