Консультация для родителей "Советы родителям при обучении игре в шахматы"
консультация на тему

Жукович Светлана Анатольевна

Есть  Есть  мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых. Но как бы ни был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно приучить к усидчивости, приучить трудиться, самостоятельно принимать реше решения. Одарённый ребёнок не терпит давления, притеснений, окриков, что может вылиться в проблему. У такого ребёнка трудно воспитывать терпение, усидчивость и ненавязчивость. Необходима огро  огромная загрузка такого ребёнка, его следует приобщать к творчеству, создавать обстановку для этого.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

История возникновения шахмат Подготовила Жукович Светлана Анатольевна

Слайд 2

Древняя индийская легенда приписывает создание шахмат некоему брамину . За своё изобретение он попросил у раджи незначительную награду: столько пшеничных зёрен, сколько окажется на шахматной доске, если на первую клетку положить одно зерно, на вторую — два зерна, на третью — четыре зерна и т. д. Оказалось, что такого количества зерна нет на всей планете. Так это было, или не совсем, сказать сложно, но, так или иначе, родиной шахмат является Индия .

Слайд 3

В Индии появилась первая известная нам игра, родственная шахматам — чатуранга . Принципиальных отличий от современных шахмат два: игроков было четверо, а не двое (играли пара на пару), а ходы делались в соответствии с результатами бросания игральных костей. Каждый игрок имел по четыре фигуры (колесница ( ладья ), конь , слон , король ) и по четыре пешки . Ферзя не было вовсе. Для выигрыша в партии нужно было уничтожить всё войско противников.

Слайд 4

Арабы преобразовали чатурангу: игроков стало двое, каждый получил под управление два комплекта фигур чатуранги, один из королей стал ферзём. От костей отказались, стали ходить по одному ходу строго по очереди. Победа стала фиксироваться по постановке мата либо пата , а также при завершении игры с королём и хотя бы одной фигурой против одного короля.

Слайд 5

Приблизительно в 820 году шахматы появились на Руси , придя либо прямо из Персии , либо от среднеазиатских народов. Русское название игры созвучно среднеазиатскому «шахмат». Изменения в правилах, позже внесённые европейцами, проникали на Русь, постепенно превратив старые русские шахматы в современные. Считается, что европейский вариант шахматной игры попал в Россию в X—XI веках из Италии . К XV веку шахматы приобрели современный облик.

Слайд 6

Играл в шахматы Иван Грозный (по преданию, он и умер за шахматной доской). При Алексее Михайловиче шахматы были распространены среди придворных , умение играть в них было обычным среди дипломатов . В Европе сохранились документы того времени, в которых говорится, что русские посланники знакомы с шахматами и играют в них весьма сильно. Увлекалась шахматами царевна Софья . При Петре I ассамблеи не проходили без шахмат.

Слайд 7

К XV — XVI векам шахматные правила в основном устоялись, началось развитие систематической шахматной теории . В 1561 году Руи Лопес издал первый полный учебник шахмат, в котором были рассмотрены этапы партии — дебют , миттельшпиль и эндшпиль . Он же впервые описал характерный вид дебюта — « гамбит », в котором преимущество в развитии достигается путём жертвы материала.

Слайд 8

Большой вклад в развитие шахматной теории в XVIII веке внёс Филидор . Он развил позиционный стиль игры. Он считал, что игрок должен не бросаться в безрассудные атаки, а планомерно строить сильную, устойчивую позицию, наносить точно рассчитанные удары по слабостям позиции противника, при необходимости прибегать к разменам и упрощениям, если они ведут к выгодному эндшпилю. Правильная позиция, по Филидору , это, прежде всего, правильное расположение пешек. По словам Филидора , «Пешки — душа шахмат; только они создают атаку и защиту, от их хорошего или плохого расположения целиком зависит победа или поражение». Книга Филидора «Анализ шахматной игры» стала классикой .

Слайд 9

С XVI века начали появляться шахматные клубы, где собирались любители и полупрофессионалы, игравшие зачастую на денежную ставку. Затем появились национальные турниры в большинстве европейских стран, стали проводиться международные матчи (с1821-ого) и турниры (с 1851-ого) .

Слайд 10

Теперь компьютер может подсказывать шахматисту даже на соревнованиях самого высокого уровня. Поэтому на турнирах начали использовать специальные меры для защиты от компьютерных подсказок. Прогресс компьютерных шахмат стал одной из причин роста популярности неклассических вариантов шахмат.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

     «Как произошли шахматы?»

                                                                                                                      Консультацию подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

                                                                              Жукович Светлана Анатольевна

          Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

  Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

     «Как произошли шахматы?»

                                                                                                                      Консультацию подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

                                                                              Жукович Светлана Анатольевна

          Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

  Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Советы родителям при обучении игре в шахматы

                                                                                                           

                                                                                                           Консультацию подготовила:

воспитатель МАДОУ г. Нижневартовска

ДС №38 «Домовёнок»

Жукович Светлана Анатольевна

     

Цепкая память и любознательность детей позволяют увлечь их игрой в шахматы. Попробуйте перелистать историю шахмат: бросится в глаза, что многие шахматисты познакомились с этой игрой в раннем детстве. Советский гроссмейстер Пауль Керес и чемпион мира кубинец Х.Р. Капабланка пристрастились к шахматам в четырёхлетнем возрасте, чемпион мира Анатолий Карпов - в пятилетнем, чемпионка мира среди женщин Нона Гаприндашвили – в шестилетнем.

Я не собираюсь давать советы, как растить шахматных вундеркиндов. А как научить детей шахматной игре, привить им любовь к ней.

Обучать надо начинать с 5-6 лет. Для того чтобы ребёнок научился играть в шахматы, достаточно уделять этому 20-30 мин. в день. Помимо вовлечения детей в мир шахмат эти занятия помогут воспитать у них  внимание, наблюдательность, выдержку, умение сосредоточиваться, быстро принимать решения. Разумеется, приобщать детей к шахматам нужно без принуждения, опираясь лишь на их любознательность, которую вы должны стимулировать увлекательными пояснениями.

Начинать изучение игры никогда не поздно, лишь бы не допускать увлечения шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребёнка. Воспитание детей дошкольного возраста должно быть разносторонним, гармоничным. Родителям следует помнить, что форсировать обучение шахматной игре не следует. Делать это надо не спеша, растянув курс обучения на год.

Основной метод обучения детей шахматам- игра. Уже сам процесс познания должен быть облечён в форму увлекательной и доступной игры. Формы, методы, приёмы постоянно разнообразятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Теперь о самом процессе обучения. Мы начинаем его с пешки- и не случайно:  эта фигура для восприятия всего понятнее детям, и уже одними  пешками можно начинать игру. Познакомившись с пешкой, принимаемся за изучение других фигур.

На первых порах ни в коем случае не следует предлагать играть сразу играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, мы приучаем детей видеть поле, распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда юные игроки приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия, запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению простых задач в один ход.

На разных этапах обучения форма познания детьми шахматных правил должна меняться в зависимости от подготовленности и способности игроков.

В начале обучения, преобладающим способом сообщения новых знаний должен быть рассказ или объяснение взрослого с обязательным показом на шахматной доске. Объяснения должны быть ясными и чёткими.

По мере того как ребёнок овладевает основами игры, ему предоставляется возможность играть чаще. Наблюдая за игрой, взрослый сосредотачивает всё внимание лишь на характерные ошибки, показывая и разбирая их на шахматной доске. Можно обратиться к ребёнку с вопросом:

« А может пешка ходить и есть назад?» При этом взрослый старается добиться от ребёнка правильного ответа. Таким образом, детям предоставляются большие возможности для размышлений и совершенствования самостоятельных творческих поисков. Взрослый должен умело направлять эту деятельность, обращаясь к детям примерно с такими словами: « Лена, ты сделала хороший ход. А теперь, дети, давайте вместе подумаем, нет ли здесь ещё лучшего хода». И если дети отыскивают его, надо тщательно обсудить этот ход, объяснить, чем хорош и чем лучше Лениного. Чем больше таких находок, тем крепче дети привязываются к игре, тем больше удовольствия получают от общения с ней.

Для обучения игре лучше приобрести шахматы с размером доски 40-40 см. Фигуры здесь располагаются свободнее, просторнее, чем на доске меньшего размера. Учиться игре на таких шахматах детям легче. При игре доска всегда располагается так, чтобы на левом углу было чёрное поле, а на правом - белое. Обратите на это внимание, потому что очень часто дети ставят доску не правильно.

Интерес к шахматам у детей проявляется по - разному: одни сразу заболевают ими, других нужно к ним подтолкнуть. Оказывая ребенку, помощь в изучении игры, старайтесь тактично, неназойливо поддержать его интерес к игре. Нельзя хвалить одних детей и ругать других за их  успехи и неудачи. Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно в процессе обучения  воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, вкрапливая в уроки элементы занимательности и новизны.

Перед игрой не лишней будет беседа такого содержания: « Шахматисты играют не торопясь и ведут себя тихо, чтобы можно было обдумать хороший ход. Во время игры нельзя спорить, громко разговаривать- так вы будете мешать себе и другим.»

Родители часто задаются вопросом, а поддаваться ли ребёнку в игре.

Иногда стоит сделать вид, что вы проиграли ребёнку. Но часто делать этого не следует: дети привыкают к лёгким победам, и будут воспринимать проигрыш весьма болезненно. Лучше дать ему фору ( отдать, например, ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу), оставляя такое минимальное  количество фигур, чтобы обе стороны испытывали к игре обоюдный интерес, преодолевая одинаковые трудности. Тогда дети будут совершенствоваться в игре быстрее.

Правда, не все дети и не всегда охотно берут фору, считая, видимо, что они и так хорошо играют. Когда дети повысят свой класс игры, фора уменьшается настолько, насколько сильнее станет игра юного шахматиста.

Родителям полезно после игры разобрать с детьми их ошибки. Необходимо постепенно приучать их из нескольких ходов в игре выбирать самый лучший, наиболее выигрышный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей по обучению игры в шахматы.

Как проводить занятия? С чего начинать?...

Консультация для родителей: «Дидактические игры по обучению игре в шахматы»

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы....

Консультация для родителей "Дидактические игры при обучении игре в шахматы"

Уважаемые родители, эти несложные игры, вы можете использовать при обучении своего ребенка игре в шахматы."'Куча мала". Все шахматные фигуры лежат в куче. Вы закрываете глаза, берёте как...

Мастер-класс для родителей по обучению игре в шахматы "Шахматная грамота"

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, с историей возникновения шахмат, тем самым способствовать формированию навыков игры в шахматы....