Программа «Развитие речи и формирование навыка чтения» у дошкольников 6-7 лет
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Горбовая Татьяна Юрьевна

Многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте. А ведь чтение, по словам многих выдающихся ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения учащиеся изучают большинство учебных предметов. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых  условий для образования  будущих первоклассников.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте. А ведь чтение, по словам многих выдающихся ученых, психологов и педагогов, играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Посредством чтения учащиеся изучают большинство учебных предметов. Одним из приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на современном этапе является создание равных стартовых  условий для образования  будущих первоклассников.

Основу предлагаемой рабочей программы составляют методические рекомендации Е.В. Новиковой, Н. А. Зайцева. Г.А.Глинки.

Все виды деятельности ориентированы на психическую защищенность  ребенка, его комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом и сверстниками. Сюжетно-тематическая организация  деятельности способствует поддержанию интереса к чтению, развитию связной речи, а значит, лучшей результативности в усвоении знаний.  Структурно занятия разделяются на несколько этапов: развитие языкового анализа и синтеза (ознакомление с окружающим миром); работа с кубиками и таблицами по методике Н.А.Зайцева; работа с логопедической азбукой Е.А.Новиковой; развитие графомоторных навыков (раскрашивание, штриховка, печатание и т.д.) В зависимости от содержания занятий и форм организации образовательного процесса на различные этапы отводится определенное количество времени.

Цель данной программы: сформировать навык чтения, интерес к чтению и уважение к книге.

Задачи программы:

  1. Развитие   фонематического   слуха   и   фонематических   представлений (развитие навыков звукового анализа и синтеза);
  2. Развитие зрительного восприятия,  формирование  четкого зрительного образа букв;
  3. Развитие зрительно-моторной координации;
  4. Развитие       артикуляции,       дикции,       формирование       правильного произношения звуков;
  5. Обогащение словарного запаса, формирование умения произносить и читать слова различной слоговой структуры;
  6. Расширение знаний   детей об окружающем мире и совершенствование умения выражать свои мысли;
  7. Развитие познавательных процессов;
  8. Обучение чтению через письмо по методике  Н.А.Зайцева.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительность каждого занятия 30 минут,

общее количество занятий -56. Программа рассчитана на детей 6-7 лет – старших дошкольников с ЗПР. Срок реализации программы - 7 месяцев (ноябрь- май). 

Ожидаемые результаты

Планируемые результаты освоения программы:

  1. Различать понятия «звук» - «буква», «слог» - «слово», «предложение», называть выделенный звук;
  2. выделять отдельные звуки из слов и соотносить их с буквой;
  3. различение звуков, близких по произнесению и звучанию, твердые и мягкие согласные;
  4. последовательно выделять звуки без; опоры на условно-графическую схему из двусложных слов, написание которых не расходится с произн1гсением;
  5. говорить достаточно громко, не торопясь, давать краткие и полные ответы на вопросы.
  6. Ориентироваться в таблице складов Н. А. Зайцева

Дети должны знать:        

  1. условные обозначения гласных, твердых и мягких согласных звуков; термины «гласный звук», «согласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук»;
  2. различать гласные и согласные звуки, опираясь на особенности звучания и артикуляции, использовать условные обозначения гласных и согласных звуков;
  3. Буквы и находить их в слове;
  4. условно-графическую схему звукового состава слова;
  5. Находить в предложении слова с заданным звуком (буквой), определять место звука (буквы) в слове.

Формы контроля

Диагностика эффективности освоения детьми содержания предлагаемой программы проводится на основе методических рекомендаций Смирновой И.А. и Корнева А.Н. Для тестирования используется материалы «Логопедического альбома для обследования способности к чтению и письму» И.А.Смирновой.

Учебный  план

 «Развитие речи и формирование навыка чтения»

№ п/п

Тема

Разделы

Количество

занятий

1

Гласные и согласные звуки и буквы


  1. Учить детей выделять на слух и правильно произносить гласные звуки первого ряда, познакомить с буквами и способом их прочтения, формировать четкий зрительный образ букв.
  2. Учить детей выделять на слух и правильно произносить согласные звуки, дать понятие о глухих и звонких согласных, тренировать в анализе и синтезе открытых и закрытых слогов, познакомить с буквами , обозначающими согласные звуки, обучать навыку чтения слогов (СГ, ГС).
  3. Знакомство с таблицей складов Н.А.Зайцева.

4.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания.

  1. Упражнения для развития фонематического слуха, расширения словарного запаса и развития грамматических навыков
  2. Коррекция и развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

8

2

Йотированные гласные. Составление и

чтение слогов.


  1. Учить детей выделять на слух и правильно произносить йотированные гласные звуки второго ряда, познакомить с буквами и способом их прочтения, формировать четкий зрительный образ букв.
  2. Продолжать учить детей выделять на слух и правильно произносить согласные звуки позднего онтогенеза, дать понятие о твердости и мягкости согласных, способах обозначения их на письме при помощи гласных второго ряда, закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противоположными по твердости-мягкости.
  3. Знакомство с кубиками Н.А.Зайцева, сопоставление складов на кубиках и в таблице..

4.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания.

  1. Упражнения для развития фонематического слуха, расширения словарного запаса и развития грамматических навыков

6. Работа по увеличению бокового зрения. Коррекция и развитие мелкой моторики, графомоторных навыков.

8

3

Йотированные гласные. Составление и

чтение слогов. Выход в слово.

  1. Продолжать учить детей выделять на слух и правильно произносить согласные звуки позднего онтогенеза, дать понятие о твердости и мягкости согласных, способах обозначения их на письме при помощи гласных второго ряда, закрепить навык чтения открытых слогов с согласными, противоположными по твердости-мягкости.
  2. Учить детей читать трехбуквенные слоги, односложные (СГС) и двусложные слова типа УСЫ (ГСГ), СЫН (СГС), МАКИ (СГСГ).

3.Печатание односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков.

4.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного  внимания.

  1. Упражнения для развития фонематического слуха, расширения словарного запаса и развития грамматических навыков
  2. Работа по увеличению бокового зрения.

8

4

Чтение односложных и двусложных слое.

1.        Продолжать учить детей выделять на слух и правильно произносить
согласные звуки позднего онтогенеза, дать понятие о твердости и
мягкости согласных, способах обозначения их на письме при помощи
гласных второго ряда, закрепить навык чтения открытых слогов с
согласными, противоположными по твердости-мягкости.

2.        Продолжать учить детей читать трехбуквенные слоги, односложные
(СГС) и двусложные слова типа УСЫ (ГСГ), СЫН (СГС), МАКИ
(СГСГ), БАТОН (СГСГС).

3.Печатание в тетради в крупную клетку односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков.

4.        Упражнения на закрепление умений чтения слов на «Складовых
картинках».

4.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания.

5.        Упражнения для развития фонематического слуха, расширения
словарного запаса и развития грамматических навыков

6.        Работа по увеличению бокового зрения.
Расширение поля зрения.

7.Коррекция и развитие зрительно-моторной координации.

8

5

Обозначение мягкости с помощью мягкого

1.        Учить детей обнаруживать букву Ь после согласных, которая
указывает, что согласные звуки следует произносить мягко.

2.        Упражнять детей в чтении односложных и двусложных ( СГСГС и
СГССГ) слов с мягким знаком, используя таблицы и кубики
Н.А.Зайцева..

3.        Учить детей распознавать звук (И) вне слияния, научить обозначать
звук (И) буквой И, формировать умение читать слова со стечением
согласных (СГССГ).

3.Печатание в тетради в крупную клетку односложных и двусложных слов по таблице, составление слов из кубиков. Упражнения на закрепление умений чтения слов на «Складовых картинках».

4.        Чтение слов на скорость.                                                        
5.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного
внимания.

6. Упражнения для развития фонематического слуха, расширения словарного запаса и развития грамматических навыков

7.Коррекция и развитие зрительно-моторной координации.

8

6

Чтение слов различной слоговой структуры..

Выход в предложение.

  1. Учить детей читать слова различной слоговой структуры, тренировать умению обнаруживать в читаемых слогах и словах несколько согласных букв, стоящих рядом.
  2. Упражнения на закрепление умений чтения слов на «Складовых картинках».

3.Лента знаков. Составление предложений из кубиков.

4.Закрепление навыка чтения и письма (по таблице) предложений

5.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного

внимания.

  1. Чтение слогов и слов на скорость. Сопоставление слов с одинаковыми элементами (буквами, слогами), распределение слов по группам
  2. Упражнения для развития фонематического слуха, расширения словарного запаса и развития грамматических навыков

8.Коррекция и развитие зрительно-моторной координации.

8

7

Чтение предложений и короткий текстов.

  1. Учить детей читать предложения и короткие тексты, закрепить правила оформления предложения.
  2. Развивать умение передавать в устной форме содержание небольшого прочитанного текста.
  3. Чтение текстов на плакатах. Произведения устного народного творчества.        8
  4. Чтение слогов и слов на скорость. Сопоставление слов с одинаковыми элементами (буквами, слогами), распределение слов по группам

5.Развитие слухового и зрительного восприятия, произвольного внимания.

6. Упражнения для развития фонематического слуха, расширения
словарного запаса и развития грамматических навыков
7..Коррекция и развитие зрительно-моторной координации.

8

Итого занятий

56


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирования навыков чтения и письма у дошкольников слоговым методом.

В статье описана методика обучения детей старшего дошкольного возраста разития фонематических процессов и обучение послоговому чтению....

Выступление «Развитие речи детей посредством сказки при формировании навыков безопасного поведения дошкольников»

Выступление к презентации Тема: «Развитие речи  детей  посредством сказкипри формировании навыковбезопасного поведения»...

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...

Формирование навыка чтения у дошкольников

Процесс формирования навыка чтения длительный и сложный. Успешность становления навыка во многом зависит от особенностей развития ученика. Нарушения чтения оказывают отрицательное влияние на весь проц...

Использование комплекса образовательных методик для эффективного формирования навыков чтения и письма у учащихся с нарушениями речи

Опыт показывает, что особое внимание необходимо уделять не только полноценному развитию речевой системы, но и формированию навыков чтения и письма, как психических процессов сложнейшего порядка, не по...

Методическая разработка по коррекции изолированного звукопроизношения, автоматизации звука в речи, соотнесения звука и буквы, формирование навыков чтения на материале слогов с использованием методов и приёмов образовательной кинезиологии.

Методическая разработка позволяет упражнять ребёнка в автоматизации звуков как раннего онтогенеза так и различных групп звуков смешиваемых в произношении, дифференциации по звонкости-глухости, твёрдос...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...