Речевое развитие детей раннего возраста
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Шишкина Наталья А.

Речевое развитие детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx19.4 КБ

Предварительный просмотр:

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности. Недопустима задержка и любое нарушение в ходе развития речи малыша. Она отразится на общем эмоциональном и физическом развитии ребенка. Развитию речи благоприятствует разнообразие форм общения ребенка со взрослым. Большое значение в развитии речи имеет общая активность ребенка, действия с окружающими его предметами, игрушками и повышенный интерес ко всему окружающему и в первую очередь к окружающим взрослым. Для правильного и эффективного воздействия на формирование речи ребенка необходимо общаться с ним в доброжелательном тоне и чаще. При этом речь должна быть эмоциональной, ласковой, богатой различными интонациями, что будет способствовать развитию интонационной стороны активной речи ребенка. Так же речь должна быть богатой и выразительной и в области словарного запаса, синонимических замен типа сестра, она, родная и др; в области морфологических норм: недопустимо искажать формы слов – «мышом», «сумькими, канавькими», «красивше», «ехай» и подобными; в области орфоэпии (это нужно подчеркнуть особенно) – недопустимо «кулинария», «портфель», «квартал», «каталог»; в синтаксисе – «у них уехано», «у их плохо» и др. Ведь, повзрослев, ребенок будет копировать и такую речь.

Развитие речи - одно из важнейших направлений работы воспитателя, которое обеспечивает своевременное психическое развитие ребенка третьего года жизни. У ребенка 2-3 лет речь необходимо развивать как средство общения, т.е. создавать условия, при которых дети будут учиться устанавливать контакты и добиваться своей цели путем словесного обращения к взрослому или сверстнику. Следует также обогащать пассивный и активный словарь ребенка, используя существительные, глаголы, наречия, прилагательные, предлоги.

Для этого необходимо следующее:

Внимательно и заинтересованно выслушивать детей.

Много говорить самому.

Вовлекать детей в разговор на определенную тему.

Помогать им вступать в речевой контакт с взрослыми и сверстниками.

Дети 2-3 лет - народ наблюдательный. Ни одна вещь в руках, ни один жест не останутся незамеченными. Играя с детьми, что-то рассматривая педагогу необходимо терпеливо, без суеты рассказывать о том, что, зачем и как делает и что надеется получить в результате. На третьем году жизни совершенствуется восприятие речи окружающих. Многие уже легко повторяют за взрослыми не только отдельные слова, но и целые фразы. Однако между пассивным и активным словарем ребенка наблюдается большой разрыв. Следует, как можно чаще использовать задания типа «Найди зеленый карандаш», «Принеси кукле Маше варежки», «Покажи, как поливают цветы из лейки», «Сделай то-то, например, поставь сапожки в шкафчик» и т.п. Эти задания позволят воспитателю выяснить, понимает ли ребенок, о чем идет речь, появилось ли новое слово в его пассивном словаре. Знакомя детей с новым словом, необходимо неоднократно повторить его в сочетании с уже известными им словами («Курочка клюет. Клюет. У нее клюв. А у цыплят - клювики. И цыплята клюют. Клюют зернышки» и т.п.). Затем с помощью вопросов можно поупражнять детей (хоровые и индивидуальные ответы) в употреблении этого слова («Курочка клюет?» - «Клюет»). Необходимо использовать игры и упражнения, способствующие формированию словаря: «Поможем кукле Кате запомнить посуду (одежду, мебель, игрушки)», «Куда что надо положить?» (чашку поставить на поднос; платье повесить в шкаф), «Что изменилось?» (кукла Маша надела шапочку; чашку поставили на блюдце), «Чей малыш? Чья мама?» (группировать животных по принципу: взрослое животное - детеныши); «Назови правильно» (это большой гриб, а рядом грибочек, книга - книжечка, банка - баночка, совок - совочек, платок - платочек). Эти игры и упражнения используются при повторении знакомых детям сказок, потешек, песенок, стихотворений.

На третьем году жизни у ребенка более подвижными становятся нижняя челюсть, мышцы языка и губ, поэтому данный возраст благоприятен для формирования звуковой культуры речи.

