Тренинг для родителей "Развитие мелкой моторики"
консультация (старшая группа) на тему

Большакова Надежда Александровна

Работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trening_dlya_roditeley.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №34 комбинированного вида Красносельского района

 Санкт-Петербурга

Тренинг

для родителей детей группы компенсирующей направленности

Тема

«Развитие мелкой моторики»

Технологии:

Здоровьесберегающие

Игровые

 Информационно-коммуникативные

Подготовила и провела

Учитель-дефектолог

I квалификационной категории

Н.А.Большакова

Сентябрь 2016г.

Цель:

  • Повышение уровня педагогической компетентности родителей.
  • Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики (самодельные и фабричные игры и пособия)
  • Организация сообщение для родителей по теме: «Развитие мелкой моторики, воспитание здорового, всесторонне развитого и подготовленного к школе ребёнка с использованием современных методик».

Задачи:

  • Донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики.
  • Расширение активного словаря детей.
  • Развитие внимания, мышления, памяти у детей.
  • Развитие общей и мелкой моторики.

Участники:

      Учитель-дефектолог, воспитатель, родители и дети

Материалы на выставке представлены по следующим разделам:

пальчиковый театр;

 – шнуровки;

 – игры;

 – пирамидки и матрешки;

 – книги, пособия, картотеки;

 – волчки.

Технологии:

  • Здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, игры на развитие мелкой моторики, ориентировки в пространстве, глазомера).
  • Игровые (игры и упражнения, создание игровой мотивации).
  • Информационно-коммуникативные (беседа,  просмотр слайдов презентации).

Материал и оборудование:

    Экран, мультимедийный проектор, презентация «Развитие мелкой моторики», карандаши, лист бумаги зеленого цвета, тарелочки на которых находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.

Учитель-дефектолог: Уже доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться, задолго до поступления ребенка в школу

Уровень развития мелкой моторики и координации движения рук – один из показателей интеллектуального развития и, следовательно, готовности к школьному обучению, а так же развитию речи.

Как правило, ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты внимание, память, связная речь. 

Задачу развития мелкой моторики у детей успешно решают систематические занятия, которые включают в себя: пальчиковую гимнастику, упражнения с карандашом, мячами, кольцом, ладошками, с карандашами, с мячами, выполнение фигурок из пальцев, графические навыки, ориентировка в пространстве, ручная умелость, работа с мелким материалом, счетными палочками, фольгой.

Демонстрация презентации «Развитие мелкой моторики»

Учитель-дефектолог: Предлагаем вам сегодня поиграть вместе с детьми.

Пальчиковая гимнастика

Упражнения способствуют развитию мелких мышц пальцев, кисти, подготавливают руку к рисованию, письму.

В ходе занятий детям предлагается поиграть с пальчиками. Такая необычная игровая деятельность вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Учитель-дефектолог:  Рассмотрите предметы, находящиеся на столе.

 – Сегодня мы с вами будем играть с пальчиками, карандашом, фасолью, горохом, счетными палочками.

Приготовьте, пожалуйста, руки (дети и родители  ставят локти на стол, руки в вертикальном положении на небольшом расстоянии друг от друга).

Пальчиковая гимнастика: «В гости к пальчику большому»

Речь

Движения

В гости к пальчику большому

выставить вверх большие пальцы

Приходили прямо к дому

соединить под углом кончики пальцев обеих рук

Указательный и средний

Безымянный, и последний

поочередно называемые пальцы соединяются с большими на двух руках одновременно

Сам мизинчик-малышок

вверх выставляются только мизинцы, пальцы сжаты в кулак

Постучался о порог.

кулачки стучат друг об дружку

Вместе пальчики друзья –

Друг без друга им нельзя.

ритмичное сжатие пальцев на обеих руках

Игра с карандашом

Упражнение №1

 Возьмите не отточенный карандаш, зажмите его между ладонями и потрите. «Пошумим у правого уха, у левого.

Упражнение №2

 Дети поставьте локти на стол. Возьмите карандаш за кончики тремя пальцами правой руки и тремя пальцами левой руки и покрутите его вперед и назад.

Упражнение №3

 Зажмите карандаш в четырех пальцах правой и левой рук в согнутых к ладоням. Наклоните пальцы с карандашами к ладошкам и снова верните их на место.

Упражнение №4

 Дети положите руки на стол, ладошками вверх, зажмите карандаш в четырех пальцах. Согните кисть руки с карандашом и разогните ее.

Упражнение №5

 Возьмите карандаш и зажмите его между указательными пальцами обеих рук. Вот так вот! А теперь вращаем руки с карандашом, то в одну, то в другую сторону.

Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать.

Выполнение фигурок животных из пальцев рук

(Конструируя из пальцев различные предметы и объекты., дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т.д. Родители отгадывают.)

  • Кошка

А у кошки ушки на макушки

Чтобы лучше слышать мышь в ее норушке.

 (Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец подняты вверх). 

  • Зайка и ушки

Ушки длинные у зайки

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

(Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательный и средний пальцы ими шевелить в стороны и вперед).

