Доклад "Сенсорная комната – создание предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО".
консультация на тему

Данный доклад содержит материал для родителей и педагогов об особенностях создания предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_sensornoy_komnate.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 «Звездочка» г. Ртищево Саратовской области»                

Консультация для педагогов:

Сенсорная комната – создание предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.

Педагог-психолог: Медведева Е.В.

Ртищево

30.10.18

   Сенсорная комната – это организованная особым образом окружающая среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния, осязания, вестибулярные рецепторы.

     В сенсорной комнате с помощью различных элементов создается ощущение комфорта и безопасности. Спокойная цветовая гамма обстановки, мягкий свет, тихая, нежная музыка – все это создает ощущение покоя и умиротворенности. Не зря сенсорную комнату называют «комната-доктор». Пребывание в ней способствует:

  • Улучшению эмоционального состояния.
  • Снижению беспокойства и агрессивности.
  • Нормализации нервного возбуждения и тревожности.
  • Нормализации сна.
  • Активизации мозговой  деятельности.
  • Ускорению восстановительных процессов после заболеваний.

Условно оборудование сенсорной комнаты можно разделить на два функциональных блока:

  • Активационный – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, массажные мячики, сенсорная тропа, сухой бассейн. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют, поддерживают внимание, создают атмосферу праздника.
  • Релаксационный – в него входят мягкие покрытия, сухой бассейн, фонотека релаксационной музыки.

Оборудование сенсорной среды.

  • Специальные сенсорные тропы для ног. Они развивают тактильную чувствительность, зрительное восприятие, воображение, произвольность внимания, координацию движений, восстанавливают кровообращение, способствуют развитию речи, умения передавать ощущения, эмоции в речи; воздействуют на жизненно важные органы человека.
  • Большая поролоновая «черепаха» может использоваться как игровое поле для познавательных игр, удобное сидение или просто как большая игрушка. К черепахе разработаны пять разных дидактических чехлов, которые крепятся к ногам черепахи, способствуют сенсорному, познавательному развитию детей и тренировки мелкой моторики. Черепаха с чехлом представляет собой дидактический материал для индивидуальной и коллективной работы в ДОУ. 
  • Воздушно-пузырьковые трубки, создающие вибрацию при касании. Наблюдение за движением воды успокаивает нервную систему, снимает стресс, усталость и напряжение. Различные цвета и оттенки подсветки, виброэффект концентрируют внимание, развивают зрительную и тактильную память, восприятие.
  • Массажный мяч служит для стимуляции и релаксации мышечных тканей.
  • Сухой бассейн — может использоваться как для релаксации, так и для активных игр. Постоянный контакт поверхности тела с шариками, наполняющими бассейн, дает возможность лучше почувствовать свое тело и создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию. Тело, находясь в бассейне, имеет постоянную безопасную опору, что особенно важно для людей с двигательными нарушениями. В бассейне можно двигаться, менять положение — это развивает и укрепляет опорно-двигательный аппарат. Передвижение в подвижных шариках создает прекрасные условия для развития координации движений. Перемещения и игры в сухом бассейне эмоционально окрашены, при этом ребенок (подросток) сначала тратит энергию, а затем, откинувшись на спину, может расслабиться, успокоиться.
  • Сухой бассейн с подсветкой — обычный сухой бассейн, в днище которого особым образом установлена светооптическая система подсветки полупрозрачных шариков. Завораживающее, расслабляющее воздействие переливающихся различными цветами шариков заставляет человека забыть обо всем на свете. Он наблюдает, за изменением цвета шариков, он их трогает, осознанно выбирая тот или иной шарик.
  • Детское игровое панно «Звездное небо» ― панели разных размеров из черного пластика в раме. В каждую панель вмонтированы тончайшие светооптические волокна. Панно располагается на стене в темной сенсорной комнате и при включении создает эффект ночного неба. Для работы с детьми панно располагают на уровне их роста.. Панно «Звездное небо» используется в общеразвивающих занятиях по формированию представлений об окружающем макропространстве (космос, звезды), для занятий астрономией, в ходе тематических занятий по сказочным сюжетам, для релаксационных занятий.
  • Пучок фиброоптических волокон с боковым свечением «Звездный дождь»,  цвет которых постоянно меняется по всей длине. Изменяющиеся цвета привлекают внимание и обладают успокаивающим эффектом. Толстые мягкие волокна абсолютно безопасны: их можно перебирать, держать, обматывать вокруг рук, тела, лежать на них. Чрезвычайно эффективен для занятий с детьми (подростками) со слабым зрением.
  • Световая каскадирующая труба «Фонтан» представляет собой пучок светооптических волокон, заключенных в трубу из прозрачного пластика. Светооптические волокна как бы струятся из трубы, постоянно меняя свой цвет по всей длине и создавая эффект каскадирующего светового фонтана, который привлекает внимание, позволяет развивать координацию «глаз — рука», зрительный праксис (произвольные действия) и гнозис (умения различать предметы). «Фонтан» используется на занятиях по релаксации. Труба «Фонтана» вмонтирована в мягкую платформу, позволяющую сидеть на ней, играя с пучком волшебных струй, перебирая их в руках, то есть познавать их свойства и качества зрительно и тактильно.
  • Песок. Игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, способствует их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений.
  • Пуфик-кресло с гранулами — служит идеальной опорой для сидящего или лежащего человека, принимая форму в соответствии с изгибами тела. Сидя или лежа на пуфике, можно расслабиться и наблюдать за происходящим вокруг. Можно лечь на живот, подмяв пуфик под себя, обнять его и расслабить мышцы спины. Поверхность пуфика способствует тактильной стимуляции соприкасающихся с ним частей тела. Полистирольные гранулы, наполняющие его, оказывают мягкое приятное воздействие, способствуя лучшему расслаблению за счет легкого точечного массажа. Кроме того, воздушное пространство между гранулами обеспечивает хорошую вентиляцию и сухое тепло, приятное для тела.
  • Маты напольные — маты различных размеров служат для мягкого напольного покрытия сенсорной комнаты, обеспечивая безопасность и комфорт. На «мягком полу» можно лежать, сидеть, двигаться без риска получить травму. Для того чтобы маты не «разъезжались» в процессе занятий, предусмотрена возможность скрепления их между собой при помощи «липучек», которые расположены на их нижней поверхности.
  • Сухой душ. «Сухой душ», имитирующий разноцветные водные струи (душ), предназначен для создания положительного эмоционального настроения, усиления тактильной чувствительности, способствует психологической разгрузке, дополнительной сенсорной стимуляции органов зрения и осязания, закреплению названий цветов, помогает восприятию пространства и своего тела в этом пространстве. Изделие способствует развитию чувства цвета благодаря специальной подборке разноцветных лент. Игры и занятия с использованием «Сухого душа» доставляют детям огромное удовольствие, формируют устойчивый интерес к самостоятельному решению сенсорных задач.
    В сенсорной комнате  также можно выделить мягкую среду, звуковую, тактильную среду.

   Мягкая среда сенсорной комнаты обеспечивает уют, комфорт и безопасность. Главной целью ее использования является создание  условий для релаксации и спокойного состояния. Поэтому все изделия выполнены в спокойных тонах. Как для релаксации, так  и для активных игр используется сухой бассейн. Лежа в бассейне, дети могут принять комфортную позу и расслабиться. При этом контакт всего тела с шариками, наполняющими его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивающий глубокую мышечную релаксацию.

  Эффекту релаксации способствуют специально подобранная  спокойная музыка, которая является звуковой средой.

  Тактильная среда сенсорной комнаты позволяет освоить новые ощущения и развивать тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию. В нее входят сенсорная тропа для ног, массажные мячи.  Как известно массаж благотворно сказывается на эмоциональном и физическом здоровье ребенка. Он укрепляет иммунную систему, повышает устойчивость организма к болезням, улучшает пищеварение и обмен веществ. Ежедневный массаж учит расслабляться в ответ на стресс, увеличивает выносливость, улучшает адаптивные возможности ребенка, стимулирует развитие умственных способностей.

