Родительское собрание - практикум в старшей группе Тема: «Роль семьи в речевом развитии дошкольников»
материал (старшая группа) на тему

Скрыпченко Наталья Михайловна

Привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_rechevoe_razvitie.docx27.23 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 6 «Алёнушка» г. Строитель  Яковлевского района Белгородской области», родительское собрание, воспитатель  Скрыпченко Н.М.

                

Родительское собрание - практикум в старшей группе

Тема: «Роль семьи в речевом развитии дошкольников»

Цель: привлечение родителей (законных представителей) воспитанников к сотрудничеству: совместно решать задачи речевого развития детей.

Задачи: раскрыть значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка. Расширить представление родителей о речевом развитии детей 5-6 лет. Познакомить с речевыми играми для их использования в домашних условиях.

Дата проведения: 28 февраля 2017 года,  17.00.

Участники: родители (законные представители), воспитатели
Форма проведения: практикум с применением  игротренинга.

Ход родительского собрания: 

1.   Организационная часть                                        

Звучит спокойная музыка. Родители проходят и садятся за столы. Педагоги предлагают написать каждому родителю на листочке «Что Вы ждёте от сегодняшней встречи?»

2. Основная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады Вас видеть сегодня на нашем собрании. Оно посвящено теме «Роль семьи в речевом развитии дошкольников»

Речь - это средство человеческого общения, причем главное и основное. Благодаря слову человек общается с другими поколениями, передавая, накапливая, сохраняя опыт человечества. Информацию, которую нельзя передать с помощью органов чувств - понятия, определения, эмоции, обычаи, нравы, - можно передать только с помощью речи. Но речь, не только средство общения, - это главный инструмент мышления. 

Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью - сложный, многосторонний психический процесс. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речевой аппарат - достигнут определенного уровня развития.

     Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: отца, матери, бабушки, дедушки …. Произношение ребенка не развивается самостоятельно, а лишь в результате специального воздействия и помощи взрослых.

Родители должны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не подделываться под детский язык. В разговоре дети используют не только интонацию взрослых, но даже их манеру говорения. Много значит, когда в семье дружные отношения, разговаривают спокойно, вежливо, ласково и ребенок не слышит грубого слова. Взрослые должны самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Требования Стандарта к результатам освоения программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. На этапе завершения дошкольного образования в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Далее педагог знакомит родителей с содержанием образовательной области «Речевое развитие». Данный материал может быть представлен в виде памятки или рекомендаций.

Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи образовательной деятельности с детьми шестого года жизни

1. Развивать монологические формы речи, стимулировать речевое творчество

детей.

2. Обогащать представления детей о правилах речевого этикета и способствовать осознанному желанию и умению детей следовать им в процессе общения.

3. Развивать умение соблюдать этику общения в условиях коллективного

взаимодействия.

4. Обогащать словарь детей за счет расширения представлений о явлениях

социальной жизни, взаимоотношениях и характерах людей.

5. Развивать умение замечать и доброжелательно исправлять ошибки в речи

сверстников.

6. Воспитывать интерес к письменным формам речи.

7. Поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе.

8. Развивать первоначальные представления об особенностях литературы: о

родах (фольклор и авторская литература), видах (проза и поэзия), о многообразии жанров и их некоторых признаках (композиция, средства языковой выразительности).

9. Способствовать развитию понимания литературного текста в единстве его

содержания и формы, смыслового и эмоционального подтекста.

Результаты образовательной деятельности

Достижения ребенка (Что нас радует)

 Ребенок проявляет познавательную и деловую активность в общении со

взрослыми и сверстниками, делится знаниями, задает вопросы.

 Инициативен и самостоятелен в придумывании загадок, сказок, рассказов.

 С интересом относится к аргументации, доказательству и широко  ими пользуется.

 Замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их.

 Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими

словами и понятиями.

 Речь чистая, грамматически правильная, выразительная.

 Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове.

 Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, сочиняет загадки.

 Отвечает на вопросы по содержанию литературного произведения, устанавливает причинные связи.

