Конспект родительского собрания
материал (младшая группа) на тему

Гредина Юлия Андреевна

конспект родительского собрания 

Тема " Влияние колыбельной песни"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

1 младшая группа

Тема: «Пойте детям колыбельные песни».

Цели и задачи: Приобщать родителей к истокам русского народного творчества, показать его ценность, художественность на материале колыбельных песен.

Звучит «Колыбельная» из кинофильма «Цирк». И. Дунаевского.

План собрания:

1. Открытие клуба «Мой малыш!»

2. Колыбельная песня – особый жанр русского фольклора.

а). Историческая справка о колыбельной.

б). Просмотр фильма «Кто качает колыбель».

в). Копилка колыбельных песен.

3. Конкурс для родителей "Заморочки из бочки"

Мы предлагаем открыть семейный клуб «Мой малыш», основанные на принципах добровольности, личной заинтересованности, взаимоуважении.

(Обсуждение целей, задач, плана работы клуба).

Первое заседание нашего клуба посвящено колыбельной песне.

Педагог читает для родителей стихи  " Сон приходит на порог" В. Лебедева- Кумача

Сон приходит на порог,
Крепко-крепко спи ты,
Сто путей,
Сто дорог
Для тебя открыты!

Все на свете отдыхает:
Ветер затихает,
Небо спит,
Солнце спит,
И луна зевает.

Спи, сокровище мое,
Ты такой богатый:
Все твое,
Все твое -
Звезды и закаты!

Завтра солнышко проснется,
Снова к нам вернется.
Молодой,
Золотой
Новый день начнется.

Чтобы завтра рано встать
Солнышку навстречу,
Надо спать,
Крепко спать,
Милый человечек!

Спит зайчонок и мартышка,
Спит в берлоге мишка,
Дяди спят,
Тети спят,
Спи и ты, малышка!

 

Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с таким драматизмом, как при воспитании ребенка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает это время, если ляжет спать попозже. Ребенок, оставшийся за бортом воспитания, независимо от какого трудового, нравственного, физического или музыкального, теряет какие-то драгоценные качества личности, которые уже не вернуть. Особенно необратимые последствия имеет потеря дошкольных лет. Макаренко считал, что время, упущенное для воспитания до пяти лет, уже невозможно восполнить.

С самого рождения ребенок попадает в мир, полный звуков. Это голос матери и отца поскрипывание кроватки, звон погремушек множество других самых различных голосов и звуков. Наукой доказано, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни. Более того, опыт восприятия музыки, вкусы начинают формироваться еще в утробе матери.

Народная педагогика начинается с колыбельной песни, в которой воплощены мудрость, традиции, обычаи. Она частица фольклора. Малыш еще не знает языка, не понимает его слов, но, слушая колыбельную песню, он успокаивается, затихает, засыпает. Его успокаивают мягкие спокойные интонации. Голос матери, ласковое обращение, монотонность пения. Через колыбельную песню у ребенка формируется потребность в художественном слове музыки. Мелодия – это душа музыки.

Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Привыкая к повторяющимся интонациям голоса в пении взрослого, ребенок постепенно начинает различать отдельные слова, что помогает ему понимать содержание песни овладевать речью. Через колыбельную песню малыш получает первые впечатления об окружающих его предметах, о животных, птицах. Но по неволе действенное влияние на ребенка оказывает сама материнская нежность, любовь, составляющая стихию колыбельных песен.

Сегодня представляю историческую справку об этом жанре русского фольклора.

Название жанра происходит от слова «колыбать»,означающего «качать».В народе колыбельные песни называли «байками»-от слова «баюкать»«байкать». По сравнению с другими фольклорными жанрами колыбельная песня имеет самый неустойчивый и разнообразный ситуационный контекст. Исполнение одной или целого ряда песен зависит от ситуации убаюкивания и всегда индивидуально, т. к. никогда нельзя заранее определить, когда ребенок заснет.

