Главные вкладки

    Методические рекомендации «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой Родине в проектной деятельности»
    методическая разработка (средняя группа) на тему

            Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Начинать работу по воспитанию любви к малой Родине нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать чувство любви к своему Отечеству, к своей малой Родине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл metodicheskie_rekomendatsii_kategoriya.docx26.87 КБ

    Предварительный просмотр:

    Методические рекомендации

    «Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой Родине в проектной деятельности»

    Подготовила

    воспитатель Агейкина Л.В.

     «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».

    В. А. Сухомлинский

            Родина, Отечество… В корнях этих слов близкие каждому образу: мама и отец, отчий дом, родной город, страна. Но первые представления детей о себе и окружающем их мире часто очень разрозненные, бессистемные. Наша задача – помочь детям осознать, что каждый человек является частью этого огромного мира. Пробудить у дошкольников чувство любви к своему родному краю, уважение к его традициям и обычаям.

            Понимание Родины у детей должно быть связано с ощущением родного края, земли, на которой родился и рос; с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – с любовью к родителям, своим близким, своему дому, к ближайшему окружению – родным местам.

            Развитие представлений дошкольников о своей малой Родине, воспитание интереса к ней происходит под влиянием близкого окружения – педагогов и родителей. Начинать работу по воспитанию любви к малой Родине нужно с создания для детей тёплой, уютной атмосферы. Каждый день ребёнка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, весёлыми играми. Ведь с воспитания чувства привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать чувство любви к своему Отечеству, к своей малой Родине.

            Работу по ознакомлению детей с историей родного края, необходимо строить руководствуясь дидактическими принципами: от близкого – к далекому, от известного – к неизвестному, от простого - к сложному, от частного – к общему.  Строить так, чтобы детям было интересно, доходчиво, понятно;  начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг их знаний. 

    Успех в воспитании патриотических чувств у дошкольников может быть, достигнут только в том случае, если сам воспитатель будет знать историю своего города, своей страны. И прежде чем учить детей, необходимо научиться самому, уметь преподнести материал доходчиво, понятно. И от того, как он это сделает, зависит, воспримет ли ребенок эти знания, появится ли у него желание узнать что-то новое.

    Воспитывать у ребенка любовь к родному дому, семье, детскому саду надо с первых лет жизни. Малыш должен понимать, что иметь свой дом большое благо. Все хорошее начинается с родного дома и матери – хранительницы очага.

    Ребенок учится тому, что   видит у себя дома. Ему необходимо быть уверенным в том, что его кто-то очень-очень любит. Эта уверенность создает чувство защищенности, помогает ребенку определить свою дорогу в жизни, выбрать друзей. К сожалению, не все взрослые это понимают. Детский сад вместе с семьей должны помочь ему полюбить свою малую родину, свой город, деревню, т.е. место, где он родился и вырос. И пусть оно останется у него в памяти на всю жизнь. А это может произойти, только благодаря нашей помощи, правильной методике воспитания. Без любви к своей семье, дому, Родине – не воспитать гражданина, не вдохновить ни на что.

    В настоящее время семья переживает не лучшие времена. Стремясь заработать на хлеб насущный, родители все меньше внимания уделяют детям и их воспитанию, растет число неполных, неблагополучных семей. Ребенку все сложнее полюбить свой дом, семью, да и детский сад тоже. Поэтому необходимо создать условия для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома, детского сада. Дети должны научиться, не только брать, но и отдавать: заботиться о близких людях с детства, быть внимательными друг к другу, сострадать, словом и делом помогать.

    Мы начинаем работу по ознакомлению ребенка с родным городом с младшей группы. В этом возрасте детям еще трудно представить себе город. Поэтому знакомство с ним начинаем с экскурсий по близлежащим улицам; с бесед о том, где им приходилось бывать, что интересного они видели; о том, что у каждой улице есть свое название, а у дома – свой номер.

    С детьми среднего дошкольного возраста продолжаем работу по данному направлению: прежде всего детей знакомим с районом, на территории которого находится дошкольное учреждение, местоположением, совместно с воспитателем дети совершают небольшие целевые прогулки, обращаем их внимание на красоту улиц, на то ,что создано руками человека. Это различные здания, в которых люди живут и работают. Даем представления о том, чем город отличается от села.

    В старшем дошкольном возрасте увеличивается объем знаний о родном городе. Детей знакомим с промышленностью, с историей города и его достопримечательностями, героическими страницами истории. Чувства гордости испытывают дети, живущие на улицах, названных в честь знаменитых людей города.

    Знакомство с родным городом и родной страной вызывает у детей положительные чувства и эмоции, а также стремление и желание ребенка нарисовать то, о чем только что услышал. Поэтому эта работа продолжается в изобразительной деятельности. Рисунки детей, отражающие сильное и чистое чувство любви к своему родному городу, родной природе позволяют им создать выразительные образы, основанные на своих собственных наблюдениях, а также заставляют задуматься над отношением к миру природы.

