Проект «Умелые пальчики» (развитие мелкой моторики у детей 3 – 4лет)
проект (младшая группа) на тему

Крошкина Лариса Владимировна

Актуальность:

 Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_umelye_palchiki_2.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Умелые пальчики»

(развитие мелкой моторики у детей 3 – 4лет)

Воспитатель: Крошкина Л.В.

2018г

Вид проекта: познавательный, творческий.
Продолжительность проекта:  среднесрочный.
По количеству участников: групповой.
Участники проекта:
Дети второй младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность:

 Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы. Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга и о психологической готовности ребенка к школе. Развитие мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий. Именно поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста. Кроме того, мелкая моторика взаимодействует с вниманием, воображением, мышлением, памятью и речью ребенка.

Цель проекта: 

Создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1 Формирование произвольных координированных движений пальцев рук, развитие осязательного восприятия (тактильной чувствительности пальцев рук);

2.Формирование практических умений и навыков продуктивной и речевой деятельности;
3. Укрепление физического и психического здоровья детей;

4. Развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, память;
5. Повышение уровня речевого развития детей;

6 .Воспитание нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);
7.  Воспитание и развитие художественного вкуса.

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный этап: Информационно - аналитический (вводно-ознакомительный)

  • изучение научно-методической литературы по данной теме
  • Составление картотеки игр для развития мелкой моторики
  • Подбор наглядно – информационного и консультативного материала для родителей.

2 Практический.

Данный этап содержит практические мероприятия по развитию мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста.

(создание предметно-развивающей среды в группе, изготовление дидактических пособий, проведение занятий, подбор и оформление наглядно – информационного и консультативного материала для родителей, анкетирование)

Методы и приемы работы:

• Массаж кистей рук (массажные шарики, карандаши)

• пальчиковая гимнастика, физкультминутки

• пальчиковые игры со стихами

• пальчиковый театр

• лепка из пластилина с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.)

• нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, ватными палочками,

 конструирование: из бумаги, кубиков.

• различные виды аппликаций

• рисование по трафаретам

• штриховка

• дорисовка (по принципу симметрии)

• дидактические игры

• шнуровка

• игры с мелкими предметами (пуговицы, камушки и т.д)

• изготовление дидактических игр.

3 этап – заключительный 
1. Обобщение итогов работы с детьми и родителями. 
2. Анализ эффективности системы работы по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста 
3.Творческая презентация на педсовете по успешности реализации проекта
4. Выставка детских работ с использованием нетрадиционных методов
рисования и аппликации.

Предполагаемые результаты реализации проекта:

Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук воспитанников до уровня соответствующего данному возрасту.

Овладение разными видами продуктивной деятельности.

Овладение приемами работы с разными инструментами.

Получение удовольствия от творческой деятельности, стремление к познанию окружающего мира.

Родители получат необходимые знания по данной теме.

Вывод:

Прослеживается положительная динамика в развитии мелкой моторики рук детей. Целенаправленная, систематическая
работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует:

 кисти рук приобретают подвижность, гибкость, исчезает скованность движений;

 сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Заключение:

Развитие кисти руки и координации движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности ребенка. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном возрасте. И поскольку общее моторное отставание наблюдается исследователями у большинства современных детей, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать.

Чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук.

Таким образом можно сделать вывод, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит его к успешному обучению в школе

Картотека игр на развитие мелкой моторики:

«Катание по столу, между ладонями карандашей и шариков»
Цель: развивать мелкую моторику.
Детям дают граненые карандаши. Ребенок помещает карандаш между ладонями и вращает, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.

«Игры с пластилином»
Учить скатывать «шарики и колбаски» между ладонями, развивать умение отрезать стекой маленькие кусочки от большого. Формировать координацию движений, развивать умение регулировать силу нажатия на стеку, правильно ее держать, развивать воображение.

«Найди вторую половинку»- разрезные картинки
Учить выделять части предмета и соединять их в целое, развивать зрительную ориентировку, мелкую моторику.

