Формирование навыков чтения
статья (старшая группа) на тему

Формирование навыков чтения

При подготовке детей к школе  одной из важнейших задач для родителей является обучение чтению.

Но какие же задачи предшествуют обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Дети 3-4 лет должны научиться слышать звуки, выделять и правильно произносить гласные и некоторые согласные звуки, должны научиться управлять своими руками и пальцами .В этих целях могут использоваться игры «Поймай  мяч», «Сожми-открой», «Солнышко и дождик», «Листопад» и многие другие, пальчиковые игры.

Дети 4-5 лет должны научиться интонационно выделять в словах звуки, называть слова на заданный  звук, различать на слух твердые и мягкие  звуки, делить слова на слоги. Это можно сделать разными способами: отстукивание пальцами, отмеривание шагами, отсчитывание хлопков.

В возрасте 5-6 лет дети обучаются звуковому анализу слов, делению на слоги двухсложные и трёхсложные слова, называют  слова с заданным количеством слогов и с заданным  слогом, учатся определять количество слогов в слове по количеству гласных, различение ударных и безударных гласных.

Дети в возрасте 6-7 лет знакомятся со всеми гласными буквами попарно: а-я, о-ё,  у-ю, э-е, ы-и, узнают об отличии букв и звуков, с правилами написания гласных после твёрдых и мягких согласных

Дети узнают йотированную функцию гласных букв е,ё ,ю,я и связанные с ним грамматические правила. Далее дети последовательно знакомятся со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило пару звуков ЭМ-М(твёрдый), М(мягкий). В это время дети овладевают первоначальным навыком слогочтения с помощью пособия «окошечки». Это пособие изготавливается из картона следующим способом два прямоугольных  куска картона на одном из которых вырезаны два квадратных отверстия, сшиваются по бокам, затем берутся две полоски картона, на одной из которых пишутся все гласные буквы красным цветом, на другой четыре согласных буквы М, Н,Р,Л чёрным цветом. Каждая полоска протягивается между двумя сшитыми полосками картона. Перемещая полоску с гласными буквами относительно установленной в окошечке согласной буквы, дети образуют слоги. Потом детям можно предложить для чтения тексты, включающие материал разной  сложности сначала слоги, слова, предложения, а потом рассказы.

Для понимания прочитанного проводится специальная работа над текстом и его пересказ. Далее, дети подходят к плавному слоговому и слитному чтению. В контексте работы в области знаковой системы языка дети знакомятся с предложением, учатся делить его на слова, составлять предложения из букв разрезной азбуки, знакомятся с правилами написания предложений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_chteniya.docx14.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков чтения

При подготовке детей к школе  одной из важнейших задач для родителей является обучение чтению.

Но какие же задачи предшествуют обучению чтению детей старшего дошкольного возраста. Дети 3-4 лет должны научиться слышать звуки, выделять и правильно произносить гласные и некоторые согласные звуки, должны научиться управлять своими руками и пальцами .В этих целях могут использоваться игры «Поймай  мяч», «Сожми-открой», «Солнышко и дождик», «Листопад» и многие другие, пальчиковые игры.

Дети 4-5 лет должны научиться интонационно выделять в словах звуки, называть слова на заданный  звук, различать на слух твердые и мягкие  звуки, делить слова на слоги. Это можно сделать разными способами: отстукивание пальцами, отмеривание шагами, отсчитывание хлопков.

В возрасте 5-6 лет дети обучаются звуковому анализу слов, делению на слоги двухсложные и трёхсложные слова, называют  слова с заданным количеством слогов и с заданным  слогом, учатся определять количество слогов в слове по количеству гласных, различение ударных и безударных гласных.

Дети в возрасте 6-7 лет знакомятся со всеми гласными буквами попарно: а-я, о-ё,  у-ю, э-е, ы-и, узнают об отличии букв и звуков, с правилами написания гласных после твёрдых и мягких согласных

Дети узнают йотированную функцию гласных букв е,ё ,ю,я и связанные с ним грамматические правила. Далее дети последовательно знакомятся со всеми согласными буквами, обозначающими, как правило пару звуков ЭМ-М(твёрдый), М(мягкий). В это время дети овладевают первоначальным навыком слогочтения с помощью пособия «окошечки». Это пособие изготавливается из картона следующим способом два прямоугольных  куска картона на одном из которых вырезаны два квадратных отверстия, сшиваются по бокам, затем берутся две полоски картона, на одной из которых пишутся все гласные буквы красным цветом, на другой четыре согласных буквы М, Н,Р,Л чёрным цветом. Каждая полоска протягивается между двумя сшитыми полосками картона. Перемещая полоску с гласными буквами относительно установленной в окошечке согласной буквы, дети образуют слоги. Потом детям можно предложить для чтения тексты, включающие материал разной  сложности сначала слоги, слова, предложения, а потом рассказы.

Для понимания прочитанного проводится специальная работа над текстом и его пересказ. Далее, дети подходят к плавному слоговому и слитному чтению. В контексте работы в области знаковой системы языка дети знакомятся с предложением, учатся делить его на слова, составлять предложения из букв разрезной азбуки, знакомятся с правилами написания предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие речи и формирование навыка чтения» у дошкольников 6-7 лет

Многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте. А ведь чтение, по словам многих выдающихся ...

Формирования навыков чтения и письма у дошкольников слоговым методом.

В статье описана методика обучения детей старшего дошкольного возраста разития фонематических процессов и обучение послоговому чтению....

Дидактическая игра для формирования навыков чтения «По морю-океану кораблики плывут».

Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. При этом не возможно, избежать повторного перечитывания одних и тех же с...

Какую помощь родители могут оказать в формировании навыка чтения

Об участии заинтересованных родителей в становлении навыка чтения, об этапах его формирования, о стимулах и поддержке....

Предпосылки формирования навыка чтения.

Предпосылки формирования навыка чтения в норме....

Советы логопеда родителям. Формирование навыков чтения.

Учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведем несколько советов. ...

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...