Консультация для педагогов и родителей "Способы поддержки детской самостоятельности и инициативы в музыкальной деятельности"
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Петренко Ирина Владимировна

Консультация для педагогов и родителей "Способы поддержки детской инициативы и самостоятельности в музыкальной деятельности"

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ ДЕТСКОЙ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Воспитание должно быть организовано так, чтобы не ребёнка воспитывали, а ребёнок воспитывался сам».

Л.С. Выготский

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.

    В соответствии с ФГОС в образовательной программе каждого дошкольного учреждения появляется такой раздел как «Поддержка детской инициативы». Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной детской деятельности детей по выбору и интересам. Самостоятельная деятельность в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребёнка в детском саду.

    Музыкальная деятельность ребёнка в детском саду может осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности – музыкальных игр и творческих импровизаций на музыкальных инструментах, в движении, пении, театрально-исполнительской деятельности.

    Чем же по требованиям ФГОС раздел «поддержка детской инициативы» отличается от привычных педагогов «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт музыкальной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.   Например, перед старшими дошкольниками ставится проблемная ситуация: диск с записью марша, под который дети должны были учиться маршировать «как солдаты» при подготовке ко Дню защитника Отечества, испорчен. У педагога есть диск, на котором перемешаны музыкальные произведения различных жанров. «Хотите помочь? Что будем делать?» Дети приходят к выводу, что надо прослушать и выбрать марш. В ходе слушания отрывков музыкальных произведений дети проявляют активность, применяют свой музыкальный опыт. Для младших дошкольников можно создать игровую ситуацию: в кроватке лежит кукла с градусником – болеет. Как развеселить куклу, чтобы ей стало лучше? Вспоминаем стихотворение В. Берестова «Кукла болеет»:

                                       Тише, тише, тишина!

                                       Кукла бедная больна.

                                       Кукла бедная больна,

                                       Просит музыки она.

                                       Спойте, что ей нравится,

                                       И она поправится.

 

        Дети проявляют инициативу в разыгрывании продолжения ситуации, исполнении знакомого музыкального репертуара.

       Очень важно для поддержки детской инициативы в музыкальной деятельности, чтобы у ребёнка была возможность выбора музыкальной игры, а для этого набор игр, пособий, детских музыкальных инструментов, должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняющимся (смена части игр примерно 1 раз в 2 месяца). Около 15 % музыкальных игр должны быть предназначены для детей следующей возрастной группы, чтобы обеспечить зону ближайшего развития.

       Для того чтобы дети проявили инициативу в самостоятельной музыкальной деятельности, педагогу бывает необходимо ставить проблему (нам поручили приготовить концерт для малышей, какие номера можем показать?), а порой достаточно включить музыку и приготовить атрибуты для движений – ленточки, флажки, султанчики, платочки и другое. Детский микрофон и элементы костюмов также инициируют возникновение игры в «Концерт» и использование своего музыкального опыта для танцевальных и певческих  импровизаций.

      Таким образом, при планировании раздела «Поддержка детской инициативы» музыкальный руководитель должен не только продумать пособия, игры и другие материал, но и игровые, проблемные или практические  ситуации, условия, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном музыкальном опыте, поощряющие детскую инициативу.

      Систематическая и планомерная работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах дает возможность не только закреплять полученные в процессе музыкальных занятий знания, совершенствовать музыкальный слух, но и развивать самостоятельность детей, их творческую деятельность.

            Детское музицирование обогащает ребенка впечатлениями, оказывает воздействие на развитие его творческих способностей, формирует моральный облик. Музыкальный опыт, который дети приобретают на занятиях, позволяет успешно применять полученные знания в праздниках, развлечениях и, конечно, заниматься самостоятельной музыкальной деятельностью.

             В 1976 г. на Всесоюзном совещании работников детских учреждений, посвященном самостоятельной художественной деятельности детей, подчеркивалась ее значимость в жизни ребенка, приводились в подтверждение факты многочисленных исследований, заслушивался опыт работы некоторых дошкольных коллективов. Надо стараться учить детей не только играть на музыкальных инструментах, но и самостоятельно применять полученные умения и навыки в жизни. Оборудование музыкальных зон — одно из необходимых условий.

