Статья «Проблема оценки эффективности реализации педагогической поддержки детей с ОВЗ» 2018 г.
статья по теме

Коваленко Ольга Леонидовна

Статья  «Проблема оценки эффективности реализации педагогической поддержки детей с ОВЗ» в материалах II Международной научно-практической конференции «Вопросы современной науки: проблемы, тенденции и перспективы»

Задача оценки эффективности оказания педагогической поддержки требует анализа выполнения задач, поставленных для выполнения цели, а также определения эффектов, которые происходят при  осуществлении данных задач.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_sharapova_problema_otsenki.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 376.1

ПРОБЛЕМА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

 ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Е. А. Шарапова, директор 

О. Л. Коваленко, методист

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования    

«Дом творчества «Вектор»

Л.Г.Качан, канд. пед. наук, доцент,

доцент кафедры дошкольного и начального образования

 Муниципальное автономное  образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышение квалификации»

г. Новокузнецк

Инновационный проект «Организация педагогической поддержки детей с ОВЗ средствами здравотворческой образовательной деятельности», реализуемый МБУ ДО «Дом творчества «Вектор» с 2016 года, носит комплексный характер, влияет на все направления деятельности организации, в нем задействованы все участники образовательной деятельности: учащиеся, педагоги, родители, социальные партнеры.

Задача оценки эффективности оказания педагогической поддержки требует анализа выполнения задач, поставленных для выполнения цели, а также определения эффектов, которые происходят при  осуществлении данных задач.

В настоящее время учреждение находится на втором этапе инновационной деятельности – внедренческом. Несмотря на то, что педагогический коллектив Дома творчества «Вектор» находится в начале данного этапа, следует отметить существенные  результаты.

Опыт инновационной деятельности дома творчества был неоднократно представлен в системе образования города Новокузнецка и Орджоникидзевского района в рамках проведения социально значимых мероприятий.  Значимыми результатами для коллектива являются презентация инновационной деятельности в сборниках всероссийского и международного уровней, высокая оценка инновационной деятельности учреждения в региональной и Всероссийской выставках, а также высокие показатели рейтингования ДОиН КО.

Решая задачу создания нормативно-правовых и организационных условий для осуществления педагогической поддержки детей, был принят ряд локальных актов, была разработана стартовая документация инновационного проекта, разработан комплекс дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, заключены договоры с социальными партнерами, в том числе с МАОУ ДПО ИПК, об оказании научно-методической поддержки при реализации МИП.

Большая работа проведена коллективом учреждения по решению задачи разработки и внедрения комплексной программы, направленной на формирование у субъектов образовательной деятельности инклюзивной и здоровьесберегающей культуры.

В ответ на запрос родителей открыт и функционирует центр педагогической поддержки «Белый цветок» для детей с  ОВЗ от 5 до 18 лет, в котором в 2018 году занимаются более 100 детей.

Сегодня в доме творчества реализуется 12 дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ для детей с  ОВЗ. За этот период проведено более 30 общеорганизационных воспитательных мероприятий: 5 благотворительных фестивалей, 8 акций добра и милосердия, праздники, совместные мероприятия с другими учащимися объединений дома творчества «Вектор». Создан волонтерский отряд учащихся, который оказывает помощь в проведении мероприятий для учащихся с ОВЗ, организует поздравление «особых» детей на дому, проводит различные акции поддержки детей с ОВЗ.

Решая проблему «включенности» детей с ОВЗ в социум, в общение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми, был организован первый муниципальный конкурс для детей с ОВЗ «Мой взгляд на мир», результатом которого стал альманах литературного творчества, более 60 особых детей попробовали себя в качестве авторов. Используя методику контент-анализа детских работ, был проведен качественно-количественный анализ содержания, текстов который дал нам представление о детских переживаниях, интересах.

С этой целью педагогической поддержки родителям детей с ОВЗ в 2017 году был организован клуб для родителей детей с ОВЗ «Мамина школа», деятельность которого нами осуществлялась совместно со специалистами Духовной образовательной организации «Кузбасская православная духовная семинария». Встречи, творческие мастерские, мастер-классы, совместные развлекательные и познавательные мероприятия, тренинги, как отмечают родители, привели к позитивными изменениями. 100 % родителей отмечают, что им интересны вопросы, которые поднимаются на встречах. 65 % родителей отмечает снижение психологической уязвлённости детей. Для педагогической поддержки родителей особых детей и формирования у них инклюзивной культуры в 2018 году была разработана программа «Новые горизонты».

Решение проблем организации педагогической поддержки возможно только при условии социального партнерства.  Партнерами являются органы управления образованием, организация дополнительного профессионального образования, образовательные организации района и города, 3 организации культуры, 3 организации социальной помощи населению, медицинское учреждение и духовная образовательная организация.

