Консультация с практическим показом. Тема: «Понятие ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа) на тему

Звездарска Людмила Викторовна

Приобщать детей младшего дошкольного возраста к ЗОЖ нужно и важно. Есть много способов с чего можно начать работу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное бюджетное дошкольное образовательное учреждение   «Центр развития ребенка - детский сад №12» г. Шебекино

Консультация с практическим показом.

Тема: «Понятие ЗОЖ у детей младшего дошкольного возраста»

                                          Выполнил: воспитатель Звезддарска Л.В.

Шебекино 2018г.

Цель: расширить знания о понятии Здорового образа жизни у педагогов, повысить интерес к здоровьесберегающим приёмам и технологиям.

Оборудование и материалы: магнитофон, запись релаксирующей музыки, массажные коврики на каждого, аромалампа, масло эвкалипта.

Ход:

   Уважаемые коллеги, речь сегодня пойдёт о самом главном и важном образе жизни маленького человека, который в будущем повлияет на всю его жизнь.

«То, что упущено в детстве, никогда не возместить в годы юности, и тем более в зрелом возрасте».

В. А. Сухомлинский

   Жизненный опыт детей младшего дошкольного возраста не велик, но практически каждый ребёнок перенёс опыт болезни: температура, рвота, диарея, насморк, боли, а также они уже узнали: постельный режим, горькие таблетки и лекарства, уколы и капельницы, некоторые перенесли операции. Таким образом у детей есть желание и интерес избежать всех этих неприятностей . Формировать понятие о Здоровом образе жизни у детей данного возраста не только можно, но и нужно.   Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным - бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками. Наша задача - научить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Здоровый образ жизни:

-соблюдение режима;

-создание благоприятной среды;

-организация правильного питания;

- профилактика болезней, закаливание, личная гигиена;

- организация двигательной активности.

Для формирования ЗОЖ необходимо систематическая работа в каждом компоненте. Так, очень важно соблюдать режим дня, серьёзно относиться к прогулкам, как к элементу закаливания . При организации питания обращать внимание на осанку детей, учить правильно держать приборы, пользоваться салфеткой, не разговаривать во время еды, рассказывать о пользе продуктов и блюд. От нас зависит и организация развивающей среды , не только наполненной физкультурными атрибутами и материалами, которые должны быть доступны детям, но и создание благоприятной психоэмоциональной среды. Спокойной, дружелюбной обстановки в которой приятно находиться, играть, заниматься.

(В это время можно создать благоприятную обстановку. Включить релаксационную музыку, арома лампу )

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста не проходит без закаливания, хотя эта процедура у многих родителей ассоциируется с применением рискованных мер. Однако закаливание — эффективный метод профилактики заболеваний и укрепления иммунитета.

Необходимо обращать внимание на слойность в одежде детей, убеждать родителей одевать одежду по погоде, а не по сезону, следить за наличием у ребёнка сменных вещей, в группе находиться в носках.

Личная гигиена для здоровья ребенка крайне важна. Малыш в самом начале жизни должен усвоить, что за телом необходимо ухаживать. Это важно не только для хорошего состояния организма, но и здоровья окружающих. У ребенка должны быть личные вещи: расческа, зубная щетка, полотенце и носовой платок. Нужно научить  правильно пользоваться этими предметами детей уже в младшем дошкольном возрасте.

Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни начинается с коротких физических нагрузок. Это утренняя гимнастика, физкультурные занятия, двигательные физкультминутки. Очень важно применять здоровьесберегающие технологии:

  • динамические паузы;
  • пальчиковая гимнастика;
  • гимнастика для глаз;
  • дыхательная гимнастика;
  • бодрящая гимнастика;
  • подвижные игры;
  • релаксация.

Короткие динамические паузы в течение 2-5 минут необходимы для малышей. Они разнообразят занятия и снимут напряжение. Короткая двигательная активность позволяет включиться в занятия с новой силой.

Пальчиковая гимнастика в детских садах очень важна. Если для школьников разминка пальцев и кистей рук только снимает напряжение, то у малышей во время этих коротких занятий улучшается мелкая моторика, стимулируется речь, усиливается кровообращение.

( Предложить коллегам размять каждый палец, растереть кисти рук)

Во время занятий, требующих большого зрительного сосредоточения, необходимо устраивать паузы и давать отдохнуть глазам. Специальная гимнастика в течение 3-5 минут позволит снять напряжение с глазных мышц. Полезно сделать круговые движения глазами, посмотреть в разные стороны, вдаль и перед собой.

(предложить коллегам выполнить гимнастику для глаз: посмотреть влево, вправо, вверх, вниз, сделать круговые движения влево и вправо 3 раза, посмотреть вдаль и на кончик носа , плотно закрыть и открыть глаза.)

Дыхательная гимнастика хорошо влияет на здоровье детей дошкольного возраста. Она активизирует кислородный обмен в тканях, нормализует дыхательную систему в целом. Особенно этот вид паузы полезен при физических нагрузках.

После обеденного сна полезно провести бодрящую гимнастику. Длится она всего 5-10 минут и состоит из определенного комплекса упражнений. Начинать комплекс бодрящих упражнений можно прямо в кроватках. Эти упражнения направлены на коррекцию осанки и плоскостопия. Во многих садах воспитатели используют коврик с пуговицами. Дети ходят по нему после сна. Такая дорожка полезна для здоровья дошкольников, она отлично массирует ступни и укрепляет мышцы.

(Предложить коллегам выполнить несколько упражнений. Встать на массажный коврик, выпрямиться.

1.Руки прямые перед собой. Круговые движения кистями рук симметрично 3раза в одну и другую сторону,

2. Круговые движения в локтях 3раза в одну, и другую сторону.

3.Руки опустить вниз. Круговые движения в плечах в одну и другую сторону, 3раза.

4.Помассиравать шейный отдел. Повернуть голову влево, затем вправо 2раза.

5.переплести пальцы рук, опустить вперёд вниз, ссутулиться, голову вниз, напрячь мышцы. 1 раз.

6 переплести пальцы рук сзади внизу прогнуть спину, голову вверх, напрячь мышцы. 1раз.

7. повторить упр.№5

8.повторить упр.№6

9.стоя, ноги вместе, положить кисти рук на колени. Круговые движения в одну и другую сторону по 3 раза.

10. Руки вверх вдох- опустить вниз –выдох 3 раза.

11.Руки в стороны – вдох , скрестить , обнять себя – выдох . 3 раза

Можно присесть .)

Подвижные игры — неотъемлемая часть занятий в дошкольных учреждениях. Они не только способствуют укреплению здоровья детей, но и развивают двигательную активность, улучшают психологическое и физиологическое состояние организма. Конечно, после подвижных игр необходим отдых. Во время релаксации ребенок может сделать самомассаж. Подобная процедура улучшит кровообращение и станет отличной профилактикой многих заболеваний. А приятная музыка,  улучшит психологическое здоровье малыша.

(Предложить коллегам выполнить самомассаж:

  1. Лёгкими движениями разгладить лицо руками.
  2. Помассировать лоб, брови, разгладить крылья носа, подбородок.
  3. Помассировать ушные раковины, мочки ушей, за ушами.
  4. Сделать 3 поцелуя.)

Примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ (под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой) заложены требования к работе педагога по формированию начальных представлений о здоровом образе жизни младших дошкольников [5, с.95]:
развивать умение различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), формировать представление об их роли в организме и о том, как их беречь и ухаживать за ними;
формировать представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека;
формировать представление о том, что утренняя зарядка, игры, физические упражнения вызывают хорошее настроение; с помощью сна восстанавливаются силы;
знакомить с упражнениями, укрепляющими различные органы и системы организма. Формировать представление о необходимости закаливания;
формировать представление о ценности здоровья; желания вести здоровый образ жизни;
воспитывать бережное отношение к своему телу, своему здоровью, здоровью других детей;
формировать умение сообщать о самочувствии взрослым, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью, осознавать необходимость лечения;
формировать потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни.

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,  прочность знаний, вера в свои силы».                                                                                                         

                                              (В.А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: "Методы речевого развития детей младшего дошкольного возраста".

Речь малыша начинает формироваться с первых моментов жизни. Для того чтобы речевое развитие происходило гармонично и равномерно, родителям нужно стать активными участниками этого процесса. Внимание к ...

Консультация для родителей на тему: «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста»

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители)и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют реч...

Консультация для родителей на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителейна тему«Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Автор-составитель: Анникова Е.Н., воспитатель МБОУ «СОШ» №1г.Ки...

Консультация для педагогов на тему «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста»

Сегодня я хочу рассказать вам о сенсорном развитии детей младшего возраста.Как нам всем прекрасно известно, дети младшего возраста начинают активно познавать окружающий мир. Их опыт познания день за д...

Консультация для родителей по теме: "Развитие интеллектуальных способностей детей младшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр"

Каждый дошкольник — маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей — помочь ему сохранить и развить стремление к позн...

Консультация для воспитателей на тему «Особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста»

Наиболее благоприятным периодом для усвоения речи является младший дошкольный возраст. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь, удлиняются и усложняются речевые высказывания...

Консультация для родителей на тему: «Развитие сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста по средством дидактических игр» .

Сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребёнка, является залогом его дальнейшего успешного обучения. В младшем дошкольном возрасте познание окружающего мира происходит в игре. Ос...