             К этому вопросу надо подойти очень серьезно. В детском саду в каждой группе должны быть музыкальные уголки, где дети могут послушать любимые произведения в записи, спеть понравившиеся песни, подобрать мелодию на металлофоне, аккордеоне, поиграть в музыкально-дидактические игры. Надо стараться, чтобы музыкальный уголок стимулировал самостоятельную деятельность детей, был помощником в их творчестве. Стараться, чтобы во всех группах в музыкальных уголках были альбомы с картинками на сюжеты программных песен, побуждающие детей к игре на инструменте; народной музыкой, детскими песенками и сказками.

         Наиболее ярко самостоятельная музыкальная деятельность проявляется в группах старшего дошкольного возраста.

        В группе всегда есть дети с музыкальными способностями, быстро запоминающие музыкальные произведения, играющие на нескольких детских инструментах. Они отличаются активностью, способны заинтересовать остальных. Поэтому можно поручать им организовывать в группе музыкально-дидактические игры, с которыми дети познакомились на музыкальном занятии. Такие ребята являются как бы примером для остальных, вызывают у них стремление тоже быть активными

         Встречаются дети, которые быстро справляются с поставленными задачами при игре на музыкальном инструменте, но слишком самоуверенны: часто хвалятся, смеются над теми, кому с трудом дается игра на различных инструментах. Предложить этому ребенку исполнить что-нибудь более сложное, требующее от него дополнительных усилий. Выполняя такие задания, ребенок перестает чувствовать свое превосходство над другими детьми, так как ему самому приходится много работать над произведением и преодолевать трудности. Надо стараться, чтобы музыка заняла в жизни детей важное место, пробудила в них добрые чувства. Для этого необходимы практические навыки, умения в пении, движениях, игре на детских музыкальных инструментах. Эти умения они приобретают на занятиях, во время индивидуальных занятий с педагогом в музыкальных уголках. Только разрешив все эти задачи, можно добиться определенных успехов в развитии детского творчества. Научившись играть, ребенок применяет свои умения в быту. Например, игра «в семью» становится намного интересней, если хозяйка, принимая гостей, играет на пианино или металлофоне.

           В процессе самостоятельной деятельности у детей развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

         Большая работа по обучению детей игре на детских музыкальных инструментах не пройдёт бесследно: дети овладеют многими инструментами, будут играть индивидуально и в ансамблях.

         От праздников, всевозможных развлечений, концертов у детей остается много впечатлений. В повседневной жизни у них возникает желание повторить номера из праздничных программ. Для этого мы передаем в группы некоторые атрибуты, украшения, элементы костюмов.

В результате последовательных, повседневных занятий по обучению детей игре на музыкальных инструментах уровень музыкального развития дошкольников значительно повысится.

Дети научаться применять полученные знания, навыки в повседневной жизни, активизировалось их творчество.

Рассмотрим различные виды музыкальной деятельности детей:

             Игра на детских музыкальных инструментах. Дети очень любят играть на металлофоне, гармошке, баяне, бубне, барабане, различных самодельных шумовых музыкальных инструментах и других инструментах, они могут исполнять попевки, ритмические рисунки, выученные на занятиях, или же придумывают и исполняют свои мелодии, проявляя творчество. Часто детей привлекает процесс освоения нового инструмента. В таких случаях они обучают друг друга: те, которые хорошо играют на этом инструменте, показывают приемы тем, кто еще не умеет играть. Такую товарищескую помощь чаще всего можно наблюдать в старших и подготовительных группах. Играя на инструментах, дети учатся различать их звучание, начинают выделять более понравившиеся, сами организовывают «оркестр», выбирают дирижера. Роль музыкального руководителя – поощрять творческую активность детей, учить их договариваться, следить, чтобы игра не превратилась в ссору.