  • Колокольчик

Колокольчик все звенит –

Языком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палей правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает).

Учитель-дефектолог: При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, фигурки выполняются как левой, так и правой рукой. Все фигурки с небольшим стихотворным сопровождением.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма.

Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то можно усложнить: разыгрывать небольшие сценки, короткие рассказы, с сопровождением построения фигурок их кисти и пальцев рук. При хорошей фантазии детей можно придумывать и рассказывать сказки, которые можно сопровождать фигурками из пальцев рук.

Ориентировка в пространстве и на листе

Ориентировка в пространстве, на листе, в клетке, работа с мелким материалом способствует развитию тактильных ощущений, глазодвигательной координации, что в свою очередь приводит к автоматизации двигательных навыков, глазомера и дает предпосылку к письму.

  • Положите, пожалуйста, перед собой лист бумаги зеленого цвета, пододвиньте тарелочки, на которой находится фасоль белого и черного цвета, счетные палочки.
  • Положите в центр листа, вертикально одну счетную палочку. Слева и справа от нее положите по три палочки с каждой стороны, так чтобы он смотрели вниз.
  • Что получилось? (Елочка)
  • Сколько всего понадобилось счетных палочек для елочки? (Семь)
  • В левом нижнем углу положите черную фасоль, а вокруг нее пять белых фасолей.
  • В правом нижнем углу положите одну черную фасоль горизонтально и одну белую вертикально, друг под другом.
  • Дети, что получилось? (Гриб)
  • В верхнем правом углу положите пять горошин.
  • На что похоже? (Солнце)
  • В каком углу мы не положили ни чего? (В левом верхнем углу)
  • Посмотрите на листок и подумайте, что у нас с вами получилось? (Поляна)

Учитель-дефектолог: Предлагаем вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

Игры с пальчиками

Взрослый рассказывает стихотворение, все поочередно загибает пальчики на правой руке, затем на левой:

Этот пальчик большой -

 Это папа дорогой.

 Рядом с папой - наша мама.

 Рядом с мамой - брат старшой.

 Вслед за ним сестренка -

 Милая девчонка.

 И самый маленький крепыш -

 Это славный наш малыш.

 Вот вся семейка.

Игры с предметами

Прищепки

Нужно научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к любому плоскому предмету, например  к картонке, широкой линейке, тарелке. Из прищепок и картонного круга можно сделать разноцветную ромашку, ежика, кактус. Но сначала проверьте на своих пальцах, чтобы прищепка не была слишком тугой.

Бельевой прищепкой  поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха.

Игры с бусинками, пуговицами

Помогут скоординировать движения обеих рук. Ребёнку предлагаются для нанизывания на верёвочку бусы с дырочками разного диаметра и глубины, что способствует совершенствованию координации системы «глаз-рука».

Игра «Мозаика»

Идея мозаики заключается в составлении из мелких частей целого изображения. Во время игры ребенок постоянно манипулирует деталями, проявляет сообразительность, наблюдательность, терпение и настойчивость.

Картины из круп и макарон

Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чутья и вкуса, пальчиковой моторики.

Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить - получится фантастическая композиция. Чтобы ее выполнить аккуратно, надо иметь умелые и ловкие руки. Макаронные аппликации не только маленькое произведение ребенка, но и способ потренировать мелкую моторику пальцев рук.

Игры – шнуровки

Первые простые шнуровки для малыша можно сделать самостоятельно. Потребуется плотный картон, дырокол и разноцветные шнурки. Проделайте дыроколом несколько отверстий в  картоне. Покажите ребенку, как сквозь них можно  протаскивать шнурок. Пусть малыш потренируется на одной или на двух дырочках. Если ребенку удалось попасть в дырочку, обязательно похвалите его за первый успех. В дальнейшем задания можно  усложнять, создавая с помощью дырокола контур несложного рисунка.

Игры с природным материалом

Можно предложить массаж с использованием сосновых, еловых, кедровых шишек, грецких орехов, фундука

Все эти забавные упражнения требуют совсем немного времени. Основы, закладываемые сейчас, помогут малышу в дальнейшем избежать многих серьезных проблем, в школе и во взрослой жизни.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи» Игровой тренинг для родителей и детей

Работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой мотор...

Игровой тренинг для педагогов "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи"

Игровой тренинг учителя-логопеда для педагогов ДОУ "Развитие мелкой моторики рук у детей с нарушениями речи, как эффективное средство коррекции звукопроизношения"...

Игровой тренинг для родителей и детей «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников с нарушениями речи»

Цель: Повышение  родительской компетенции   в вопросах развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с последующим применением опыта по использованию игр и упражнен...

Тренинг по развитию мелкой моторики у детей младшего возраста

Ознакомление родителей с нетрадиционными материалами для развития мелкой моторики у детей...

Консультация для родителейРазвитие мелкой моторики пальцев рук у детей младшей группы

Развитие мелкой моторики пальцев руку детей младшей группыКонсультация для родителей...