Развитие ребенка от 4 до 5 лет
статья на тему

Трушкина Алена Олеговна

Развитие ребенка от 4 до 5 лет

Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в, так называемый дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении. К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша.

Немного о физиологии

За счет интенсивного развития мышц и скелета, ребенок приобретает более видимые очертания своего тела и половой принадлежности. К примеру, у мальчиков становятся шире плечи, у девочек - таз. Позвоночник и сердечно-сосудистая система все более соответствуют форме взрослого человека. За счет этого, организм ребенка становится более приспособлен к физическим нагрузкам, также повышается и его иммунитет. Масса головного мозга, начиная с рождения, увеличивается почти в 3 раза.

В связи с этим совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность. Поэтому, к пяти годам ребенок: хорошо бегает и прыгает, ходит на носках, ловит мяч, катается на двухколесном велосипеде, может стоять и кататься на коньках.

Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость).

Особенности речи

С 4-х до 5-и лет словарный запас ребенка уже превышает 2000 слов. Пятилетки не только умело используют фразы и предложения, но и, подключая свое богатое воображение, сами придумывают некоторые слова и названия, часто вызывая при этом улыбки взрослых.

В этом возрасте дети во всем ищут разумное объяснение и «вытекающие» последствия. Владение речью при этом, помогает ребенку формулировать интересующие его вопросы. Так у детей появляется любимый вопрос: «Почему?»

Часто создается впечатление, что ребенок начинает получать удовольствие от речи. Он может не только долго и тщательно слушать объяснения и разговоры взрослых, но и сам подолгу и без умолку, говорить (иногда даже сам с собой). Добытую таким образом информацию ребенок часто пересказывает другим людям или даже игрушкам, демонстрируя еще одно свое умение - способность к подражанию.

Быть на кого-то похожим

В моменты подражания ребенок становится крайне серьезен и уверен в себе. Так он старается походить на взрослых и приобщиться к их миру, стараясь получше узнать и понять его. Родители должны знать, что в 5 лет дети впервые учатся строить партнерские отношения! Так у ребенка появляется потребность не только все делать вместе с родителями, но и желание знать об их дальнейших планах - главное принимать в любом деле равноправное участие. Давать советы и комментировать деятельность родителей и других близких, желание узнать их секреты - все это становится планами маленького партнера.

"Вот комментировать он сынок очень любит: то скажет: "нуууу, твоя работа, не моя забота ))))"

Вот откуда взял эту фразу, никак не пойму. Ну или комментирует кого-то из нас вспоминания наши комментарии по отношению друг к другу, получается очень забавно"

Формированию такой особенности пятилетнего ребенка прежде всего способствует развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности), которые позволяют ему не только делать самостоятельные суждения, но и высказывать свое мнение.

Развитие высших эмоций

Большую роль в становлении личности ребенка играет созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежде радостные эмоции от общения с окружающими постепенно перерастают в более сложное чувство симпатии и привязанности. Так начинает складываться система эмоциональных отношений.

К пяти годам впервые начинают формироваться нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно появляется новое ценное приобретение - это чувство совести. Впервые ребенку может стать стыдно, а также по-настоящему жалко кого-то. Грустные истории, жалостливые фильмы или просто увиденная в реальности несправедливость - все это может надолго запомниться ребенку и вызвать самые разные переживания и слезы.

По поводу стыдно  буквально недавно ехали в машине, сестренка сидит рядом с ним, а он у нее игрушку отобрал из рук, она ревет, я его спрашиваю: "тебе не стыдно?" А он: - стыдно (

Но осознанно ему было стыдно или нет, там уж непонятно

Не исключено, что связанные с чем-либо тревоги в этом возрасте могут вызывать страхи. В основном, это страх за тех, к кому ребенок привязан, а также, страх потерять любовь этих значимых людей. Так появляется новая угроза в сознании пятилетки - это страх смерти себя или другого близкого человека. Поскольку тема смерти воспринимается ребенком тоже как несправедливость, то подобные вопросы и размышления становятся одним из таких переживаний, которые вызывают жалость, тревогу и чувство вины.

 

По поводу страха, наверное есть он у него и связан он с потерей сестры, точнее он боится ее где-нить оставить, когда я говорю пошли домой...а он за ней бежит

 

 

О чувстве вины хотелось бы сказать несколько слов, поскольку излишнему его формированию часто способствуют сами родители: дело в том, что в 5 лет ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки своей самостоятельности, чтобы походить на взрослого. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, играть в игры и что - то исследовать) вырабатывают предприимчивость. Готовность родителей отвечать на вопросы, не мешать фантазировать и затевать игры помогают закрепиться этому качеству и сформировать целеустремленность и желание действовать в будущем.

Если же, взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна, глупа, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя неуверенно и виновато, унося это чувство вины во взрослую жизнь.

Развитие игровой деятельности

Пятилетке все также необходимо предоставлять возможность для игры. В этом возрасте игра становится все более сложной, она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее обдумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение.

Т.о., в игре, ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам и соблюдая очередность. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости и дисциплинированности, развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок моделирует жизнь взрослых, открывая для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Жить можно дружно и втроем

Говоря о пятилетних детях, хотелось бы еще упомянуть тему соперничества, которая неизменно возникает во взаимоотношениях, как важный маячок психического развития.

Вдруг наступает борьба против третьего лишнего, тесно связанного в этом возрасте с понятием «Эдипов комплекс». В психоанализе это понятие означает любовь и интерес к родителю противоположного пола. И на самом деле, часто можно услышать о желании мальчика «жениться на маме, когда вырасту», или девочки - нарядиться в мамины вещи и «стать красивее, чем она». Оно и понятно, ведь пятилетний ребенок ощущает себя достаточно взрослым, стараясь подражать родителям и быть с ними наравне.

Так, мальчик начинает искать другой тип отношений с матерью, он уже не желает быть всего лишь ребенком в семейном треугольнике. В связи с этим, у сына возникает фантазия о том, что он должен стать мужчиной таким же, как папа, а лучше вместо него («ведь мама то у нас одна»). И даже, если отец любим и обожаем, рано или поздно, все равно, возникает борьба за то, кому же все -таки принадлежит мама.

Соперничество с большим и сильным папой вряд ли под силу любому мальчику (даже, если в своих фантазиях он супер-герой), понимая это «маленький мужчина» может реагировать тревогой или агрессией по отношению к отцу.

 

Интересно получается, когда мы с папой играем, и папа в шутку крутит маме руки )) то сына идет в наступление против отца, ведь мама кричит, значит ей больно ))) сына меня защищает как настоящий мужчина!

Учитывая эти особенности, родители, даже в шутку не должны противопоставлять одного члена семьи другому и объединяться по двое. Папа не должен говорить дочери, что они с ней могут «обойтись без мамы», даже если девочка старается угодить отцу, играя роль хозяйки. Также и мама не должна всякий раз обсуждать папу в присутствии мальчика, делая предпочтение паре «я и мой сын». Помните, что на этом этапе, ребенок должен научиться формировать отношения в триаде - т.е. мама, папа и я. Важно научиться ценить каждого члена семьи, не перетягивая кого-либо на свою сторону и строить с ними нормальные партнерские отношения.

Ребенок, который научился делать это в семье, не станет возводить коалиции против другого третьего, ему не нужно будет манипулировать и соперничать с другими, ради своего собственного признания. Он должен понять на опыте своей семьи, что его берут в свою компанию просто потому, что любят и ценят, так же, как и других домочадцев, потому что у каждого есть свои достоинства.

Как же развивать ребенка, учитывая его возрастные особенности?

Прежде всего, предлагайте ему интересные виды деятельности, например игры:  познавательные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, а также «устные» на развитие воображения. Окружите ребенка развивающей средой, не заставляя при этом корпеть над занятиями, поскольку необходимые для этого функции у него еще не сформированы. Все познавательное развитие, в том числе и обучение чтению должно быть интересным и преподноситься по обоюдному согласию.

Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучения мира людей и их взаимоотношений. Это подходящее время для эстетического развития: занятия танцами, рисованием, пением, походов в музеи и театры. Не забывайте также и про спорт. В этом возрасте дети начинают приобщаться к определенному виду спорта, однако у вас еще много времени, чтобы попробовать разные направления и выбрать то, что подойдет ребенку. Помните, что приобщить пятилетку будет гораздо проще, если вы займетесь общим с ним делом и будете вместе заняты его исследованием, ведь вы для ребенка теперь непросто родители, теперь вы - партнеры!

 

В спорт точно куда-нить определим сыночкав этом году, надо чтобы он учился быть более дисциплинированным, ну и внимательность ему тоже не помешает. +воспитатели уже воют, что энергии через край и надА чтобы он куда-нить ее девал и желательно в нужное русло!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rebenka_4_-5_let.docx21.83 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие ребенка от 4 до 5 лет

Начиная с 4-5 лет, ребенок вступает в, так называемый дошкольный период развития. Именно в этот период появляются первые предпосылки созревания и зарождаются те способы взаимодействия с миром, которые будут необходимы ребенку в его дальнейшем обучении. К пяти годам происходит дальнейшее физическое развитие и совершенствование интеллектуальных возможностей малыша.

Немного о физиологии

За счет интенсивного развития мышц и скелета, ребенок приобретает более видимые очертания своего тела и половой принадлежности. К примеру, у мальчиков становятся шире плечи, у девочек - таз. Позвоночник и сердечно-сосудистая система все более соответствуют форме взрослого человека. За счет этого, организм ребенка становится более приспособлен к физическим нагрузкам, также повышается и его иммунитет. Масса головного мозга, начиная с рождения, увеличивается почти в 3 раза.

В связи с этим совершенствуется координация движений, общая и мелкая моторика, тактильная чувствительность. Поэтому, к пяти годам ребенок: хорошо бегает и прыгает, ходит на носках, ловит мяч, катается на двухколесном велосипеде, может стоять и кататься на коньках.

Пятилетние дети должны уверенно держать в руке карандаш, владеть ножницами, писать буквы и числа, обводить рисунки по контуру, рисовать красками, воспроизводить геометрические фигуры по образцу и лепить из пластилина (разумеется, не исключается и другая ручная умелость).

Особенности речи

С 4-х до 5-и лет словарный запас ребенка уже превышает 2000 слов. Пятилетки не только умело используют фразы и предложения, но и, подключая свое богатое воображение, сами придумывают некоторые слова и названия, часто вызывая при этом улыбки взрослых.

В этом возрасте дети во всем ищут разумное объяснение и «вытекающие» последствия. Владение речью при этом, помогает ребенку формулировать интересующие его вопросы. Так у детей появляется любимый вопрос: «Почему?»

Часто создается впечатление, что ребенок начинает получать удовольствие от речи. Он может не только долго и тщательно слушать объяснения и разговоры взрослых, но и сам подолгу и без умолку, говорить (иногда даже сам с собой). Добытую таким образом информацию ребенок часто пересказывает другим людям или даже игрушкам, демонстрируя еще одно свое умение - способность к подражанию.

Быть на кого-то похожим

В моменты подражания ребенок становится крайне серьезен и уверен в себе. Так он старается походить на взрослых и приобщиться к их миру, стараясь получше узнать и понять его. Родители должны знать, что в 5 лет дети впервые учатся строить партнерские отношения! Так у ребенка появляется потребность не только все делать вместе с родителями, но и желание знать об их дальнейших планах - главное принимать в любом деле равноправное участие. Давать советы и комментировать деятельность родителей и других близких, желание узнать их секреты - все это становится планами маленького партнера.

"Вот комментировать он сынок очень любит: то скажет: "нуууу, твоя работа, не моя забота ))))"

Вот откуда взял эту фразу, никак не пойму. Ну или комментирует кого-то из нас вспоминания наши комментарии по отношению друг к другу, получается очень забавно"

Формированию такой особенности пятилетнего ребенка прежде всего способствует развитие психических процессов (внимания, памяти, мыслительной деятельности), которые позволяют ему не только делать самостоятельные суждения, но и высказывать свое мнение.

Развитие высших эмоций

Большую роль в становлении личности ребенка играет созревание эмоциональной сферы: чувства малыша становятся более глубокими, устойчивыми; прежде радостные эмоции от общения с окружающими постепенно перерастают в более сложное чувство симпатии и привязанности. Так начинает складываться система эмоциональных отношений.

К пяти годам впервые начинают формироваться нравственные эмоции - чуткость, доброта, чувство дружбы и постепенно появляется новое ценное приобретение - это чувство совести. Впервые ребенку может стать стыдно, а также по-настоящему жалко кого-то. Грустные истории, жалостливые фильмы или просто увиденная в реальности несправедливость - все это может надолго запомниться ребенку и вызвать самые разные переживания и слезы.

По поводу стыдно  буквально недавно ехали в машине, сестренка сидит рядом с ним, а он у нее игрушку отобрал из рук, она ревет, я его спрашиваю: "тебе не стыдно?" А он: - стыдно (

Но осознанно ему было стыдно или нет, там уж непонятно

Не исключено, что связанные с чем-либо тревоги в этом возрасте могут вызывать страхи. В основном, это страх за тех, к кому ребенок привязан, а также, страх потерять любовь этих значимых людей. Так появляется новая угроза в сознании пятилетки - это страх смерти себя или другого близкого человека. Поскольку тема смерти воспринимается ребенком тоже как несправедливость, то подобные вопросы и размышления становятся одним из таких переживаний, которые вызывают жалость, тревогу и чувство вины.

По поводу страха, наверное есть он у него и связан он с потерей сестры, точнее он боится ее где-нить оставить, когда я говорю пошли домой...а он за ней бежит

О чувстве вины хотелось бы сказать несколько слов, поскольку излишнему его формированию часто способствуют сами родители: дело в том, что в 5 лет ребенок исследует границы своих возможностей и осуществляет попытки своей самостоятельности, чтобы походить на взрослого. От того, как реагируют родители на затеи ребенка, во многом зависит перевес качеств в его характере. Дети, которым предоставлена инициатива в выборе деятельности (бегать, бороться, возиться, играть в игры и что - то исследовать) вырабатывают предприимчивость. Готовность родителей отвечать на вопросы, не мешать фантазировать и затевать игры помогают закрепиться этому качеству и сформировать целеустремленность и желание действовать в будущем.

Если же, взрослые показывают ребенку, что его деятельность вредна, глупа, вопросы назойливы, а игры бестолковы, он начинает чувствовать себя неуверенно и виновато, унося это чувство вины во взрослую жизнь.

Развитие игровой деятельности

Пятилетке все также необходимо предоставлять возможность для игры. В этом возрасте игра становится все более сложной, она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее обдумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют их выполнение.

Т.о., в игре, ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам и соблюдая очередность. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости и дисциплинированности, развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки. Именно в игре ребенок моделирует жизнь взрослых, открывая для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Жить можно дружно и втроем

Говоря о пятилетних детях, хотелось бы еще упомянуть тему соперничества, которая неизменно возникает во взаимоотношениях, как важный маячок психического развития.

Вдруг наступает борьба против третьего лишнего, тесно связанного в этом возрасте с понятием «Эдипов комплекс». В психоанализе это понятие означает любовь и интерес к родителю противоположного пола. И на самом деле, часто можно услышать о желании мальчика «жениться на маме, когда вырасту», или девочки - нарядиться в мамины вещи и «стать красивее, чем она». Оно и понятно, ведь пятилетний ребенок ощущает себя достаточно взрослым, стараясь подражать родителям и быть с ними наравне.

Так, мальчик начинает искать другой тип отношений с матерью, он уже не желает быть всего лишь ребенком в семейном треугольнике. В связи с этим, у сына возникает фантазия о том, что он должен стать мужчиной таким же, как папа, а лучше вместо него («ведь мама то у нас одна»). И даже, если отец любим и обожаем, рано или поздно, все равно, возникает борьба за то, кому же все -таки принадлежит мама.

Соперничество с большим и сильным папой вряд ли под силу любому мальчику (даже, если в своих фантазиях он супер-герой), понимая это «маленький мужчина» может реагировать тревогой или агрессией по отношению к отцу.

Интересно получается, когда мы с папой играем, и папа в шутку крутит маме руки )) то сына идет в наступление против отца, ведь мама кричит, значит ей больно ))) сына меня защищает как настоящий мужчина!

