Ваш ребенок – будущий первоклассник
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Кривошапка Людмила Александровна

Цели: обогатить воспитательный опыт ро­дителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; объединить всех участников преем­ственной связи; активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей; пре­доставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, прак­тического и игрового характера (дискуссия, познавательно-игро­вая викторина с участием взрослых и детей, игровой практикум, тренинг). Режим проведения планируется с учетом взаимной до­говоренности с родителями, наличия профессиональных сил в дошкольном учреждении.

Перед началом тематического цикла встреч родителям посы­лают приглашение.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1_zanyatie.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

1 занятие

Цели: обогатить воспитательный опыт родителей и повысить эффект семейной социализации дошкольников в преддверии школы; объединить всех участников преемственной связи; активизировать чувства, переживания и действия родителей в связи с предстоящей школьной жизнью детей; предоставить родителям практический опыт игрового партнерства с детьми.

Тематический цикл встреч реализуется через разнообразные и эмоционально насыщенные формы общения дискуссионного, практического и игрового характера (дискуссия, познавательно-игровая викторина с участием взрослых и детей, игровой практикум, тренинг). Режим проведения планируется с учетом взаимной договоренности с родителями, наличия профессиональных сил в дошкольном учреждении.

Перед началом тематического цикла встреч родителям посылают приглашение.

Уважаемые родители!

Приглашаем вас стать участниками специальной образовательно-игровой программы для родителей, чьи дети идут первый раз в 1-й класс!

Приглашаем всех, кто хочет осознать свои отношения с детьми и эмоционально обогатить их, лучше и увереннее чувствовать себя в роли родителя будущего первоклассника.

Посещая ежемесячные занятия, вы будете чувствовать себя удобно и комфортно; не нужно «держать лицо» и соответствовать чьим-то ожиданиям; можно молчать и это не будет невежливо; можно испытывать разные чувства, не бояться этого и видеть, как это отзывается в других.

Встречи будут проходить один раз в месяц по часу в согласованный с вами день. Сообщите, пожалуйста, о своем желании, воспитателям группы или по телефону _______        .

Помогаем ребенку осваивать новую социальную роль школьника

Практикум

Цели: обсуждение точек зрения родителей, педагогов и учителей на роль семьи в период ожидания школы; вклад семьи в личностно-мотивационную подготовленность ребенка к школьной жизни.

Игровое упражнение «Мой образ ребенка-первоклассника»

Родителям предлагается выбрать одного персонажа из набора сюжетно-образных игрушек: Чипполино, Буратино, кукла, Карлсон, разные домашние и дикие животные. В объяснении своего выбора выделить черты, которые могут помогать или затруднять предстоящую учебу в школе. После комментариев родителей предложить всем поставить игрушку на одну из трех цветных полосок — дорожек, ведущих к школе. Черная дорожка означает сильное беспокойство родителя с приближением школьной жизни ребенка; синяя дорожка — умеренное; красная — нет особого беспокойства.

Вопрос. От кого или от чего зависит нормальное эмоциональное самочувствие в семье накануне школы?

Игровое упражнение с мячом «Закончите предложение»

Ведущий по очереди бросает родителям мяч, произнося каждый раз начало предложения: «Для меня выражение "хорошо учиться в школе "означает...». Поймавший мяч формулирует свой вариант окончания предложения.

Ролевое проигрывание проблемных задач

Предлагаются две проблемные задачи для ролевого проигрывания (из кн.: Волков Б.С, Волкова Н.В. Задачи и упражнения по детской психологии. С. 77, 83).

1. Таня (6 лет 4 мес.) учится в 1-м классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за стол и начинает спрашивать:

  • Как называется эта буква? Что здесь написано? — Девочка
    молчит.
  • Ну вот, ничего не знаешь! На, учи сама! — Мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. — Сегодня гулять не пойдешь, будешь читать!

2. Иру воспитывала бабушка. Девочка росла послушной, но очень робкой, у нее не было подруг. Ира любила играть одна, и бабушке это очень нравилось.

Когда Ире исполнилось 6 лет, родители забрали ее у бабушки. Иногда мать просила рассказать стихотворение, решить несложные, на ее взгляд, задачи. Ира неуверенно отвечала, ошибалась, мать сердилась на нее: «Как же ты будешь учиться в школе? Тебе будут ставить двойки!»

С тревогой девочка ждала первого школьного дня. Ей не хотелось идти в школу. Результаты сказались быстро. Через неделю Ира отказалась идти в школу.

Вопрос. Как бы вы чувствовали себя в роли ребенка, матери?

Задания

Часто школьные учителя, психологи обеспокоены трудностями адаптации ребенка к школе и говорят о психогенной школьной дезадаптации. Это может выражаться в школьных страхах, неврозах у ребенка. К школьным неврозам могут приводить, на первый взгляд, безобидные стереотипы родительского поведения. Предложите родителям карточки с фразами, которые довольно часто употребляют в семьях школьников*. Поразмышляйте над тем, каким может быть внушающий эффект этих фраз для будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания? (Могут вызывать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)

  • Вот пойдешь в школу, там тебе...
  • Ты, наверное, будешь двоечником?
  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!