В настоящее время большое значение уделяется развитию музыкально - творческих способностей детей. Одним из важнейших средств развития самостоятельной музыкальной деятельности детей являются музыкально – дидактические игры. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

              Музыкально – дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Такие игры используются и во время занятий и в свободное от занятий время во всех возрастных группах с учетом индивидуальных особенностей детей. Организуются эти игры под руководством музыкального руководителя или воспитателя.                          Результативность обучения в музыкально – дидактической игре создается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в этой игре, становится ее полноправным участником. Игра – прекрасная форма деятельности, способствующая привитию умения приблизить, расположить к себе всех детей, в том числе и малоактивных. Музыкально – дидактическим играм предшествуют занятия, на которых постепенно усложняются задачи, требующие самостоятельных действий в игре. Для самостоятельной игры детей характерно подражание взрослым, поэтому музыкальный руководитель при проведении игры  обращает внимание, чтобы ребенок, следуя образцу педагога, проявлял инициативу, выдумку, элементы творчества.

             Музыкально – дидактические игры, надо периодически менять, учитывая интересы и желания ребят. Организуя самостоятельные игры детей, необходимо избегать стихийности. Педагог должен пристально и внимательно следить за игрой и в случае необходимости приходить детям на помощь. Организуя музыкальные игры, необходимо предоставить детям больше самостоятельности. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности нужны условия, как принято называть, уголок самостоятельной музыкальной деятельности, где бы дети могли самостоятельно музицировать, организовывать различные музыкально – дидактические игры, прослушивать музыку и т.д.

              Музыкальные игры и танцы имеют большие возможности для самостоятельных действии детей. Часто они включаются в сюжетно-ролевые игры, и порой танец, пение занимают ведущее место.

              Среди игр основное место занимают «музыкальные занятия» и «концерты», основанные на опыте, приобретенном детьми, главным образом на занятиях. Играя в «музыкальное занятие», ребята распределяют роли музыкального руководителя и воспитателя. В процессе игры копируют структуру занятия, поведение и интонации взрослых. Например, две девочки, изображая «музыкального работника» и воспитателя, сажают перед собой кукол и разучивают песню «Осенние листья». Одна из девочек строго говорит: «А это пойте тише, тоненьким голосочком». Музыкальное занятие в детской игре может иметь более сложную, развернутую форму: объединяются несколько видов деятельности (исполнение на бубне, металлофоне и танец, отгадывание песни по ее мелодии).

              Играя  в «концерт» дети организуют чередование различных номеров, исполняемых группой детей — «артистов», для своих товарищей — «зрителей», с непременным участием «ведущего». Одним из вариантов музыкальной игры можно назвать «оркестр»: выбирается дирижер и музыканты, которые исполняют несложную песню, отстукивая ритм на музыкальных инструментах или кубиках. Значительными для музыкального развития дошкольников являются игры, в которых отмечаются творческие проявления. Дети сочиняют  песенки, используя знакомые движения, придумывают пляски, построения. В других сюжетно-ролевых играх дети используют песни, соответствующие их игровым действиям. Например, играя в «лошадок» мальчики младшей группы поют песню «Лошадка», барабанят на барабане проигрыш «Цок, цок». Девочки, укачивая кукол, поют песню «Колыбельная». Песня способствует более динамичному протеканию игры, организует действия детей.

В самостоятельную деятельность дети часто включают музыкально-дидактические игры, которые развивают у ребят способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука: «Музыкальное лото», «Догадайся, кто поет», «Два барабана», «Тише - громче в бубен бей», «Назови песню по картинке» и др.

           В самостоятельной деятельности дети часто применяют игру на детских музыкальных инструментах. Они играют на металлофонах, трещотках,  ложках, бубнах, барабанах, треугольниках и др., на которых исполняют маленькие  песенки, выученные в детском саду или где-то услышанные ими могут «сочинить» и свои. Интересно проходят у  старших дошкольников инсценировки с музыкальными инструментами,   характеризуя  персонажи  разными музыкальными инструментами. При этом отмечают: «Про лису надо играть мягко, про медведя — сильнее, он сердитый».

           Тесные связи устанавливаются между обучением на занятиях и развитием самостоятельной деятельности детей.  В своей самостоятельной практике он  применяет то, что усвоил на занятии:

Это музыкальный репертуар: игры, танцы, маленькие песенки для игры на инструментах и т. д., которые ребенок хорошо усвоил, с большим удовольствием исполняются им в играх на прогулках.

