Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»
консультация на тему

Сидловская Надежда Владимировна

Педагог разъясняет родителям, что означает термин "Инклюзия" и в чём заключается задача инклюзивного воспитания и образования.
А также основные принципы инклюзивного образования, плюсы и минусы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inklyuziya.docx18.73 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол с родителями

 Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»

Форма проведения: круглый стол 

Участники: родители, воспитатели.

Предварительная работа: анкетирование; оформление и подготовка материалов по теме собрания; выставка публикаций, статей об инклюзивном образовании и воспитании;  изготовление буклетов «Инклюзивное воспитание и образование».

Цель: погружение родителей в проблему инклюзивного воспитания и образования.

Задачи:

1.Познакомить родителей с понятием «инклюзивное воспитание и образование»; с основными условиями реализации инклюзивного воспитания и образования.

2.Сплочение родительского коллектива.

План

1 Выступление педагога «Что такое «инклюзивное образование? »

2. Игра «КОМПЛИМЕНТ».

3.  Основные  принципы инклюзивного образования:

4.  Плюсы и минусы инклюзивного образования

5. Заключительный этап.

                                        Основная часть

Уважаемые родители! Разрешите открыть наше мероприятие, посвященное инклюзивному воспитанию и образованию. Термин "инклюзия" в переводе с английского языка означает "включенность". Инклюзивное образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю)

 Мы рады, что вы проявили интерес к этой теме. Чувствуйте себя свободно и активно включайтесь в работу. Ни для кого не секрет, что в нашей стране происходит множество реформ и изменений в сфере политики, экономики и культуры. А также за последний период произошло много изменений и в системе образования. Недавно появилось новое понятие - «Инклюзивное образование».

      В законе об образовании дано следующее определение – это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (гл.1, ст.2, п.27 Закон об Образовании РФ).

Иными словами, это совместное обучение и воспитание в образовательной организации здоровых детей и детей с особенными потребностями и индивидуальными возможностями. Во время  собрания я буду использовать термины «обычные дети» и «особенные дети». Как вы думаете, каких детей можно назвать особенными?

      По мнению специалистов Института, проблем инклюзивного образования к категории особенных детей относятся: дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды.

  Сегодня, как никогда остро стала проблема социализации детей с ограниченными способностями. Многие из них, конечно, посещают специальные коррекционные дошкольные учреждения, где хорошо разработана и налажена методика обучения  и воспитания, но слабо развита социальная адаптация такого ребенка в реальном мире. Эти дети оторваны от общества своих сверстников, они не имеют возможности развиваться, дружить, играть как обычные дети. Как объяснить ребенку, который проводит свое время с ровесниками во дворе, что он пойдет не в тот садик, что по соседству, не в тот, куда ходят все его сверстники, а в специализированный, отличный от других? Именно поэтому, дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются не столько в особом обращении и поддержке, а в большей степени, в реализации своих способностей и достижении успехов, причем не в специализированном дошкольном учреждении, а в обычном. Именно в этом и заключается задача инклюзивного воспитания и образования.

Педагог: для начала давайте поймем, что же это такое «инклюзивное воспитание».

 Игра «КОМПЛИМЕНТ».

       Родители передают  игрушку по кругу и  говорят  друг другу что-то хорошее, приятное. А в ответ на комплимент  друг друга благодарят.

Педагог: скажите, пожалуйста, вам приятно было получать комплименты, слышать о себе что-то хорошее? Вы старались найти плюсы и положительные стороны друг друга. Глядя на вас, и ваши дети будут стараться относится с уважением друг к другу, проявлять сопереживание и милосердие, использовать в речи только добрые теплые слова.

       Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность,  милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

      Дошкольный возраст - это как раз тот период, когда дети не придают значения физическим и психическим недостаткам друг друга.  Они просто не знают или не замечают особенность такого ребенка. А если и замечают, то это совсем не значит, что обычные дети не захотят с ним дружить и играть.  Я хотела бы вам предложить побыть в роли детей и поиграть. Встаньте, пожалуйста, в круг. Сейчас Вам нужно будет бросать друг другу мяч, но говорить вслух, кому вы хотите бросить, нельзя. Вы можете только взглядом дать понять человеку, что именно ему вы хотите бросить мяч (поиграли).

- Скажите, пожалуйста, во время игры вы заметили какую-нибудь разницу между друг другом? Почему? (Ответы). Потому, что  Вы были увлечены игрой. Точно также и дети. В процессе игры, труда, наблюдений, опытов дети увлечены действием. Поэтому они не замечают особенности других детей. Им просто вместе интересно.

        Какие положительные моменты, для обычных  детей, возникнут в процессе общения с особенными детьми?

-Здоровый ребёнок станет добрее;

-Здоровый ребёнок научится помогать другим;

-Здоровый ребёнок получит опыт сочувствия, сострадания;

-Здоровый ребёнок научится быть терпимым;

-Это сблизит педагогов и детей;

-Это расширит представления здорового ребёнка о жизни общества.

 Основные  принципы инклюзивного образования:

1.    Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;

2.    Каждый человек способен чувствовать и думать;
3.    Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть    услышанным;
4.    Все люди нуждаются друг в друге;
5.    Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
6.    Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
7.    Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
8.    Разнообразие усиливает все стороны жизни человека;

Плюсы инклюзивного образования

1.Новый социальный подход к детям с ОВЗ.

2.Приветствует разнообразие.

3.Рассматривает различие между людьми как ресурс, не как проблему.

4.Личностное развитие и социальные навыки.

5.Развитие самостоятельности и самоопределения. 

6.Развивает равные права и возможности вместо дискриминации.

Одним из важнейших плюсов в процессе инклюзивного образования в нашем ДОУ является решение важной проблемы, связанной с воспитанием, как у детей, так и у родителей терпимого отношения к «особым» детям, уважения к ним, внимательного отношения к их проблемам.

Минусы инклюзивного образования

В идеале никаких минусов быть не должно, поскольку инклюзивное   образование  способствует улучшению качества жизни  детей, особенно детей из социально  уязвимых групп и оздоровлению общества в целом. Но, учитывая наши социально-экономические условия и уровень общественного  сознания, инклюзивное образование  в России носит пока экспериментальный  характер.

Заключительный этап.

Педагог рассказывает  притчу:

«Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это же просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

— Да, я не смогу помочь всем, но эту звезду я могу сделать счастливой!

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил ее в море. Потом еще одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной не спасенной души.

             Скажите, пожалуйста, среди вас есть те, кто изменил свое мнение и отношение к инклюзивному образованию, и готовы к появлению особенного ребенка в вашей группе?

       В ходе нашей беседы вы узнали больше об инклюзивном воспитании и образовании. Я надеюсь, что ваши тревоги и некоторые сомнения рассеялись.  Конечно, вопрос инклюзивного образования – это достаточно гибкий и деликатный вопрос. Но каждый из нас может сделать шаг навстречу, протянуть руку помощи, поменять свое отношение к особенным детям.  Каждый из нас по отдельности не сможет помочь детям с ОВЗ, но если мы объединимся, то сможем сделать для этих детей гораздо больше, мы сможем сделать мир вокруг них добрее, а этих детей счастливыми. И это потому, что МЫ ВМЕСТЕ! 

      Я подготовила для вас буклеты. В этих буклетах прописаны основные тезисы инклюзивного воспитания и образования. Возможно, кому-то из вас она поможет более подробно изучить данный вопрос и развеять часть своих тревог и сомнений. А у кого-то из вас возникнут новые вопросы, сомнения, в которых я с удовольствием помогу вам разобраться. Заглянув в буклет, вы сразу освежите в памяти суть нашей беседы. Огромное вам спасибо за активную работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол для родителей Тема: «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ПРАВИЛЬНОЙ И ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ РЕБЕНКА»

Конспект родительского собрания, проведенного ввиде круглого стола. Целью нашего круглого стола было привлечь и научить родителей использовать фольклор в воспитании детей....

Круглый стол для родителей Тема: «Дидактические игры – помощники в обучении детей мерам пожарной безопасности»

Круглый стол для родителейТема:«Дидактические игры – помощники  в обучении детеймерам пожарной безопасности» Цель: -  привлечь  родителей к  совместной ...

Доклад для заседания круглого стола для родителей тема: «Ребенок на пороге школы»

В докладе представлены основные показатели  речевой готовности ребенка к школьному обучению...

Круглый стол с родителями тема: " Играем, речь развиваем"

Игра – главный способ познания мира. Через проигрывание разных сюжетов и ситуаций, ребёнок начинает понимать отношение  между людьми, правила этих отношений. В результате формируется ...

Круглый стол для родителей. Тема: «Виды работ по развитию связной речи у воспитанников с тяжёлыми нарушениями речи».

Формирование связной речи у детей даже при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии – изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имеет место тяжёлое нарушение...

Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»

Круглый стол с родителями Тема: «Развитие инклюзивного образования в ДОУ»...