Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
консультация (старшая группа) на тему

Федосеева Азиза Азизовна

Консультация для родителей:

 

«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

 Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Проблемы наших детей -                    

В наше современное время  дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка  возникает множество проблем.

Проблемы с речью:

  • Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь
  • Бедная речь - Недостаточный словарный запас
  • Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
  • Грамотные вопросы - Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
  • Составление рассказов - Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
  • Не могут логически объяснять  
  • Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
  • Плохая дикция - Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы. Пример: схема описательного рассказа о семье.

 Разучиваем стихи, скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».

Что дома делать надо:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь, обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений

Игра «Увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться, разговаривать.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с  невероятным сюжетом.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Придумай продолжение» 

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка;  трубы -  … губы; ракетка - … пипетка;  сапоги – пироги…

  Почаще  говорите ребенку:

Что бы мы без тебя делали?!

Я радуюсь твоим успехам

Ты очень многое можешь!

Ты самый любимый!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

 Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Проблемы наших детей -  

В наше современное время  дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка  возникает множество проблем.

Проблемы с речью:

  • Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь
  • Бедная речь - Недостаточный словарный запас
  • Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
  • Грамотные вопросы - Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
  • Составление рассказов - Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
  • Не могут логически объяснять  
  • Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
  • Плохая дикция - Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы. Пример: схема описательного рассказа о семье.

 Разучиваем стихи, скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».

Что дома делать надо:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь, обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений

Игра «Увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться, разговаривать.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с  невероятным сюжетом.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Придумай продолжение» 

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка;  трубы -  … губы; ракетка - … пипетка;  сапоги – пироги…

  Почаще  говорите ребенку:

Что бы мы без тебя делали?!

Я радуюсь твоим успехам

Ты очень многое можешь!

Ты самый любимый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.

Проблемы речевого развития, пути исправления, дидактические игры....

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста

Одним из важнейших принципов образовательного процесса по развитию речи у дошкольников  является обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание благоприятных условий для полноценног...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово?Когда начнет активно говорить, как быстро попол...

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста"

В наше современное время  дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы,...

Родительское собрание в старшей группе: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".

Привлечение  родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....