К 2018 году число социальных партнеров увеличилось: в их число вошла управляющая компания «Веста», принимающая участие в финансировании массовых мероприятий, при их содействии проведено 9 совместных мероприятий, которыми охвачено более 500 человек и оказана спонсорская помощь на сумму 25 000 руб. Квинтессенцией социального партнерства стала разработка и реализация федерального грантового проекта на сумму 1 377 491 рубль для строительства доступной детской площадки «Город-сказка, город - мечта».

Инновационные процессы вызвали изменения в сопутствующих видах деятельности. При этом мы выделили следующие виды эффектов от реализации инноваций: технологические, экономические, социальные, ресурсные.

Основным экономическим эффектом является привлечение средств спонсоров и грантодателей на реализацию МИП. Добровольное участие частных лиц и местных жителей происходит в различных формах: участие в проектировании, помощь в проведении мероприятий, предоставление инструментов и оборудования, материальные пожертвования.

Основными технологическими эффектами является расширение спектра программ для детей с ОВЗ; внедрение здоровьесберегающих технологий; внедрение средств здравотворческой образовательной деятельности.

Основными социальными эффектами являются вовлеченность в инновационный процесс различных категорий: учащихся, педагогов, родителей, социальных партнеров, активизация профессиональной активности педагогических работников; повышение здоровьесберегающей культуры всех субъектов МИП.

Основные ресурсные эффекты затрагивают образ жизни и качество жизни детей и подростков с ОВЗ; возрастает творческая активность учащихся; повышается социальная эффективность творческой и культурно-образовательной деятельности учреждения.

Наличие положительных изменений в учреждении,  возросшая мотивация коллектива к повышению результативности своего труда, позитивные изменения, происходящие в детях с ОВЗ, а также в их родителях, позволяют считать инновационную деятельность по реализации МИП «Организация педагогической  поддержки детей средствами здравотворческой образовательной деятельности» эффективной.

Список источников:

  1. Диагностика успешности учителя : сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителям школ / сост. Т. В. Морозова ; редкол.: В. М. Лизинский и др.  2-е изд., испр. и доп. Москва : Педагогический центр, 2003. – 160 с. ISBN 5-901030-06-0.
  2. Паршина, Е. С. Концепция социально-педагогического сопровождения в современном образовательном пространстве // Молодой ученый. – 2010. – №4. – С. 366-368. – URL https://moluch.ru/archive/15/1352/ (дата обращения: 13.11.2018).
  3. Качан, Л. Г. Социальное взаимодействие семьи и учреждения дополнительного образования в условиях инновационного пространства [Текст] / Л. Г. Качан, Т. А. Шерер, Т. В. Витовская, Н. А. Голенкова, О. Л. Коваленко // Социальное взаимодействие в различных сферах жизнедеятельности : материалы II Международной научно-практической конференции / отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева, С. В. Кривых. – Санкт-Петербург : Экспресс, 2012. – С. 204-210. - ISBN 978-5-9592-0197-5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость социально-педагогической поддержки детей раннего возраста по адаптации к ДОУ

Раскрыты сущность адаптации ребенка раннего возраста как медико-психолого-педагогической проблемы, выявлены факторы,существенно затрудняющие процесс адаптации ребенка раннего возраста к условиям детск...

Психолого-педагогическая поддержка детей применительно к новым условиям образования в области "Музыка".

В статье раскрываются принципы психолого-педагогической поддержки детей дошкольного возраста. Описывается модель музыкально-образовательного процесса с их учетом....

Оценка эффективности стиля педагогического общения педагога с детьми

Прочитайте утверждения и соотнесите их с собствен­ным опытом работы, оцените. Ито­говое число свидетельствует об уровне эффективности Вашего педагогического общения....

ПОЛОЖЕНИЕ о критериях оценки эффективности деятельности педагогических работников

ПОЛОЖЕНИЕО критериях оценки эффективности деятельности педагогических работников в ГБДОУ детском саду № 81комбиниронинного вида Центрального района Санкт-Петербурга...

Презентация "Формирование системы оценки эффективности деятельности педагогических работников в образовательной организации"

Презентация обобщает опыт работы по оцениванию эффективности труда педагогов в ДОУ, раскрывает основные направления в работе в соответствии с требованиями ФГОС ДО, профессионального стандарта воспитат...

Статья: "Проблема воспитания доброжелательного отношения к окружающим у детей старшего дошкольного возраста в педагогической теории и практики."

В статье говорится о том, что существует проблема воспитания доброжелательных отношений   у детей старшего дошкольного возраста в процессе их взаимодействия с взрослыми и сверстниками, а так...

Карта оценки эффективности деятельности педагогического работника, инструктора по физическому развитию МБДОУ «Детский сад 21» Петровой Марины Анатольевны за 2021-2022уч.г.

Критерий оценки эффективности деятельности  педагогического работника образовательной организацииПоказатели...