Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»
консультация (старшая группа)

Лейман Наталья Геннадьевна
возраста»
Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1
года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово?
Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?
И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как
плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?
Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?
Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной,
богатой.
Это идеал. А что же получается на самом деле?
Проблемы наших детей -
В наше современное время дети мало проводят времени в обществе
родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими
игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж
дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.
Вот и получается, что с речью ребенка возникает множество проблем.
Проблемы с речью:
Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь
Бедная речь - Недостаточный словарный запас
Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление
нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра
телевизионных передач для взрослых

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей:

«Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переживали за речь? Ждали, когда произнесет первое слово? Когда начнет активно говорить, как быстро пополнится словарный запас?

И сейчас, часто ли мы задумываемся о том, как развита речь ребенка? Как плавно, логично выражает он свои мысли, рассуждает?

 Какой же должна быть речь ребенка к моменту поступления в школу?

Речь должна быть: грамотной, понятной, выразительной, осмысленной, богатой.

Это идеал. А что же получается на самом деле?

Проблемы наших детей -  

В наше современное время  дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы, а уж дома развивающие речевые занятия – это вообще редкость.

Вот и получается, что с речью ребенка  возникает множество проблем.

Проблемы с речью:

  • Односложная - Состоящая из одних простых предложений речь
  • Бедная речь - Недостаточный словарный запас
  • Слова – «паразиты» - Замусоривание речи. Употребление нелитературных слов и выражений. А это результат просмотра телевизионных передач для взрослых
  • Грамотные вопросы - Недоступность грамотно и доступно сформулировать вопрос.
  • Составление рассказов - Неспособность построить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст. (А к школе это умение приобрести просто необходимо)
  • Не могут логически объяснять  
  • Речь не выразительна - Не умеют использовать интонации (выразительность), где-то произнести с выразительной интонацией, где-то с грустью или восторгом, где то в быстром темпе или медленном, выделять главные слова.
  • Плохая дикция - Не выговаривают ребята звуки. Это потом скажется на письме.

Что мы интересного делаем в детском саду, чтобы речь наших детей развивалась в норме?

В первую очередь большое внимание уделяем рассказыванию:

Составлению творческих рассказов

Составлению рассказов по картине, по серии картин

Пересказам

А помогают нам в этом вот такие схемы. Пример: схема описательного рассказа о семье.

 Разучиваем стихи, скороговорки, чистоговорки.

Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?».

Что дома делать надо:

В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью

Во – вторых, как можно чаще общайтесь с ребенком. И если вы заметили, что у ребенка возникают проблемы с речью не бойтесь, обратиться к специалистам (логопеду, психологу, невропатологу, психиатру).

Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное

Игры направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников

Достижению этих целей способствует целый ряд игр и упражнений

Игра «Увеличение - уменьшение»

Вот вам волшебная палочка, она может увеличивать или уменьшать все, что вы захотите.

Игра «Оживи предмет»

Эта игра предполагает придание объектам неживой природы способностей и качеств живых существ, а именно: способности двигаться, думать, чувствовать, дышать, расти, радоваться, размножаться, шутить, улыбаться, разговаривать.

Игра «Измени характер персонажа»

Придумайте сказку с  невероятным сюжетом.

Игра «Разными глазами»

Опишите аквариум с точки зрения его владельца, а потом, с точки зрения рыбки, которая там плавает, и хозяйского кота.

Игра «Придумай продолжение» 

Прочтите начало сказки и попросите придумать, как будут развиваться события в сказке, чем она закончится.

Игра «Как мне повезло»

Придумайте, что могли бы считать везением знакомые вам предметы.

Как мне повезло, - говорит подсолнух, - я похож на солнце.

Как мне повезло, - говорит картошка, - я кормлю людей.

Как мне повезло, - говорит береза, - из меня делают ароматные веники.

Игра «Веселые рифмы»

Подберите к словам рифмы. Свечка - … печка;  трубы -  … губы; ракетка - … пипетка;  сапоги – пироги…

  Почаще  говорите ребенку:

Что бы мы без тебя делали?!

Я радуюсь твоим успехам

Ты очень многое можешь!

Ты самый любимый!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста.

Проблемы речевого развития, пути исправления, дидактические игры....

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста «А как речь – то говорит, словно реченька журчит »

Особенности и проблемы речевогоразвития у детей старшего возраста«А как речь – то говорит,словно реченька журчит »...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста

Одним из важнейших принципов образовательного процесса по развитию речи у дошкольников  является обеспечение эмоционально-психологического комфорта, создание благоприятных условий для полноценног...

Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста. Профилактика речевых нарушений.

Почему мы решили обратить ваше внимание и привлечь вас к проблеме развития речи ребенка?До школы осталось немного времени - 1 год. Все вы знаете, поступая в 1 класс, ребенок проходит собеседование, те...

Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»

Консультация для родителей: «Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста»Вспомните то время, когда ваш ребенок был совсем маленький (около 1 года). Как мы переж...

Консультация для родителей "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста"

В наше современное время  дети мало проводят времени в обществе родителей (всё больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками) и редко слушают рассказы и сказки из уст мамы или папы,...

Родительское собрание в старшей группе: "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего возраста".

Привлечение  родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях....