Главные вкладки

    Откуда берутся "трудновоспитуемые дети"?
    консультация (средняя группа) на тему

    Демидова Оксана Викторовна

     

    «Трудный» подросток – это понятно. Обычно это тот, который «не умеет себя вести», у которого сформировано «негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей»,  который груб, недисциплинирован, который вызывает возмущение и огорчение учителей и родителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл otkuda_berutsya_trudnovospituemye_deti.docx18.74 КБ

    Предварительный просмотр:

    Откуда берутся "трудновоспитуемые дети"?

    «Трудный» подросток – это понятно. Обычно это тот, который «не умеет себя вести», у которого сформировано «негативное отношение к школе, желание уклониться от своих обязанностей»,  который груб, недисциплинирован, который вызывает возмущение и огорчение учителей и родителей.

    В общем, человек, которого упустили, не воспитали… Но младший-то школьник! Почему его считают трудновоспитуемым? Ведь ранее он характеризовался только положительными эпитетами: любознательный, доверчивый, послушный, великодушный. Воск да и только, делай, что хочешь! И вдруг – ужасно непослушный, ужасно вредный, агрессивный, недисциплинированный. На уроке не желает работать, будоражит класс. В общем, целый набор качеств педагогически запущенного. Что это – переходный возраст в связи с акселерацией? Нет, этим прикрываться рано. Хорошо, что ещё «трудный, а не трудновоспитуемый». Но от этого не легче ни учителю, ни родителям.

    И всё же он есть. Что же предопределяет его появление?

    Начало всему там, где мы, взрослые, не обеспечили ему «нормальную жизнь», где вместо целенаправленного воспитания стихия и самотёк. Вот и пятятся дети из начальных классов по наклонной в подростковые  «трудные», и ничто и никто им не мешает – ни школа, ни семья. Иногда даже способствуют.

    Философия поведения детей имеет свои законы. Как показывают наблюдения, поведение младшего школьника на девять десятых зависит от эмоционально нравственной атмосферы, которая складывается в семье и школе. Но особенно в семье, и об этом пойдёт главным образом разговор.

    В воспитании семейный климат – это жизнь родителей, их отношения – дух семьи.

    В.А. Сухомлинский утверждал, что дети – это зеркало нравственной жизни отцов и матерей. И чтобы хорошо узнать своих воспитанников, понять их характеры, мотивы поведения, духовные запросы, надо глубже знать их семьи.

    Детская грубость, чёрствость, равнодушие, недисциплинированность, как правило, - результат отрицательной системы отношений в семье и образа её жизни.

    Не секрет, жизнь сегодня тяжела и сурова. В нашем доме всё больше напряжённых и тяжёлых ситуаций, которые порождают неблагополучие, грубость, пьянство, нервозность, и на этом фоне всё чаще приходится сталкиваться с неправильным, уродливым воспитанием.

    Исчезает теплота, сердечность семейных отношений, возрастает дефицит общения родителей с детьми.

    Среди семей можно выделить несколько типов:

    1. Семья, где ребёнок единственный. Кто-то скажет: таких сегодня большинство. Верно, однако для тех, которых мы относим к первому типу, характерна избыточная любовь родителей (а иногда бабушек и дедушек) к ребёнку. В нём, как говорят, души не чают. Его воспитывают, наставляют и одновременно балуют, оберегают от трудностей, ни в чём не отказывают, убирают за ним игрушки, а, отправляя в школу, укладывают в сумку учебники, тетради и всё, что нужно. Ребёнку не нравятся советы и наставления, но нравится «ничего не делать». Очень скоро он начинает вести себя настоящим барчуком, привыкает к тому, что всё вокруг лишь для него. Пользуясь своим положением кумира – ребёнок становится требовательным, капризным, в нём формируется потребительское отношение к родителям, к жизни.

    В детском коллективе подобные черты становятся всё явственнее и ведут к возникновению конфликтов и отчуждения от ребят со всеми выплывающими отсюда последствиями. Начинается и самое большое, пожалуй, зло – сопротивление воспитательному воздействию, неподчинение учителю.

    Так ребёнок становится «трудным». Он осознаёт, что в классе он не в центре внимания, поэтому пытается навязать свою волю, грубит сверстникам и учителю.

    Разумеется  – всё должно быть в меру. В разговоре скажите откровенно: да, вы настоящие родители, вы искренне любите своего сына или дочь, и это прекрасно. Любите разумно. Давайте ребёнку поручения, которые требуют усилий. Поддерживайте все его добрые порывы. Хвалите и поощряйте за выполнение дела. Поверьте, тогда всё у Вас с ребёнком будет хорошо.

    1. Тип семьи, где материальная сторона заслоняет духовную жизнь родителей и детей. Всё идёт от отца и матери. Главную задачу они видят в том, чтобы «жить не хуже других». На это уходит всё время и все силы души. На первый взгляд, вроде ничего страшного не происходит.

    Всё воспитание в такой семье сводится к эпизодическому контролю за выполнением уроков, возможности красиво одеть и обуть своё чадо. Внутренняя жизнь детей, родителей не интересует. Всерьёз учат детей: «делай то, что выгодно». И дети следуют этому принципу – растут потребителями, используют культ денег и вещей, пробуют себя в спекуляции в школе, среди сверстников.

    Начинают пропускать уроки, «плюют» на отметки. Родители часто смотрят на это сквозь пальцы: «бизнесменами растут».

    Наилучший совет: родителям необходимо изменить ориентацию на материальные ценности. Без труда дома ребёнок не оценит того, что делают для него папа и мама. Главный метод воспитания – это всё-таки собственная жизнь, собственное поведение лично отца и матери.

    1. Тип семьи, где господствует безнадзорность. В семьях такого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств. Здесь царят неуважение и недоверие друг к другу, грубость и оскорбления, скандалы и драки.

    Дети живут на собственном попечении, родители утратили потребности общаться с ними. Стоит ли удивляться, что всё это ощутимо действует на характер и поведение детей, лживость, недисциплинированность, грубость, жёсткость, двоякая формула поведения.

    Таким детям безразлично, как к ним относятся окружающие. Для них характерна лёгкость, нежелание думать, апатия, привычка поступать по своему усмотрению. Порождено это состояние отсутствием доброго отношения к ним отцов и матерей. Как говорят, по всем статьям младшие школьники становятся «трудными», научаются пить, курить. Сущность такой личности нужно искать в родителях. Но они предпочитают не встречаться с учителями, игнорируют авторитет школы.

    1. Тип семьи, пожалуй, новый для нашего современного общества. Семья внешне благополучная, здесь как будто любят друг друга. Родители систематически вовлекают детей в домашнюю работу, интересуются успехами в учёбе. Но случаются и конфликты, сопровождающиеся несдержанностью, неумеренностью эмоций. И тогда на детей сыплются ругательства: «сволочь», «идиот».

    Причина конфликтов кроется чаще всего не в злой воле взрослых, а низком уровне их педагогической культуры, в их усталости и раздражительности (многие родители работают по совместительству, чтобы прокормить семью).

    Очевидно, что экономические и социальные ситуации в стране создают неблагоприятную почву для воспитания.

    Дети слушают, копируют не лучшие выражения, воспринимают озабоченность родителей, что сказывается на проявлении ими тревожности, страха, подавленности, психических срывов в поведении, эмоционального напряжения. Состояние неудовлетворенности  дома и в школе толкает детей на внешне немотивированные нарушения дисциплины.

    Данной семье хочется дать простой совет:

    Поменять знаки в семейных отношениях. Минус на плюс, раздражительность на сдержанность в воздействии на ребёнка, ругань на похвалу, унижение на уважение, безразличие на участие в делах своих детей. И это поможет вашему ребёнку быть настоящим учеником, а не «трудным».

      Это и понятно – «дети нуждаются в любви, как цветы во влаге»!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей и педагогов: "Как объяснить ребенку, откуда берутся дети"

    Консультация для родителей и педагогов: "Как объяснить ребенку, откуда берутся дети"...

    Откуда беруться дети?

    О, эти бесконечные «сто тысяч почему»... Пожалуй, на любой из них ответим мы, родители. Но есть среди «ста тысяч» и один такой вопрос, который непременно заводит нас в тупик.— Скажи мне, мама, откуда ...

    "Как объяснить ребенку откуда берутся дети"

    Воспитывая ребёнка и наблюдая за тем, как он подрастает, многие родители с волнением, а некоторые, может быть, и со страхом ожидают того момента, когда их ребёнок захочет узнать историю своего появлен...

    Откуда берутся дети?

    Как объяснить ребенку любого возраста, откуда берутся дети? С таким «страшным» вопросом рано или поздно столкнется каждый родитель....

    "Откуда берутся дети?"

         Раньше считалось, что дети - существа условно говоря "бесполые", и признаки пола начинают проявляться у них только с физическим созреванием в подростковом возрасте. Да и сей...

    Откуда берутся дети?

    Помощь родителям в правильном выборе ответа на вопрос ребенка: "Откуда берутся дети?"...

    Консультация о половом воспитании детей. «Откуда берутся дети»

    Не будет преувеличением сказать, что судьба ребенка, его становление во многом зависят от того, насколько тактично и правильно смогут взрослые дать ему представление о половых отношениях людей. Тема э...