           Помимо занятий, определенное влияние на возникновение самостоятельной музыкальной деятельности оказывает участие  детей в утренниках и развлечениях.

Участие в утренниках и развлечениях. Наиболее яркие моменты игр, построений плясок, инсценировок наши дети переносят в повседневную деятельность. Полезно, чтобы на этих развлечениях дети проявляли себя не только в строго зафиксированном исполнении плясок песен хороводов.  Надо создавать такие условия и ситуации, в которых они могли бы придумать отдельные элементы танца, игры-инсценировки и т. д. Музыкальная восприимчивость, способность вслушиваться в звучание музыки, позволяет детям и в музицировании действовать активнее, творчески.

            В самостоятельную деятельность вносятся различные атрибуты (ленточки, платочки, султанчики), игрушки (би-ба-бо, мягкие игрушки), костюмы (русский сарафан, платочки, юбки), которые использовались на праздниках, развлечениях.  Дети вновь обыгрывают их, видоизменяя способы и условия их применения, комбинируют в новых сочетаниях.

            Посещение нашими детьми музыкальных детских спектаклей также оставляет у детей сильное впечатление. В семье дети часто смотрят телепередачи, что также обогащает их музыкальными впечатлениями, которые они пытаются отразить в самостоятельной деятельности. Дети с удовольствием смотрят выступления воспитанников из других групп детского сада, узнают знакомые песни, тут же их исполняют. Просмотр мультфильмов с музыкальным сопровождением, доставляет ребятам огромное наслаждение эмоциональное.

            Повседневная работа с детьми, знание их интересов и способностей дают возможность музыкальному руководителю выполнять свою задачу качественно и ответственно.

            Музыкальный руководитель совместно с воспитателем продумывает планирование работы, оформляет  музыкальный уголок в помещении группы, где детям можно будет музицировать.  Наблюдает за детьми вместе с воспитателем в самостоятельной музыкальной деятельности. Наблюдая за детьми, музыкальный руководитель лучше может оценить творческие способности и наклонности детей, их приоритеты, желание музицировать самостоятельно и вовлекать других детей в музыкальные игры.   Лишь в совместной работе музыкального руководителя и воспитателя кроется причина успехов детей.  

          Ежедневная работа с каждым ребенком, знание его интересов, способностей дают возможность воспитателю вместе с музыкальным руководителем осуществлять самостоятельную музыкальную деятельность детей. Музыкальный руководитель консультирует педагогов, дает необходимые рекомендации, оказывает  практическую помощь в руководстве самостоятельной музыкальной деятельностью дошкольников. Самостоятельная музыкальная деятельность дошкольников носит инициативный, творческий характер, основывается на приобретенном опыте, отличается многообразием форм и является начальным проявлением самообучения.

         Таким образом, роль музыкального руководителя в развитии инициативы и самостоятельной музыкальной деятельности детей заключается в том, что он незаметно для ребенка побуждает его проявить активность в различных видах музыкальной деятельности, создавая благоприятные педагогические условия: влияние на музыкальные впечатления ребенка, развертывание деятельности детей по их инициативе.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов «Развитие и поддержка детской инициативы и самостоятельности в рамках реализации ФГОС ДО»

Дошкольное детство – период интенсивного развития ре-бенка, появления ряда психических новообразований, становления черт личности, возраст формирования особенностей психики, которые опреде-ляют ...

Консультация для педагогов на тему: «Поддержка детской инициативы»

Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору...

«Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержку детской инициативы и самостоятельности в различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»

laquo;Создание образовательной среды педагогами направленной на поддержкудетской инициативы и самостоятельностив различных видах деятельности в условиях ФГОС ДО»...

Консультация "Организация игрового пространства для проявления детской активности и инициативы в игровой деятельности"

Игра является сквозным механизмом развития ребёнка посредством которой реализуется содержание пяти образовательных областей....

Консультация для педагогов. «Использование развивающих театрализованных игровых технологий в совместной образовательной музыкальной деятельности детей и педагога.»

Игра - это любимое занятие детей. Играя, ребенок раскрывается, раскрепощается, становится свободным, веселым.Всем известно, что театр-искусство коллективное, и изначально первой моей задачей, на ...