«Шнуровки»- учить вкладывать шнурок в дырочку
Учить продевать шнурок в отверстие по подражанию, образцу, развивать целенаправленность действий и мелкую моторику.

«Пазлы»
Это картинка-головоломка, которую надо составить из отдельных кусочков. Пазлы бывают деревянные, картонные, поролоновые и пластмассовые. Начинать надо с простых пазлов, состоящих из двух-четырех деталей, на каждой из которых изображена узнаваемая часть (нога, голова, лапа, половинка кораблика, самолета, мячика и т.д.

«Игры с бусинками»
Оборудование: бусины, ниточки.
Нанизываем бусинки на ниточки, изготавливая украшение для игры. Нанизываем бусины в определенном порядке, чередуя по форме, цвету, или величине.

«Работа с мозаикой»
Оборудование: мозаика различных видов, образцы выкладываемых фигур.
Выложить несколько рядов из пластинок одного цвета. Выложить рисунок из мозаики, имея перед глазами образец. Составить свой рисунок, основываясь на прошлом опыте.

«Игры с конструктором»
Конструктор – это универсальная развивающая игра. Для малышей подойдут деревянные и пластиковые конструкторы, с небольшими деталями, которые удобно держать в руках и накладывать или соединять друг с другом.

«Игры-с-магнитами»
Игры с магнитами для детей второго года жизни в основном сводятся к прикреплению фигурок на магнитах к разным поверхностям: холодильнику, магнитной доске, металлическим предметам (кружке, батарее, кастрюле и т.д.) или друг к другу.

"Игры с прищепками"
Прикрепляем прищепки к различным предметам: к пластмассовому ведерку, к деревянной палочке, к книжке, к картонным силуэтам (ежика, солнышка,цветочка, елочки и т.п.), к веревке, к ткани и т.д.

«Игры с бумагой и салфетками»
Снежки из бумаги: Покажите малышу, как скомкать лист бумаги (или салфетку) чтобы получился снежок.
Снежинки из бумаги: Предложите ребенку порвать лист белой бумаги (или салфетку) на мелкие кусочки – это будут снежинки.
Секретики: Заверните в оберточную бумагу или фольгу игрушку и предложите малышу развернуть подарок.

«Пальчиковый бассейн»
Ребёнок опускает кисти рук в сосуд с однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, любые мелкие предметы) и в течение 5 – 10 минут перемешивает содержимое. Затем взрослый предлагает сосуд с наполнителем другой фактуры. После нескольких проб ребёнок с закрытыми глазами опускает рук в сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы.

«Рисунок на крупе»
Взрослый берёт яркий поднос и тонким равномерным слоем рассыпает по нему любую крупу. Проводит пальчиком ребёнка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Затем предлагает малышу самому нарисовать несколько произвольных линий. Можно вместе нарисовать какие – нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы.

«Спрячь платочек» 
Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешок) так, чтобы он целиком уместился в кулачке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Умелые пальчики». Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через занятия пластилинографией.

Авторская программа «Умелые пальчики» позволяет организовать конструктивно- художественную деятельность детей 4-7лет, стимулирующую развитие мелкой моторики пальцев рук, внимания, восприят...

Проект «Ловкие пальчики» Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через различные виды деятельности»

Цель: Развивать пальчиковую моторику рук  используя традиционные и нетрадиционные методы.Задачи: •Познакомить  детей с нетрадиционными  методами изобразительной дея...

Прект "Умелые пальчики" (развитие мелкой моторики у младших дошкольников"

Проект "Умелые пальчики" ( развитие мелкой моторики у младших дошкольников)...

"Умелые пальчики". Развитие мелкой моторики младших дошкольников через различные виды деятельности.

laquo;Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем  больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, яр...

"Умелые пальчики. Развиваем мелкую моторику у детей 4-5 лет"

Практико-ориентированная встреча с элементами мастер-класса. Интерактивный подход, сочетание теории и практики, создание условий для непосредственного знакомства с развивающими материалами и техниками...