Родительское собрание в младшей разновозрастной группе по теме: «РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА»
методическая разработка (младшая группа) на тему

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_razvitie_rechi_.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в младшей разновозрастной группе  по теме:

«РОЛЬ СЕМЬИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА»

  1. Вводная часть

Здравствуйте уважаемые мамы и папы. Я рада, что вы  нашли время и посетили наше родительское собрание, темой которого стала проблема, заслуживающая особого внимания. Сегодня мы поговорим о развитии речи наших детей.

(Выступление детей)

Спасибо, ребята, за замечательные стихи. На первый взгляд – это всего лишь маленькие четверостишья. Но на самом деле для трёхлетнего ребёнка выучить и рассказать даже такой небольшое стихотворение – это огромное достижение и большой труд. Для того, чтобы ребёнок к этому возрасту мог самостоятельно и правильно владеть речевым аппаратом необходимо учитывать множество факторов.

Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей.  Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную, отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Наличие у ребёнка выраженных нарушений в речи обычно сказывается на всём его психическом развитии. Общий ход психического развития ребёнка в этом случае, безусловно, замедлится, что неизбежно скажется на всём процессе его школьного обучения и дальнейшей жизни.

Причины нарушений речи

Точную причину нарушений, конечно же, должен определить врач. Возможно, потребуется консультация не только логопеда, но и невропатолога, ортодонта и отоларинголога. Но вы сами можете предположить, что могло вызвать задержку речевого развития.

Возможные причины:

- негативные факторы в период беременности и родов;

- «педагогическая запущенность» - ребенок по разным причинам не получает достаточного внимания к себе; здесь речь идет не только об отсутствии регулярных занятий с ребенком, но в первую очередь об общении с ребенком в целом;

- частые болезни, инфекции, травмы до 3 лет;

- наследственные факторы;

-снижение слуха;

-сосание пальца.

Признаки нарушений речи

-к 2 годам не показывает части тела, которые ему называют; не выполняет сложные просьбы («пойди в комнату и возьми там книгу») и не узнает близких на фотографиях;

- к 2,5 годам не знает разницу между понятиями «большой» и «маленький»;

-в 3 года не может пересказать короткие стихи и сказки, не может определить,

какой из предметов самый большой, не может сказать, как его имя и фамилия;

-в 4 года не знает названия цветов, не может рассказать ни одного стихотворения.

В нашем саду работа в данном направлении осуществляется воспитателями. Но для того, чтобы занятия по развитию речи были наиболее эффективны, и мы могли добиться желаемого результата, необходимо объединить усилия и сотрудников д/с и родителей. Именно сейчас от вас зависит то, насколько хорошо будет развита речь вашего ребёнка, его социальное общение и общение со сверстниками.

Постарайтесь сделать так, чтобы ваши дети, если они страдают какими-то речевыми расстройствами, не таили на вас обид в течение всей их дальнейшей жизни. Сделайте всё от вас зависящее, чтобы привести речь ребёнка к норме – пусть ничто не мешает ему полноценно учиться, работать и жить.

  • игры на развитие мелкой моторики (пальчиковая гимнастика)

Известный педагог В.И. Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Влияние мануальных действий на развитие мозга человека доказано давно. Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые, можно воздействовать на весь организм, в том числе и на мозг. Во всем мире веками создавались потешки, прибаутки с движениями пальцев, которые мы теперь называем «пальчиковыми играми» - это всем знакомые «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка.

Существуют самые разнообразные формы работы по развитию движений пальцев.

- Статичные изображения пальцами предметов, образов окружающего мира (фигуры из пальчиков «флажок», стульчик, «коза»);

- Активные движения пальцев в ритме сопровождающего игру текста в стихотворной форме: «ладушки – ладошки» и т.п.);

- Движения пальцев с предметами: карандашом, орехами, палочками, маленькими резиновыми или массажными мячами, шнурами, резиновыми кольцами, прищепками, бусинками, пуговицами;

- Игры с мозаикой;

- Пальчиковы игры с пластилином;

- Игры с бумагой: рваная аппликация, складывание бумаги, сминание в какую-либо форму (бабочку), скатывание в шарик;

- Действие с крупой, семенами;

- Действие с водой (переливание), в бассейне для рук (игры с лейками, с поролоновыми мячами), игры с пипеткой;

- Игры с песком, мукой, тестом;

- Действия с мелкими игрушками и предметами;

- Действия с пуговицами(застегивание, расстегивание, выкладывание);

- Рисование на бумаге пальчиками;

- Показ сказок пальчиками.

  • игры на развитие слухового внимания или фонематического слуха,

Игра «угадай, что звучало». Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать – что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки». Вместе с малышом насыпьте мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.
Игра «Волшебная палочка». Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…
Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Громко-тихо». Договоритесь, что ребенок будет выполнять определенные действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры – «далеко-близко». Вы говорите слово громко, ребенок отвечает – близко. Говорите слово тихо, ребенок отвечает – далеко.
Игра «Три медведя». Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариант – ребенок сам говорит за трех медведей, изменяя высоту голоса.
Игры и упражнения для развития плавного ротового выдоха

Вертушка

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Оборудование: игрушка-вертушка.

Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Воздушный шарик

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: обычный воздушный шар на ниточке; газовый воздушный шар.

Ход игры: Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку.
Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
– Давай дуть на шарик, чтобы он не упал вниз. Вот так! Сильнее!
Можно поиграть с воздушным шаром, наполненным газом. В этом случае шар привязывается к стульчику или чему-нибудь на полу (желательно, чтобы ниточка оставалась длинной). На шар нужно дуть так, чтобы он улетел как можно дальше вперед.
Если игра проводится в группе, можно организовать соревнование: двое детей (или небольшие команды) становятся друг напротив друга лицом к шарику (расстояние до шара 50–60 см) и одновременно начинают дуть. Побеждает тот, кому удалось послать шарик на противоположную территорию (можно разделить территорию при помощи ленточки или веревки).

  • Игры на развитие психологических процессов: память, логика, мышление, воображение и т.д.

- картинки по классификациям: инструменты, спорт, овощи, фрукты и т.д.;

- игра «Найди пару»;

- «Лабиринт» (найди дорожку);

- «Найди предмет» (общая картинка, нужно увидеть какой-то предмет);

- «Найди отличия»;

- «Чего не хватает»;

- «Запомни картинку»;

- иллюстрации по сказкам;

- «Что изменилось?»;

- рассказ по сюжетным картинкам;

- разрезные картинки;

- «Найди заплатку»,

- «Четвертый лишний» и др.

Количество игр, проводимых в день  около– 2-3 , помимо игр на развитие мелкой моторики и артикуляционной гимнастики.

Не переутомляйте малыша! Не перегружайте информацией! Это может стать причиной заикания.

Начинайте занятия с 3-5 минут в день, постепенно увеличивая время. Некоторые занятия (например, на формирование лексико-грамматических категорий) можно проводить по дороге домой.

Длительность занятия без перерыва не должна превышать 10-15 минут, позже внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться и на это время, ведь каждый ребенок индивидуален. Если вы увидите, что взгляд вашего ребенка блуждает, что он уже совершенно никак не реагирует на вашу речь, как бы вы ни старались и не привлекали все знакомые вам игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить или прервать на некоторое время.

Знакомьте ребенка с детской литературой! Старайтесь прочитывать малышу хоть несколько страниц, рассмотрите картинки к прочитанному тексту, опишите их, задайте ребенку вопросы по тексту.

«Когда же можно все успеть?» - спросите вы. Чтение книг можно отложить на вечер перед сном.

Возможно, другие педагоги посчитают это неправильным, ведь именно в такое вечернее время ребенок устал и его внимание рассеяно. Проверено! Чтение перед сном становится любимым занятием малыша – ведь еще 15-20 минут можно пободрствовать, пообщаться с родителями, поделиться своими секретами.

Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, если вы решили выучить с ребенком названия фруктов, покажите их в натуральном виде или пользуйтесь муляжами, картинками. Говорите четко, повернувшись лицом к ребенку. Пусть он видит движения ваших губ, запоминает их.

Не употребляйте слово «неправильно»! Поддерживайте все начинания малыша, хвалите даже за незначительные успехи. Не требуйте от него правильного произношения слова сразу. Лучше еще раз просто сами повторите образец произношения этого слова.

Не бойтесь экспериментировать! Игры можно придумывать самим. Все зависит от вашей фантазии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей разновозрастной группе Тема: «Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка. Родительское собрание в младшей группе на тему : "Роль игры в жизни ребенка".

Данная разработка будет полезна для воспитателей и методистов. В данной методической  разработке представлен план родительского собрания, в котором рассказываетс  о роли игры в жизни ребенка...

Методическая разработка родительского собрания в дошкольной образовательной организации. Тема: «Роль игры и сказки в жизни ребёнка» 2младшая группа (3-4 г)

Эта методическая разработка родительского собрания по теме "Роль игры и сказки в жизни ребёнка" будет интересна для педагогов и родителей...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА на тему: «Роль пальчиковых игр в развитии речи младшего дошкольника» в форме разработки плана-конспекта проведения родительского собрания

Форма родительского собрания: игровой практикум.Цель общая: взаимное сотрудничество воспитателя и родителей, повышение уровня педагогической культуры родителей.Цель конкретная: раскрытие значения паль...

Сообщение на родительском собрании на тему: «Взаимодействия детского сада и семьи в развитии личности ребёнка»

Вызвать у родителей позитивные эмоции для дальнейшего развития доверетительных, ответственных и взаимозависимых отношений в семье....

Родительское собрание в младшей группе «Теремок» Тема: «Роль семьи в воспитании детей».

Родительское собрание в младшей группе «Теремок»Тема: «Роль семьи в воспитании детей».Цель:  повышение роли семьи и ее значения в жизни ребенка, уровня компетентности роди...