    В музыкальной деятельности дети приобщаются к русской культуре, народному быту. Традицией в детском саду стало проведении русских народных праздников.

    Работа с детьми по ознакомлению с родным краем ведется и в книжном уголке, где выставляются книги познавательного характера, иллюстративно – дидактический материал (иллюстрации о природе родного края, страны, фотоальбомы исторического и современного города, предметы народно-прикладного искусства).

    Вся работа по ознакомлению детей с родным городом, русской культурой строится в тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Хорошо налаженный контакт с родителями, их заинтересованность и активное участие – залог успеха всей нашей работы.

            Чтобы пробудить в ребенке пытливость, активный интерес исследования к явлениям и фактам общественной жизни, научить ребенка сопереживать, сочувствовать, сострадать, видеть прекрасное вокруг себя в природе, в жизни, в деятельности, в отношениях окружающих его людей, необходимо задействовать все виды детской деятельности.

             Используются следующие формы работы: беседы, экскурсии, исследовательские проекты, дидактические игры, русские народные игры, досуги, тематические и православные праздники, развлечения, целевые прогулки, выставки детского творчества и совместного творчества детей и родителей.

            Работу по воспитанию любви к родному городу  начинаем с бесед о родном городе и экскурсий к памятным местам. Дети знакомятся с животным и растительным миром нашего края, полезными ископаемыми нашего края. Увлекательно проходят походы в аллеи парка, на родник, к реке Рудня. Дети знают, что наша река берет свой исток из маленького родника в мордовии .

         На территории с.Починки действующие заводы: маслосыр завод, хлеб завод, колбасный цех.

            Богата наша Починковская земля и полезными ископаемыми: мелом, песком, глиной. Дети узнают, что ископаемые так называются, потому что их нужно искать и выкапывать из земли, а полезными называются так потому, что несут в себе огромную пользу для всех людей. Посуду, из которой мы едим, делают из глины, стекло делают из песка, мелом мы пишем на доске, рисуем на асфальте.

            Новые знания закрепляем чтением художественной литературы местных авторов:  Т.А. Пряничникова, Е. Шегулова Ю.Макарова, В.Колесник  и др. Используем в своей работе музыкальный фольклор детских композиторов А.Балбекова, Е.Рыбкина.

            С невероятной нежностью описывает наш край Людмила Цыганова в своей книге «Мое село, мои Починки»:

    «…Средь холмов, раскинулись широко,

    К речке Рудне голову склоняя,

    Ты стоишь село, мои истоки

    Вечно, родимая земля.»

            В групповых комнатах нашего детского сада создана предметно-развивающая среда, способствующая обогащению детских представлений об истории и быте нашего народа. В групповых комнатах оборудованы уголки «Я и Родина моя», «Я здесь живу», создан центр народного быта «Русская изба»,  в котором представлены предметы старины и быта.

            Интерес детей к историческим событиям восполняют регулярные занятия в историко-краеведческом музее с. Починки. Дети знакомятся с устройством и бытом  русской избы, народным костюмом, промыслами наших предков. Узнают, что жили наши предки просто, но весело и дружно. Семьи были большими, и каждый член семьи имел свои обязанности. Центральное место в избе занимала печь, она и обогревала и создавала уют и кормила всю семью.

            В детском саду действует кружок «Обережик». Здесь детей знакомят с традициями русского народа, православными и календарными  праздниками, преподают уроки «Добра, правды, красоты». Дети становятся более отзывчивыми, могут адекватно оценивать свои поступки, отступает жестокость.

             Для родителей оформлены православные уголки, включающие информацию о православных праздниках и семейных традициях, предлагается литература для семейного чтения, консультативный материал по вопросам духовно-нравственного развития детей.

            В стенах детского  сада  проходят тематические выставки совместной деятельности детей и  взрослых декоративно-прикладного творчества к знаменательным датам и праздникам. Поделки детей служат оформлением интерьера детского сада.

            В воспитательной работе широко используются народные песни, народные игры, отражающие жизнь народа, его труд, быт и художественные вкусы. Весело и задорно проходят в нашем детском саду народные праздники «Масленица», «Рождество», «Осенины». Принимая участие в таких познавательно – развлекательных праздниках дети учатся без особых трудностей впитывать в себя народную мудрость.

            Особую значимость при решении задач патриотического воспитания имеет тесный контакт с семьей воспитанника. Родители давно стали нашими надежными помощниками  и союзниками. Они ходят с нами в походы, активно участвуют в праздниках и развлечениях, оформляют семейные альбомы, вместе с детьми делают тематические поделки.

            Расширяя знания детей, подводим к тому, что Родина это не только город, в котором мы живем. Родиной мы зовем нашу область и нашу Россию.

    На этом этапе уместно познакомить детей с компасом, глобусом, картой рек и морей, картами своего района, области, страны.  Работая с картой, дети узнают много нового и интересного. Удовлетворяя свою любознательность, дети овладевают причинно-следственными, классификационными, пространственными и временными отношениями, которые позволяют связывать отдельные представления в единую картину мира. Умение работать с картой имеет огромное значение для формирования общей культуры личности.

