Статья "Развитие речи ребенка"
статья (средняя группа) на тему

Карасева Элеонора Алексеевна

В работе предлагается беседа  с родителями о возростных особенностях ребенка в средней группе детского сада. О необходимости обращения к логопеду при  различных нарушениях, чтобы  у ребенка была возможность попасть в логопедическую группу детского сада.  При прохождении ПМПК дети зачисляются в логопедическую группу и с ними работает учитель-логопед. Статья призывает родителей,  совместно с логопедом объеденить усилия по устранению недостатков речи в дошкольный период.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей  

Тема: «Развитие речи ребенка»

МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №11»,учитель-логопед Карасева Э.А.

        

                   План.

               Обследование детей.

               Развитие речи в норме.

               Причины нарушения звукопроизношения.

    Игры и упражнения.

         В старшей группе начинается комплексное обследование речи детей. Проверяется: звукопроизношение, развитие фонематического слуха, сформированность слоговой структуры слова, грамматического строя речи, лексики и связной речи. Дети, имеющие нарушения в звукопроизношении, в развитии фонематического слуха и слоговой структуры слова получают направление на ПМПК. Зачисляются в логопедическую группу после  прохождение ПМПК. Занятия с логопедом проводятся 2-3 раза в неделю с каждым ребенком. Для постановки точного диагноза необходима предварительная беседа с мамой, в которой выясняются этапы раннего физического и речевого развития ребенка. Поэтому родителям рекомендуется заранее вспомнить или выяснить это в медицинских картах или в своих записях.

В логопедической группе детям постоянно дается домашнее задание, которое дублирует занятие в детском саду. Домашнее задание необходимо выполнять ежедневно, уделяя по 10-15 минут в день и  в выходные дни.  Если родители заинтересованы в положительном результате логопедических занятий, то эти рекомендации надо соблюдать. В противном случае, т.е. если домашние задания будут игнорироваться, ребенок не будет готов к тому, чтобы продвигаться дальше. Призываю  родителей к  активной помощи логопеду, ведь нарушения речи в этом возрасте – тревожный симптом.

В норме в 5 лет речь ребенка достаточно понятна и ясна. Ответы его состоят из 2-3 фраз, им употребляются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Увеличивается его активный словарь, что дает возможность ребенку точнее излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и с детьми. Дети занимаются словотворчеством, придумывают слова, которых даже нет в русском языке. Эти слова действительно забавные, но закреплять их в речи ребенка не стоит. Надо тактично поправить ребенка и дать точное название понятиям. В звукопроизношении практически все в норме, но многие еще не верно произносят сонорные [р] и [л]. Часто бывает так, что ребенок изолированно произносит [р], даже в некоторых словах его говорит, но в большинстве слов не может его выговорить. Эти ошибки нельзя оставлять без внимания, надо добиваться, чтобы звук удавался во всех словах. Некоторые дети, научившись правильно произносить какой-нибудь звук,  начинают увлекаться им и вставлять его даже в те слова, в которых этого звука вовсе нет (шумка, жамок).

Родителям следует продолжать знакомить детей с новыми словами, с качественными и притяжательными прилагательными, приучать точно называть качество предметов, определять из чего они сделаны (банка, стакан, ваза – сделаны из стекла, значит, они – стеклянные; хвост – лисий, уши - заячьи). Для развития связной речи продолжайте учить ребенка находить сходства и различия в предметах. Если у ребенка есть отклонения от нормы в речи, то на это есть свои причины нарушения.

Причины возрастных нарушений произношения:

  1. Подражание неправильной речи  окружающих. Если в окружении детей находятся люди с дефектами речи, то это может стать объектом подражания для вашего ребенка. Вредным также считается «сюсюканье» с ребенком. Способов продемонстрировать ребенку правильную речь очень много: читайте ему сказки, предлагайте прослушивать детские аудиозаписи сказок и песен.
  2. Слабость мышц языка и губ. В силу того, что мышцы артикуляционного аппарата слабы, ребенку очень тяжело поставить их в позицию, необходимую для правильной артикуляции звука. В этом случае рекомендуются комплексы артикуляционной гимнастики для укрепления мышц.
  3. Нарушение фонематического слуха. У каждого человека наряду с физическим слухом развивается фонематический слух, который различает фонемы нашего языка. Формируется этот слух от рождения до 4 лет. Если есть нарушения, то для ребенка звуки, сходные по произношению, (например[ш] и [ж]), звучат одинаково, т.е. он слышит нечто среднее между этими звуками и различить из не может. Это нарушение ведет за собой искажения в слоговой структуре слова («патет», «мотолок», «аписин»). Ребенок меняет местами или опускает слоги в словах. Здесь добавляется нарушение ритма слова.

Все эти нарушения ведут к серьезным последствиям при овладении грамотой, чтением, письменной речью. В школе эти дети плохо учатся, не успевают по многим предметам. Чтобы предотвратить подобную ситуацию необходимо именно сейчас со всей ответственностью подойти к исправлению недостатков в развитии речи ваших детей.

В свободное время поиграйте с детьми в игры, которые «подготовят почву» для дальнейших занятий с логопедом. Можно в игровой форме выучить с детьми комплекс артикуляционной гимнастики. Ребенку будет не только легче войти в режим работы, но и быстрее справиться с трудностями.

Игры на развитие фонематического слуха:

  • «Скажи, что ты слышишь».
  • «Будь внимательным»
  • «Эхо»

Игры на развитие речевого дыхания:

  • «Футбол»
  • «Снежинка»
  • «Ветер и ветерок»

Игры на развитие артикуляционного аппарата:

  • «Сказка о веселом язычке»

Литература, которой могут воспользоваться родители:

  • А.И. Максаков «Развитие правильной речи ребенка в семье»
  • З.Е. Агранович «Сборник домашних задан

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Развитие речи ребенка третьего года жизни"

Полезная информация для родителей о развитии речи детей раннего возраста....

Статья на тему "Роль семьи в развитии речи ребенка"

Физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка начинается в детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных...

Статья развитие речи ребенка

Статья развитие речи ребенка...

Статья на тему: Речь воспитателя- главная задача в развитии речи ребенка.

От культуры речи воспитателя зависит культура речи детей. Дети, подражая окружающим перенимают не только все тонкостипроизношения, но и несовершенства речи....

Статья. Развитие речи ребенка

Развитие речи ребенка...

Статья "Развитие речи ребенка в раннем возрасте" Титова Елена Владимировна

Статья для воспитателей о развитии речи у детей дошкольного возраста...

Статья Развитие мелкой моторики рук с использованием камешков «Марблс» в образовательной деятельности как средство стимулирования развитию речи ребенка

Статья о значении развитии моторики рук на развитие речи ребенка. Использование в данной теме камешков " Марблс"...