Консультация для родителей «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»
консультация на тему

Кучер Елена Георгиевна

Консультация для родителей «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД  №19

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН

Консультация для родителей

 «Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста»

   Воспитатель:

               Кучер Елена Георгиевна

2018г.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого;

 мы как бы выселяемся из самих себя,

 чтобы поселиться в душу другого человека"»

Сэмлоэл Смайлс.

Представим самую обычную ситуацию: на детской площадке во время игры один из малышей сломал свою любимую игрушку. Кто-то из детей поспешит утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своими делами, а кто-то и вовсе посмеется и даже позлорадствует. Эти три модели поведения наглядно показывают уровень развития эмпатии у детей. Посочувствовать попавшему в неприятную ситуацию ребенку могут далеко не все малыши, и это тревожный знак для родителей, т.к. умение сопереживать — важный социальный навык.

Понимание проблем окружающих необходимо закладывать в ребенка уже лет с трех, потому что именно в этот период происходит первичное становление социальных норм. Если малыш в старшем дошкольном возрасте сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и расстройства товарищей и близких, то велика вероятность, что и в будущем он не будет проявлять должного внимания проблемам других людей.

Давайте немного поговорим, что же такое «эмпатия»?

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим - и обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.

К сожалению, не только у детей, но и у некоторых взрослых, это качество не всегда развито, либо маскируется под каким - нибудь другим качеством. Ведь эмпатия, требует душевных затрат, это душевный труд, понять другого, и поэтому часто, люди вместо того, чтобы понять, идут по более лёгкому пути, ведь легче осудить человека, ведь при осуждении, за его же страдания, проблемы, чем понять его, тем более в нашем, современном мире, насыщенном событиями.

Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, появляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего. А все это крайне необходимо в процессе становления дошкольников как полноценных членов общества.

Как же воспитать в детях понимание к другим людям?

Когда вы знакомите ребёнка с окружающим миром, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Смотри, вот дядя бабушку через улицу переводит. Какой молодец!»,«Вот видишь — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя». Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие — малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение. Также, если ребёнок будет видеть в группе, проявление сочувствия, он будет более терпимее и добрее к другому. Старайтесь при каждом удобном случае напоминать детям о необходимости считаться с другими.

Очень важно, чтобы ребенок рос в атмосфере доброжелательности, доброты, сопереживания к окружающим и окружающей его действительности.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:

- Создайте благоприятную эмоциональную обстановку в семье. Это ключевой момент в формировании адекватного эмоционального восприятия событий ребенком. Если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения.

- Будьте хорошим примером. Проявляйте себя как достойный член общества — помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости. Чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя.

- Благодарите ребенка, когда он вас поддерживает. Хвалите его, когда он сочувствует окружающим. Даже если малыш переживает за птичку на улице — это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения.

- Не ругайте ребенка, если он нарушает нормы поведения. Лучше доступно объясните ему, почему так делать нельзя. Наказания и слишком жесткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у малыша протест.

- Будьте более эмоциональны и открыты с ребенком. Рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь. Так малыш поймет, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями. Важно правильно реагировать на проблемы ребенка — поддерживайте его словом, обнимайте. Это послужит отличным примером для малыша.

- Чтобы научить ребенка сочувствию, необходимо окружить его заботой. Эмоциональный интеллект, прежде всего, формируется под воздействием атмосферы, в которой малыш растет. Естественно, чрезмерная опека не будет эффективной — ребенок в условиях «активной» заботы, как правило, вырастает менее восприимчивым к проблемам окружающих. Поэтому следует соблюдать баланс, который позволит воспитать ребенка с чувством эмпатии.

Помните, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!