"Музыка и дети в семье"
методическая разработка на тему

Пешкова Мария николаевна

Методическая разработка на тему: "Музыка и дети в семье"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_muzyka_i_deti_v_seme.docx492 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка на тему: "Музыка и дети в семье"

Пешкова Мария Николаевна – музыкальный руководитель

МБДОУ детский сад №143 "Золотая рыбка" комбинированного вида г. Улан-Удэ

Цель: Совместной деятельность в музыкальном воспитании ребёнка в семье.
Музыка не должна ограждать нас от жизни.

Ведь всё, чем мы живём: наши страдания, наши радости,

- всё это должно полным голосом звучать в музыке.

Мы в ней, как и в жизни, должны быть искренни. (Джузеппе Верди)

Актуальность данной разработки в том, что в современных условиях социально- экономических преобразований семья, как психологическое убежище, выступает источником стабильности для человека и для страны в целом, нужно только дать ей толчок, подвести к нужным ресурсам. Которыми они могут воспользоваться и дать правильное развитие своему ребенку.
        В наш век высоких технологий и развитого прогресса, уже никого не удивишь тем, что ребенок, еще не умеющий ходить и говорить, свободно владеет современными гаджетами. Дети, уже умеющие говорить,  все больше и больше черпают из доступных, не рассчитанных на их возраст интернет-ресурсов, телевидения ряд худших образцов западной массовой музыки, что  является питательной средой для роста негативных явлений среди наших детей.
        Актуальным является повышение ответственности родителей за своих детей и их жизни в социуме. Многие из родителей допускают ошибки в семейном воспитании. Родители осознают их, но, тем не менее, мирятся с ним, делая тем самым непоправимый ущерб в воспитании и развитии будущего поколения.
        Семья и современные образовательные учреждения оказались идейно ослабленными, а педагоги и родители не всегда способными к противодействию негативных явлений. Да и многие родители не считают эти темы актуальными для своего ребенка.
        Воспитательная роль современной семьи, стойкость, ее будущее во многом зависят от настроя её взрослых членов, от целеустремлённости, волевых черт характера каждого члена семьи. В каждой семье складывается своя индивидуальная воспитательная система, конечно, она не столь научна, как в образовательных учреждениях, но она содержит много педагогических "находок", а часто бывает не лишена просчетов; и, тем не менее, семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни.
        Нравственное и эстетическое воспитание в семье должно развивать талант и одаренности детей, и конечно, по возможности, дать представление о прекрасном существующем в жизни.

К большому сожалению во многих семей появляется множество ложных ценностей, сбивающих и детей и родителей с толку, разрушающих их внутренний мир и гармонию, заложенную природой.
         Музыка- величайший источник нравственного развития. Она открывает перед ребёнком мир ощущений, переживаний, и позволяет в самой доступной форме знакомится с окружающими явлениями. Первые шаги в мире музыке ребёнок делает в семье. С раннего детства он впитывает в себя мелодии и ритмы колыбельных, детских, народных песен, потешек, попевок, прибауток и многое другое….
        Хочется, чтобы разнообразная музыка в нашей стране вошла в каждый дом: классическая, народная, серьезная, легкая, развлекательная, духовная. Конечно от большого потока разнообразия,  чень трудно бывает порой разобраться. Поэтому зачастую многие люди не умеют замечать красоту, выразительность народной, классической музыки, равнодушны к музыке глубокого содержания…А  все потому, что в детские годы в семье не сложилось нормального музыкального воспитания ребёнка, не привился дух любви и уважение к музыке, не поддерживался интерес к этому прекрасному источнику радости и вдохновения, ведь привить детям любовь к музыке сможет только тот человек, который сам любит музыку, чувствует и воспринимает её. Поэтому возникает проблема о музыкальной культуре самих родителей.
        Итак! В первую очередь: организовать работу с родителями по обучению в области музыки! Как же привлечь родителей к совместной работе с педагогами, музыкальным руководителем?

Какую помощь оказать родителям, чтобы общие усилия в музыкальном воспитании детей дали положительные результаты?
        Основные усилия должны исходить от образовательного учреждения, где мы, совместно с родителями и педагогами, можем помочь ребенку по средствам музыки приобщить детей к прекрасному, это конечно - детский сад. Именно здесь работают профессиональные педагоги, которые владеют методикой, используют современные научные данные, свои наблюдения за детьми и опыт работы с ними.
        Родителей  надо заинтересовать изучать литературу по семейному воспитанию и начинать надо с произведений А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других.
        В
"Книге для родителей" А. С. Макаренко писал: "Семья - место, где реализуется прелесть человеческой жизни, куда приходят отдыхать победные силы человека, где живут и растут дети - главное радость жизни. Люди, воспитанные без родительской любви, часто искалеченные люди.  И если в семье только один ребёнок, то возьмите в вашу семью чужого ребёнка. Полюбите его как собственного, не воображайте, что вы его облагодетельствовали. Это он пришел на помощь вашей "косой" семье, избавив её от опасного крена. Если вы бьёте своего ребёнка, то для него это трагедия боли и обиды. У таких родителей никогда не бывает дисциплины, дети просто боятся родителей. И часто рядом с родительским деспотизмом ухитряется жить детский деспотизм, дикий и разрушительный. В условиях обоюдного деспотизма погибают остатки здорового воспитательного процесса. В правильном семейном коллективе всегда есть полный порядок и необходимое подчинение, и послушание".
        
В. А. Сухомлинский в своей книге "Сердце отдаю детям" доносит до нас: "Ребёнок — это зеркало нравственной жизни родителей".  Нельзя не согласиться, как это актуально в наше время.
        В семейных методах воспитания нет преднамеренности, скорее всего обращенность к конкретному ребёнку, имеющему определённые привычки, склонности, интересы.
Во многих семьях, где озабочены музыкальным воспитанием детей, их будущим, система воспитания подвергается оценке, какому то определенному критерию,  делает её эмоционально окрашенной. И она будет стройной и упорядоченной при условиях, что родители имеют определённую цель музыкального воспитания, проводят её в жизнь, используют различные методы, средства, видят перспективы его музыкального развития.
        На сегодняшний день в нашей стране во многих образовательных учреждениях и школах эстетического направления, хоровых, музыкальных, духовных, внешкольных учреждениях успешно ведётся музыкально- просветительская деятельность. И помощь семьи велика в музыкальном становлении ребёнка.
        А в самом раннем возрасте при восприятии музыки дети проявляют ярко контрастные эмоции: весёлое оживление или спокойное настроение. Ребёнок различает высокий и низкий звуки, громкое и тихое звучание. Рождаются первые воспроизводимые певческие интонации, подпевая взрослому, ребёнок повторяет за нам окончания музыкальных фраз песни. Он овладевает простейшими движениями: хлопает, притоптывает, кружится под звуки марша или вальса. Ведь именно дошкольный возраст имеет огромное значение для физического, психического и эмоционального развития ребёнка. В нем выделятся три периода: младший дошкольный (от 3 до 4 лет), средний (от4 до 5 лет), старший (от 5 до 6-7 лет).
        Музыкальное воспитание в семье должно быть направлено на развитие способностей детей дошкольного возраста воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, развивать общую музыкальность.
Существуют основные признаки музыкальности:

  • способность чувствовать характер музыки, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение. Музыка волнует малыша.
    Ритмичный марш вызывает у него радость, грустная песня заставляет грустить и даже плакать.
  • способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Дети могут различать простейшую структуру музыкального произведения (запев песни и припев), простейшие свойства музыкального звука (высокий, низкий, тембровое звучание рояля, скрипки), отмечают выразительность контрастных художественных образов (ласковый, протяжный или энергичный, подвижный). Постепенно накапливается запас любимых песен.
  • проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передовая его в пении, игре, танце.

Как пример: каждый ищет выразительные движения, характерные для марша, тяжело ступающего медведя, прыгающего зайчика, летающей птички. Родителям очень важно поддерживать стремление детей напевать слышимую мелодию и не только песен, но и инструментальных произведений. Это положительно сказывается на певческих умениях. Пусть дети почаще делают умственные операции, такие как сравнение характера музыки (нежная, грустная, колыбельная, весёлая), различение музыки (темп), узнавание музыки ( песня, танец, марш).
Семья и детский сад должны быть двумя союзными силами, работающими в одном направлении, причем семье приходиться поневоле уклоняться от прямого пути в пользу детского сада, а в дальнейшем и школы.
        Разумные родители ценят то, что даёт их детям дошкольное учреждение и расположены помочь ему в благородном влиянии на детей.
Конечно, нельзя ни сказать, что все же на практике семейному воспитанию присущи многие недостатки.

Важный недостаток - семейный эгоизм и ограниченность музыкального кругозора.
Родители не должны развлекать детей теми же удовольствиями, которыми наслаждаются сами (просмотром телевизора, слушания радио в автомобиле по дороге в садик, к примеру…), они должны беречь их от пагубного воздействия антикультуры, ведущей к разрушению личности.  

 Хрупкой психике ребёнка, особенно маленького, противопоказаны современные зрелищные шоу с громким музыкальным сопровождением, пиротехническими эффектами. Музыка в домашних праздниках и развлечениях, в создании радостного настроения, играет большую роль. Исполнение песен, плясок, хороводов, частушек, объединяет всех членов семьи, а если музыкальная деятельность сочетается с другими видами деятельности, такими как:

 - театрально-игровой,

- художественно словесной,

- изобразительной

То решаются важные нравственно- эстетические задачи воспитания. Важно так организовать развлечения, чтобы они не создавали излишних трудностей, не требовали от детей дополнительной нагрузки при подготовке. В повседневной жизни ребёнка музыке придаётся большое значение. В утренней гимнастике она используется более планомерно. Здесь могут звучать марши, песни и другие произведения. Дома нужно иметь детский музыкальный инструмент бубен, колокольчик (или любой на выбор) на котором звучат своеобразные ритмы (путем встряхивания, скользирующих ударов, ударов "свободной кистью, пальцами"). Все это помогает развитию ходьбы и бега, улучшает осанку, координацию движений.
Необходимо определить место в детской комнате, где ребёнок может музицировать, непринуждённо действовать. Купите ребёнку достаточное количество детских музыкальных инструментов: металлофон, колокольчик, музыкальный молоточек, бубен., треугольник, маракасы, потому что самостоятельная музыкальная деятельность является результатом музыкальных знаний, умений, впечатлений, приобретённых на занятиях, праздниках, развлечениях, проводимых не только в дошкольном учреждении, но и в семейных мероприятиях.
                                            Методы музыкального воспитания в семье
Методы семейного музыкального воспитания строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Они разнообразны, но основными являются:
Метод убеждения средствами музыки. Он подразумевает исполнение музыки, которое должно быть ярким, темпераментным, выразительным, доступным. Родителям самим необходимо предварительно ознакомиться в процессе многократного прослушивания с музыкальным произведением, чтобы понять, о чем рассказывает музыка, а затем слушать вместе с ребёнком, разъяснять тему, содержание песни.
Музыка - "язык чувств". Она волнует, создаёт определённое настроение, вызывает ответно мысли, заставляет думать, поэтому важно пояснение, словом усилить переживание ребёнка и направить внимание на средства музыкальной выразительности.

Еще одним методом является - Метод приучения, упражнений.
Необходимо постоянно учить детей внимательно слушать, различать и сравнивать характерные особенности звучания, улавливать нюансы, активно действовать, постоянно вызывать интерес к музыке, потребность общения с ней. Эта работа ведётся последовательно из года в год, изо дня в день. Иногда придется ждать годами, чтобы однажды сердце ребёнка дрогнуло, переполнилось чувством прекрасного.

В. А. Сухомлинский писал: "Одна из важных задач воспитателя состоит в том, чтобы, образно говоря, дать в руки каждому ребёнку скрипку, чтобы каждый чувствовал, как рождается музыка".
Ведь приучая детей эстетически относиться к музыке, родители должны проявить много усилий, терпения и настойчивости.
        Так же существую и виды музыкальной деятельности в семье:

  • Пение -Дошкольники зачастую нуждаются в выражении своего настроения в пении. Голос ребёнка - естественный инструмент, которым он обладает с ранних лет. Пение благотворно влияет на детский организм, помогает развитию речи, углублению дыхания, укреплению голосового аппарата. Значение пения в том, чтобы ребёнок правильно понял содержание музыкальных образов, проявил свои чувства в естественном пении.
    Пойте почаще вместе с детьми их любимые песни.
  • Музыкально - ритмические движения - Необходимо как можно раньше развивать умения согласовывать свои движения с музыкой в доступной и интересной для детей форме: различных плясок, ритмических упражнений, музыкальных игр, танцев. На ранних этапах музыкального развития дети непроизвольны в своих действиях. Чем сложнее и объёмнее музыкальные произведения, тем больше движений, соответственно, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Рождается творческое воображение, развиваются волевые качества.

Танцуйте со своим ребенком.

  • Слушание музыки в семье – это знакомство детей с музыкальными произведениями, привитие навыков культуры слушания музыки, формирование музыкального вкуса. Навыки культуры восприятия формируются путём многократного прослушивания музыки, доступной детскому пониманию. В раннем детстве развивается умение прислушиваться к музыкальным звукам. Детей 3-4 лет приучают дослушивать песню до конца, не отвлекаясь. У старших дошкольников эти навыки углубляются. В более старшем возрасте благодаря этим навыкам он станет активным слушателем музыки.

Слушайте чаще классическую музыку.

  • Игра на детских музыкальных инструментах – Наиболее любимый вид деятельности многих детей. Вызывает у ребёнка большой интерес. Ими широко надо пользоваться в семье, вовлекая тем самым малыша в сферу музыки, помогая развитию его творческих способностей. Детские инструменты должны звучать чисто, быть доступными детям по своему размеру, весу, простыми по конструкции, достаточно прочными. В раннем и младшем дошкольном возрасте применяют погремушки, колокольчики, дудочки, маленькие бубны. Надо помнить, что в этом возрасте необходимо особенно бережно относиться к слуху малыша. Старшие дошкольники должны знать названия инструментов, характер звучания (цитра по звучанию нежная, мягкая; металлофон звенящий; аккордеон звучный; тарелки звонкие, громкие; барабан гремящий), правила хранения инструментов, правила пользования. Должны играть индивидуально простейшие песенки, импровизировать ритмические и мелодические попевки.
    Для того, чтобы музыкальное развитие ребёнка было эффективным, нужно:
  • Постоянно следить, чтобы ребёнок правильно произносил слова, если в речи есть дефекты, вовремя обратиться к логопеду, к лор врачу, если сильно возбуждается без причин- к невропатологу.
  • Следить за музыкальным словарем ребёнка, добиваться увеличения количества употребляемых им эмоционально - выразительных слов, объяснять каждое непонятное музыкальное слово или предложение.
  • Читать детям стихи, сказки, рассказы о детстве, творчестве композиторов.
  • Петь, играть, танцевать вместе с детьми под музыку и без.
  • Ходить всей семьёй в театры, цирк на детские музыкальные представления, оперу, балет, если нет возможности посещать их, купить диски с музыкальными произведениями и смотреть их вместе с детьми.
  • Не сравнивать музыкальные способности своего ребёнка с другими детьми.

Родителям можно завести "Дневник музыкального развития ребёнка", где они могли бы отмечать развитие ребёнка от самого рождения ежегодно; помещать фотографии ребёнка, когда он поёт, танцует или слушает музыку; снимать ребёнка на видео фильм, записывать его выступления; отмечать его успешные и неудачные выступления в концертах, праздниках, конкурсах. Лучшие рисунки ребёнка на сюжет услышанных песен, музыкальных произведений, место нахождения самого ребёнка на рисунке среди героев.

Различные игровые задания типа:

  • какой песней порадуешь маму, папу, бабушку, дедушку.
  • какой танец станцуешь для сестры или брата.
  • какие песни о животных, птицах знакомы. Изобразить танец под музыку зверобики.

Задания могут усложняться с каждым годом.
Для выявления заинтересованности в музыкальном развитии ребенка, для родителей можно провести анкетирование:
1. Где вы слушаете музыку с семьей ( телевидение, радио, концерты)?
2. Любите ли в петь дома? Что поёте?
3. Поёте ли вы с детьми в гостях? Что поёте?
4. Какую музыку вы слушали в последний раз с детьми?
5. Когда последний раз вы пели с детьми?
6. Танцуете ли вы под музыку с детьми?
7. Какие музыкальные передачи вы смотрели в последний раз с детьми?
8. Интересуетесь ли вы у ребёнка, какие впечатления остаются у него после музыкальных занятий?
9. Делаете ли вы утреннюю зарядку под музыку с детьми?
10. Что бы вы нарисовали в рисунке "Моя семья и музыка"?
Цель анкетирования состоит в том, что, воспитывая детей музыкально в семье, родители должны любить музыку как живое искусство и никогда не забывать, что нельзя вызывать в детях любовь к тому, чего не любишь и не знаешь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен.
Взаимодействие педагогов и семьи
Суть творческого сотрудничества педагогов, музыкального руководителя заключается в том, что обе стороны должны быть заинтересованы в изучении ребёнка, раскрытии и развитии в нём лучших качеств. Это помогает педагогам и родителям объединять свои усилия в создании условий для формирования у ребёнка музыкальных качеств и свойств, которые необходимы для самоопределения, самореализации ребёнка, для преодоления трудностей в случае неудачи.
Совместная деятельность детей, родителей, педагогов может быть успешной, если дети, родители, педагоги положительно настроены на совместную работу, действуют сообща.
Если все стороны будут осуществлять совместное планирование, организовывать и подводить итоги деятельности с учетом желания и возможностей. И еще должно отсутствовать навязывание, давление на детей и родителей.
Сотрудничество педагогов, детей и родителей реализуется в различных формах совместной деятельности:
Родительские собрания. На родительских собраниях обсуждаются проблемы, отражающие общие интересы родителей и детей. Важен демократизм встречи, добровольность участия, учет пожеланий участников собрания. Это разговор равноправных, заинтересованных людей. Собрание может иметь форму конференции, диспута, совместного творческого дела.
Формы познавательной деятельности. Общественные смотры музыкальных занятий, дни открытых дверей, праздники музыки и творчества, музыкальные турниры. Открытые занятия завершаются коллективным анализом: отмечаются достижения, ставятся проблемы, намечаются перспективы. Музыкальные турниры могут проводиться либо между родителями и детьми, либо между смешанными семейными командами.
Формы досуга. Совместные праздники, подготовка концертов, просмотр и обсуждение музыкальных фильмов, спектаклей, музыкальные соревнования, КВН, совместных творческих конкурсов.
        На консультации для родителей разъяснять, какие телепрограммы должны смотреть ребята дошкольного возраста, и сколько времени.

         Ребёнок не всегда сам может увидеть и понять прекрасное, в этом ему должны помочь взрослые.

Исходя из того, что общеобразовательное воспитание должно сочетаться с домашним, ставятся задачи:

  • познакомить родителей с некоторыми вопросами музыкального образования, вооружить родителей необходимыми знаниями, умениями для успешного музыкального развития ребёнка. Первое знакомство с родительской аудиторией можно начать с выступления "Музыка в жизни ребёнка", в котором говорится о формах и видах музыкальной деятельности, их влиянии на детей. Доклад сопровождается показом детских выступлений. Это заинтересует родителей.
  • Необходимо убедить родителей в создании домашнего музыкального уголка. "Организация и оборудование музыкальной деятельности в семье".
  • При раскрытии темы "Пение- основной вид музыкальной деятельности", наглядно демонстрируются методы и приёмы, использующиеся при разучивании песен. Особо подчеркнуть важность охраны детского голоса и слуха.
  • Родители должны следить за тем, чтобы дети пели спокойно, без надрыва. Детям нельзя петь взрослые песни, которые рассчитаны на диапазон взрослого человека, ведь дети, подражая взрослым, могут сорвать свой голос.

Подведем итог: результат развития музыкальной культуры ребёнка, как части духовной культуры, осуществляется на всем протяжении музыкального воспитания в семье, основанного на мировой классической музыке, детской, современной русской народной, песенно- танцевальной.

Список литературы для родителей
1. Кабалевский Д.Б " Идейные основы музыкального воспитания"

2. Алан Фромм " Азбука для родителей" Лениздат 1991г
3. Гребенников Н. И " Семейное воспитание" Москва Издательство политической литературы 1990г
4. Сухомлинский В. А "Сердце отдаю детям"
5. Куликов Т.А " Семейная педагогика и домашнее воспитание" М. ОСАДЕМА 1999г
6. Макаренко А. С "Книга для родителей"
7. Азаров Ю.П "Семейная педагогика" М.Политиздат 1982г

8. Кошмина И " Музыкальный букварь" Москва 2005г.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий НОД "Музыка" для детей старшего возраста "Музыка в движении"

Знакомство детей с произведениями П. Чайковского из "Детского альбома"; Пальчиковая гимнастика: "Замок", "Мама"; Песня "Солнышко и Туча" с движениями; "Упражнение с голубями"; Игра "Мы пойдем сначала ...

Возможность проекта «Классическая музыка - детям» в формировании эстетического отношения к музыке у детей старшего дошкольного возраста. Методическая разработка.

Данный методический материал может быть востребован как музыкальными руководителями, так и воспитателями дошкольных отделений. Здесь представлен тематизм занятий по проекту "Классическая музыка-детям"...

Консультация по музыке " Музыкальное воспитание в семье"

Уважаемые родители, представляем вам консультацию на тему: »МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ В СЕМЬЕ»Для формирования музыкального восприятия необходимо отвести специальное время для знакомства с му...

Консультация "Музыка малышей начинается с семьи"

Музыка малышей начинается с семьи...

Консультация для родителей "Музыка и дети. Как воспитывать детей любящих музыку".

Мы все рождаемся, обладая определёнными способностями и талантами, и родители играют существенную роль в развитии этих способностей....