Учитывая эти особенности, родители, даже в шутку не должны противопоставлять одного члена семьи другому и объединяться по двое. Папа не должен говорить дочери, что они с ней могут «обойтись без мамы», даже если девочка старается угодить отцу, играя роль хозяйки. Также и мама не должна всякий раз обсуждать папу в присутствии мальчика, делая предпочтение паре «я и мой сын». Помните, что на этом этапе, ребенок должен научиться формировать отношения в триаде - т.е. мама, папа и я. Важно научиться ценить каждого члена семьи, не перетягивая кого-либо на свою сторону и строить с ними нормальные партнерские отношения.

Ребенок, который научился делать это в семье, не станет возводить коалиции против другого третьего, ему не нужно будет манипулировать и соперничать с другими, ради своего собственного признания. Он должен понять на опыте своей семьи, что его берут в свою компанию просто потому, что любят и ценят, так же, как и других домочадцев, потому что у каждого есть свои достоинства.

Как же развивать ребенка, учитывая его возрастные особенности?

Прежде всего, предлагайте ему интересные виды деятельности, например игры:  познавательные, настольные, подвижные, сюжетно-ролевые, а также «устные» на развитие воображения. Окружите ребенка развивающей средой, не заставляя при этом корпеть над занятиями, поскольку необходимые для этого функции у него еще не сформированы. Все познавательное развитие, в том числе и обучение чтению должно быть интересным и преподноситься по обоюдному согласию.

Ребенок должен расширять кругозор с помощью познавательных бесед, наблюдений за природой, животными, не забывая также и об изучения мира людей и их взаимоотношений. Это подходящее время для эстетического развития: занятия танцами, рисованием, пением, походов в музеи и театры. Не забывайте также и про спорт. В этом возрасте дети начинают приобщаться к определенному виду спорта, однако у вас еще много времени, чтобы попробовать разные направления и выбрать то, что подойдет ребенку. Помните, что приобщить пятилетку будет гораздо проще, если вы займетесь общим с ним делом и будете вместе заняты его исследованием, ведь вы для ребенка теперь непросто родители, теперь вы - партнеры!

В спорт точно куда-нить определим сыночкав этом году, надо чтобы он учился быть более дисциплинированным, ну и внимательность ему тоже не помешает. +воспитатели уже воют, что энергии через край и надА чтобы он куда-нить ее девал и желательно в нужное русло!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Брошюры: "Развитие ребенка 3-4 лет", "Развитие ребенка 4-5 лет", "Развитие ребенка 5-6 лет", "Развитие ребенка 6-7 лет"

В  брошюрах описанны особенности развития детей в разные возрастные периоды- 3-4,4-5,5-6,6-7 лет....

Игра в жизни ребенка. Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка. В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и ориентироваться в причинах тех или иных поступков

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬДошкольное детство (от 3 до 7 лет) - это отрезок жизни ребенка, когда рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Если в периоды младенчества и раннего детства ребе...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ) ПОКАЗАТЕЛИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА К 2 ГОДАМ.

Особенности развития ребенка второго года жизни.Подготовила воспитатель ГБДОУ д/с № 17 Петродворцового р-на СПб. Гаврилова О.А....

Журнал динамики развития ребенка дошкольного возраста по показателям развития личности ребенка в образовательных областях.

ФГОС ДО п.3.2.3. При реализации Программы может проводится оценка индивидуального развития детей. Такая оценка проводится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики(оценки индивидуа...

Показатели физического развития ребенка в 2 года. Гармоничное физическое развитие ребенка в адаптационный период

На третьем году жизни темпы физического развития вашего ребенка будут ниже, так как в этом возрасте большая часть энергии будет идти на обеспечение двигательной активности и совершенствовани...

Зайдуллина Юлия. Анализ научно - исследовательской работы «Общение ребенка старшего дошкольного возраста со сверстниками как важный фактор развития личности ребенка» МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №7 «Елочка» Ханты-Мансийск.

Ребенок развивается в коллективе сверстников. Становление его личности определяет потребность в общении со взрослыми и сверстниками. Между детьми могут возникать разные формы взаимоотношений....