Один из самых распространенных мотивов колыбельных – изгнание вредителя, который мешает ребенку заснуть или покушается на младенца, пугает его. В роли такого вредителя могут выступать мифологические существа типа Буки или Бабая, старик, волк, а так же издающие громкие звуки животные и птицы. Типичным для колыбельных является и мотив призыва того, кто может успокоить ребенка и охранить его сон. В образе успокоителей чаще всего выступают христианские персонажи – Богородица, Никола, Спас, Ангелы; мифологические существа Угомон, Успокой и персонифицированные состояния – Сон, Дрема, а так же животные: кот, зайка, голуби.

Мотив пугания и предупреждение ребенка связывается в колыбельных с появлением образа опасного персонажа-вредителя или с какой-либо грозящей бедой, которая может возникнуть из-за неправильных действий младенца или нарушения им границ своего пространства. Наиболее распространенными образами для пугания являются серенький волчок, собака, злые ребята, старики и старухи, дядька и др.

Колыбельные песни традиционно имели охранительные значения, исполняя роль оберега.

Колыбельные исполняли непрерывно одну за другой, скрепляя их припевом, состоящим из «успокаивающих» звуков или слов: «шши-шши»«а-а-а-а»«лю-лю-лю-люленьки»баю-баю-баюшки» - до тех пор, пока ребенок не уснет. Для них характерны напевная мелодия в ритме качания колыбели, простота содержания и композиции, занимательность.

Пение колыбельных маленьким детям характерно не только для нашей культуры. Интуитивно матери всех времен и народов используют этот способ установления особого рода контакта с младенцем. Засыпая под пение матери, ребенок постепенно начинает различать тональность слов, интонационный строй родной речи.

Предлагаю сравнить две колыбельные песни русскую и украинскую

( Прослушивание песен)

Каким бы ни был язык колыбельной песни, она всегда передает материнскую любовь и заботу.

К сожалению, чем старше становятся наши дети, тем реже мы укладываем их под протяжные, ласковые песни колыбельных. Забываем, что нежный, ласковый голос родного человека помогает не только уснуть, но и предает уверенности в том, что его любят и ценят. А ведь это важно в любом возрасте!

Обсуждение темы:

Думаем, что многие из Вас напевают своим деткам колыбельные. Может быть в чей-то семье это добрая традиция передается из поколения в поколение и у вас есть свои особенные колыбельные песни?

Педагог предлагает родителям разделиться на две команды проводит конкурс «Заморочки из бочки» команды поочередно вытягивают вопросы, связанные с историей колыбельной песни и отвечают на них.

Вопросы для обсуждения с родителями:

1. Если ребенок не спал (заигрывался), что обычно делали? Пугали – как? Успокаивали – как? Долго ли обычно убаюкивали?

2. Какие колыбельные песни пели? Какая колыбельная ребенку нравилась больше всего?

3. Чем одаривали, что обещали купить (кому, где) в колыбельных песнях (шубку, валенки, серьги, ленточку, ситчик, китайку, кумач)?

4. Что «делали» в колыбельных песнях мать, отец, дед, нянька, бабка, другие члены семьи?

5. Что предсказывалось (желалось) ребенку в колыбельных песнях в будущем богатство, барство, подарки, невеста, жених?

6. От чего уберегали в колыбельных песнях (от болезней, напастей, бедности, рекрутов и.т.д.)?

Подведение итогов.

Вот сколько интересного мы узнали из истории колыбельной песни.

Уважаемые мамы, пойте детям колыбельные песни, необязательно для этого обладать исключительным слухом и красивым голосом. Можно напевать колыбельную без слов на слова «бай-бай» импровизируя мелодию на ходу.

Важно пропеть колыбельную в спокойном темпе, негромко, можно использовать интонации знакомых народных мелодий и потешек. В ритме покачивания мелодию можно петь на нескольких звуках с остановками в конце фраз и убаюкивающими словами. Для полноценного развития ребенку необходимо чувствовать себя любимым, защищенным. Колыбельная песня, в которой мать ласково обращается к малышу, восполняет его потребность в общении с взрослыми, возникающую с первых дней жизни. У ребенка рождается ответное чувство, привязанности к родному человеку. Любовь к матери, близким. Хотелось, чтобы мамы знали больше колыбельных песен, я предлагаю вашему вниманию различные варианты этих песен, (раздает буклеты с текстами  колыбельных  песен мамам).

- А сейчас предлагаю исполнить старинную колыбельную песню "Жил мужик на краю..." , всем вместе, вместе проникнемся текстом и внутренней красотой этой песни.

Педагог вместе с родителями исполняет колыбельную песню.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Колыбельные песни

Слайд 2

Фольклор (англ. folklore , folk-lore ) – народное творчество, искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах (былины, сказки, частушки, пословицы, песни, танцы и т. д.). Различают фольклор словесный ( народно-поэтическое творчество), музыкальный, танцева Фольклор имеет большое значение в воспитании детей. С незапамятных времен живут в народном быту колыбельные песни, детские « пестушки », « потешки », сказки и былины. От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки и т.д. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво. Мы рассмотрим один из малых жанров фольклора- колыбельную песню. Колыбельная сопровождает ребенка с того момента, как из клубка клеток формируется эмбрион. Уже тогда мама начинает петь малышу колыбельные песни. Причем, это могут быть не только специальные колыбельные песни, но и просто спокойные, медленные мелодии, или набор слов. К примеру: Мы про киску споем, и про мышку споем: про собачку споем и про курочку споем. Или : скоро папочка придет, нам гостинцы принесет. Утром к бабушке пойдем, ей конфеток отнесем…Колыбельная помогает успокоиться не только ребенку, но и взрослому. Несколько раз я сталкивалась с тем, что взрослый человек, оказавший в трудной жизненной ситуации, начинал напевать колыбельную песню. Вообще, тема колыбельной песни достаточно актуальна в наше время, поскольку многие современные родители, по каким-то причинам, не поют своим детям колыбельные песни.

Слайд 3

Колыбельные песни Колыбельная песня является одним из древнейших жанров фольклора. Обычно это мелодия или песня, напеваемая людьми для успокаивания и засыпания. В основном колыбельную поёт мать своему ребенку. Отличительным признаком колыбельной песни является её цель – достичь засыпания ребенка. Неизменно, у всех народов колыбельная не требует каких-либо инструментов для её исполнения, достаточно только голоса. В большинстве своем механизмы внушения при помощи убаюкивающих песен имеют установку на работу правого полушария мозга и воздействуют на эмоции, подсознание. В данном жанре сохранились элементы заговора-оберега. Люди верили, что человека окружают таинственные враждебные силы, и если ребёнок увидит во сне что-то плохое, страшное, то наяву это уже не повторится. Вот почему в колыбельной можно найти «серенького волчка» и других пугающих персонажей. Позже колыбельные песни утрачивали магические элементы, приобретали значение доброго пожелания на будущее. Колыбельная песня – песня, с помощью которой убаюкивают ребенка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм. Часто в колыбельных возникает образ невидимого, но могущественного существа - Дремы или Сна: Ходит сон по горе, Носит дрёму в рукаве. Всем детишкам продает - Нашей Гале так даёт. Mother and Child by Cornelis C. Zwaan

Слайд 4

Отчего же песню назвали колыбельной? Сначала разберемся с термином «колыбель» и используем «Толковый словарь русского языка» Даля В.И. Слово «колыбель» происходит от глагола колыбать (качать, зыбать , колыхать), т.е. заставлять раскачиваться взад и вперёд. Издавна было подмечено, что при определённом ритме покачивания младенец быстро успокаивался и засыпал. Эти наблюдения привели к изобретению своеобразного «инструмента» укачивания – колыбели. В старину колыбельные песенки играли еще и охранительную роль. Они по древним языческим верованиям защищали ребенка от злых сил! Колыбельная песня была предназначена не только для того, чтобы успокоить ребёнка и ввести его в состояние сна, – она была и формой знакомства младенца с миром окружающих его людей. Это первые словесные музыкальные произведения, которые взрослые исполняли для детей. Исполнялись колыбельные песни нежно, негромко, мотив был однообразный, но добрый, успокаивающий, убаюкивающий. Люли-люли- люленьки , Прилетели гуленьки! Стали гули говорить: "Чем нам Колю накормить?" Один сказал: "Кашкою!" Другой: " Простоквашкою !" Третий сказал: "Молочком Да румяным пирожком". Вильям Бугро Колыбельная

Слайд 5

Еще есть колыбельные песни написанные специально для мальчиков и для девочек — с большой смысловой нагрузкой и своеобразным руководством к действию. Так, колыбельная для девочки содержит слова «будешь мне помощницей», а песня для мальчика — полноценную программу на будущее: «ты хозяин и оленевод». Есть колыбельные песни для капризных детей. Бай татарин-басурман Посадил девку в карман. Девка голосом ревет, Свои волосы дерет. Свои волосы дерет, Детям спать не дает. *** Милый мальчик, шустрый мальчик, сильный мужичок. Он лисицу добудет, и зайца добудет, и песца добудет, и куропатку добудет. Он хозяин и оленевод

Слайд 6

В колыбельных песнях все время настойчиво повторяется имя малыша. Благодаря такому личностному обращению, вплетенному в ткань песни, ребенок постепенно учится осознавать себя в мире. Поначалу этот мир ограничивается детской кроваткой, колыбель для ребенка – микрокосм. Граница колыбели – та граница, которая отделяет младенца от мира внешнего, тот «край», за которым «темный лес», «серенький волчок», и который до поры до времени переступать запрещено и опасно. Зато «на своей территории» ребенок – король: его колыбелька – золотая, как царский трон, занавесочка у нее шелковая, шнурки бархатные, столбики резные. И трапеза у маленького королевича царская: Ой качи , качи , качи , В головах-то калачи, В ножках прянички, В ручках яблочки, По бокам конфеточки, Золотые веточки. .

Слайд 7

Главным персонажем колыбельных песен очень часто является кот. Он живёт в избе, у него мягкая шёрстка. Кота изображают подробно с его внешними признаками, повадками, привычками. Он быстро определяет благоприятное место в доме, где можно поставить колыбель. Чтобы дети сладко спали, иногда кота клали в колыбель. Прежде чем впервые положить в люльку (зыбку) младенца, в нее обязательно сажали хозяйского кота (считалось, что коты разгоняют чертей и злых духов). Существовало (и продолжает жить по сей день) общенародное поверье, что кот – большой друг домового (подлинного хозяина дома), и поэтому, если кота не обижать, то он “при случае” непременно доложит "дедушке" (домовому) о “доброте хозяйской”, а уж "дедушка" наверняка постарается обеспечить в таком доме уют и покой. Баю-баюшки-баю, Баю, Сашеньку, баю! Приди котик ночевать, Мою детоньку качать, Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кусок пирога Да кувшин молока. Птицы в древнеславянском мировоззрении – это вестники Бога. Именно они помогают заботиться о растущем малыше. Ай, люли- люленьки . Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать Стали гули ворковать Стали гули ворковать, Стал наш Юра засыпать.

Слайд 8

Понятный нами смысл слов « баюшки-баю» (от слова « баять», «баюкать») несколько отличается от «люли-люли». Если в первом случае «баю-бай» - пожелание сна, то во втором «Люли-люли» - обращение к богине Лели, дочери богини Лады. Леля (она же Ляля) – славянская языческая богиня, покровительница всего нарождающегося, защитница новорожденных. Вот поэтому наши пра -прабабушки в первую очередь просили покровительства Лели. Мы же начинаем петь колыбельную словами «Ай, люлю-люлю ..» даже не задумываясь о их смысле. Производные от этого слова: « ляля » - ребенок, «люлечка», « лелеять». Не менее популярными персонажами колыбельных песен были собаки и волки, даже зайцы, которые тоже ночью не спали. «Бай, бай, бай, бай, Ты, собачка, не лай, Ты, собачка, не лай, Мою дочку не пугай». Нередко в русских народных колыбельных песнях появлялись такие персонажи, как Сон, Дрёма, Угомон. Это добрые духи сна. По поверьям они забирались в колыбель и засыпали в ней вместе с ребёнком. «Сон да дрёма, Приди к сыну в голова, Сон да дрёма, Накатись на глаза».\

Слайд 9

Упоминали в колыбельных и ангелов, которые охраняли детский сон. «С небес, ангелы, летите, Сон младенцу принесите. Богородица Мать, Положи младенца спать». А если ребёнок не спал, его пугали «Букой», « Бабаем », «Мамаем» или волком. «Бай, бай, бай… К нам приехал Мамай., Просит: « Детоньку отдай». А мы детку не дадим, Пригодится нам самим».

Слайд 10

Заключение Все взрослые - бывшие дети, а все дети - будущие взрослые. Важно, чтобы они пели своим детям проверенные временем и полезные для детской психики колыбельные. А часто вместо колыбельной просто ставится тихая музыка, или ребенок засыпает под звук телевизора. В современном мире, где магазины завалены развивающими игрушками, мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. То, что закладывается в детстве, остаётся с человеком и человеке на всю жизнь. Сейчас много появилось изданий, посвящённых воспитанию детей. Однако только их малая часть основана на народных традициях, на фольклоре. В литературе советского времени часто писалось о том, что «ребенку необходим режим дня, который следует пунктуально выполнять… Соска вредна и даже опасна, она послужит причиной формирования неправильного прикуса… Туго пеленать детей с ручками не следует, это действие является насильственным и физиологически противоестественным…» (Э. Кепрару , Г. Кэпрару . Мать и дитя. Бухарест, 1980.) Последователи Б. Спока «воспитывали» ребенка с младенчества, не беря плачущего малыша на руки, отказывая в необходимой ласке, и часто это походило уже не на воспитание, а на войну с собственным ребенком. Считалось, что до трех лет ребенок, как личность не существует, что до этого возраста происходит лишь физическое «созревание», а потому все психологические потребности малыша считались капризами. Делая упор на дисциплину и закаливание, «борясь с предрассудками» прошлого, как говорится - «вместе с водой выплескивали и ребенка». Сейчас «мода» на традиционное воспитание постепенно возвращается, и не только мода. Специалисты, - педагоги и психологи, приходят к тому, что выработанная веками практика «пестования» детей не просто имеет право на существование: профессионалам еще долго предстоит изучать старинную науку воспитания, чтобы действительно иметь возможность оценить ее по достоинству и только тогда, возможно, развить. А пока, колыбельные – это то немногое, что мы еще можем вернуть нашим детям из утраченного «золотого запаса» русской культуры. Дитя появляется на свет из утробы матери, мама для ребенка – весь мир, и если мамин голос откроет ему «большой мир» через колыбельные, это поможет ему сохранить мир с собой на всю жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительские собрания как одна из форм поддержки психологического здоровья субъектов образовательного процесса. Конспекты родительских собраний.

В данной подборке собрана информация из психологических источников по актуальным проблемам образования и воспитания детей дошкольников разных возрастных групп (ясли, младшая, средняя, старшая, подгото...

родительское собрание в младшей группе «Сказка учит говорить» Конспект родительского собрания во второй группе раннего возраста. «Развитие речи младших дошкольников»

Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребПрекрасна речь, когда она, как ручеёк,Бежит среди камней чиста, нетороплива,И ты готов внимать её потокИ восклицать: - О! Как же ты к...

Конспект родительского собрания для средней группы детского сада Родительское собрание «Только вперед»

Собрание проводится в начале учебного года, где родителей поздравляют с началом учебного года, знакомят с новыми семьями, а так же с узкими специалистами. Родителей знакомят с особенностями детей 4-5 ...

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»...

Конспект родительского собрания "Нетрадиционная форма проведения итогового родительского собрания в подготовительной к школе группе"

Предлагается подборка занимательного материала для родительского собрания в подготовительной к школе группе ДОУ....

План-конспект родительского собрания "Организационное родительское собрание"

План-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Муртазалиева ЗамираПлан-конспект родительского собрания «Организационное родительское собрание»Орган...