В одном помещении можно объединить среду  сенсомоторного развития, темной и светлой комнаты.

Для среды темной сенсорной комнаты  используем мягкие модули, сухой бассейн, предметы, безопасные при передвижении в полумраке, стимуляторы, направленные на взаимодействие детей друг с другом, со взрослым   и  с оборудованием  при приглушенном   свете (световые панно, проекторы, лампы). В темной сенсорной комнате созданы условия, в которых ребенок получает положительные эмоции, ощущение комфорта и безопасности, способствует быстрому установлению тесного контакта между педагогами и детьми. Это сказка, в которой все журчит, звучит, переливается, привлекает, помогает забыть страхи, успокаивает. Именно в специально подготовленной  для психологической работы темной сенсорной комнате взаимодействие между человеком и интерактивной средой осуществляется гармонично.  

Среда светлой сенсорной комнаты  используется как   зона для игр и занятий, включая различные игровые модули  для взаимодействия при дневном свете или ярком освещении, сюда входят различные мягкие модули,   «сухой» бассейн, «сухой» душ, сенсорные (аудиовизуальные и тактильные) стимуляторы,   музыкальные, тактильные и  развивающие панно,   дидактическая черепаха, 2 песочницы, магнитная доска и многое  другое.

Роль сенсорной комнаты в работе с детьми:

  1. Помогает   в стимулировании сенсорной чувствительности и  двигательной активности, развития зрительно-моторной координации детей, развивает   общую и мелкую моторику, улучшает   координацию движений.

2. Создает положительный эмоциональный фон и помогает преодолеть нарушения в эмоционально-волевой сфере; (уменьшает тревожное состояниеснижает агрессию, учит саморегуляции; снимает мышечное и психоэмоциональное напряжение)

3. Повышает психическую активность за счет стимулирования положительных эмоциональных реакций; развивает тактильные, зрительные ощущения, тренирует память, внимание, интеллект.

4. Расширяет   кругозор и пространственные представления, развивает воображение и творческие способности детей;    

5. Помогает корректировать нарушения в познавательной сфере (снижение интереса к ранее значимой деятельности, трудности с устойчивостью и концентрацией внимания, трудности запоминания, рассеянность и, соответственно, трудности в обучении). Помогает  развитию  речи.

6. Помогает решить проблемы с социальной адаптацией.

Даже готовность ребенка к школьному обучению в значительной степени зависит от его сенсорного развития,   значительная часть трудностей, возникающих перед детьми, особенно в первом классе, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия.

Умело   воспользовавшись средой сенсорной  комнаты можно скорректировать все эти недостатки, а так же поведение очень  привередливого, замкнутого, агрессивного ребенка, то есть детей с личностными проблемами и проблемами социального развития.

На занятиях в сенсорной комнате удачно сочетаются элементы цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии, игротерапии, сказкотерапии, в ней легко проводить упражнения на различение эмоциональных состояний, развитие мимических движений, игры и упражнения на развитие навыков общения, саморегуляции, расслабление снятие напряжения, пальчиковые игры, теневой театр, упражнения на дыхание и многое другое.  

Каждая встреча в сенсорной комнате для детей как сказка, которую они с нетерпением ждут. В ходе занятий дошкольники учатся соблюдать правила, обучаются навыкам взаимодействия друг с другом, навыкам саморегуляции. После занятий заметно улучшается эмоциональное состояние детей, повышается настроение и возрастает желание прийти сюда еще раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"

В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС...

Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...

Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС в средней группе.

Под предметно – развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, т...

ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА в соответствии с ФГОС

Создавая развивающую среду, мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей. Столы в учебной зоне с регулируемыми ножками. Каждый стол промаркирован в соответствии с ростом детей.В учебной ...

«Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»

Консультация для педагогов ДОУ «Требования к предметно-пространственной развивающей среде в соответствии с ФГОС»...

Аналитическая справка по результатам тематического контроля "Организация работы в группе по пополнению предметно- пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО".

Цель: анализ условий организации развивающей предметно-пространственной среды, созданной в групповых помещениях ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО....