Работа с родителями
консультация (средняя группа) по теме

Лащ Наталья Иосифовна

Предварительный просмотр:

Пора в школу! Что надо знать будущему первокласснику?

 Первый год учебы имеет огромное значение в жизни ребенка. Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап. От него зависит, как будет учиться ребенок в дальнейшем. Не так важно, чтобы ребенок умел читать, писать, считать, важнее формировать качественные мыслительные способности. И главное, сформировать в нем психологическую готовность к обучению. Здесь приведен примерный список того, что должен знать и уметь ребенок к концу дошкольного периода.

Я и общество

Дети должны знать:

- название нашей страны и её столицы;

- флаг, герб России;

- название родного города, села, свой адрес.

Дети должны иметь представление:

- о всенародных праздниках;

- о труде людей в городе и сельской местности.

Дети должны уметь рассказывать о своей семье.

Предметный мир

Дети должны уметь:

- сравнивать, группировать, классифицировать предметы;

- называть материалы, из которых они изготовлены;

- понимать значение обобщающих слов.

Математические знания

Дети должны знать:

- состав чисел первого десятка (из отдельных единиц);

- состав чисел из двух меньших.

Количество и счет

Дети должны уметь:

- сравнивать по длине, высоте, ширине;

- ориентироваться на листе бумаги;

- различать форму предметов;

- составлять из нескольких треугольников, четырехугольников фигуры большего размера;

- измерять длину предметов с помощью условной мерки;

- сравнивать до 10 предметов, различных по величине;

- делить круг, квадрат на 2 и 4 равные части.

Время

Дети должны уметь:

- различать и называть части суток и их последовательность;

- понимать значение понятий "вчера", "сегодня", "завтра";

- знать дни недели, их последовательность;

- уметь называть месяцы года.

Неживая природа

Дети должны:

- иметь представление о сезонных изменениях в природе;

- определять состояние погоды: солнечно, пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег.

Животный мир

Дети должны иметь представление:

- о домашних и диких животных;

- о перелетных и зимующих птицах;

- о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир

Дети должны иметь представление:

- об условиях необходимых для роста растений;

- о лесных ягодах и грибах;

- об овощах и фруктах;

- о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

Крупная моторика

Дети должны уметь:

- прямо и твердо ходить, бегать, прыгать;

- точно ловить и кидать мяч;

- на протяжении некоторого времени носить не очень легкие вещи, большие предметы;

- застегивать пуговицы, завязывать шнурки.

Мелкая моторика

Дети должны уметь:

- проводить прямые, не дрожащие линии;

- "видеть" строку и писать в ней;

- видеть клеточки и точно вести по ним рисунок.


«ДЕТСКАЯ ЗАСТЕНЧИВОСТЬ»

  Быть застенчивым – значит бояться людей, особенно тех от кого исходит,  по мнению детей, эмоциональная угроза. К 5 -6 годам у ребенка уже складывается определенный стиль поведения, он осознает, какое положение занимает в коллективе. Понимание ребенком своей застенчивости еще больше сковывает его, неуверенность и заниженная самооценка могут помешать обучению.  

 Существует несколько причин  детской застенчивости.

  • Тип нервной системы или темперамент. Застенчивость чаще присуща меланхоличным детям.
  • Гиперопека со стороны родителей, которые стремятся огородить ребенка от всех превратностей жизни. Дети, лишенные контактов в раннем детстве, в дальнейшем просто не знают, как вести себя со сверстниками.
  • Излишняя строгость и требовательность родителей. Ребенок, растущий в атмосфер запретов, приказов, одергиваний, не знающий, что такое похвала и ласка, также может стать застенчивым.

Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Необходимо выработать определенный стиль поведения с застенчивыми детьми

- никогда не говорите при ребенке, что он стеснительный, не представляйте его другим людям как стеснительного,

- если ребенок прячется за вас и не хочет знакомиться с новым человеком, не пытайтесь говорить за него и не добивайтесь, что бы он говорил сам. Просто продолжайте разговор, когда малыш будет готов. Он к вам присоединится.

- чаше хвалите ребенка, особенно в присутствии взрослых,

- в некоторых обстоятельствах скованность и осторожность являются естественной реакцией человека. В незнакомой ситуации или в новой компании дайте ребенку некоторое время для адаптации, не принуждайте его сразу включаться в игру или знакомиться с другими детьми.

- чаще гуляйте с ребенком на детской площадке, стимулируйте его общение со сверстниками, ходите с ним в гости и т. д.

- купите игры или спортивный инвентарь, требующие активного участия партнеров (бадминтон, шашки и т. д.),

- показывайте ребенку пример установления первых контактов с незнакомыми людьми,

- У застенчивого ребенка должно быть несколько алгоритмов поведения. Нужно проиграть вдвоем с ним эти поведенческие штампы, одни лишь слова не помогут.          

«ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ» Ребенок грызет ногти.

  Любое событие, приводящее ребенка в возбужденное состояние, может стать причиной возникновения вредной привычки. Как отучить ребенка грызть ногти.

- Ни в коем случае нельзя бить ребенка по рукам.

- Определите первоначальную причину стресса и попытайтесь ее устранить.

- Если ребенок забылся и снова грызет ногти – не ругайте его. Спокойным и ласковым голосом сделайте замечание, положите руку на ладонь, похлопайте по плечу.

Ребенок кусается.

Чаще всего ребенок кусается, когда он чем-то расстроен и не знает как противостоять ситуации.

- Не кусайте ребенка в ответ и не мажьте ему рот горчицей.

- Во время игры с другими детьми внимательно наблюдайте за ним. Каждый раз, когда он готов укусить другого малыша, закройте ему рот рукой и скажите «Людей кусать нехорошо. Скажи, что ты хочешь»

- Если ребенок хочет укусить вас, постарайтесь переключить внимание или отвлечь его другим действием.

- Проиграйте ситуацию борьбы за игрушку. Спросите «Как надо попросить игрушку»

Привычка долго смотреть телевизор.

Проблема состоит в том, как научить ребенка умеренности в их использовании. Попробуйте начать с небольших ограничений, заменяя из более активными интересами.

- Давайте детям возможность ограниченного выбора смотреть одну какую-то передачу или смотреть телевизор не более 2 часов в день.

- Обязательно выключайте телевизор время приема пищи. Это время гораздо лучше использовать для общения с детьми.

- Вовлекайте детей в активную деятельность. Чаще выходите из дома, посещайте спортивные секции, бассейн, театр и т. д. Составьте расписание ребенка таким образом, чтобы на просмотр телепередач и видеоигры оставалось не более 2 часов.                                                                               -Если вы излишне смотрите телевизор сами, сложно ожидать от детей обратного.



Предварительный просмотр:

ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ.

  Возрастные кризисы – это условное наименование переходных моментов от одного возрастного этапа к другому. Кризисы возраста сопровождают человека на протяжении всей жизни. И психическое развитие ребенка осуществляется посредством смены стабильных и критических возрастов: в рамках стабильного возраста вызревают психические новообразования, которые актуализируются в возрасте критическом. В дошкольном детстве выделяют несколько возрастных кризисов, о которых мы и поговорим.

    Кризис первого года, или кризис прямохождения, определяет переход от младенчества к раннему детству. Этот возрастной кризис называют также кризисом становления ходьбы, речи и воли. У ребенка в этом возрасте возникают первые акты протеста и противопоставления себя другим. Реакции иногда выявляются с очень большой силой и остротой, особенно при неправильном воспитании: часто ребенок,  которому в чем-нибудь отказано или которого не поняли, начинает громко кричать или ложиться и бьет ногами об пол. Начинается такой период обычно к концу первого года, а заканчивается в начале второго года жизни, и в это время ребенок учится слушать и договариваться. На этом этапе важна любовь и поддержка, позиция, когда родители добры, но вместе с тем и тверды в вопросах договора.

  «Кризис 3-х лет» - это кризис социальный. До 3 лет ребенок ощущает себя с мамой единым целым. На пороге трехлетия ребенок вдруг начинает понимать, что мама – это один человек, а он сам – совершенно другой. Перестраивается социальная позиция ребенка по отношению к окружающим, к авторитету матери  и отца. Он начинает стремиться к самостоятельности. В этом возрасте все чаще можно услышать от детей «я сам», «пусти». Можно выделить так называемое «семизвездие кризиса»:

  • Негативизм. Негативизмом  называют такие проявления ребенка, как нежелание что-то сделать только потому, что это предложил взрослый. Детский негативизм следует отличать от обычного непослушания, так как в последнем случае ребенок отказывается  выполнять требования потому, что он не хочет сделать что-либо или хочет в это время заниматься чем-то другим. Мотив непослушания – нежелание выполнять предложенное взрослым. Мотив негативизма – отрицательное отношение к требованиям взрослых независимо от их содержания.
  •  Упрямство. Ребенок настаивает на чем–либо  не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Упрямство следует отличать от настойчивости, когда ребенок стремиться что-то сделать или получить какую-то вещь, потому что ему это интересно. Мотивом упрямства в отличие от настойчивости является потребность в самоутверждении: ребенок поступает таким образом потому, что « он так сказал». При этом само действие или предмет могут не иметь для него привлекательности.
  • Строптивость. В отличие от негативизма, строптивость направлена не против взрослого, а против норм поведения, установленных для ребенка. Ребенок отвечает недовольством на все, что ему предлагают и что с ним делают.
  • Своеволие. Проявляется в стремлении ребенка к самостоятельности, стремлении все делать самому.
  • Протест-бунт. Когда все поведение ребенка приобретает форму протеста, он как бы находится в состоянии войны с окружающими. Постоянно происходят детские ссоры с родителями по любому, порой совершенно незначительному поводу.
  • Обесценивание. Может проявляться по отношению к взрослым и по отношению к любимым прежде вещам.
  • Деспотизм. В семье с единственным ребенком может наблюдаться этот симптом, когда он стремиться проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни. Если в семье несколько детей, этот симптом проявляется в форме ревности к другим детям. Ревность и деспотизм имеют одну и ту же психологическую основу – детский эгоцентризм, стремление занять главное место в жизни семьи.

Если вы хотите, чтобы у вашего ребенка сформировались такие положительные новообразования данного возраста, как инициативность, любознательность, уверенность в своих силах, самостоятельность, то воспользуйтесь следующими советами:

- поощряйте любые попытки освоить трудовую деятельность (мыть посуду, подметать и т. д.);

- позволяйте доводить начатое дело до конца, чего бы вам это не стоило;

- оценивайте не ребенка, а его поступки ( не «ты – неряха», а «ты сделал неаккуратно» );

- хвалите не только за результат, но и за попытку сделать что-либо.

  А главное, родителям следует предоставить ребенку ту самостоятельность, к которой он стремиться.

  Кризис 6 – 7 лет – соединительное звено дошкольного и школьного возраста. В начале седьмого года жизни дети резко меняют домашнее поведение: в ответ на привычные требования и указания родителей начинают спорить, хитрить, проявляют упрямство. Характерен этот возраст и потерей непосредственности, его эмоции, поступки становятся все более осмысленными, а не рефлекторными. Одним из проявлений этого кризиса является эмоциональная неустойчивость. Ребенок стремиться привлечь к себе внимание, пусть иногда и не очень адекватными способами. А взрослый не всегда выбирает правильную тактику поведения и начинает ругать ребенка за его «кривляния» и «истерики», не вполне понимая с чем они связаны. А теперь несколько рекомендации, как строить стиль поведения в данном случае:

- избегайте крайностей: нельзя позволять ребенку делать все что ему заблагорассудиться, но и нельзя все запрещать, четко решите для себя, что можно и что нельзя, и согласуйте это со всеми членами семьи;

- своим поведением показывайте ребенку пример: сдерживайте свои эмоции, ведь он подражает вам в своем поведении;

- уделяйте ребенку достаточно внимания, пусть он никогда не чувствует себя забытым, но в то же время объясните ребенку, что бывают моменты, когда у вас бывают другие заботы, надо это понять и принять.

  Подводя итог, можно сделать вывод: с возрастными кризисами ребенка не следует бороться. Их необходимо культурно организовывать. В этой ситуации взрослые должны понимать, что возрастные кризисы закономерны и необходимы для развития ребенка, и от родителей требуется понимание и терпение. Нужно помнить, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные средства воспитания. При этом следует укреплять уверенность ребенка в своих силах, поощрять его инициативу. Помните, что именно понимание происходящих с ребенком перемен может значительно смягчить протекание кризиса.



Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

НУЖНЫ ЛИ НАКАЗАНИЯ? ПРИЧИНЫ НЕПОСЛУШАНИЯ И МЕРЫ ИХ  ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Наказание – палка о двух концах. Оно больно бьёт и по родителям, и по детям. Надо ли наказывать малыша? Что делать, если малыш не слушается? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим причины непослушания.

  Зарубежный психолог Р. Дрейкурс  выделил 4 цели неправильного поведения или непослушания:

- получение большего или дополнительного внимания: ребенок полагает, что «если я добьюсь внимания, меня будут ценить», ребенок успокаивается и верит, что он значим, когда он в центре внимания; чувство взрослого, которое сигнализирует о наличии этой проблемы у ребенка – раздражение;

- дети, желающие чем-то выделится и разочаровавшиеся, могут обратиться к следующей цели: добиться власти («все обязаны делать, то что я хочу»), дети могут пользоваться не только силой (агрессия, упрямство, капризы), но и слабостью (болезни, страх), чувство взрослого – злость;

- если разочаровавшийся ребенок приходит к выводу, что с помощью власти он все равно не может найти положение среди людей, то он выбирает 3-ю цель – стремление отомстить, ребенку кажется, что ему нанесли вред другие люди или обстоятельства, единственный способ добиться ощущения своей значимости – отомстить за себя; ребенок может ломать вещи, вредить людям; чувство взрослого – его обидели, задели, некоторое желание мстить;

- неадекватность – полный уход от самостоятельного решения проблемы, если все предыдущие цели оказались безуспешными. Убеждение ребенка – оставьте меня в покое. Чувство взрослого – бессилие.

   Процесс воспитания не может обойтись без наказания. Наказывая ребенка, вы учите отвечать его за последствия своих поступков.

 К сожалению, родители не всегда себя сдерживают, чтобы не поднять руку на ребенка. Многие задают шлепки и подзатыльники не задумываясь, по привычке. Родители, которые часто используют физические наказания, добиваются только видимости послушания со стороны детей.

  Очень часто наказание вызывает у детей не раскаяние и желание исправится, а совсем другие чувства:

- возмущение и обиду: «Это несправедливо. Я не заслужил такого обращения»;

- месть: «Они выиграли сейчас, но я с ними расквитаюсь»;

- протест: «Я сделаю им назло, пусть они поймут, что я имею право поступать по-своему»;

- изворотливость, трусость: «В следующий раз я постараюсь не попасться»;

- снижение самооценки «Я плохой».

Наказания могут не понадобиться, если соблюдать следующие правила:

  • Действуйте согласно законам развития ребенка. Например, позволяйте ему много двигаться, не тормозите его любознательность.
  • Попробуйте отвлечь, переключить внимание капризули.
  • Позволяйте попробовать на собственном опыте, «что такое хорошо и что такое плохо» (пусть потрогает весьма теплый чайник и узнает, что об него можно обжечься).
  • Свод запретов не должен превышать 7 пунктов. Все они обоснованы и не отменяемы (нельзя играть у дороги, нельзя сидеть на подоконнике у открытого окна и т. д.).
  • Растолковывайте правила доступным языком,  не надо читать длинные нотации. Говорите просто и ясно («Отпусти кошку, ей больно»).
  • Делайте акцент на том, что хорошо, а не на том, что плохо. Не надо говорить: «Не лезь в лужу», а скажите: «Молодец, обошел лужу и ноги сухие».
  • Создайте необходимую среду для роста и развития (организуйте творческий уголок, место, где можно вволю покувыркаться).
  • Не навязывайтесь и помогайте тогда, когда ребенок об этом просит.
  • Соблюдайте разумную альтернативу («Нельзя шуметь в помещении, но можно покричать на улице, в лесу»).
  • Нельзя говорить одно, а делать другое. Например, вы запрещаете говорить «плохие» слова, а сами их употребляете.
  • Нельзя откладывать наказание. Не стоит говорить: «Вчера ты меня не слушался, поэтому сегодня кататься не будешь».
  • Нельзя проявлять непостоянство: то запрещать что-то, то разрешать это делать. Этим вы сбиваете  малыша с толку, и он перестанет понимать, что можно, а что нельзя.
  • Нельзя запугивать тем, что вы никогда не выполните («Никогда больше не куплю тебе игрушку»).

Если ваш малыш провинился, можно наказывать лишением привилегий (не разрешить смотреть мультфильм вечером). Только об этом ему надо сообщить сразу же, а потом обязательно осуществить обещание. Главное обязательно осуществляйте последовательность: то, что запрещено – запрещено навсегда, и наказание за это последует в любом случае.

Ни в коем случае не наказывайте малыша трудом, может сформироваться отрицательное к нему отношение.

Физические методы тоже никогда не принесут того результата, который вы ожидаете. Когда ребенку больно, ему не до мыслей о том, что же он сделал не так.

Никогда не запугивайте ребенка: «Я не буду тебя любить», «Уходи, ты плохой». Для любого ребенка это самые страшные слова. Маленький человек ни при каких ситуациях не должен сомневаться в вашей любви


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по повышению правовой компетентности родителей Методическое пособие для воспитателей и специалистов ДОУ по работе с родителями

Предлагаемое методическое пособие подготовлено с целью оказания  помощи педагогам дошкольных образовательных учреждений в работе с родителями по формированию у них правовой и педагогической...

Совместная работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников. Работа с родителями

Важным аспектом в системе экологического образования в детском саду является работа с родителями как постепенный и непрерывный процесс....

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников «Совместная эколого – оздоровительная работа с детьми и родителями»

Материал содержит методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с родителями воспитанников. Раскрывает цель, задачи и основные принципы работы с родителями по экологическому воспитанию детей д...

Работа с родителями. Статья: « Проектная деятельность в работе с родителями»

      Работу с родителями веду параллельно, с самого начала выявления ипривития детям интереса к музыке. По мере возможности изучаю условияжизни ребёнка; выявляю индивидуальные с...

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме: «Работа с родителями»

Работа с родителями. Методические рекомендации по теме:«Работа с родителями»...

Справка-анализ по теме: «Работа с родителями: анализ плана работы с родителями, индивидуальных стендов для родителей, организация групповых мероприятий с родителями».

В перспективном плане работы с родителями педагоги отражают совместную работу с семьями воспитанников. В плане воспитатели отмечают формы организации общения с указанием тематики (родительское собрани...