Какую помощь родители могут оказать в формировании навыка чтения
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Сафронова Татьяна Александровна

Об участии заинтересованных родителей в становлении навыка чтения, об этапах его формирования, о стимулах и поддержке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Какую  помощь родители могут оказать в формировании навыка чтения?

Начнём с добуквенного периода. Это игры на развитие слухового внимания и уточнение фонематического слуха. Игры в слова, в имена помогут выделять звуки из начала слов. Игры в учителя и ученика, где ребёнок и взрослый меняются ролями, активизируют интерес и помогут выделять звуки из разных позиций в слове (начало, середина, конец). «Ошибки» взрослого вносят непринуждённо весёлое настроение и желание продолжать занятия.

Изучая буквы, закрепляйте их любым доступным способом: чертите буквы на песке и на снегу, лепите из пластилина, выкладывайте из палочек и пуговиц, узнавайте в разных знакомых предметах. Помните, что для ребёнка, начинающего читать, буква не является простейшим графическим элементом. Она сложна  и состоит из нескольких элементов, различно расположенных в пространстве по отношению друг к другу. Это комбинации палочек (длинных и коротких, стоящих, лежащих или наклонных) и овалов или полуовалов. Прежде, чем отличить изучаемую букву от других, необходимо осуществить оптический анализ каждой буквы на составляющие её элементы. И это возможно лишь при достаточном развитии пространственных представлений у ребёнка, а также должном уровне зрительной памяти.

Овладевая звукослиянием, ребёнок нуждается в терпеливой поддержке взрослого. Здесь уместно вспомнить о работе над линейностью восприятия. Чётком усвоении левой и правой сторон, непреклонном требовании вести действия с предметами и знаками слева направо. Изучение последовательностей в рядоговорении дней недели, времён года, счёте и т.п. Обязательно учите ребёнка пользоваться указкой, чтобы иметь возможность контролировать его и оказывать помощь.

На этапе послогового чтения темп чтения довольно медленный- в три с половиной раза медленнее, чем на последующих ступенях . Способ чтения ещё остаётся аналитическим. Отсутствует целостное восприятие. Характерным является повторять только что прочитанное слово. Это объясняется тем, что прочитанное по слогам слово не сразу узнаётся, при повторе осмысливается. Уже имеет место смысловая догадка, особенно конца слова. Учитывая эти особенности данного этапа,  не форсируйте скорость чтения, подбирайте доступные тексты, оснащённые иллюстрациями. Обязательно обсуждайте сюжет, выясняйте непонятные слова.

Ступень становления целостного чтения является переходной от аналитического чтения к синтетическому. На этой ступени простые и малознакомые слова читаются целостно, а слова малознакомые и трудные по звуко-слоговой структуре читаются ещё по слогам. Значительную роль играет смысловая догадка в пределах предложения, наблюдается угадывающее чтение и, следовательно, большое количество ошибок. Ошибочность чтения приводит к частым возвратам, уточнениям и контролю.

Следующий этап- чтение целыми словами,  т.е. синтетическое чтение. Техническая сторона уже не затрудняет читающего. Дальнейшее совершенствование процесса чтения идёт по пути развития беглости и выразительности. Главная задача- осмысливание читаемого.  Теперь можно задуматься о темпе чтения. О методах скоростного чтения в детском саду говорить рано. Но приёмы, расширяющие поле зрения использовать можно. Необходимо учитывать темперамент ребёнка и не пытаться  «переключить» его на более высокую скорость.

  Ребёнка нельзя заставить обучаться, но можно создать для его обучения подходящие условия. Не жалейте для ребёнка слов одобрения . Под одобрением понимается одобрение действий ребёнка: «Здорово у тебя получается». Не забывайте  поощрять, готовить сюрпризы.  Умелое ободрение придаст уверенности в изучении нового.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Развитие речи и формирование навыка чтения» у дошкольников 6-7 лет

Многие дети младшего школьного возраста испытывают трудности при овладении навыком чтения. В большей части это объясняется упущениями в дошкольном возрасте. А ведь чтение, по словам многих выдающихся ...

Формирования навыков чтения и письма у дошкольников слоговым методом.

В статье описана методика обучения детей старшего дошкольного возраста разития фонематических процессов и обучение послоговому чтению....

Дидактическая игра для формирования навыков чтения «По морю-океану кораблики плывут».

Для формирования навыка чтения у старших дошкольников необходимо многократное прочтение слогов с четким проговариванием звуков. При этом не возможно, избежать повторного перечитывания одних и тех же с...

Предпосылки формирования навыка чтения.

Предпосылки формирования навыка чтения в норме....

Советы логопеда родителям. Формирование навыков чтения.

Учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведем несколько советов. ...

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму

Формирование навыков чтения как письменной коммуникации, воспитание способности к осмысленному чтению и письму...

Консультация для родителей и педагогов по формированию навыков чтения.ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА

ИГРЫ И ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ,ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ    НА    РАЗНЫХ    ЭТАПАХ    ФОРМИРОВАНИЯ    НАВЫКОВЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА...