Творческая личность раскрывается с детства.
статья (старшая группа) на тему

Марина Владимировна Лищенко

Само понятие «творчество» подразумевает создание чего-то нового, красивого. Но для взрослого человека важен результат, конечный итог, а для ребенка – сам процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_lichnost_raskryvaetsya_s_detstva.docx21.02 КБ

Предварительный просмотр:

Творческая личность раскрывается с детства

Само понятие «творчество» подразумевает создание чего-то нового, красивого. Но для взрослого человека важен результат, конечный итог, а для ребенка – сам процесс.

Если взрослый берет холст и краски, он заранее знает, какую картину он собирается рисовать. Ребенок же хочет просто рисовать. Он может заявить, что будет рисовать домик, но в процессе создания рисунка нарисованный домик может оказаться в чаще леса, и его не видно за деревьями. Но ребенок-то убежден, что домик там есть.

И если в такой момент заявить малышу, что он маленький обманщик и никакого домика на его рисунке нет, а есть только зеленая мазня, то можно нанести непоправимый вред не только взаимоотношениям с ребенком – можно разрушить его веру в себя, свои силы, убить желание творить.

Подрастая и приобретая творческий опыт и навыки, ребенок сможет заниматься рисованием или лепкой более осмысленно, представляя себе конкретный результат. У малыша, делающего свои первые шаги в творчестве лучше не спрашивать, что он рисует или лепит – чаще всего он и сам этого не знает. Для него важен процесс творения – появление на чистом листе бумаги ярких разноцветных полос, пятен, фигур, возникновение из бесформенного кусочка пластилина бубликов, колбасок или чашечек.

На этапе приобщения ребенка к творчеству участие родителей не просто полезно – оно необходимо.

Когда конкретика во вред

Ребенок – это маленький генератор энергии, который вырабатывает ее в неимоверных количествах. Она не позволяет ему долго сидеть на месте и часто мешает сосредоточенно заниматься одним делом в течение долгого времени. Порой первый творческий опыт – это активная мазня красками по листу или просто раздавливание глины в кулачке.

Нам, взрослым, это может показаться баловством, на самом же деле малыш пытается выразить свое отношение, ощущения, настроение в данный момент.

Наблюдения за воспитанниками детских садов выявили, что многие дети в период адаптации к детсаду просто закрашивают листы бумаги темной краской. Выплеснув таким образом негативный эмоциональный настрой, они вступали в контакт с другими детьми. Спустя три-четыре дня выбор цвета менялся, становясь более радостным.

Приобщение к творчеству можно начинать с самого раннего возраста – как только ребенок сможет осмысленно удерживать в руках карандаш, пластилин или кисточку. Наборы для творчества, предлагаемые сегодня в специализированных магазинах, позволяют найти подходящий комплект для любых занятий.

Не стоит делать упор на одном виде творчества – пусть ребенок попробует свои силы в рисовании и лепке, в аппликации и оригами. Это естественный поиск наиболее интересного для него занятия.

Предоставив малышу свободу действий, родители позволяют ему выбрать то направление, которое отвечает собственному мировоззрению и склонностям малыша. А значит, именно в этой области творческий процесс будет для него наиболее приятен и интересен, а результат – более качественным.

Постепенно увлекаясь творчеством, ребенок научится усидчивости и терпению, ведь заниматься любимым делом можно бесконечно долго. Если же заставлять ребенка рисовать, плести или склеивать поделки насильно, можно выработать у него отвращение к процессу.

О пользе творчества

На самом деле ребенок постоянно занят творчеством. Даже самая простая игра с машинкой или куклой – разе это не сложнейший творческий процесс? Машинка не просто едет по паркету или по ковру – она преодолевает сложнейшую трассу, объезжает препятствия, останавливается на перекрестках. Правда, все эти дороги и повороты видит только ребенок, творя их своим воображением.

