Консультация для родителей на тему "Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет"
консультация (младшая группа) на тему

Пестова Елена Владимировна

Данный материал включает в себя показатели сенсорного развития ребенка 2-3 лет, рекомендации и советы родителям по развитию сенсорики у малышей. Может быть использован на родительских собраниях, в консультационном центре детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sensornoe_razvitie_2-3_goda.docx24.89 КБ

Предварительный просмотр:

Сенсорное развитие ребенка 2-3 лет

Ранний возраст чрезвычайно важный и ответственный период психического развития ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многие другое.

В период раннего детства большое значение имеет сенсорное развитие

ребенка. Его целью является обеспечение правильного развития малыша.

Умение получать достоверную информацию через органы чувств это

целая наука, которой ребенок будет обучаться постепенно.

Дети раннего возраста только начинают познавать мир. У них

формируются первые понятия о формах и положении предметов. Малыши учатся манипулировать объектами. Главным условием гармоничного сенсорного развития считается обеспечение разнообразия воздействий. Поэтому взрослые должны постоянно общаться с ребенком и организовывать правильное пространство.  Большое внимание следует уделять проведению занятий и игр  с малышом.

 К двум годам ребенок уже готов для формирования сенсорных качеств. В этот период он начинает развиваться особенно бурно. Дети становятся очень любознательными. Им интересны все окружающие объекты. Малыш формирует представления о запахах, вкусах, звуках и размерах предметов.

Каждый ребенок развивается по индивидуальному маршруту, но есть определенные нормы для того или иного возраста.

Показатели сенсорного развития:

2 года – 2 года 6 мес

-Малыш по просьбе взрослого умеет подбирать разные предметы основных цветов и оттенков;

-Может подобрать предметы разной формы;

-Правильно называет несколько цветов;

-Различает несколько геометрических форм: шары, кубики, кирпичики.

-Разбирается в разных по величине предметах, собирает матрешку: маленькая, средняя, большая;

-Ставит кубики друг на дружку;

-Умеет собирать пирамидку.

2 года 7 мес – 3 года

-Правильно называет четыре основных цвета и несколько оттенков цветов;

-Находит по образцу и просьбе няни предмет нужного цвета;

-Без труда может подобрать геометрические фигуры к заданному образцу;

-Знает и называет геометрические фигуры;

-При выборе предметов для игры может ориентируется на несколько свойств: цвет, размер и форму:

-Последовательно собирает матрешку из 4-6 частей;

-Может собрать пирамидку из 8-10 колечек;

-Называет предметы по величине: большой, средний, маленький;

-Называет фактуру предмета: твердый, мягкий, шершавый, гладкий;

-Собирает башенки по образцу.

Как развивать сенсорику?

Главными направлениями деятельности в этом возрасте является предметная, которая направлена на то, чтобы изучать и овладевать различными способами действий с любыми неопасными предметами.

 Маленьким детям нужно создавать условия, которые позволят им накапливать представления о форме, цвете, величине, расположении предметов. В раннем возрасте у них развивается мелкая моторика, совершенствуются движения. Малыши стараются подражать взрослым, поэтому им нужно показывать, как держать предметы, как рисовать, работать с конструкторами, мозаикой. Преподносить малышам знания об окружающем мире лучше всего в игровой форме, потому что так их можно заинтересовать.

Поэтому знакомство детей с такими сенсорными эталонами как форма, величина, цвет,  пространство,  звук осуществляется  непосредственно  в  игровой деятельности.

Игры способствуют:

-расширению кругозора;

-стимулированию познавательного интереса;

-формированию различных умений и навыков.

Общие советы по сенсорному развитию ребенка 2-3 лет.

  • Обращайте внимание крохи на цвета окружающих его предметов и называйте их вместе с ним
  • Делайте с ним задания,  в которых он должен различать формы предметов. Например, из кучи игрушек отобрать круглые и квадратные.
  • Знакомьте ребенка с геометрическими фигурами и рассказывайте, как в упрощенном виде они называются: шарик, кубик, кирпичик.
  • Наверняка ваш малыш знает, показатели «большой» и «маленький». Покажите и объясните ему, какой предмет имеет «средний» размер.
  • Обращайте внимание своего чада на различие количества групп предметов. Укажите, где игрушка всего одна, где их много, а где мало.
  • Слушайте с крохой разнообразные звуки: знакомьте его со звучаниями музыкальных инструментов, когда гуляете, обращайте его внимание на звуки города — как рычат автомобили, как лают собаки и т. д.
  • Помните, что не нужно требовать от ребенка запоминать и употреблять слова, которым вы его научили. Важно, чтобы он понимал их значение. Со временем он будет их вставлять в свою речь, сам того не замечая.
  • Не забывайте играть с малышом в дидактические игры с предметами. Так он быстрее познакомится со свойствами тех или иных вещей.

Сенсорное развитие ребенка  происходит поэтапно.

ЗНАКОМСТВО С ЦВЕТОМ

Сравнение предметов по цвету (без называния):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении:  Этот кубик такой? Правильно, такой. Нет, не такой!

Зрительное соотнесение – восприятие цвета на расстоянии: Дай такой кубик! Найди такой же по цвету! Взрослый показывает образец цвета и просит ребенка найти предметы или картинки такого же цвета (образец остается у взрослого). Малыш учится воспринимать цвет не только реальных предметов, но также фигур и картинок.