Маленькие дети часто говорят или тихо, или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Развитию голосового аппарата способствуют упражнения, в которых одни и те же звуки или звукосочетания произносятся с различной громкостью. Это подготавливает ребенка к правильному интонированию как средству выразительности (смена силы голоса в зависимости от содержания высказывания). Правильное произношение звуков, слов, фраз обеспечивается и хорошо поставленным речевым дыханием. Для выработки относительно плавного и продолжительного выдоха детям дается задание подуть на какой-нибудь предмет, например на ватку, на бумажный кораблик в тазике с водой и т.п.; протяжно и длительно произнести гласные звуки (например, «спеть длинную песенку» -а-а-а-а).

Во всех ситуациях на занятиях по развитию речи, когда ребенок повторяет предложение или строит его, воспитатель помогает ему правильно согласовывать слова («Не лай, собачка, не пугай птичек-синичек»). С детьми раннего возраста проводятся подгрупповые занятия.

Прогулки по группе, рассматривание и обследование вещей, игры с некоторыми из них (обручи, мячи, фантики и т.п.). Они наиболее эффективны в первые месяцы учебного года, потому что приучают детей что-то делать всем вместе, слышать воспитателя.

Рассказы без показа, развивающие способность слушать и понимать маленький текст без наглядного сопровождения. Если воспитатель предлагает вниманию детей авторский литературный рассказ, он трижды без изменений повторяет его, каждый раз выясняя: «Рассказать еще раз про гусей, не хотевших возвращаться домой?» («Гуси» К. Ушинского). Если это небольшой дидактический текст, воспитатель рассказывает его, придумывая дополнительные ситуации, но и в этом случае достаточно трех повторений («Зайчик», «Кораблик» Л. Славиной).

Игры-инсценировки. С помощью игрушек создаются модели положительного и негативного поведения, характерные для детей третьего года жизни («Я не буду плакать в детском саду», «Здравствуй, мамочка. Я по тебе соскучился» и т.п.).

Рассматривание с детьми сюжетных картин. Желательно, чтобы это были картины из серий, специально созданных для детских садов (картины Е. Радиной и В. Езикеевой, Е. Батуриной, С. Веретенниковой, В. Гербовой и В. Сотниковой).

Таким образом, существует множество методов и приемов, направленных на развитие речи ребенка раннего возраста. Со стороны взрослого важно создать условия для более успешного усвоения словаря ребенком. Важное значение для своевременного развития речи ребенка имеет отношение к нему взрослого. Внимательное, бережное, доброжелательное отношение обеспечивает развитие ответных положительных эмоций и разнообразных реакций. Без этого невозможно устанавливать с ребенком тесный контакт и развивать его активную речь. Воспитательные воздействия должны проводится постоянно, и направляться на все стороны психического развития ребенка.

Только при всестороннем развитии у ребенка будет развиваться активная речь и общение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект «Речевое развитие детей раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средствами логоритмики»

Проект предполагает оказание своевременной систематической помощи детям раннего возраста с недостатками в психофизическом развитии средставми логоритмики. Практическая реализация этой идеи состоит во ...

Развитие пальчиковой моторики как средство стимуляции речевого развития детей раннего возраста

Вся история развития человека доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборон...

Закономерности речевого развития детей раннего возраста и его взаимосвязь с развитием неречевых психических функций

Ранний возраст, а именно период до трёх лет, является наиболее важным и ответственным периодом для развития всех высших психических процессов, и особенно речи. Речь влечёт за собой развитие всех высши...

Рекомендации для родителей раннего возраста: «Речевое развитие детей раннего возраста»

В данном материале родителям детей раннего возраста даны рекомендации по речевому развитию детей и несколько правил, при соблюдении которых, у ребенка будет развиваться правильная речь....

Методическая разработка Активизация речевого развития детей раннего возраста при помощи игровой певческой деятельности. Сборник песен для детей раннего возраста.

Пение - важный вид деятельноти ребенка. Как же стимулировать самых маленьких открывать рот, воспроизводить звуки и наконец петь? Важно все: систематический подход, яркое, образное исполнение, наглядно...

Консультация для родителей в рамках ранней помощи "Признаки нарушений речевого развития детей раннего возраста"

Описаны в статье первые признаки речевых нарушений у ребёнка. Причины нарушения речи. Коррекция речевых нарушений....

Как не пропустить задержку речевого развития у ребенка. Нормы речевого развития детей раннего возраста. Консультация для родителей.

В данной статье описанны признаки задержки речевого развития на разных стадиях речевого онтогенеза. Необходимо знать основные этапы и условные нормы речевого развития детей раннего возраста. Почему ва...