 Проявляет избирательное отношение к произведениям определенной тематики и жанра, внимание к языку литературного произведения.

 Различает основные жанры: стихотворение, сказка, рассказ, имеет представления о некоторых их особенностях.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и

родителей

 Ребенок не проявляет инициативы в общении со сверстниками.

 Допускает содержательные и смысловые ошибки в пересказах, в самостоятельных рассказах; при рассказывании требует помощи взрослого.

 Пропускает структурные компоненты повествовательного рассказа.

 В творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников).

 Затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью- доказательством.

 Допускает отдельные грамматические ошибки.

 Имеются существенные недостатки звукопроизношения.

 Речь невыразительна.

 Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении слов на слоги.

 Интерес к слушанию литературных произведений выражен слабо.

 Ребенок не может назвать любимых литературных произведений.

 Различает сказку, рассказ и стихи на интуитивном уровне, объяснить их

отличий не может.

3. Практикум с родителями

Давайте, уважаемые родители, сейчас на мгновенье превратимся в детей. Мы вручаем Вам пригласительные билеты в путешествие. Корабль наш называется «Счастливое Детство», а путешествие произойдёт на «Острова Развития Речи». Чтобы наша встреча принесла практическую пользу, предлагаем Вашему вниманию некоторые игры, в которые можно поиграть с ребёнком в свободное время. Даже, если это время от детского сада до дома. Эти игры требуют только времени и желания общаться со своим ребёнком. Итак, давайте поиграем?!

Ситуация 1.

Наблюдая за детьми, замечено, что ответы детей при рассматривании иллюстрации и картинок могут быть разными в зависимости от того, как взрослый формулирует вопрос.

Хорошо, когда вопрос взрослого побуждает ребенка к более полному ответу.

- Предложите, как будут отвечать дети 5-6 лет на следующие вопросы. Выберите наиболее удачный.

- Что нарисовано на картине? (перечислят изображенные предметы)

- Что делают дети на картине? (опишут картину)

- О чем рассказал художник в своей картине? (попытаются истолковать картину)

«Подбери словечко»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения согласовывать прилагательное с существительным.

В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу

Про что можно сказать «свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер); «старый»… (дом, пень, человек, ботинок); «свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть); «старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка); «свежее»… (молоко, мясо, варенье); «старое»…(кресло, сиденье, окно).

«Скажи наоборот»

Цель: расширение словаря антонимов.

Дедушка старый, а внук …

Дерево высокое, а куст …

Море глубокое, а ручеёк …

Дорога широкая, а тропинка …

Перо легкое, а гиря …

Летом нужна летняя одежда, а зимой …

Пирожное сладкое, а лекарство …

Ночью темно, а днем …

У волка хвост длинный, а у зайца …

Хлеб мягкий, а сухарь …

Чай горячий, а лед …

Летом жарко, а зимой …

«Кто кого обгонит?»

Цель: формирование умения правильно согласовывать слова в предложении в винительном падеже.

Всё зависит от Вашей фантазии. Задаём вопрос ребенку: «Кто кого обгонит?»

Заяц и черепаха… (Заяц обгонит черепаху).

Гусеница и змея… (Змея обгонит гусеницу).

Поезд и самолёт… (Самолёт обгонит поезд).

Мотоцикл и велосипед… (Мотоцикл обгонит велосипед).

Человек и машина… (Машина обгонит человека).

«Похожие слова»

Цель: расширение словаря синонимов, развитие умения определять схожие по смыслу слова.

Называем ребёнку ряд слов, и просим определить, какие два из них похожи по смыслу и почему. Объясняем ребёнку, что похожие слова - это слова-приятели. А называют их так, потому что они похожи по смыслу.

Приятель - друг - враг;

Грусть - радость - печаль;

Еда - очистки - пища;

Труд - завод - работа;

Танец - пляска - песня;

Бежать - мчаться - идти;

Думать - хотеть - размышлять;

Шагать - сидеть - ступать;

Слушать - глядеть - смотреть;

Трусливый - тихий - пугливый;

Старый - мудрый - умный;

Бестолковый - маленький - глупый;

Смешной - большой - огромный.