Потребность в творческом мышлении, в творческой деятельности заложены в человеке самой природой, а мы зачастую не можем разглядеть талант даже в самих себе, и тем более в собственных детях. Занятия творчеством оказывают мощное влияние на развитие ребенка:

  • помогают познать самого себя, свои склонности и интересы, свой внутренний мир;
  • расширяют кругозор, поощряя стремление к новым знаниям, наблюдениям, анализу окружающего мира;
  • помогают бороться со стрессом, давая огромное количество положительных эмоций;
  • позволяют раскрыть свой потенциал, предоставляя широкие возможности для того, чтобы найти по-настоящему любимое занятие;
  • поддерживают хорошее настроение и позитивное отношение к жизни.

Даже если ребенок, проявляющий способности к рисованию или лепке, не станет впоследствии великим художником и скульптором, эти занятия могут стать для него прекрасным хобби, помогающим справляться с жизненными трудностями.

Творчество для всех и для каждого

Ребенок может заниматься любым видом творчества, но наибольший интерес вызывают у детей прикладные виды искусства. Для того, чтобы юному творцу было проще познакомиться с азами интересного для него направления, получить необходимые навыки, да и просто понять, что ему на самом деле это нравится, рекомендуется предложить ему готовый творческий набор, благо выбор их в сегодняшних магазинах огромен:

  • рисование – для начинающих художников предлагаются наборы красок, фломастеров, мелков и карандашей, позволяющие попробовать себя в самых разных техниках живописи, книжки-раскраски помогут изучить сочетание цветов, схемы для рисования дадут возможность понять методы построения рисунка, кроме того, существуют специальные комплекты, помогающие нарисовать настоящий шедевр – копию картины великого художника с рекомендациями по выполнению (разумеется, такие наборы адресованы ребятам среднего и старшего возраста);
  • лепка – наборы для скульпторов предоставляют самые широкие возможности, лепить можно из пластилина, кинетического песка и других материалов, большой популярностью пользуется глина для лепки и гончарный круг, с помощью которых можно изготовить самую настоящую посуду, а после ее высыхания выполнить роспись яркими красками и подарить изделие маме или бабушке к какому-нибудь празднику;
  • аппликация – такие наборы могут предполагать использование разных техник, для малышей это использование наклеек, которые нужно разместить на предложенной схеме, для ребят постарше задача усложняется, им предлагается вырезать элементы ножницами, а для размещения их на листе использовать клей и кисточку.

Конечно, нельзя забывать о рукоделии – шитье, вышивание, вязание, плетение. Наборы для этих занятий разного уровня сложности также представлены в большом многообразии. Наконец, мальчики часто увлекаются моделированием – это тоже вид творчества, хотя конструкторы и наборы с деталями для сборки обычно продаются в отделе игрушек.

Как бы не продвигались успехи ребенка в творческих занятиях, ему обязательно нужна похвала и поддержка родителей. Первые шаги могут быть не всегда удачными, но начинать всегда трудно. Постепенно способности ребенка будут раскрываться, а результаты его творчества будут иметь все более высокий уровень художественности и мастерства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности - цель современного образования

Раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, свободного без нажима со стороны взрослого, основанного на самовыражении ребенка, его саморазвитии, с использованием только гу...

Творческая работа «Формирование творческой личности ребенка средствами театральной деятельности»

«Формирование творческой личности ребенка средствамитеатральной деятельности» Содержание:1. Актуальность данной проблемы.2. Цели и задачи работы по формированию творческой личности ребёнка ...

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет.

Нужно научиться любить своих детей такими, какими их создал Творец. А нам предстоит научить ребенка всему тому, что понадобится ему в жизни. Мы должны помочь ему раскрыть свои таланты и дарования.Каки...

ТРИЗ-технологии как метод формирования творческого мышления дошкольников, воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.

Детский возраст - период активной деятельности воображения и важный период для развития этого ценного качества. Воображение - одно из важнейших качеств творческой личности. Потребность ребенка проявля...

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Основные психологические новообразования. Личностное развитие      Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребен...

Развитие личности в раннем детстве. Кризис трех лет

Основные психологические новообразования. Личностное развитие      Новое отношение между ребенком и взрослым, при котором образ взрослого ориентирует действия и поступки ребен...

Личность начинается с детства

Личность начинается с детства Да, я так считаю, что всё начинается с детства. Всё то, что заложено в генетическом коде человека, проступает в первые дни, недели жизни ребёнка с необычайной яркостью. ...