Мое мнение о школьной жизни ребенка
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кривошапка Людмила Александровна

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

  1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни». _____________________________________________
  2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребе­нок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется? Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, до­полните при необходимости): усилите требовательность и конт­роль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.     
  3. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете? __________________________________________________________________
  4. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.) ___________________________________________________________________________

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_zanyatie._moe_mnenie_o_shkolnoy_zhizni_rebeka.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

«Мое мнение о школьной жизни ребенка»

7 занятие

Анкета

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка.

  1. Что лично для Вас означает выражение: «Уметь учиться в школе»? (Нужное подчеркните, при необходимости дополните.) «Получать хорошие оценки», «слушаться учителя и не шалить», «знать и выполнять все правила школьной жизни». _____________________________________________
  2. Считаете ли Вы, что определенную подготовку к школе ребенок получает в семье? (Да, нет, трудно сказать.) Если да, то в чем она проявляется? Когда ребенок пойдет в школу, Вы (нужное подчеркните, дополните при необходимости): усилите требовательность и контроль; возьмете на себя основную заботу о новых обязанностях ребенка, как-то иначе проявите свое участие.        
  3. Есть ли у Вашего ребенка желание узнавать новое и учиться в школе? (Да, нет, трудно сказать.) Почему Вы так считаете? __________________________________________________________________
  4. Попадалась ли Вам книга (статья) по подготовке ребенка к школе, вызвавшая у Вас интерес? (Да, нет, не помню.) ___________________________________________________________________________

Обработка данных

Подсчитывается процентное соотношение ответов на вопросы. Анализируется, в чем родители видят роль семьи в преддверии школы (вопрос 2), склонны ли дублировать функции общественного воспитания, в чем видят свою особую роль, каких методов воздействия придерживаются (вопрос 3). Делаются предположения о понимании родителями значимых и связанных с семейной жизнью ребенка факторов по готовности к школьной жизни.

В чем причина трудностей первоклассника?

Экспресс-опрос

Цель: изучить мнение родителей о причинах затрудненной адаптации детей к школе.

Предложите родителям выбрать один фактор, с которым они склонны связывать трудности адаптации к школьному обучению:

а)        со слабым здоровьем;

б)        эмоциональной незрелостью, неумением «укрощать» чувства;

в)        неподготовленностью ума;

г)        социальной незрелостью, отсутствием произвольного поведения.

Обработка данных

Подсчитывается количество выборов того или иного варианта ответа. Данные переводятся в проценты от общего числа опрошенных, делается предположение о том, выбор какого фактора преобладает.

Каков социальный опыт моего ребенка?

Опрос

Цель: анализ мнений родителей о социальной компетентности ребенка.

Уважаемые родители!

Вам предлагаются суждения о навыках социальной компетентности ребенка старшего дошкольного возраста. Те из них, которыми, по-вашему, овладел ребенок, просим обвести кружком.

  1. Умеет общаться с разными детьми (младше, старше себя, ровесниками, мальчиками, девочками).
  2. Умеет попросить о помощи и оказать ее другому.
  3. Уважает желания других людей, проявляет внимание, заботу.
  4. Может сдерживать себя, сообщить о своем эмоциональном самочувствии, потребностях в приемлемой форме.
  5. Понимает характер отношения к нему окружающих взрослых и сверстников, способен выбрать линию поведения соответственно ситуации.
  6. Способен выбирать между «можно» и «нельзя», «хочу» и «должен».
  7. Способен достаточно адекватно оценить результаты своей деятельности.
  8. Проявляет разумную осторожность в новой обстановке, при встречах с незнакомыми людьми.
  9. В общении с людьми проявляет чувство собственного достоинства, может отстаивать свою позицию приемлемыми способами.
  10. Понимает необходимость быть опрятным и соблюдает порядок дома. 

Обработка данных

При подсчете учитываются ответы, обведенные кружком. Подсчитываются утвердительные ответы в процентах от общего числа. Намечаются темы работы по социальному развитию с детьми и родителями.

Игровое общение с ребенком

Опрос

Цели: узнать, как родители относятся к игре как средству общения с ребенком; проанализировать опыт родителей по использованию игр в семейном воспитании.

Уважаемые родители/

Выразите, пожалуйста, мнение по поводу следующих суждений. Если суждение совпадает с вашим мнением, обведите соответствующий номер кружком, если нет — зачеркните, в случае сомнения — поставьте рядом с номером вопросительный знак.