            На прогулку можно взять с собой компас – необходимый прибор для путешественника. Это отличный повод познакомить детей с частями света. Дети должны знать, что утром солнце восходит на востоке, а вечером садится с противоположной стороны – на западе. Синяя стрелка компаса всегда указывает на север, красная – на юг. Если ребенок стоит лицом к северу, то сзади у него юг, слева – запад, справа – восток.

            Глобус – это модель земного шара, так из космоса выглядит наша планета Земля. При рассматривании глобуса определяем, что синим цветом обозначаются реки, озера, моря и океаны, их больше всего на земном шаре: причем, чем глубже океан, тем темнее синий цвет. Быстро вращаем глобус и убеждаемся в том, что он полностью кажется голубой. С интересом дети узнают, что на планете существуют «цветные моря» - Черное, Белое, Красное и Желтое.

            Карта – плоское изображение поверхности земли. Дети узнают, что горы на карте обозначаются коричневым цветом, лес – зеленый, песок – желтый, города помечаются кружочками. Чтобы на карте поместились все города, реки и моря, их размеры уменьшают во много-много раз. Чтобы детям легче было понять, что такое размер карты двигались от простого к сложному, от малого к большому. Сначала мы рисовали дома, потом дома помещали на макет улицы. Затем дети узнали, что много улиц составляют город, а много городов страну. Дети узнают о значимости карты. Карта нужна путешественникам, чтобы проследить путь экспедиции, летчикам, ученым.

            С огромным интересом путешествуют дети по карте нашего Починковского района. Дети находят села, где живут их бабушки и другие родственники и прокладывают маршрут с помощью маленьких машинок, поездов, самолетов.

            При ознакомлении с речкой Рудня используется карта рек и морей. Дети знают, что наша тихая речушка впадает  в более полноводную реку Алатарь..

            Карты и глобус постоянно находятся в развивающей среде группы в свободном доступе. Дети могут самостоятельно продолжить обсуждение «путешествия» в свободном общении, или отправиться в новое путешествие, ведь надолго остаются в памяти ребенка только те впечатления, которые вызвали у него эстетическое наслаждение, позволили пережить радость узнавания и сделать собственное открытие.

             

     СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ДАННОЙ ТЕМЕ

    1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников: методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2005. – 256 с.
    2. Белгородоведение: парциальная программа для дошкольного образования / Т.М. Стручаева, Н.Д. Епанчинцева, О.А. Брыткова, – Белгород: ООО «Эпицентр», 2015. – 16 с.
    3. Виноградова Н.Ф. Дошкольникам о родной стране. – М.: Просвещение, 2009
    4. Кокуева Л.В. Духовно-нравственное воспитание дошкольников на культурных традициях своего народа: методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2003. – 144 с.
    5. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СПБ.: Детство-Пресс,2004.
    6. Маркова В. А.,  Данилина Л. М. «Воспитание у дошкольников любви к малой Родине». Издательство «Традиция» 2007г.
    7. Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников, Сфера, 2009.
    8. Коллектив редакции газеты «На земле Починковской» Нижний Новгород «Типография «Поволжье» 2007г

                     ДЕТСКАЯ И КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

    1. Бабочка под зонтиком : стихи для детей дошкольного возраста / Ю. Макаров  – Воронеж : Центр. – Чернозём. кн. изд-во, 1990. – 48 с.
    2. Кузюлев Н. Н. Наедине с природой. Шебекинская типография, 2006. – 144 с. : ил. – (Нежегольские родники).
    3. Откуда восходит солнце: сказки / В.Колесник. – Белгород: Крестьянское дело, 2001 . - 48 с.
    4. Подснежники : стихи, поэмы, переводы. - Белгород : Везелица, 1992. - 320 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тема: "Воспитание гражданских, патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста" (из опыта работы)

    Дошклоьное детство - важнейший период становления личности человека, когда закладываются нравственные основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и ...

    ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

    Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

    Представляю педагогический опыт по воспитанию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной.

    Описание педагогического опыта воспитателя МАДОУ ДСОВ №40 Афанасьевой Маргариты Владимировны. Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через знакомство с малой Родиной....

    "Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста: проект "Защитники Отечества"

    Данная статья рассказывает о проекте "Защитники Отечества", который был направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста чувства патриотизма, гордости и уважения за Российскую армию....

    «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

    «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»...

    Опыт работы «Воспитание патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии всех участников образовательных отношений»

    Воспитание любви к своей Родине и уважения к своему народу начинается с раннего детства. И начинается не с абстрактного «мы любим нашу страну», а с знаний, с отношения, которое формируется у детей всю...

    Воспитание патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста к малой родине.

    Есть Родина большая и родина малая. Большая Родина – это наша необъятная страна Россия. А малая родина – это место, где человек родился и живет. Для нас этой родиной является наше славное ...