Родительские притязания и завышенные требования основаны не на реальных возможностях сына или дочери, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в любви, а значит уверенности в себе.

—        Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!
     
Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый человек, испытывая страх перед унижением, делает ответственным за свою самооценку ребенка: «Только от тебя зависит, придется мне испытывать стыд или нег, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». Бремя двойной нагрузки «Веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу.

—        Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?

Не искушайте ребенка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.

—        Попробуй только еще сделать ошибки в диктанте!

У ребенка под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость» могут возникать амбивалентные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности.

Готовы ли вы отдать своего ребенка в школу?**

Тест

Цели: изучение мнения родителей о готовности ребенка к школьному обучению; анализ умения принимать переживания ребенка.

Уважаемые родители!

Отметьте свои ответы. Если согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.

  1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других.
  2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать детей.
  3. На мой взгляд, четыре урока — непомерная нагрузка для маленького ребенка.
  4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
  5. Ребенок спокойно учится только в том случае, если его мать —учительница.
  6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, писать, считать.
  1. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
  2. Боюсь думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
  3. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
  1. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
  2. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
  3. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!»

Обработка результатов

Подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.

1

2

3

4

5

1/

7 /

3/

4/

5/

6/

7/

8/

9/

10/

11/

12/

До 4 баллов — у вас есть все основания оптимистично ждать 1 сентября. По крайней мере, вы сами вполне готовы к школьной жизни ребенка.

6—10 баллов — лучше подготовиться к возможным трудностям заранее.

10 и более баллов — было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.

Что побуждает ребенка стремиться к взрослению?

Практикум

Упражнение с мячом «Закончи фразу»

«Готовность своего ребенка к школе я рассматриваю...». Нужно выбрать фразу и обосновать свой выбор.

  1. Подготовка к школьному обучению и начало школьной жизни — это период прохождения ребенком разного рода испытаний.
  2. Подготовка к школьному обучению и начало школьной жизни — это период смены ребенком образа жизни.
  3. Подготовка к школьному обучению и начало школьной жизни — это обычный период детства.

Выставка рисунков «Как я представляю себя (своего ребенка) в школе»

Вопросы по рисункам детей (см. работа с детьми)

  1. Хотят ли авторы рисунков взрослеть, становиться школьниками?
  2. Каким, на ваш взгляд, видится ребенку его будущее — привлекательным или нет?
  3. Попробуйте почувствовать общую тональность рисунка: это переживание радости, тревоги, неуверенности, страха перед школой?
  4. Есть ли на рисунке ребенка ученики, учитель? Каковы размеры фигуры учителя в сравнении с детьми?
  5. Что хочет сказать ребенок своим рисунком взрослым — родителям, учителям, воспитателям? «Я не боюсь школы и буду рад сесть за парту» , «Мне интересно выйти к доске», «Мне интересно идти в школу, ведь со мной мама и папа, которые меня любят», «Мне тревожно и не на кого рассчитывать», «Мне страшно войти вовнутрь школы», «Мне радостнее возвращаться из школы домой, чем идти в школу».

Вопросы по рисункам родителей (см. работа с родителями)

  1. Вы нарисовали свои ожидания или опасения?
  1. Каким получился образ ребенка: положительным или отрицательным? Какой он в вашем представлении ученик, школьник?
  2. Что вы делаете сегодня, чтобы образ ребенка-школьника становился реальностью? Какими правами и ответственностью вы готовы наделить ребенка? Что ему позволено и что запрещено в роли ученика?
  3. Проявились положительные представления о школе?

В дискуссии обратите внимание родителей на характер их отношений с взрослеющим ребенком: это сопричастность, сопереживание друг другу или зависимость? Есть ли у ребенка доверие к самому себе? Уверен ли ребенок, что родители считают его большим, самостоятельным?

Посоветуйте родителям дома поговорить с ребенком про его рисунок. Спросить, есть ли он сам на рисунке? Пусть покажет где. Если нет, поинтересоваться, где хотел бы быть. Ребенок, если хочет, может дорисовать рисунок.

  • *Лучьков А.И. Как помочь ребенку в учебе в школе и дома. М., 1995.
  • ** Из. кн.: Вместе с семьей. СПб., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Мой ребенок - будущий первоклассник или как подготовить к школе.

Как адаптировать родителей будущих первоклассников к новой ступени в жизни их семьи....

Буклет для родителей "Мой ребенок - будущий первоклассник!"

Данный буклет предназначен для родителей подготовительной группы и служит пямяткой о "Психологической готовности к школе". Раздается на первом заседании клуба "Первоклассных родителей"...

Семинар-практикум для родителей с элементами тренинга «Ваш ребенок – будущий первоклассник»

·        Повысить родительскую компетентность по вопросам психологической готовности детей к школе.·        Привлечь внимания роди...

Консультация для родителей: «Ваш ребенок будущий первоклассник»

Консультация проведенная для родителей воспитанников, на тему:  «Ваш ребенок будущий первоклассник»...

«Ваш ребенок – будущий первоклассник»

Ширма - памятка для родителей...

Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник"

Знание основных возрастных особенностей детей 6-7 лет позволит родителям  не только трезво оценить уровень готовности ребенка к школьному обучению, но и соотнести его реальные умения с его потенц...