  1. Я внимательно отношусь к потребности моего ребенка в игре.
  2. Дома у ребенка выделено специальное место, где он может свободно играть с игрушками.
  3. Я не ругаю ребенка за беспорядок и хаос в его комнате, если
    это связано с незаконченной игрой.
  4. Я, как правило, не говорю ребенку, чтобы он немедленно прекратил играть и выполнял мое распоряжение.
  5. Я поддерживаю ребенка в придумывании историй и фантазировании.
  6. Я практически ежедневно нахожу время, чтобы хоть немного поиграть с ребенком.
  7. Я помогаю ребенку в придумывании новых сюжетов, играю с ним в уже знакомые игры.
  8. Я никогда не наказываю ребенка отказом в игре, общении.
  9. Я хвалю ребенка за умение интересно и увлеченно играть.

  1. Я позволяю ребенку играть с разными предметами и ненужным хламом (пустые пузырьки, баночки, упаковки от продуктов, куски ткани).
  2. Я предпочитаю, чтобы основную часть свободного времени дома ребенок играл.
  3. Я никогда не говорю играющему ребенку фразы, типа: «Хватит бездельничать, пора заняться делом».

Кто заполнил опросник: мать, отец, бабушка, дедушка (подчеркните).

Обработка данных

Подсчитываются в процентах все ответы, обведенные кружком, зачеркнутые и с вопросительным знаком. Выделяются номера суждений, получивших наибольший процент положительных ответов.

Ключевые суждения — 5, 6, 7, 10, 11. Они характеризуют игровую инициативу родителей.

Традиционные суждения — 1, 2, 3, 4, 8, 9, 12. Они отражают родительскую позицию, связанную лишь с одобрением игровой активности самого ребенка.

     Анализ современных исследований в области семейных отношений показывает: когда родители недооценивают игровое общение, оно подменяется директивным стилем воспитания. Так, распространенным стало применение методов вербального воздействия на ребенка: требований, запретов, указаний, уговоров, увещеваний, советов, объяснений. Здесь родитель действует с позиции власти и силы. Причем, родитель чувствует себя достаточно уверенно, а отслеживать избыточность своих директив далеко не всем под силу. Для ребенка такие условия становятся источником беспокойства, вызывают тревожное состояние «Надо соответствовать!», и, как следствие, оборачиваются для него эмоциональной травмой: «Я не тяну!»

Игра и игровое общение со взрослым оказывается почти единственным источником силы и энергии для благополучного развития и социализации ребенка. Родители зачастую не придают серьезного значения детской игре, необходимой для социального, эмоционального, интеллектуального и психомоторного опыта, полезного для благополучной адаптации ребенка к школе. Вместо этого взрослый, осознанно или нет, выставляет ребенку «батарею» социальных норм и правил. Самим родителям не всегда легко придумать игры и научиться применять в практике семейного воспитания. Речь идет об игре как ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста и об игровой компетентности родителей в общении с ребенком как составной части педагогической культуры взрослого. Под игровой компетентностью будем понимать умение родителя общаться с ребенком на языке игры и способность вступать с ним в игровые ролевые отношения. Игровая инициатива как компонент родительской позиции обеспечивает ребенку защиту от жесткого, социально-нормативного обращения по поводу его готовности к школьному обучению. Наши экспериментальные данные показывают, когда родитель, занимаясь подготовкой ребенка к школе в условиях дома, использует игры, он с заметным уважением относится к потребностям ребенка и его реальному самочувствию, придавая им больше веса в сравнении с жестким предъявлением социальной нормы. Такой родитель, как правило, более реалистично относится к успехам ребенка и оптимистичнее воспринимает его трудности, связанные с готовностью к школе.

Как я представляю своего ребенка в школе

Рисование

Цели: изучение переживания взрослыми встречи со школой; обсуждение вместе с родителями будущих первоклассников того, как они видят школьную действительность своих детей.

Предложите родителям дома рисовать на тему «Как я представляю своего ребенка в школе», принести рисунки на запланированную встречу с педагогами, психологом, учителями.

Рисунок — это всегда возможность для самовыражения, иногда неожиданного для самого себя. Родители, проецируя в рисунках жизненные перспективы ребенка, чаще изображают то, каким хотят видеть своего ребенка (ожидания), реже — каким не хотят (опасения). Не следует оценивать рисунки как «хорошие» или «плохие». Это всего лишь знание. Пусть сами авторы решают, какими являются их ожидания: избыточными, умеренными или реалистичными.