На этих этапах обучения знанию цветов спектра, взрослый не требует знания названий цвета от ребенка и сам называет цвета после выполнения ребенком задания.

 Называние цвета – закрепление представлений о цвете в слове-названии: ребенок не только различает цвета, но и определяет их по названию, а в последующем называет их сам. Взрослый на занятии многократно повторяет названия цветов, побуждая ребенка повторить и запомнить их. Дай красный кубик. А этот кубик какой по цвету? Правильно, синий.

ЗНАКОМСТВО С ФОРМОЙ

Знакомство малыша с формами должно происходить постепенно, изучение начинается с более простых и распространенных форм, в дальнейшем добавляются более сложные и менее распространенные формы. Сначала мы знакомим ребенка с кругом, затем с квадратом и треугольником. Далее можно добавить прямоугольник и овал. Следующий этап – изучение таких форм, как трапеция, полукруг, многоугольник, звезда. Изучение новых форм должно происходить только после того, как усвоен предыдущий этап. С детьми раннего возраста изучаются плоские геометрические фигуры, из объемных геометрических тел можно предложить для изучения шар и куб, а ближе к дошкольному возрасту «кирпичик».

Обучение формам ребенка раннего возраста предполагает постепенное усложнение:

- Первый уровень знакомства с формами – практические действия. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются специальные игрушки – рамки и вкладыши, сортеры. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять форму зависит результат его игры.

- Второй уровень  знакомства с формами – зрительное восприятие формы. На этом этапе ребенка знакомят с эталонами форм – плоскими геометрическими фигурами и объемными геометрическими телами, и их названиями. Также малыш учится воспринимать форму предметов на изображениях.

- Третий уровень  знакомства с формами – запоминание форм и их названий, что требует специальной работы.

ЗНАКОМСТВО С ВЕЛИЧИНОЙ

При изучении на занятиях с малышами признака величины советуем следующую последовательность обучения ребенка умению воспринимать признак величины и сравнивать предметы по величине (этапы изучения величины):

Практическое соотнесение – это сравнение предметов при их непосредственном сближении (приложении, наложении друг на друга): Правильно, такой. Нет, не такой! Таким способом можно сравнивать небольшие по величине предметы и игрушки и их детали. Чтобы ребенок практическим путем выделил форму предметов, используются подходящие предметы – кастрюли разной величины с крышками, большие и маленькие пакеты и т.п., специальные игрушки – вкладыши, пирамидки, матрешки. Действуя с такими игрушками, малыш начинает понимать, что от умения определять величину зависит результат его игры.

Зрительное соотнесение – восприятие величины на расстоянии. Таким способом можно сравнивать по величине предметы и игрушки (не беря их в руки), удаленные предметы (например, те, что видны из окна квартиры или автобуса), или крупные объекты (например, два рядом стоящих дома или дерева, автомобиля). На этом этапе ребенка учат не только сравнивать пары предметов зрительно (на глаз), атакже выстраивать ряды однородных предметов или игрушек в соответствии с признаком величины (матрешки и другие).

Называние – параллельно закрепляем представления о величине в слове-названии: сначала взрослый называет величину предметов, а затем ребенок называет величину и разницу в величине при сравнении самостоятельно.

 ЗНАКОМСТВО С КОЛИЧЕСТВОМ

Знакомство с элементарным количеством целесообразным начинать в рамках сенсорного развития малыша. Под понятием «элементарное количество» мы подразумеваем восприятие количества без пересчета и практическое знакомство с такими понятиями, как: ОДИН, МАЛО, МНОГО, ПОРОВНУ (ОДИНАКОВО), БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ, ПАРА. Знакомство с этими понятиями, еще не являясь собственно математикой, становятся важной предпосылкой изучения математики в дальнейшем.

И, конечно же, нужно доводить начатую игру до результата и обязательно хвалить малыша, чтобы он получил удовольствие от игры и полезный развивающий опыт.

Уважаемые  родители!  Прилагайте  все  возможные  усилия  для  достижения успехов  вашего малыша!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризисы в развитии ребенка"

В консультации представлено описание возрастных кризисов развития детей и приемы общения с ребенком в эти периоды....

Консультация для родителей ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отношения человека к окружающему миру не только понимаются им и проявляются в действиях, но и переживаются в виде эмоций. Эмоции есть одна из форм отражения сознанием реального мира.Сопровождая практи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Консультация для родителей "Раннее речевое развитие ребенка – норма и нарушения"

Данный материал адресован родителям детей раннего дошкольного возраста, поможет им вовремя заметить нарушения   речевого развития мылышей с самого их рождения....

Консультация для родителей " Физкультура в развитии ребенка"

Речь идет об основах здоровья в дошкольном возрасте.Консультация предлогает краткое ознакомление с физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме дня....

Консультация для родителей «Стимуляция речевого развития ребенка с задержкой речевого развития в семье»

Если вашему ребенку невролог написал заключение: задержка темпа развития экспрессивной речи, не нужно паниковать, необходимо проконсультироваться у учителя-логопеда, учителя-дефектолога. На основ...