«Два приятеля»

Цель: развитие словаря синонимов.

Придумай слова - приятели к данным словам: крошечный - (маленький, смелый - (храбрый, прекрасный - (красивый).

«Семейная олимпиада»

Цель: уточнение связей прилагательного и существительного, развитие словаря признаков.

В эту игру интереснее играть всей семьёй, а соревновательный азарт будет способствовать интересу у ребёнка к таким играм.

Загадываем любое слово, обозначающее предмет. Каждый из играющих должен подобрать к нему как можно больше слов-признаков, отвечающих на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»(трава (какая она) - зеленая, мягкая, изумрудная, шелковистая, высокая, густая, скользкая, сухая, болотная). Побеждает тот, кто назовет последним слово-признак.

«Два брата»

Цель: развитие словообразования при помощи суффиксов -ИЩ-, -ИК-.

Для этой игры нам понадобятся картинки двух разных человечков.

Предлагаем ребёнку послушать историю о двух братьях.

«Жили-были два брата. Одного звали Ик, он был низкого роста и худенький. А другого звали Ищ, он был толстый и высокий. У каждого из братьев было своё жилище. У Ика был маленький домик, а у Ища - большой домище. У Ика был носик, а у Ища - носище. У Ика были пальчики, а у Ища - пальчища».

Предлагаем ребёнку подумать, что могло бы быть у каждого из братьев в их облике, доме. Если ребёнок затрудняется, можно продолжить дальше, называя предмет только одного из братьев.

Глазик - глазище; ротик - ротище; зубик - зубище; котик - котище; кустик - кустище; шарфик - шарфище; ножик - ножище; коврик - коврище; слоник - слонище.

«Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образование уменьшительных форм прилагательных.

Послушай, как красиво звучит:

Цветок красный, а цветочек красненький.

Далее мы произносим только часть фразы, а ребёнок ее заканчивает.

Яблоко сладкое, а яблочко … (сладенькое).

Чашка синяя, а чашечка … (синенькая).

Груша жёлтая, а грушка … (желтенькая).

Ведро синее, а ведерко … (синенькое).

Солнце теплое, а солнышко … (тепленькое).

Цыпленок пушистый, а цыпленочек … (пушистенький).

Дом низкий, а домик … (низенький).

Морковь вкусная, а морковочка … (вкусненькая).

«Выбери правильное слово»

Цель: развитие мышления, речевого внимания.

Из предложенных слов, обозначающих признаки предмета, предлагаем ребёнку выбрать одно, наиболее подходящее по смыслу.

Подумай и скажи, какое слово подходит больше других?

Весной дует … (жаркий, теплый, знойный) ветер.

На лугу распустились … (зеленые, синие, красные) маки.

Мама взяла в лес … (сумку, пакет, корзинку).

Дед Мороз приходит в гости (осенью, весной, зимой).

Собака живет… (в лесу, в конуре, в берлоге).

Поезд едет по (дороге, воде, рельсам).

4. Заключительная часть

В заключение  я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок по кругу. Все,  кто уже передал клубок, держатся за нить.  Когда клубок возвращается к ведущему,  участники натягивают нить).

Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Я благодарю вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в речевом развитии дошкольников.

В статье идёт речь о сотрудничестве родителей и воспитателей для наиболее эффективного достижения результатов в речевом развитие дошкольников....

Роль семьи в речевом развитии дошкольника 4-5 лет

Цель материала - вооружить родителей практическими советами и рекомендациями по развитию речи ребёнка...

Протокол родительского собрания №3 в старшей группе «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников».

Протокол родительского собрания №3 в старшей группе «Роль семьи в осуществлении здоровьесбережения дошкольников»....

Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"

Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....

Родительское собрание в старшей группе «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 5-6 лет»

Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи: познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошкольного...

Консультация для родителей «Роль семьи в речевом развитии дошкольника 4-5 лет»

Главное направление в развитии речи ребёнка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...