На рисунках можно увидеть представления родителей как, в чем они видят школьные перспективы детей: на уроке с учителем и одноклассниками, в общении только с учителем или только со сверстниками, с самим собой, с предметным миром школы или жизнью за ее пределами. Ребенок нередко представлен в образе идеального ученика, отличника, победителя олимпиады. Его изображают собранным, любознательным, усидчивым, инициативным, волевым, т.е. в качестве эталонов выступают высокие социальные показатели личностной зрелости. При этом родители в качестве художников предстают «идеалистами» или «опекунами», реже «пессимистами» и «реалистами».

При выполнении родителями задания обнаруживаются части рисунков, в которых авторы как бы оставляют в школьных перспективах своего ребенка кусочек детства. Это может быть, например, высовывающаяся из портфеля любимая игрушка, иногда ребенок держит ее в руке. Мы склонны позитивно интерпретировать это как свидетельство готовности родителя воспринимать право ребенка оставаться маленьким. Когда родители включают в пространство школы ситуации, которые казалось бы напрямую к учебе не относятся, мы объясняем это способностью взрослого видеть жизненные перспективы ребенка, не ограниченные учебой и школьными отметками, желанием принимать своего ребенка таким, какой он есть.

Бывают рисунки, в которых родители изображают фигуру ребенка лет на десять старше сегодняшнего возраста. Так ли хочет этого стремительного взросления сам ребенок? Можно предположить, что ему приятнее оставаться в настоящем, в каждом текущем дне. Для этого достаточно посмотреть на детские рисунки на ту же тему. Нередко рисунки родителей изобилуют многочисленными отметками «отлично», которые либо «высыпаются» из портфеля, либо стоят в тетради. Обратите внимание родителей на фантазии, связанные с ожиданием от ребенка особой исключительности.

Как известно из практики, зависимость от школьных отметок может принести страдания родителям, а вместе с ними страдает и ребенок. Он чувствует себя причиной родительского огорчения, что вызывает эмоциональное напряжение и дискомфорт, усиливает тревогу. На эту распространенную причину школьной дезадаптации обращает внимание детский психолог Е.М. Волкова. Она отмечает случаи, когда у родителей имеется твердая убежденность, что их ребенок (такой способный, умный, с ним так много занимались) будет получать только пятерки. Родители начинают интересоваться исключительно школьными успехами, это создает нагрузку на нервную систему ребенка. Дети устают, начинают хуже есть и спать, чаще капризничают, падает устойчивость к простудным и инфекционным заболеваниям. Период адаптации к школе проходит тяжело.

Когда родители начинают рассматривать свои рисунки, для них неожиданными вопросами оказываются такие: Вы дали в рисунке ребенку возможность быть самим собой? Как вы думаете, сколько лет разделяют вашего ребенка с образом, изображенным на рисунке? Что вы готовы сегодня делать для того, чтобы нарисованный образ вашего ребенка ста.] реальностью? Какими правами и какой ответственностью наделяет новая социальная роль ребенка как школьника? Что в представлениях родителя разрешается ребенку-школьнику, что запрещается? Почему вы нарисовали своего ребенка одного? Что хотелось дорисовать?

Полезно для осознания родителями собственных проекций сформулировать вопрос о том, будет ли симпатичен самому ребенку тот образ, который изобразил в своем рисунке взрослый? Захочет ли ребенок следовать ему? Что совпадает и что расходится в представлениях о школьной действительности в рисунках родителей и детей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Поступление ребёнка в школу – это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений. ...

Анкета для родителей «Мое мнение о подготовленности к школьной жизни ребенка»

Цель: проанализировать особенности родительской позиции в ожидании школьной жизни ребенка. Уважаемые родители! Вам предлагается выразить свое мнение о предстоящей школьной жизни вашего ребен...

Семья на пороге школьной жизни ребенка

Уважаемые родители! Первого сентября ваш ребенок пойдет в школу. Его экзамен впереди. Теперь главное в его жизни станет учеба многих родителей поступление в школу вызывает опасения, тревогу, и я думаю...

Практикум для родителей "Семья на пороге школьной жизни ребенка"

Что же называется школьной готовностью. Готовность к школе — это совокупность определенных свойств и способов поведения ребенка, необходимых ему для восприятия, переработки и усвоения учебных с...

Консультация для родителей «Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе? Как выбрать школу для ребенка?»

Маленький человек идет в школу. Волнуются все: и ребенок, и его родители, и педагоги. Каким будет его путь: трудным и тернистым или легким и радостным? Поддержат ли его на этой дороге, протянут ладони...

Консультация для родителей- "Семья на пороге школьной жизни ребенка. Как подготовить ребенка к школе?"

 -Быть готовым к школе - не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе - значит быть готовым всему этому научиться.    Л. А. Венгер...