Деятельность педагога по коррекции внимания дошкольников с СДВГ
консультация (младшая группа) на тему

Симоненко Ольга Владимировна

Разрабоаны рекомендации для педагогов и родителей поразвитию внимания дошкольников с СДВГ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_vnimaniya_doshkolnikov_s_sdvg.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

2.3 Деятельность педагога  по коррекции внимания детей старшего дошкольника с СДВГ

Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем проводить, используя различные игры и игровые упражнения, направленные на развитие внимания, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.

Мы предлагаем использовать комплекс игр, направленный на развитие концентрации, объема, распределения, переключения внимания.

На наш взгляд, только через систему игр, игровых упражнений и заданий удается перейти от истощаемого к устойчивому, высококонцентрированному вниманию.

Игры и упражнения, включающие умственную и двигательную активность, требуют от ребенка переключения, распределения и сосредоточенности внимания. Важным принципом развития внимания является требование к организации деятельности ребенка. Внимание поддерживается, когда дошкольник активен в отношении предмета, обследует его, открывая в нем все новое и новое содержание. В то же время взрослый требует довести начатое дело до конца, создает у ребят установку на получение качественного результата.

На наш взгляд, использование всех вышеперечисленных игр и игровых упражнений активизирует внимание дошкольников с СДВГ, а также повышает эффективность коррекционно-педагогической работы в целом.

Упражнения на развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания

Данные упражнения направлены на развитие продуктивности, концентрации и устойчивости внимания, тренировку избирательности внимания, тренировку зрительного внимания, тренировку длительного удержания внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Упражнение «Найдите 10 отличий»

Цель: развитие концентрации внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются картинки, в которых он должен найти сходства и различия. Педагог «Я предлагаю тебе рассмотреть картинки и найти в них сходства и различия. Будь внимателен»

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие концентрации, устойчивости, продуктивности внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается две картинки. На первой изображены растения. Рассмотрев картинку № 1, ребенок должен отыскать два одинаковых растения и объяснить своё решение. Аналогичная работа проводится с картинкой №2. Педагог: «Посмотри (имя ребенка, пожалуйста, на первую картинку, что на ней нарисовано (ответ ребенка? А теперь найди два одинаковых растения и скажи мне, почему ты так думаешь».

Упражнение «Что изменилось?»

Цель: формирование умения определять изменения, перестановки, произошедшие на картинке, развитие устойчивости внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Педагог предлагает внимательно рассмотреть сначала первую, а затем вторую картинку и объяснить, что изменилось: «Как ты думаешь, какая игрушка пропала с полки, а какая появилась?»

Упражнение «Найди фигурку, спрятанную в картинке»

Цель: развитие концентрации, устойчивости, внимания, формирование умения находить различные геометрические фигурки, «спрятанные» на картинке.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается найти на картинке спрятанные геометрические фигуры: круги, прямоугольники, треугольники. Педагог: «Посмотри внимательно на картинку и найди на ней изображения, которые тебе по форме напоминают круг (тоже прямоугольник, треугольник)»

Упражнение «Лабиринт»

Цель: развитие концентрации, продуктивности и устойчивости внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагаются всевозможные лабиринты, которые ребенок должен пройти внимательно сосредоточившись. Педагог: «Перед тобой лабиринт, ты должен пройти его. Внимательно сосредоточься и помоги кролику найти морковку».

Упражнение «Умная картинка»

Цель: развитие концентрации, устойчивости внимания, памяти.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку на короткое время (30 секунд) предъявляется картинка с изображением различных предметов. После этого картинку убирают, и ребенок по памяти должен ответить на вопросы, которые касаются показанных ему изображений: «Какие предметы нарисованы на картинке?», «Сколько вишен ты видел на картинке?», «Что ты видел, ручку или карандаш?», «Сколько конфет на картинке?»

Упражнение «Буквы и цифры»

Цель: тренировка избирательности внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены буквы и цифры. Педагог: «Найди и раскрась сначала все буквы, а затем все цифры».

Упражнение «Следы птиц, зверей и цифры»

Цель: тренировка зрительного внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены следы птиц, зверей и цифры. Педагог: «Здесь мы видим с тобой следы птиц и зверей, а еще цифры. Давай отыщем эти цифры по порядку, начиная с одного. Теперь их нужно показать в обратном порядке, но сначала нам нужно потренироваться. Вот тебе карточки с цифрами, разложи их в обратном порядке. В таком же порядке обведи цифры на странице. А теперь как можно быстрее и без ошибок покажи их. В каком порядке ты хочешь показывать? Хорошо. А теперь в другом порядке».

Упражнение «Соревнование зверей»

Цель: тренировка длительного удержания внимания.

Порядок выполнения и инструкция. Ребенку предлагается картинка, на которой изображены медведь, еж, белка, заяц и цифры. Педагог: «Звери соревнуются, кто скорее найдет цифры по порядку и ни разу не ошибется. Ты кому будешь помогать?. А я Мишке. Вот секундомер. Ты начнешь искать цифры, я включу секундомер, и посмотрим, как быстро ты их найдешь. Главное — не ошибаться». Ребенок показывает цифры. Время поиска и ошибки фиксируются. Педагог: «Теперь мы с Мишкой начнем искать, а вы с Ежиком следите, не ошибемся ли мы». Педагог намеренно делает ошибку (пропускает цифру или смешивает близкие по начертанию 7 и 1, 6 и 9). Ребенок, заметив ошибку, сообщает об этом воспитателю.

Аналогично строится работа в группе. Дети могут меняться таблицами и переходить к следующим.

Комплекс игр на развитие концентрации, объема, распределения и переключения внимания

Данный комплекс игр направлен на развитие концентрации, распределения, объема внимания, переключение и устойчивость внимания у дошкольников с речевыми нарушениями.

Игра «Какой игрушки нет?»

Цель: совершенствование концентрации внимания, его распределения, объема.

Оборудование: две машины, куклы, матрешка, юлы, собаки, кошки; два мишки, зайки, самолета и др.

Содержание. Перед детьми выставляются три игрушки. Такие же игрушки ставятся на другом столе, которой находится на близком расстоянии от детей. Используется указательный жест для привлечения внимания детей к каждой игрушке. Затем за экраном одна игрушка убирается, после чего убирается экран и внимание детей привлекается к оставшимся игрушкам. Взрослый своим поведением выражает удивление по поводу исчезнувшей игрушки, обращает внимание на игрушки на втором столе и предлагает выбрать ту игрушку, которая была ранее непосредственно перед детьми. Игра повторяется несколько раз с разными вариантами набора игрушек и с их увеличением до четырех.

Игра «Сделай верно»

Игра может проводиться как на невербальной основе, так и вербальной, в зависимости от готовности детей; важное условие - ориентировка детей в геометрических формах.

Цель: упражнять детей в распределении и переключении внимания.

Оборудование: набор карточек с изображенными геометрическими фигурами. Количество разных геометрических форм постепенно увеличивается от двух до четырех-пяти).

Содержание. Каждому ребенку предлагается рассмотреть свою карточку, назвать или найти одинаковые фигуры. Затем дается какую геометрическую фигуру надо зачеркнуть. После выполнения задания его результаты анализируются. Игра может иметь разные варианты в зависимости от количества геометрических фигур. Фигуры могут быть и разного цвета. В этом варианте ребенок должен учитывать два признака - форму и цвет.

Игра «Догони и поймай разные буквы»

Цель - развитие устойчивости, распределения и переключения внимания.

Оборудование: таблицы с небольшим текстом, написанным крупными буквами (текст состоит из нескольких строк).

Содержание. Ребенку предлагается рассмотреть текст, а затем зачеркнуть в тексте карандашом определенную букву (например, букву "М"). В следующий раз может быть другая буква или другой вариант задания (например, подчеркнуть определенную букву или обвести кружочком и т. д.); вместо букв могут быть цифры, геометрические формы, одна и та же геометрическая форма, но разных цветов.

Игра «Кто за кем стоит»

Цель: развитие объема внимания, его распределения

Содержание. Четверо детей выстраиваются в шеренгу. Пятому ребенку, водящему, предлагается рассмотреть и запомнить, кто за кем стоит, а затем повернуться спиной к шеренге. Взрослый переставляет кого-либо из детей в шеренге. Затем водящему предлагается повернуться лицом к шеренге и сказать или показать, что изменилось. Игра повторяется несколько раз. В ходе игры меняются и водящие.

«Игры индейцев» для развития объема внимания:

двум или нескольким соревнующимся в течение короткого времени показывают сразу много предметов, после чего каждый отдельно говорит судье, что он видел, стараясь перечислить и подробно описать возможно большее число предметов. Так, один фокусник добился того, что, быстро проходя мимо витрины, мог заметить и описать до 40 предметов.

Упражнение «Печатная машинка» - это классическое театральное упражнение развивает навыки сосредоточения. Каждому человеку дается 1-2 буквы из алфавита, преподаватель называет слово и участники должны, «выстучатъ» его на своей пишущей машинке. Называют слово и делают хлопок, затем делает хлопок тот человек, с чьей буквы, начинается слово, затем хлопок учителя - вторая буква, хлопок ученика и т. д.

Упражнение «Кто быстрее?» Детям предлагается как можно быстрее и точнее вычеркнуть в колонке любого текста какую-либо часто встречающуюся букву, например «о» или «е». Успешность выполнения теста оценивается по времени его выполнения и количеству допущенных ошибок - пропущенных букв: чем меньше величина этих показателей, тем выше успешность. При этом надо поощрять успехи и стимулировать интерес.

Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее:

  1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.
  2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно.
  3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.
  4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия.
  5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом.
  6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения.
  7. Используйте элементы игры во всех моментах жизнедеятельности .
  8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.
  9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог бы проявить свои сильные стороны.
  10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям.
  11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

Таким образом, работа по развитию внимания должна быть тщательно спланирована и проводиться ежедневно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Использование театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР"

В статье представлен опыт работы учителя-логопеда Микрюковой Натальи Анатольевны по использованию театрализованной деятельности в коррекции речи дошкольников с ОНР...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

Конспект занятия с детьми с синдром дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ).

Цель: оказать психологическую помощь детям   в детских садах с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью.Задачи:·         снятие мышечн...

Сообщение на родительком собрании на тему : "Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)"

Синдром дефицита внимания и гиперактивности - поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте....

"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)»

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – одно из наиболее распространенных психоневрологических расстройств. СДВГ – это самая частая причина нарушений поведения и трудностей обучения в до...

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)

Рекомендации по работе с детьми с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ)...