Консультация "Лечебные гимнастики"
консультация

Наталья Петровна Михайлюта

           Одним из важнейших вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма.

          Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является  новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применяли преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_lechebnye_gimnastiki.docx86.69 КБ

Предварительный просмотр:

Лечебные гимнастики

           Одним из важнейших вопросов улучшения физического воспитания дошкольников является поиск эффективных средств и методов, помощью которых достигается гармоническое развитие детского организма.

       Лечебная физическая культура, которая в последнее время стала использоваться в детских садах, является  новой формой реабилитации детей, имеющих патологические и предпатологические состояния, так как ранее для профилактики различных заболеваний и поддержания здоровья дошкольников применяли преимущественно различные физиотерапевтические средства, а также закаливание.

           Причины, определившие внедрение  лечебной физкультуры в дошкольные учреждения, многообразны. Это и резкое  ухудшение  состояния здоровья новорожденных и, как следствие, детей дошкольного возраста; и ухудшение экологической обстановки, вызвавшее снижение иммунобиологической реакции ребенка; и более частные причины, в том числе и занятость родителей, строгий режим работы поликлиники и кабинета ЛФК, их удаленность от места проживания детей, нуждающихся в лечении.

         А  в детском саду созданы необходимые условия для своевременной профилактической работы и реабилитации (режим дня, материально-техническая база, специалисты и т.п.). При этом известно, что именно своевременность воздействия различных средств и методов лечебной физкультуры является наиболее значимым фактором ее внедрения в практику работы дошкольных учреждений.  Лечебная физкультура дает возможность получать реабилитационный эффект при различных заболеваниях и показана всем детям, имеющим постоянные или временные отклонения в состоянии здоровья. Противопоказания имеют лишь временный характер. К ним можно отнести общее недомогание, высокую температуру.

     Общие задачи лечебной физкультуры:

  1. Оказывать общеукрепляющее воздействие на организм ребенка.
  2. Осуществлять своевременную коррекцию имеющегося патологического и предпатологического состояний.
  3. Формировать и закреплять навыки правильной осанки.
  4. Повышать неспецифическую  сопротивляемость организма.

        Элементы лечебной гимнастики целесообразно использовать на физкультурных занятиях и в ежедневной утренней зарядке.

      Важнейшим аспектом работы по оздоровлению детей дошкольного возраста является работа по формированию правильной осанки.

         В толковом словаре В.Даля написано: «Под осанкой принято называть привычную, непринужденную позу человека при стоянии, сидении, ходьбе, сохраняемую без излишнего мышечного напряжения. Осанка человека не только сказывается на красоте его фигуры, но и напрямую связана с его здоровьем. При ее ухудшении нарушается функция дыхания и кровообращения, затрудняется деятельность печени и кишечника, снижаются  окислительные процессы, что ведет к понижению физической и умственной работоспособности. Дефекты осанки часто вызывают нарушение зрения (астигматизм, близорукость) и изменения в позвоночнике, ведущие к сколиозам, кифозам и остеохондрозу.

        Болезни позвоночника – одна из основных причин потери трудоспособности и ухудшения качества жизни. Очень часто предрасполагающими факторами этой патологии являются различные нарушения осанки, проявляющиеся в детском возрасте.

          Правильная ли у детей осанка? Этот вопрос, к сожалению, мы задаем себе довольно поздно. Ребенок поступает в школу, и тут обнаруживается, что у него есть функциональное нарушение осанки. О чем это говорит? Прежде всего, о неиспользованных резервах формирования осанки в условиях детского сада, слабой пропаганде соответствующих знаний среди будущих школьников и их родителей. Правильная осанка является одним  из важных показателей здоровья. Именно она создает  условия для нормального функционирования таких основных систем, как дыхательная, сердечно -  сосудистая и т.д. Осанка имеет не только эстетическое, но и социальное значение. Ведь максимальную работоспособность как в труде, так и в учебной деятельности можно достичь, лишь имея правильную ( рациональную) осанку.

         Совершенно очевидна актуальность воспитания правильной осанки у детей, своевременное выявление ее нарушений и их активное устранение.

        Формирование осанки у человека продолжается в течение всего периода роста. У детей дошкольного возраста дефекты осанки выражены обычно не резко и не являются постоянными. Правильная осанка не возникает сама по себе: как и любой двигательный навык, ее необходимо формировать с самого раннего детства. Формированию нарушений осанки способствует гипокинезия – недостаток общей двигательной активности, на фоне которой в первую очередь страдает мышечная система.

Осанка в большей мере отражает внутренний мир  человека – его настроение, самочувствие и даже характер. Известно, что когда человек здоров, бодро настроен, энергичен и решителен, он и внешне преображается – распрямляет плечи, сморит прямо, подтягивает живот.

         Дефекты осанки  могут отрицательно влиять на состояние нервной системы. При этом маленькие  дети становятся замкнутыми, раздражительными, капризными, беспокойными, чувствуют себя неловкими, стесняются принимать участие в играх сверстников.  Дети постарше жалуются на боли в позвоночнике, которые возникают у них обычно после физических или статистических нагрузок.

          С поступлением ребенка в школу его двигательный режим значительно меняется. Возрастает объем  статистической нагрузки, а это ведет к увеличению функциональных нарушений осанки детей.

        Нарушение  осанки чаще развивается  у детей осторожных, страдающих какими-либо хроническими заболеваниями. Нередко их освобождают от занятий физкультурой или переводят так называемую специальную медицинскую группу. Этим детям настоятельно рекомендуется дополнительное посещение  оздоровительных центров и занятия в группах гимнастикой, способствующей предупреждению прогрессирования замеченных дефектов осанки.

         Во многом решение задачи по правильному воспитанию осанки облегчает увлечение детей спортом. Спортивные тренировки, помимо положительного влияния на состояние мышечной системы, способствуют развитию двигательных качеств: выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Они «отрабатывают»  также и морально – волевые качества, необходимые в дальнейшем для самосовершенствования.

            Поскольку условия окружающей среды оказывают влияние на рост и формирование осанки, родители, родственники и сотрудники дошкольных учреждений должны контролировать позы детей при сидении, стоянии, ходьбе. Важное значение имеют полноценное питание, свежий воздух, подбор мебели в соответствии с длиной тела ребенка, оптимальная освещенность, привычки правильно переносить тяжелые предметы, сидеть за столом, расслаблять мышцы тела и следить за собственной походкой.

         Воспитание ощущения правильной осанки приобретается посредством многократного повторения  правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельные занятия:

  1. Упражнения, стоя у зеркала.

Ребенок перед зеркалом несколько раз меняет свою осанку и снова с помощью взрослого восстанавливает ее правильное положение, развивая и тренируя мышечно - суставное чувство.

  1. Упражнения в вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит).

Ребенок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками затылком. Делаются различные динамические упражнения: отведение в стороны рук, ног, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статистических упражнений: напряжение мышц – от 3 до 6 секунд, расслабление – от 6 до 12 секунд.

  1. Упражнение с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные мелкой галькой, опилками, песком), установленными на темени, ближе ко лбу.

К таким упражнениям относятся: ходьба с расположение рук перед грудью и разведением их в стороны, ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба по бревну; ходьба на коленях, ползание на четвереньках; приседания; лазанье по гимнастической стенке, не уронив при этом положенный на голову предмет. Эти упражнения способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

  1. Упражнения на координацию движений.

          Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты, «ласточка» на одной ноге.

          Все эти упражнения  способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статистическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке. Укрепляя мышцы спины, нельзя забывать о мышцах живота. Известно, что брюшной пресс имеет большое значение в поддержании правильной осанки. Поэтому 2-3 упражнения для «подкачки» брюшного  пресса в комплексах оздоровительной гимнастики необходимы. Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения  для исправления плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

           Особенно  полезны для профилактики нарушений осанки систематическое плавание и занятие танцами.

          Большую часть своего времени ребенок дошкольного возраста  проводи в детском саду. Вот почему важно, чтобы в детском саду был создан стойкий барьер отклонениям опорно-двигательного  аппарата у будущих школьников, а также необходимо проводить  хорошо распланированную работу по профилактике нарушения осанки. Это и ежедневная утренняя гимнастика, и подвижные игры, физкультминутки, гимнастика после дневного сна, корригирующая  гимнастика и многое другое.

          На первоначальном этапе обучения в играх и упражнениях для предотвращения и использования отклонений в формировании осанки, таких как «Встань прямо», «Потянуться», «Держи голову прямо», «Хорошая и плохая осанка», «Покажи, как я» и других, дается подробное объяснение и показ правильной стойки. После того как дети научатся отличать правильную позу от неправильной, проводятся игры, направленные на усвоение правильного положения при ходьбе.

         Для обучения детей правильной стойке можно сделать шаблоны правильной постановки стоп – специальные «отпечатки» стоп, расположенные под углом 30 градусов. Эти шаблоны помогают детям сохранить правильную стойку и дистанцию между собой при первоначальном построении.

           В пособии предложены комплексы лечебной, корригирующей и респираторной гимнастик, комплексы утренней зарядки для профилактики нарушения осанки с использованием кинезиологических и дыхательных упражнений; силовые и танцевальные разминки;  физкультминутки;  упражнения для разных групп мышц; нетрадиционные методы закаливания дошкольников.

УПРАЖНЕНИЯ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ

Эти упражнения можно выполнять на физкультминутках между занятиями и во второй половине дня.

Проверка осанки: встать у вертикальной плоскости, касаясь ее затылком, спиной (лопатками и плечами), ягодицами и пятками. Зафиксировать это положение, сделать 2-3 шага вперед и начинать гимнастику.

  1. Медленная ходьба (40-50с.)

  1. «Потягивание».

     И.п. –основная стойка.

      1-2 – отвести правую ногу назад на носок, поднять руки вверх ладонями внутрь, прогнуться и потянуться – вдох;

      3-4 – и.п. – выдох.

То же с левой ногой.

                                                                                   Выполнить 10-12 раз.

  1. Упражнение для кистей и пальцев.

И.п. – руки согнуты перед грудью, пальцы соединены в «замок».

1-4 – с силой разгибать правую кисть, с сопротивлением согнуть левую;

5-8 – с силой разгибать левую кисть, а правую согнуть.

                                              10-12 раз.

  1. «Рывковые движения руками».

И.п. – сесть на стул, руки перед грудью.

1-2 – два пружинящих рывка назад согнутыми руками;

3-4 - два пружинящих рывка прямыми руками, акцент на второй рывок.

                        10-12 раз.

  1. «Наклоны вперед».

И.п. – сесть на край стула, прямые ноги врозь, руки вверх – в стороны.

1-3 – сделать три пружинящих наклона вперед – выдох;

1-и.п.                                               10-12 раз.

  1. «Наклоны в стороны».

И.п. – сесть лицом к спинке стула, руки на поясе.

1-3 – поднимая левую руку через стороны вверх, над головой, а правую – за спину, сделать три пружинящих наклона вправо;

4 – и.п.                                  3-4 раза.

  1. «Наклоны вперед».

И.п. – сесть на стул вплотную к спинке, зацепившись носками за его передние ножки. Руки за головой, локти впереди.

1-2 – напряженно прогнуться, наклоняясь вперед, руки в стороны, ладонями вверх – вдох;

3-4 – наклоняя голову, свести локти – выдох.

        10-12 раз.

  1. «Опускание на колени».

И.п. – встать на расстоянии широкого шага от стула, пальцы рук на его спинке.

1-2 – не двигаясь, опуститься на колени;

3-4 – и.п.                                                                                5- раз.

  1. «Упражнение для стоп».

И.п. – руки в стороны, ступни параллельно.

1 – переместить оба носка влево;

2 – переместить обе пятки влево.

Затем выполнить то же вправо.                                  8 раз.

  1.  «Приседание  с опорой».

И.п. – встать спиной к столу, опираясь руками о его край.

1-3 – сгибая руки, опуская таз и сгибая колени, сделать три пружинящих движения вверх-вниз;

4 -  выпрямиться и прогнуться.                                    10-12 раз.

  1.  «Выпады».

И.п. – лицом к стулу, руки на его спинке.

1-3 – оставляя левую ногу назад, сделать три пружинящих покачивания. Вверх-вниз в выпаде на правой ноге – выдох.

4 – и.п. – вдох.

То же с другой ногой. Постепенно увеличивать амплитуду движения.

                                    12 раз.

  1.   «Вращение туловищем».

И.п. – ноги врозь, руки на поясе.

1-4 – наклониться вперед, влево, назад, вперед.

Сделать 5 кругообразных движений туловищем в одну, затем в другую сторону.

  1.   «Поднимание ног».

И.п. – сесть на край стула, опереться руками в основание спинки.

1-4 – поднять прямые ноги, держать 4 секунды.

5-8 – и.п.                                       5-6 раз.

  1.   «Потанцуем».

И.п. – руки на поясе.

1 – шаг левой ногой вперед, правую руки медленно и плавно поднимать дугой вперед – в сторону,  ладонью вверх, пальцы расслабить, посмотреть направо;

2 – правую ногу приставить к левой, левую руку медленно и  плавно поднимать дугой вперед – в сторону, ладонью вверх, пальцы расслабить, посмотреть налево;

3 – сделать мягкий полуприсед, руки опустить расслабленно дугами вниз скрестно;

4 – и.п.

То же с другой ногой.        6-8 раз.

  1.  «Наклоны по косой».

И.п. – левым боком к сиденью стула, левая нога на стуле, руки на поясе.

1-3 – пружинящие наклоны к левой  ноге, не сгибая в колене правую ногу, стараясь коснуться пальцами нижней части голени, голеностопного сустава или носка;

4- и.п.

То же с другой ногой.        10-12 раз.

  1.   «Вращение тазом»

И.п. – ноги на ширине плеч, на голове мешочек с песком (маленькая подушечка, любой другой предмет), руки в стороны.

Непрерывные движения тазом влево – назад, вправо – вперед.

То же в другую сторону.        10-12 раз.

  1.   «Перемахи ногами».

И.п. – основная стойка на расстоянии небольшого шага от спинки стула, руки на его спинке.

1-2 – перемах левой ногой через спинку стула, руки в стороны;

3-4 – и.п. ;

5-6 – перемах правой ногой через спинку стула, руки в стороны;

7-8 – и.п.            10-12 раз.

КОМПЛЕКСЫ ЛЕЧЕБНОЙ ГИМНАСТИКИ

КОМПЛЕКС 1

Ходьба  друг за другом,  ходьба на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, «гусиным» шагом, «как  мишки», «как мышки», по диагонали. Бег друг за другом, на носках, на полной ступне. Ходьба. Построение в звенья.

  1. «Глазки» (кинезиологическое упражнение).

               Быстро – быстро поморгай,

               Потом отдых глазкам дай.

Быстро моргать в течение 1-2 минут.

  1. «Поворот».

И.п. – ноги на ширине плеч.

1,3 – руки в стороны;

2 – поворот туловища вправо, соединить ладони;

4- и.п.

То же в другую сторону.                                       10 раз.

  1. «Ногу назад».

И.п. – ноги врозь.

1-2 – прогнуться, отвести ногу назад на носок;

3-4 – и.п.

То же для другой ноги.                                           10 раз.

  1. «Потяни носочек».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-2 – согнуть левую ногу, носок на себя;

3-4 – и.п.;

5-6 – согнуть правую ногу, носок на себя;

7-8 – и.п.         10 раз.

  1.  «Потянись».

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты за головой.

1-2 – руки поднять вверх, потянуться, прогнуться в грудном отделе.

3-4 – и.п.                  10 раз.

  1. «Повернись на бочок».

И.п. – лежа на спине.

1- сгруппироваться;

2-3 – поворот на бок, выпрямить руки и ноги, прогнуться;

4- и.п.

То же на другой бок.        10 раз.

  1. «Заплыв».

И.п. лежа на животе, положить руки под голову, пальцы одной руки на пальцы другой, подбородок на пальцы.

1-2 – правую прямую руку поднять вверх, одновременно поднять левую ногу;

3-4 – и.п.

То же с другой ногой и рукой.                                 10 раз.

  1. «Проверка осанки».

И.п. – лежа на спине, расслабиться и повторять слова:

         «Хватит спинушку тянуть, нужно лечь и отдохнуть.

          Ну-ка, правильно лежу? Я на это  погляжу:

          Лежат ровно пяточки, плечики, лопаточки.

          Спинка ровная, прямая, а могла бы быть кривая».

  1. «Часики» (упражнение на дыхание).

                Часики вперед идут,

                За собой нас ведут.

И.п. – ноги  слегка расставлены.

1- взмах руками  вперед – «тик» - вдох;

2 – взмах руками  назад – «так» - выдох.

Ходьба по залу. Руки  на поясе, локти отведены назад (30с-1мин).

Комплекс 2

Ходьба друг за другом, на носках, на пятках, перекатом с пятки на носок, гимнастическим шагом, на внешней стороне стопы, с поворотом по сигналу. Бег друг за другом, подскоком, боковым галопом, с поворотом в другую сторону по сигналу. Ходьба. Построение в звенья.

  1. «Позвоночник» (кинезиологическое упражнение).

                           Чтобы очень гибким стать,

                           Нужно ножки нам сгибать.

Лежа на полу, коснуться локтем (кистью руки) колена, слегка приподнимая плечи и сгибая ногу.                                10 раз.

  1. «Покрути локотками».

И.п. – основная стойка.

1 – согнуть руки перед грудью;

2-4 – делать круговые движения локтями назад;        

5-6 – и.п.;

7-10 - делать круговые движения локтями назад;        

11-12 – и.п.                                                                             6 раз.

  1. «Отдохнем».

И.п. – лежа на спине.

Спокойное диафрагмальное дыхание                            2-3 раза.

  1. «Проползи под забором».

И.п. – стоя на четвереньках.

1-2 – подбородком и грудью коснуться пола;

3-4 – и.п.        10 раз.

  1. «Поработай руками».

И.п. – стоя на четвереньках.

1- рука вперед;

2 – рука в сторону;

3 – рука за голову;

4 – и.п.

То же другой рукой.        10 раз.

  1. «Подними плечи».

И.п. – лежа на животе, подбородок на тыльной  стороне кистей рук.

1-3 – поднять плечи, голову, руки на пояс, соединить лопатки;

4- и.п.

Сильно не прогибаться.        10 раз.

  1. «Подними ножку».

И.п. – лежа на боку, одна рука над головой, другая – придерживает туловище спереди.

1-2 – поднять ногу вверх;

3-4 – присоединить другую;

5-6 – опустить ноги;

7-8 – расслабиться.

Туловище и ноги на одной линии.        6 раз.

  1. «Велосипед».

И.п. – лежа на спине, руки под головой.

Движения ногами «велосипед».          10 раз.

  1. «Насос» (упражнение на дыхание).

                Накачаем мы воды,

                Чтобы поливать цветы.

И.п. – основная стойка.

1 – наклон туловища в сторону – вдох;

2 – руки скользят по бокам, при этом произносить звук «с-с-с» - выдох.                                                                                         4 раза.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

1-я группа упражнений

  1. «Птичка».

Ребенок сидит, скрестив ноги так, чтобы пальцы коснулись плеч и превратились в «крылышки». Взрослый помогает ребенку держать прямо спину и протягивает локти назад, близко к телу. Затем ребенок  прыгает на месте.

  1. «Подсвечник».

Стоя на коленях на мягком коврике, ребенок разводит руки в стороны, затем сгибает их в локтях. Взрослый следит за тем, чтобы предплечья находились  в вертикальном положении, а локти были отведены назад. Далее упражнение выполняется с поворотами в стороны.

  1. «Кто сумеет».

Из положения «лежа на спине» ребенок при помощи взрослого садится. По мере овладения упражнением помощь взрослого проявляется только в прижимании ступней ребенка к полу. Из сидячего положения производится наклон вперед с опусканием лица на колени и дотягиванием рук до носков.

  1. «Самолет».

Ребенок сидит, скрестив ноги, руки разведены в стороны. Наклоны поочередно в обе стороны до касания пола рукой. Взрослый корригирует вертикальное положение корпуса.

2-я группа упражнений

Содержит элементы акробатики, способствует совершенствованию таких физических качеств, как гибкость, ловкость, быстрота двигательных реакций.

  1. «Казачок».

Ребенок держится за руки взрослого и сгибает колени, затем поочередно одну ногу выбрасывает вперед и ставит на пятку. Далее упражнение выполняется с подскоками. Это упражнение хорошо выполнять под музыку.

  1. Балерина».

Ребенок стоит на одной ноге, другую сгибает и отводит назад так, чтобы ее носок можно было захватить рукой, затем движения проводятся с другой ногой. Взрослый придерживает ребенка за вытянутую вперед руку для сохранения равновесия.

  1. «Щеночек служит».

Ребенок с согнутыми перед собой руками приседает, опираясь на обе ступни, затем поочередно выпрямляет ноги. Взрослый придерживает ребенка за руки.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ

ЧАСТО БОЛЕЮЩИХ ДЕТЕЙ

Комплекс 1

Ходьба по кругу на носках, на пятках, с высоким подниманием колен. Подскоки.

Ходьба «солдатским шагом» в течение 1-3 минут. Дыхание произвольное.

  1. «Часики».

И.п. – руки на поясе, ноги на ширине плеч.

1-2 – наклон туловища вправо – «тик» - вдох;

3-4 – наклон туловища влево – «так» - выдох.                      6 раз.

  1. «Пошипим».

И.п. – руки с гимнастической палкой внизу.

1-2 – поднимаясь на носки, одновременно поднять гимнастическую палку над головой и посмотреть на не – вдох;

3-4 – медленно присесть с прямой спиной, ноги в коленях разведены в стороны, одновременно, опуская палку перед собой на уровне груди, произносить звук «ш-ш-ш» - выдох.                                        6 раз.

  1. «Дровосек».

И.п. – руки над головой сцеплены «в замок», ноги на ширине плеч, глубокий вдох.

1-2 – наклон туловища вперед с одновременным опусканием рук и произнесением звука «ух» с глубоким выдохом;

  1. – и.п.                                                                                             6 раз.

      4. Звуковые упражнения (глубокий вдох, на выдохе – упражнение):

- дует ветер: «У – у – у»;

- кричит ворона: «Кар – кар – кар»;

- лает собака: «Гав – гав – гав».

По мере удлинения выдоха увеличивается количество произносимых звуков.                                                                                                  1-3 раза.

      5. Бег на месте с переходом на ходьбу.

дышать через нос – 20 секунд.

6.«Велосипед».

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вдоль туловища. Поочередное сгибание и разгибание ног в коленях и тазобедренных суставах.

      7.  «Плавание брассом».

И.п. – лежа на животе, ноги вытянуты.

1-3 – приподнять голову и совершить плавательные движения руками типа «брасс».

  1. Спокойная ходьба на месте – 30-40 секунд.

В комплекс упражнений можно включить подвижную игру продолжительностью от 1 до 3 минут.

Комплекс 2

        Спокойная ходьба по залу с переходом на ходьбу с высоким подниманием ног, согнутых в тазобедренных и коленных суставах, в течение 1 минуты. Дыхание через нос. Сохранение правильной осанки. Бег «самолетики» - руки разведены в стороны на уровне плеч. Время бега от 10-15 секунд увеличивается на каждом занятии на 8-10 секунд до  1 минуты. За 10-15 секунд до окончания темп бега постепенно замедляется. При беге произносится звук «у- у-у».

        Ходьба по гимнастической скамейке. При этом надо поддерживать ребенка за руку. В конце скамьи – спрыгивание на мягкое покрытие.

  1. Произнесение звуков и слогов с двукратным повторением (на выдохе).

Дыхание через одну ноздрю.

- дует ветер: «Фу» (тихо, сильно);

- жужжит жук: «Ж-ж-ж»;

- поет петушок: «Ку-ка-ре-ку»;

- лает собака: «Гав-гав-гав»;

- кукушка: «Ку-ку».                                             Повторить 2-4 раза.

 При выполнении упражнения ребенок указательным пальцем поочередно закрывает ноздрю. Осанка правильная.

  1. «Дерево качается».

И.п. – ноги врозь, руки внизу.

1-2 – легкий наклон назад – вдох;

3-4 – легкий наклон вперед – выдох.        6 раз.

  1. «Большие – маленькие».

И.п. – основная стойка.

«Маленькие» - присесть, руками обхватить колени, произносить звук «ах».

«Большие» - встать, руки поднять над головой, произносить звук «ох».

        6 раз.

  1. «Покосим травку».

И.п. – ноги слегка расставлены.

1-2 – имитация движения косца, на выдохе произносить слог «кух».

Упражнение выполняется в правую и левую стороны.

            6 раз.

  1. Перешагивание через палку, удерживаемую на высоте 40-50см.

                                                                                      Выполнять 2 раза.

  1. Проползание под гимнастической скамейкой.

        Выполнять 2 раза.

  1. Подтягивание на руках вдоль гимнастической скамейки, лежа на животе.

Малоподвижная игра, ходьба или танцевальные элементы.

КОМПЛЕКСЫ РЕСПИРАТОРНОЙ ГИМНАСТИКИ

Комплекс  1

Ходьба друг за другом, на  носках (руки в стороны), на пятках (руки за головой), с остановкой по сигналу. Бег друг за другом, «большой змейкой» (вдаль зала), с остановкой по сигналу. Ходьба. Построение в звенья.

  1. И.п. – сидя на стуле.

Спокойное диафрагмальное дыхание – 30 секунд.

  1. И.п. – сидя на стуле.
  1. руки согнуть в  локтевых суставах, кисти к плечам – вдох;

2-3 – круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе;

4 - и.п.            6 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.

1 – отвести правую руку в сторону с поворотом туловища 0 вдох;

2 – и.п., выдох. То же  в левую сторону.                                   8 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле.

Сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.        10 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле, ноги вместе.

1-2 – развести руки в стороны на уровне плеч – вдох;

3-4 – согнуть правую ногу и поднять ее к груди руками – выдох.

это же движение левой ногой.                                                   10 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле.

Спокойное диафрагмальное дыхание – 30 секунд.

  1.  И.п. – сидя на стуле.

Движение ног  «ходьба сидя».

1-2 – вдох;

3-5 – выдох.                       10 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.

1-2 – сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

        10 раз.

  1. И.п. – сидя, свободно откинувшись на спинку стула, руки свободно опущены.

1-2 – поднять руки в стороны – вдох;

3-4 – расслабленно руки опустить – выдох.                             6 раз.

Спокойная ходьба.

Комплекс 2

Ходьба по залу друг за другом. Ходьба на носках (руки в стороны), ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба. Построение около стульев.

  1. И.п. – сидя на стуле.

Спокойное диафрагмальное дыхание  - 20 секунд.

  1. И.п. – сидя на стуле.

1-2 – вдох – руки сгибаются в локтевых суставах, кисти к плечам;

3-7 – круговые движения в плечевых суставах на удлиненном выдохе;

8 – и.п.;

Пауза.                                                                                     4 раза.

  1. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.

1-2 – отвести правую руку в сторону с поворотом туловища – вдох;

3-4 – и.п. – выдох. То же левой рукой.                         4 раза.

  1.  И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.

1-10 - сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

                                                                                                           4 раза.

  1. И.п. сидя на стуле, ноги вместе.

1-2 – развести руки в стороны на уровне плеч – вдох;

3-4- согнуть правую ногу и потянуть ее к груди руками – выдох.

Это же движение левой ногой.                                     4 раза.

  1.  И.п. – сидя на стуле.

1-2 – вдох;

3-5 – выдох.        6 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле. Спокойное диафрагмальное дыхание.

1-2 – поднять руки в стороны – вдох;

3-4- расслабленно опустить руки – выдох.                  4 раза.

Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа и остановкой.

Комплекс 3

Ходьба  друг за другом. Ходьба на носках (руки в стороны), ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба на внешней стороне стопы. Ходьба обычная. Построение около стульев.

  1. И.п. – сидя, откинувшись на спинку стула.

Спокойное верхнегрудное дыхание – 20с.

  1. И.п. – сидя на краю стула, ноги вытянуты и расставлены шире плеч, руки на поясе.

1-2 – отвести левую (правую) руку в сторону и вверх – вдох;

3-4 – наклониться вниз, достать рукой пол у противоположного носка – выдох;

5-6 – вернуться в и.п.                                                                4 раза.

  1. И.п. – сидя на стуле, руки на поясе.

1 – отвести левую руку в сторону – вдох;

2-3 – поднять правую, выпрямленную в колене ногу вверх.

Наклонив вперед туловище, достать левой рукой ступню правой ноги – выдох;

4 – и.п. То же другой рукой и ногой.                                    4 раза.

  1. И.п. – сидя на стуле.

Движение ног «ходьба сидя».

1-2 – вдох;

3-5 – выдох.                                                                                 6 раз.

  1. И.п. – сидя на стуле. Руки на поясе.

1-10 – сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

        4 раза.

Ходьба на месте.  Дыхание на счет 2 шага.

      1-2 – вдох;

      3-5 – выдох.                                                                               4 раза.

Комплекс 4

Ходьба  друг за другом. Ходьба на носках (руки в стороны), ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба с высоким подниманием колена (руки за спиной). Ходьба обычная. Построение около стульев.

  1. И.п. – сидя на стуле,  пальцы рук обхватывают нижнебоковые

отделы грудной клетки (пальцы направлены вперед).

  Спокойное нижнегрудное дыхание – 20 секунд.

  1. И.п. - сидя на стуле, ноги вместе, согнутые в локтях руки держатся за верхнюю часть спинки стула.

1-2 – выпрямить ноги вперед и вверх (насколько возможно) – вдох;

3-4 – опустить ноги вниз на пол – выдох. Темп медленный.

                                                                                                      4 раза.

  1. И.п. – сидя на стуле. Поза «боксера».

Движение рук – «бокс», темп быстрый, движения рук энергичные, дыхание произвольное – 10 секунд.

  1. И.п. сидя на стуле.

Движения ног «ходьба сидя».

1-2 – вдох;

3-5 – выдох.                                                                                6 раз.

  1. И.п. сидя на стуле, руки на поясе.

1-10 – сгибание и разгибание стоп. Дыхание произвольное.

                                                                                                       4 раза.

  1. Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа и остановкой – 10 секунд.

  1. И.п. – стоя около стула.

Спокойное нижнегрудное дыхание – 10 секунд.

Комплекс 5

(с гимнастическими палками)

Ходьба друг за другом на носках (руки в стороны).  Ходьба на пятках (руки за головой). Ходьба с высоким подниманием колена (руки за спиной). Ходьба «гусиным шагом» - руки на коленях. Ходьба обычная. Построение с гимнастическими палками в звенья.

  1. И.п. ноги вместе, гимнастическую палку держать в опущенных руках перед собой.

1-2 – поднять палку вверх, отставить правую ногу назад на носок – вдох;

3-4 – выдох. То же другой ногой.                                          6 раз.

  1. И.п. – ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, держат гимнастическую палку над головой.

1-2 – поворот туловища влево – выдох;

3-4 – и.п. – вдох.

То же в правую сторону.                                                          6 раз.

  1. И.п. – ноги вместе, гимнастическую палку держать в опущенных руках перед собой.

1-2 – поднять палку вверх, прогнуться – вдох;

3-4 – нагнуться вперед  (ноги не сгибать), положить палку  на пол – выдох.                                                                                            6 раз.

  1. И.п. -  ноги вместе, гимнастическую палку держать в опущенных руках перед собой.

1-2 – отвести палку в правую сторону – вдох;

3-4 – и.п. -  выдох.

То же в другую сторону.                                                             6 раз.

  1. И.п. - ноги вместе, гимнастическая палка в опущенных руках  за спиной.

1-2 – наклон туловища вперед, руки с палкой поднять вверх до отказа – выдох;

3-4 – и.п. – вдох.                                                                          4 раза.

  1. И.п. - ноги вместе, руки держат гимнастическую палку сзади на плечах.

1-2 – поворот туловища вокруг вертикальной оси вправо;

3-4 – поворот туловища вокруг вертикальной оси влево.

Дыхание произвольное.                                                            4 раза.

  1. И.п. - ноги вместе, гимнастическая палка внизу в опущенных руках.

1-2 – подняться на носки, руки с палкой поднять вверх – вдох;

3-4 - полное приседание, руки отвести назад – глубокий выдох.

                                                                                                          4 раза.

  1. Ходьба на месте с постепенным замедлением темпа и остановкой.

УПРАЖНЕНИЯ НА САМОКОРРЕКЦИЮ ОСАНКИ

Данные упражнения необходимо не реже 1 раза в неделю видоизменять и пополнять.

  1. Заняв положение правильной осанки (положив предварительно мешочек с песком на голову), тренировать различные виды ходьбы (на носках,  на пятках, на наружном крае стопы),  сохраняя осанку и удерживая предмет. Темп движений ускорять.

  1. Стоя спиной к стене, поднимать руки вверх, прогибаясь, не отрывая опорные точки спины и пяток от стены. Темп медленный. Дыхание не задерживать.

  1. Приседания на полной ступне и на носках, удерживая на голове книгу.

  1. Ходьба на четвереньках с подлезанием под препятствия.

  1. Из и.п. (стоя на коленях, руки в стороны) наклоны с поворотом туловища влево, касаясь левой рукой пятки правой стопы и наоборот.

  1. Из и.п. (лежа лицом вниз на полу, руки вдоль туловища) прогнуться, соединив кисти за спиной. Удержание – 1-5 секунд.

Возвращение в и.п. – 2-10 секунд. Пауза отдыха – 1-3 секунды.

  1. Из и.п. (лежа на спине, руки вдоль туловища), поднять голову и верхнюю часть туловища, руки вперед. Ноги поднять вплоть до 45 градусов. Удержание – 1-5 секунд. Возвращение в и.п. – 2-10 сеунд. Пауза отдыха – 1-3 секунды.

  1. И.п. – основная стойка.

Ходьба на гимнастической палке приставным и обычным шагом (руки свободно, на поясе, в стороны).

  1. Удержание равновесия, стоя на сиденье стула, сначала на обеих ступнях, затем на одной.

Потом на носках (руки в стороны, на поясе, за головой).

  1.  Медленное полуприседание с прогнутой спиной (руки прижаты к туловищу).

ИГРЫ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ НАРУШЕНИЯ

 И ПОДДЕРЖАНИЯ ПРАВИЛЬНОЙ ОСАНКИ

                                     «Встань прямо»

Задача: дать детям первоначальные представления о правильной стойке.

                                       Ход игры

Инструктор объясняет и показывает, как нужно правильно и красиво держать тело, обращает внимание на положение головы, плеч, груди, живот, ног. Дети принимают правильную стойку, инструктор исправляет недостатки. Затем дети по команде расходятся по площадке и 1,5-2 мин.  бегают, прыгают.  Ходят на четвереньках и т.д. После команды «Встать прямо!» принимают правильную стойку и не двигаются с места до оценки их позы инструктором. В правильной стойке дети должны находиться не более 10-15 секунд. Повторить 6-8 раз.

                      «Найди правильный след»

Задача: научить отличать правильное положение стоп от неправильного.

 

                                Ход игры

В начале игры необходимо научить детей находить правильный шаблон постановки стоп и вставать на него точно вслед. Корректировать положение корпуса, головы, плеч, живота и т.д. 5 подходов по 5-6 раз.

  Варианты игры:

«Встань, как я» - 6 подходов.

«Приседание у стены» - 6 подходов по 3-4 раза.

                      «Держи голову прямо»

Задача:  научить детей правильно держать плечи и грудь при естественной стойке.

                              Ход игры

1-й этап.

По команде «Разойдись!» дети разбегаются по всему залу. По команде «По местам!» занимают исходное положение и на голову кладут мешочек с песком.

2-й этап.

По команде «Разойдись!» дети под музыку двигаются по всей площадке, неся на голове мешочки с песком. Через 1,5-2 минуты по команде «По местам!» вновь занимают исходное положение на треугольных дощечках (угол разворота каждой стопы 15, суммарный угол 30).

3-й этап.

Дети кладут на место мешочки с песком и по команде  расходятся по залу,  делают под музыку круговые движения и т.д. По следующему сигналу возвращаются в исходное положение. Повторить 4-5 раз с интервалом 30-50 секунд.

                        «Выпрями ноги»

Задачи: научить правильной постановке ног. Развивать мышцы ног.  Учить выполнять разнообразные прыжки и подскоки.

         Ход игры.

          Дети строятся на дорожке так, чтобы ступни ног точно совпадали с отпечатками стоп. Инструктор следит, чтобы дети выпрямляли ноги и не сгибали колени. По команде, играющие выполняют 75-80 подскоков на месте на прямых ногах. Затем берут мешочки с песком и зажимают между коленями. Выполнив 40-45 прыжков, ложатся  на гимнастическую скамейку и с зажатыми  между коленями мешочком, подтягиваясь руками, ползут вперед.

          По команде «По местам!» дети выстраиваются на дорожке с отпечатками стоп. По команде «Разойдись!» дети рассредотачиваются по всей площадке и выполняют комплекс упражнений для развития мышц ног:

- ходьба на носках, выпрямляя ноги, полуприседая;

- ходьба с высоким подниманием колен;

- ходьба с большим размахом и вытягиванием ног.

По команде «Стой!» дети останавливаются и повторяют те позы, которые показывает инструктор (после каждой позы принимают правильную стойку).

                  «Выполняй правильно»

Задачи: учить правильно держать корпус при ходьбе и беге; выполнять упражнения с гимнастическими палками.

                Ход игры

              Дети за инструктором под музыку ходят, бегают, прыгают по залу (врассыпную или в колонне по одному), стараясь, не задевать разложенные по полукольца. Через 2-3 минуты, взяв гимнастические палки и заняв место в кругу, выполняют общеразвивающие упражнения с палками. После  этого дети вновь бегают и прыгают по залу, обходя кольца. Палку держат за спиной  на лопатках. При ходьбе выполняют различные упражнения:

высоко поднимают колени, выпрямляют ноги, ходят в полуприседе.

                     «Каток»

Задачи: учить детей перекатыванию из исходного положения «лежа на животе». Продолжать упражнять в правильной стойке на шаблоне.

                                        Ход игры

1-й этап.

Инструктор предлагает детям взять мешочки с песком и встать на шаблон. Положить мешочек на голову, принять правильную осанку. Через 10-15 секунд вместе с инструктором  выполнить упражнения:

- медленно присесть и встать (повторять 4-5 раз);

- поднимать и опускать руки (повторять 4-5 раз);

- поочередно поднимать и опускать правое и левое колено (повторять по 4 раза).

2-й этап.

Дети по очереди проползают по гимнастической скамейке, ложатся на дорожку и перекатываются по ней через правое плечо. Затем проползают по другой скамейке и перекатываются через левое плечо. При выполнении перекатывания по команде «Стоп!» дети должны соединить и выпрямить ноги и лечь, не двигаясь. По команде «Каток!» - продолжать перекатывание.

3-й этап.

 Дети ходят за инструктором под музыку в разных направлениях с глубоким перекатыванием стопы с пятки на носок.

При перекатывании руки должны быть вверху, ноги не сгибать и не разводить.

                                  «Перетягивание»

Задачи: научить детей перетягивать друг друга  (парами или маленькими группами), принимая правильное исходное положение.

                               Ход игры

1-й этап.

Играющие делятся на 2 группы и рассаживаются на гимнастических скамейках. Инструктор берет палку (держит посередине), предлагает детям одной группы встать напротив нее и захватить эту палку руками. По команде «Перетяни!» ребята стараются перетянуть инструктора на свою сторону, а тот – на свою. Еще раз уточнив, как правильно тянуть палку, инструктор предлагает детям обеих групп начать игру. По результатам трех попыток инструктор определяет победившую команду. Затем дети получают маленькие  гимнастические палки и уже в парах перетягивают друг друга.

2-й этап.

Игроки обеих подгрупп по сигналу «Сопротивляйся!» начинают толкать шест в противоположную сторону. Цель команды – не пускать «противников» в свою зону. После 2-3 попыток инструктор раздает маленькие гимнастические палки. Игра продолжается в парах.

                                  «Аист»

Задачи: учить детей стоять на одной ноге на шаблоне с отпечатками стоп, сохраняя правильную осанку. Упражнять мышцы плеч, груди, живота.

                   Ход игры

По команде «Аист» - дети становятся на одну ногу и стоят 8-10 секунд. Повторить 3-4 раза.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ НАРУШЕНИЙ ОСАНКИ

Комплекс 1

Ходьба друг за другом  с сохранением правильной осанки – 20-30 шагов. Ходьба  с высоким подниманием бедра – руки на поясе – 20-25 шагов. Ходьба на носках – руки вверх в «замке» - 20-25 шагов. Дыхательное упражнение: отводя плечи назад, вдох (глубокий через нос) – на 2 шага, выдох через губы, сложенные трубочкой, - на 4 шага. Построение в круг.

  1. «Нарисуем круг локтями».

И.п. – основная стойка.

1-8 – круги назад согнутыми в локтях руками, отводя локти назад, сближать лопатки.                                                                     8 раз.

  1. «Лягушонок».

И.п.  -  ноги на ширине плеч, руки вперед перед грудью.

1-2 – руки к плечам (ладони вперед, пальцы врозь, локти прижаты к бокам);

3-4- и.п., произнести звук «ква».                                           8 раз.

  1. «Растянем резинку».

И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях перед грудью.

1-4 – разгибать руки в стороны;

5-8 – и.п., произнести звук «ш-ш-ш».                                  8 раз.

  1. «Здравствуйте – прощайте».

И.П. – лежа на спине, руки на бедрах.

1-4 – сжать кулаки, оттянуть носки до отказа, слегка разводя пятки.          

                                                                                                        8 раз

  1. «Потанцуем».

И.п. – лежа на спине, руки под затылком, ноги приподняты, локти прижаты к коврику.

1-4 – развести ноги врозь;

5-8 – и.п.                                                                                         8 раз.

  1. «Нарисуем круг локтями».

И.п. – лежа на животе, голова приподнята.

1-4 – круги назад локтями рук, приведенные к плечам;

5-8 – и.п.                                                                                         8 раз.

  1. «Часики» (упражнение на дыхание).

                 Часики вперед идут,

                 За собою нас зовут.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1 – взмах руками вперед – «тик» - вдох;

2 – взмах руками  назад – «так» - выдох.                                4 раза.

Построение. Ходьба друг за другом – 2-3 круга.

Комплекс 2

             Ходьба друг за другом  с сохранением правильной осанки – 20-30 шагов. Ходьба  с высоким подниманием бедра – руки за спиной – 20-30 шагов. Ходьба на носках – руки вверх в «замке» - 20-25 шагов. Ходьба на наружном крае стопы – руки на поясе. Произносить на каждый шаг: «Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенку поет. Шишка отскочила, прямо мишке  в лоб, мишка рассердился и ногою – топ!» (Дети останавливаются и топают ногой). Ходьба с ускорением и переходом на бег. Ходьба с последующим замедлением. Дыхательное упражнение: отводя плечи назад, сделать  глубокий вдох через нос – на 2 шага, выдох - через губы, сложенные трубочкой, - на 4 шага.

  1. «Покажи ладошки».

И.п. – основная стойка.

1-4- - поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперед;

5-8 – и.п., расслабляя мышцы руки.                                            8 раз.

  1. «Мельница».

И.п. – ноги на ширине плеч.

1-4- круги назад выпрямленными в стороны руками, кисти сжаты в кулак;

5-6  - и.п.                                                                                               8 раз.

  1. «Спрячем руки».

И.п. – ноги на ширине плеч.

1-4 – руки на затылок;

5-8 – руки за спину;

9-10 – и.п.                                                                                            8 раз.

  1. «Волна».

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-4 – согнуть ноги и подтянуть колени к животу;

5-6 – выпрямить ноги;

7-11 – пауза, затем опустить ноги;

12 -  и.п.                                                                                                 8 раз.

  1. «Рыбка».

И.п. – лежа на животе, руки впереди.

1-6 – поднять голову и отвести плечи назад, приподнять руки и ноги; пауза – 6 секунд;

7-14 – опустить руки и ноги; пауза расслабления – 6-8 секунд. Поясницу не прогибать.                                                                                       4 раза.

  1. «Лягушонок».

И.п. – лежа на животе, руки под подбородком.

1-4 – руки к плечам, ладонями вперед, развести ноги и поднять голову;

5-8 – медленно вернуться в и.п.                                                    4 раза.

  1. «Петух» (дыхательное упражнение).

                Крыльями взмахнул петух,

                всех нас разбудил он вдруг.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1-  поднять руки в стороны – вдох;

2-5 – хлопать руками по бедрам, произнести звук «ку-ка-ре-ку» - выдох;

6- и.п.                                                                                                    4 раза.

Ходьба друг за другом – 2-3 круга.

КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЙ

КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

Комплекс 1

Ходьба друг за другом. По сигналу остановиться на одной ноге, затем опять ходить с выполнением разнообразных движений руками.

  1. И.п. – основная стойка.

1 – руки в стороны, подняться на носки, повернуть голову направо;

2 – и.п.;

3 - руки в стороны, подняться на носки, повернуть голову налево;

4-  и.п.

  1. И.п. – основная стойка.
  1. руки в стороны, движения прямой ногой вперед;
  2. в сторону;
  3. назад;
  4. и.п.                                                            В каждую сторону по 4 раза.
  1. И.п. - основная стойка.

1-2 – руки в стороны, согнуть правую ногу;

3-4 – и.п.;

5-6 – руки в стороны, согнуть левую ногу;

7-8 – и.п.                                                                                           3 раза.

  1. И.п. – руки на поясе.

Многократное поднимание на носках.                                   10 раз.

  1. И.п. – упор присев.

1-2 – встать, выпрямиться, согнуть правую ногу, руки в стороны;

3-4 – и.п.

То же левой ногой.                                                                     По 3 раза.

  1. Дыхательное упражнение «Надуем шар».                              2 раза.

Комплекс 2

Ходьба друг за другом. По сигналу остановиться на одной ноге, затем опять продолжать ходьбу с выполнением разнообразных движений руками.

  1. И.п. – основная стойка.

1 – руки на поясе, подняться на носки, повернуть голову направо;

2 – и.п.;

3 - руки на поясе, подняться на носки, повернуть голову налево;

4 - и.п.                                                                                              4 раза.

  1.  И.п. – основная стойка.

1 – руки к плечам, движения прямой ногой вперед;

2 – в сторону;

3 - назад;

4 - и.п.                                                                                         По 4 раза.

  1.  И.п. – основная стойка.

             1– согнуть правую (левую) ногу;

             2-3 –вперед – вверх - в стороны;

       4 - и.п.                                                                                              3 раза.

 4  И.п. – руки в стороны.

Многократное поднимание на носки.                                     10 раз.

       5.И.п. – упор присев.

             1-2 – встать, выпрямиться, согнуть правую ногу, поднять руки вверх;

             3-4 – и.п.

          То же левой ногой.                                                                        По 3 раза.

       6. Дыхательное упражнение «Пароход».                                    2 раза.

Комплекс 3

Ходьба друг за другом. По сигналу остановиться на одной ноге, затем опять продолжать ходьбу с выполнением разнообразных движений руками.

  1. И.п. – основная стойка.

1 – руки в стороны, подняться на носки, повернуть голову направо;

2 – и.п.;

3 - руки в стороны, подняться на носки, повернуть голову налево;

4 - и.п.                                                                                              4 раза.

  1.  И.п. – основная стойка.

1 – руки за голову, движения прямой ногой вперед;

2 – в сторону;

3 - назад;

4 - и.п.                                                                                         По 3 раза.

  1.  И.п. – руки вперед.

Многократное поднимание на носки.                                     10 раз.

  1. И.п. – упор присев.

            1-3 – удерживать под углом согнутую правую ногу;

4-и.п.                                                                                      По 3 раза.

  1. И.п. сидя на полу.

Захватывать пальцами ног мелкие предметы.                     10 раз.

  1. Дыхательное упражнение «Дровосек».

КОМПЛЕКС 4

Ходьба друг за другом. По сигналу остановиться на одной ноге, затем опять продолжать ходьбу с выполнением разнообразных движений руками.

  1. И.п. – основная стойка.

1 – руки вверх, подняться на носки, повернуть голову направо;

2 – и.п.;

3 - руки вверх, подняться на носки, повернуть голову налево;

4 - и.п.                                                                                              4 раза.

  1.  И.п. – основная стойка.

1 – руки вверх, движения прямой ногой вперед;

2 – в сторону;

3 - назад;

4 - и.п.                                                                                         По 3 раза.

  1.  И.п. – руки вперед.

Многократное поднимание на носки.                                     10 раз.

  1. И.п. – основная стойка.
  1. согнуть правую (левую) ногу;

2-3- делать движения руками в стороны – вверх;

            4-и.п.                                                                                                3 раза.

  1. И.п. – упор присев.
  1. – встать, выпрямиться, согнуть правую (левую) ногу, руки вперед;

            4  и.п.                                                                                               4 раза.

  1. Дыхательное упражнение «Подыши одной ноздрей».

                                                                                                           4 раза.

        

ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

КОРРИГИРУЮЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

Корригирующая гимнастика может включать 5-6 игровых упражнений, каждое из которых повторяется по 3-4 раза (после выполнения комплекса).

«Кто дольше».

Сохранение равновесия при стойке, когда носок сзади стоящей ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги.

«Петушиный бой».

Двое детей становятся лицом друг к другу и принимают исходное положение: ноги на одной линии, одна нога впереди на один шаг. Играющие, ударяя друг друга ладонями по ладоням, ведут борьбу за сохранение равновесия.

«Удержись».

Подняться на носки с закрытыми  глазами и выполнить несколько разных движений руками.

 «С кочки на кочку».

Перепрыгивание с одного обруча («окошка») в другой.

«Повернись».

Из и.п. «ноги вместе» выполнять прыжки с поворотом направо, налево (на пол-оборота) и вокруг себя. Задача: удержаться после приземления в и.п.

«Ласточка».

Стойка на одной ноге, другую отвести назад, корпус наклонить вперед, руки в стороны.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗНЫХ ГРУПП МЫШЦ

«Великан».

Цель: укрепление мышц ног и спины, развитие умения сохранять равновесие.

Ходьба с поднятыми вверх руками.

С усложнением: ходьба с поднятыми вверх руками по гимнастической скамейке – 2 минуты.

«Пройдем на коленях».

Цель: укрепление мышц ног и спины, развитие умения сохранять равновесие.

Ходьба на коленях по разным поверхностям (пол, мягкий мат) – 30 секунд – 1 минута.

«Плечи».

Цель: укрепление мышц рук и плечевого пояса, работа которых связана с движениями грудной клетки и легких.

И.п. – основная стойка.

1-2 – отведение плеч назад, руки на затылке;

3-4 – и.п.        10 раз.

«Нарисуем круг».

Цель: укрепление мышц рук и плечевого пояса.

И.п. – ноги на ширине плеч, руки согнуты в локтях.

1-4 -  круговые движения согнутых в локтях рук вперед;

5-8 – назад.         10 раз.

«Объятия».

Цель: укрепление мышц рук и плечевого пояса, создание положительного эмоционального настроя, развитие выразительности движений.

И.п. – основная стойка.

1-2 – широко развести руки в стороны;

3-4 – обхватить себя руками за плечи и сжать;

5-6 – и.п.        10 раз.

«Кошка ловит мышей».

Цель: укрепление мышц спины, шеи, руки ног.

И.п. – встать на четвереньки.

1-8 – передвигаться вперед, плотно прижимаясь к полу;

9-10 – и.п.                  4 раза.

«Самолет».

Цель: укрепление мышц спины, плечевого пояса.

И.п. ноги вместе, руки в стороны на высоту плеч.

1-2 – наклон рук влево;

3-4 – наклон рук вправо.        8 раз.

«Сбор фруктов».

Цель: укрепление мышц спины, икроножных мышц и свода стопы.

И.п. – основная стойка.

1-6 – потягивание вверх на носочках с поднятыми вверх руками;

7-8 – и.п.         10 раз.

«Большой и маленький животик».

Цель: укрепление мышц живота.

И.п. – сидя на пятках, руки на коленях.

1-4 – выпятить живот;

5-8 – втянуть живот;

9-12– и.п.        6 раз.

«Рыба».

Цель: укрепление мышц спины, живота и ног.

И.п. – лежа на животе, руки вытянуты вперед.

1-6 –перекатывание от головы к ногам;

7-8 – и.п.        6 раз.

«Ножницы».

Цель: укрепление мышц спины, живота и ног.

1-й вариант.

И.п. – лежа на спине.

1-6 – имитация ногами движения ножниц – вправо – влево;

7-8 – и.п.        6 раз.

2-й вариант.

И.п. – лежа на спине.

1-6 – имитация ногами движения ножниц – вверх – вниз;

7-8 – и.п.        6 раз.

«Перекатывание бревен».

Цель: укрепление мышц спины и бедер.

И.п. – лежа на спине, руки вытянуты вверх.

1-6 –перекатывание со спины на живот и обратно с вытянутыми вперед руками;

7-8 – и.п.        6 раз.

 

«Коснись колена носом».

Цель: укрепление мышц  живота и спины.

И.п. – лежа на спине.

1-подтянуть к себе правое колено;

2-5 – поднять верхнюю часть туловища и постараться коснуться носом колена;

6-7 – опустить колено;

8 – и.п.             6 раз.

То же с левым коленом.

«Воздушный велосипед».

Цель: укрепление мышц  живота и ног.

И.п. – лежа на спине, руки под головой.

1-6 –делать ногами вращательные движения в воздухе;

7-8 – и.п.          6 раз.

 «Воздушная лестница».

Цель: укрепление мышц  живота и ног.

И.п. – лежа на спине, руки вдоль туловища.

1-6 –ходьба прямыми ногами по воображаемой лестнице;

7-8 – и.п.        6 раз.

«Накачаем велосипед».

Цель: укрепление мышц  ног.

И.п. – ноги слегка расставлены.

1-2 – приседания разводя колени;

3-4 – и.п.        10 раз.

«Лягушки»

Цель: укрепление мышц  ног и спины.

И.п. – встать на четвереньки.

1-4 –прыжки на четвереньках по полу;

5-8 – и.п.        8 раз.

«Больной воробей».

Цель: укрепление мышц  ног.

И.п. – основная стойка.

1-4 – прыжки на одной ноге;

5-8 – ходьба.

То же другой ногой.        10 раз.

«Потягивание».

Цель: укрепление свода стопы, мышц  пальцев ног, икроножных мышц, развитие координации и дыхания.

И.п. – основная стойка.

1-2 –потягивание на носках (на вдохе);

3-6 – переступание на пятках (на выдохе).                                   4 раза.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ СВОДА СТОПЫ

  1. Ходьба на носках в среднем темпе в течение 1-3 минут.

  1. Ходьба на наружных краях стоп в среднем темпе в течение 2-5 минут.

  1. Ходьба по наклонной плоскости на носках – медленно.

        повторить 5-10 раз.

  1. Ходьба на палке (так же, как упражнение 3).

                                                                                         повторить 5-10 раз.

  1. Катание мяча поочередно одной и другой ногой.

                                                                                         повторить 2-5 раз.

  1. Катание обруча поочередно пальцами ног в течение 2-4 минут.

  1. Приседание на гимнастической палке поперечным сводом стопы – медленно, с опорой на стул.                                   повторить 3-8 раз.

  1. Сгибание и разгибание стоп в положении «сидя на стуле» - в среднем темпе.                                                                            повторить 10-30 раз.

  1. Захват, поднимание и перекладывание палочек, кубиков и небольших бумажных, тканевых салфеток пальцами ног в течение 1-3 минут.

Проводить упражнение поочередно одной и другой ногой.

  1.  «Вращение палки».

        Цель: укрепление свода стопы и пальцев ног, воздействие на важнейшие  

        биологически активные точки стопы, развитие ловкости.

        И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади,    

                гимнастическая палка лежит на полу у ног.

        1-4 – вращение палки ступнями ног;

        6-8 – вращение палки пальцами ног;

        9-12 – и.п.                  6 раз.

  1.  «Катание мячика  ступнями и пальцами ног».

   Цель: укрепление свода стопы и пальцев ног, воздействие на  

   важнейшие  биологически активные точки стопы, развитие ловкости.

   И.п. – сидя на полу, ноги согнуты в коленях, руки в упоре сзади,  мячик  

          лежит  у ног.

         1-4 – катание мячика ступнями ног;

         5-8 – катание мячика  пальцами ног;

         9-12 – и.п.                  6 раз.

  1.  «Упражнение для пальцев ног».

   Цель: укрепление мышц пальцев ног и свода стопы, развитие  

               двигательного воображения и ловкости.

        Проделать следующие упражнения:

а).  Скатывание платка;

б).  Схватывание и удержание платка (или игрушки);

в).  Раскладывание предметов на плоскости в установленном порядке;

г).  Складывание предметов в игрушечные ведра, кольца, обручи и т.д., и попытки вынуть их оттуда;

д).  Рисование карандашом.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ПАЛЬЦЕВ РУК

Данные упражнения целесообразно включать в комплексы утренних гимнастик или использовать в физкультминутках и в перерывах между занятиями.

  1. Сжимание и разжимание пальцев.                                         20 раз.

           Варианты: держать руки ладонями вверх, вниз, сжимать поочередно  

            правую и левую руку, одновременно обе руки.

  1. Вращение кистью правой руки в разные стороны (вправо, влево).

Повторить то же левой рукой. Вращать одновременно обе кисти рук вовнутрь и наружу.                                                                     10 раз.

  1. Выгибание и прогибание кистей рук.

Упражнение выполнять одновременно обеими кистями рук или поочередно правой и левой рукой.                                       15 раз.

  1. Чередование выгибания и прогибания кистей рук.          15 раз.
  2. «Пальчики здороваются».

Подушечки пальцев правой (левой) руки соприкасаются с большим пальцем той же руки.                                                                 10 раз.

  1. Сгибание и разгибание пальцев.    

Согнуть по очереди все пальцы правой руки, затем разогнуть их. То же с левой рукой, затем двумя руками одновременно.         15 раз.

  1. «Ножницы».

Развести пальцы правой руки в стороны. То же с левой рукой. затем двумя руками одновременно.                                                    15 раз.

  1. «Замок».

Соединить ладони вместе, пальцы переплетены.

Проделать следующие упражнения:

а). с силой сдавить ладони;

б). наклонять «замок» вправо, влево;

в). вывернуть «замок» наружу (не расцепляя пальцев).

                                                                                                          по 10-20 раз.

  1. «Солнечные лучики».

Руки в «замке» поднять вверх, ладони крепко прижаты друг к другу. С силой сжимать и разжимать пальцы.                                          10 раз.

  1.   «Игра на фортепиано».
  2.   «Фонарики»

 Вращение кистями рук (вверху, внизу, впереди, на уровне груди).

        10 раз.

  1.   Свободное постукивание кистями рук по столу сначала одной, потом  другой рукой, затем обеими руками одновременно.               10 раз.
  2.   Разведение пальцев рук врозь и сведение их вместе.             10 раз.
  3.  «Бегуны».

Указательным и средним пальцами правой руки «бегать» по столу вперед и назад. То же левой рукой, двумя руками одновременно.

        15 раз.

  1.  «Ручки отдыхают».

Потряхивать расслабленными кистями рук. При этом держать  руки вверху, затем развести в стороны, согнув в локтях и опустив кистями вниз.                                                                                                        15 раз.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ

НАПРЯЖЕНИЯ И УСТАЛОСТИ

  1. И.п. – стоя.

Напряженные вытянутые руки упираются в воображаемое стекло. Пальцы расставлены, давят на «препятствие» с усилием, до ощущения мелкой дрожи от перенапряжения. Далее – резкое расслабление.

  1. И.п. – сидя на стуле.

Ноги на носках, пальцы с силой вдавливаются в пол (или: подъем пяток с усилием, не отрывая носков от пола). Далее – резкое расслабление.

ФИЗКУЛЬМИНУТКИ

         «Поиграем пальчиками».

                  Пианино перед нами,

                  Поиграйте вместе с нами.

Сидя на стуле, поднять руки вверх и опустить их на стол, сгибая и  разгибая пальцы.                                                        

                                                                                                  6 раз.

 «Разомни спинку».

                    Очень низко наклонюсь,

                    Выпрямлюсь и улыбнусь.

Стоя у стола, наклониться вперед, коснуться кончиками пальцев рук носков ног. Выпрямиться, заложив руки за спину.

             6 раз.

      «Потягушечки».

                     К солнышку мы потянулись,

                     И друг другу улыбнулись.

Стоя у стола, поднять руки вверх, одновременно отставив левую (правую) ногу назад на носок и хорошо потянуться. Опустить руки, ноги поставить вместе.

            6 раз.

     «Повороты».

                    Посмотри-ка ты вкруг,

                    Рядом ли стоит твой друг?

Стоя у стола, руки на поясе. Делать  повороты вправо, влево, выпрямляя правую (левую) руку в сторону поворота.

           6 раз.

   «Приседания»

                           Свои ножки разомнем.

                           Приседаем и встаем.

     Приседания держась за край стола.                                          6 раз.

    «Мячики».

                                Мы теперь не девочки,

                                мы теперь на мальчики.

                                Превратились на минутку

                                Мы в цветные мячики.

Прыжки на месте у стола в чередовании с ходьбой.

                                                                                                      2 раза по 6 прыжков.

   «Котята»

                         Мы – не шумные ребята,

                         Мы – пушистые котята.

Сидя за столом, свободно положить руки на стол. Поднять предплечья, кисти рук поднять кверху, пальцы развести, отвести плечи назад, выпрямить туловище. Вернуться в и.п.                                                                4 раза.

«Пружинка».

                          До стола мы дотянулись

                          и все дружно улыбнулись.

Встать у стола, ноги врозь, руки поднять вверх, пальцы развести. Наклониться вперед, коснуться локтями стола. Вернуться в и.п.                    4 раза.

«Ловля комара».

                         Хлопнем раз и хлопнем два!

                         Мы поймали комара!

Стоя за столом, руки опустить вниз, повернуть туловище влево, сделать хлопок над головой и перейти в исходное  положение. Повторить в правую сторону.                                                                                                   4 раза.

«Потягушечки».

                        На носочки встаем,

                        Потолок достаем.

Попытка представить сопротивление потолка пальцами. Подъем на носки с потягиваем, руки развести в стороны, затем поднять вверх над головой, взгляд направлен на кончике пальцев.

«Посчитаем».

                         До пяти мы все считаем,

                         с силой гири поднимаем.

Наклон вперед, с усилием поднимать воображаемую гирю, поднятыми руками как бы фиксировать ее на 2-3 секунды и с силой опускать вниз.

                        Сколько раз ударю в бубен,

                        Столько раз дрова разрубим.

Подъем рук, сложенных «топориком»,  резкий взмах и имитация рубки дров – слева, от колен, справа, между ног.

                        Сколько клеток до черты –

                        Столько раз подпрыгни ты.

Легкие прыжки на месте на носочках.

                        Сколько точек будет в круге,

                        Столько раз поднимем руки.

Подъем вытянутых перед грудью рук вверх.

                        Сколько елочек зеленых,

                        Столько выполним поклонов.

Наклоняясь, коснуться руками пальцев ног.

                         Приседаем столько раз,

                         Сколько бабочек у нас.

Приседая, руки на поясе, спина прямая.

                          Наклонились столько раз,

                          Сколько уточек у нас.

Наклоны в стороны, руки на поясе.

                         Сколько покажу кружков –

                         Столько выполни прыжков.

Прыжки с поворотом вправо, затем влево.

«Веселая считалочка».

                  Мы считали, мы решали

                  Сколько, где и почему,

                  И немного подустали,

                  Но не поддаемся сну.

Далее дети под текстовое сопровождение выполняют упражнения.

            Африканский бегемот

            переходит речку вброд.

            Сколько слышится шагов?

            Показать ты мне готов?

Дети делают нужное количество шагов, тяжело переступая с ноги на ногу всей стопой.

            Ну, а это зайка,

            Скачет по лужайке.

            Исключительно для нас

            Он подпрыгнет  8 раз.

8 легких прыжков на носочках.

            Мы теперь канатоходцы!

            Сколько сможем простоять?

            Раз, два, три, четыре, пять?

            Ну, а если силы взвесить –

            Можно дольше продержаться.

            6, 7, 8, 9, 10 – это без пяти 15!

            Отдохнуло наше тело,

            Что же, примемся за дело!

                    «У меня спина прямая»

 У меня спина прямая,

Я наклонов не боюсь

(наклоны вперед),

Выпрямляюсь, прогибаюсь,

Поворачиваюсь

(действия в соответствии с текстом).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два

(повороты туловища).

Я хожу с осанкой гордой,

Прямо голову держу

(ходьба на месте).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два

(повороты туловища).

Я могу присесть и встать,

Снова сесть и снова встать

(действия в соответствии с текстом).

Наклонюсь туда-сюда!

Ох, прямешенька спина

(наклоны туловища).

Раз, два, три, четыре,

Три, четыре, раз, два

(повороты туловища).

СИЛОВЫЕ  РАЗМИНКИ

Для мышц грудной клетки

  1. Отжимание от пола с опорой на ладони.

И.п. – лечь на живот, вытянув пальцы ног, руки положить под плечи.

1-3 – оторвать от пола живот и бедра так, чтобы только грудь касалась пола. Подниматься, не опуская спину, пока руки не выпрямится;

  1. – и.п.

  1. «Кошка»

И.п. встать на четвереньки, опираясь на прямые руки и колени.

  1. – держа спину ровно, коснуться подбородком пола;

4– и.п.

  1. Отжимание от предмета.

И.п. – встать перед стулом, отодвинув ноги на 70-90 см, слегка раздвинув их, кисти рук положить на опору на ширине плеч.

1-3 – медленно опуститься, держа спину прямо, коснуться подбородком опоры;

4 – и.п.

  1. Разводка через стороны.

И.п. – лежа на спине, ноги согнуты в коленях. В руках по мешочку или кегле. Руки вытянуты вверх над головой.

1-3 – руки развести в стороны до пола медленно;

4 – и.п.

  1. Взмахи через голову.

И.п. – то же

1-3 – руки опустить прямыми за голову как можно дальше;

4 – и.п.

ДЛЯ МЫШЦ СПИНЫ

  1. «Лодочка»

И.п. – лежа на животе, руки взяты в «замок» впереди. Ноги вместе.

  1. – прогнуться  в спине, ноги и руки вверх;

      4 – и.п.

  1. «Змея».

И.п. – лежа на животе, руки под плечами.

  1. – поднять голову; туловище, руки поднять к голове ладонями от себя, произнося звук «ш-ш-ш;

      4 – и.п.

  1. «Замок».

И.п. – лежа на животе.

            1-3– выпрямить руки, запрокинув голову назад, ноги согнуть к голове;

  1. -и.п.

  1. «Колесо».

И.п. – лежа на спине, руки прямые за головой.

1-3–  руки вытянуть через голову вперед, сесть на ягодицы, опираясь на руки;

      4 – и.п.

ДЛЯ МЫШЦ РУК

  1. «Подтягивание».

Подтягивание на перекладине или шведской стенке        (подбородок касается перекладины).

  1. «Подтягивание лежа».

лежа на полу, на животе перед шведской стенкой, держась руками за нижнюю перекладину, подтянуться к ней, коснуться головой.

  1. «Вращение руками».

Вращение ладоней, взятых в «замок».

  1. «Подтягивание на палке».

И.п. – лечь на пол, поставить перед собой палку так, чтобы она почти касалась лица.

1-4 – перебирая пальцами, подтянуться на палке вверх, поднимая туловище и голову;

5-8 – опуститься вниз.

ДЛЯ МЫШЦ ПЛЕЧА

       1.«Бокс».

           И.п. – ноги чуть расставлены, руки согнуты

       1-6 – легкий наклон вперед, поочередно выпрямлять руки с силой,  

       резко.

      2.«Плечевая качалка».

            И.п. – ноги чуть расставлены, руки согнуты перед грудью.

            Поднимать  по очереди локти вверх – вниз.

  1. «Стол».

И.п. – сидя на полу, руки в упоре сзади, ноги согнуты в коленях.

Поднять ягодицы вверх, выпрямить спину, живот – вверх.

  1. «Заведи мотор».

И.п. – стоя, руки у плеч.

Вращение согнутыми руками вперед – назад.

  1. «Подъем коленей».

И.п. – лежа на спине, руки под поясницей.

1-3 – поднять согнутые колени, подержать;

4 – опустить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бодрость ,грацию и пластику- дарит нам гимнастика.Сюжетный урок ритмической гимнастики с элементами художественной гимнастики

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений.повышаетэмоциональный фонзаняий.способствует развитию мышления, воображ...

Картотеки для 2 младшей группы на учебный год: прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательная гимнастика, физминутки

Картотеки для использования во 2 младшей группе на весь учебный год(карточки прогулок, утренняя гимнастика, гимнастика после сна, подвижные игры, дыхательная гимнастика, физминутки)...

«Пальчиковая гимнастика и игры, Дыхательная- гимнастика, Гимнастика для глаз»

laquo;Пальчиковая гимнастика и игры,Дыхательная- гимнастика,Гимнастика для глаз»...

Комплекс картотек пальчиковой гимнастики, артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики для детей младшего дошкольного возраста (4 – 5 лет)

В комплекс входят картотеки: пальчиковая гимнастика, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика. для проведения здоровьясберегательных технологий....

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики

Комплекс утренней гимнастики, гимнастики после сна, дыхательной гимнастики...

Картотека по здоровье сберегающим технологиям: комплекс утренней гимнастики, дыхательная гимнастика, пальчиковая гимнастика и картотека по сюжетно-ролевым играм для детей.

Закаливающие мероприятия   Одним из основных направлений оздоровления детей является использование комплекса закаливающих мероприятий.   Закаливание - это активный процесс, предста...