Развитие связной речи дошкольников.
занимательные факты на тему

Калягина Елена Сергеевна

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi_u_doshkolnikov.docx13.47 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у дошкольников.

Ребенок дошкольного возраста должен уже не просто уметь выражать свои мысли и просьбы, но и делать это последовательно и связно. Хорошо развитая связная речь помогает легко общаться со сверстниками и взрослыми, тренирует мышление, внимание, подготавливает к успешному освоению школьной программы.

Если ваш ребенок хорошо понимает звучащую речь, может отвечать на вопросы по тексту, сам любит их задавать, что-то рассказывать, при этом не путается с темой, не нарушает логических связей, употребляет достаточное для его возраста разнообразие слов, тогда можно говорить, что речь у него активно развивается.

Но без нашей помощи дошкольнику не научиться говорить ясно и последовательно. Задача взрослого – как можно больше разговаривать с ребенком, просить его что-нибудь рассказывать и поправлять, если он отходит от темы или допускает ошибки.

Дети любят, когда им читают сказки. Интерес к ним активизирует желание малыша слушать, узнавать новое, а затем и самому что-то рассказывать. Через слушание он запоминает правильную последовательность построения речи. Поэтому развитие связной речи можно начинать с рассказывания или чтения сказок и с обсуждения вопросов по ним. Например: «Кто из героев тебе больше понравился? Почему?» и т.д.

Другой способ развития связной речи – диалог. Он тренирует ребенка придерживаться одной темы в своих высказываниях, задавать вопросы, учит отстаивать свое мнение. Важно, оставить ребенку право на личное мнение, даже если оно ошибочно. Относитесь с уважением к мнению ребенка, спросите "Почему он так считает?". В дальнейшем можно смоделировать подобную ситуацию и предоставить ему право выбора и право оценить последствия поступка. Помните, что аргументы типа "Мама лучше знает" не очень способствуют развитию диалога. Прекрасный способ развития связной речи с помощью диалога — разыгрывание сценок и сказок. В этом случае у ребенка будут развиваться не только речь и мышление, но и воображение и фантазия.

Монолог — следующая ступенька в развитии связной речи. Пережив яркую эмоцию, ребенок обязательно захочет поделиться с вами. Но монологическая речь трудна тем, что нужно рассказать историю так, чтобы она была понятна, без отступления от темы и без ошибок. Первое время без наводящих вопросов не обойтись. Но постепенно ребенок привыкнет к последовательному изложению мыслей и будет строить свою речь логически правильно. Монолог можно использовать при описании игрушки, картинки, при рассказе, при рассуждении и пересказе. Описывая что-либо, ребенок должен говорить о качествах предмета, то есть больше отвечать на вопросы «какой», «как». При рассказе ему нужно описать главных героев, действие и место: «с кем происходило», «что происходило», «где происходило». При рассуждении свой рассказ хорошо дополнить доказательствами: «почему так случилось», «к чему это может привести». При пересказе основная задача передать своими словами какой-либо текст, сохраняя основную идею, сюжетную линию и последовательность событий.

Важно помнить, что развитие связной речи у детей — не быстрый процесс, он требует от взрослого терпения, времени, внимания. Но результат окупится сполна, когда ребенок пойдет в школу и будет уметь ясно и четко излагать свои мысли, выделять главное в речи педагога и в текстах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнение на развитие связной речи дошкольников "Ситуации письменной речи"

Одним из важных приемов для развития речи детей является «ситуация письменной речи», когда ребенок диктует, а взрослый записывает его текст. Именно такое упражнение помогает совершенствовать синтаксич...

Проблемы по развитию связной речи дошкольников, профилактика нарушений речи детей

Согласно ФГОС к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования большое значение имеет речевое развитие дошкольников. Накопленный опыт познавательной, речевой, игровой деятель...

Статья по работе с дошкольниками "Сказка как развитие связной речи дошкольников"

В статье рассказывается о значение литературы в жизне ребёнка. Интересно изложены собенности восприятия литературы старшими дошкольниками. Отмечено какое значение сказка имеет не только на развитие ре...

Использование пиктограмм для развития связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи

Статья о использование пиктограмм или опорных схем для занятий с детьми имеющих тяжелое нарушение речи общее недоразвитие речи...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...


 

Комментарии

Кулагина Ирина Александровна

Очень полезная и нужная информация! Спасибо, возьму на вооружение