Мастер-класс "Играя, развиваем речь детей"
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему

Давыдова Людмила Александровна

Материал полезен воспитателям  и родителям в развитии речи детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_s_roditelyami.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад «Дюймовочка» с.Ивантеевка

Конспект мастер-класса с родителями

Тема: «Играя, развиваем речь детей»

Возрастная группа: Подготовительная к школе

                                                                                                              Подготовила:

воспитатель

Давыдова Л.А.

2017 г.

Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста

Задачи:

- Познакомить родителей с разными видами игр и игровых заданий для развития речи детей;

- Способствовать получению практических навыков по их применению в домашних условиях.

Оборудование для проведения мероприятия: мяч; муляжи фруктов, овощей; клубок ниток.

Участники: родители, воспитатель.

Форма проведения: мастер-класс.

Ход мероприятия.

Воспитатель: Добрый день, уважаемые родители! Прежде, чем перейти к теме нашей встречи, я предлагаю познакомиться. Передавайте по кругу мяч, называйте своё имя, расскажите , с какими ожиданиями вы пришли.

Я рада, что мы собрались все вместе. Тема нашего мероприятия. «Играя,  развиваем речь детей».

Самое основное и необходимое в развитии речи – учить говорить ребёнка правильно! Эта не только тренировка правильного звукопроизношения, но и расширение словарного запаса детей, обучение их грамотному употреблению слов и предложений, обучение рассказыванию.

Не стоит ждать, пока ребёнок научится делать это самостоятельно, запоминая фразы, которыми вы общаетесь в семье, уделите несколько минут в день речевому развитию своего малыша. Только вот проблема в том, что многие дети не очень хотят заниматься. Куда лучше посмотреть мультики по телевизору, поиграть в компьютер или бездумно носиться с игрушечным пистолетом по квартире.

Для того, чтобы позаниматься с дошкольником вовсе необязательно:

-усаживать его за стол и создавать атмосферу урока.

-вам не понадобятся сложные пособия и методики. Чтобы занятия с детьми были не в тягость, а в радость предлагаю вам соединить развитие речи и игру. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся. И ребёнку интересно, и вы не потратите лишних нервов. 

Джанни  Родари  утверждал, что «именно в игре ребенок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образцов ничто не сковывает ребенка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот, что необходимо ребенку».

Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте. Не жалейте на занятия времени, оно потом во много раз окупится!

Итак, давайте посмотрим вокруг себя и начнём! Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные дела, поступки, настроение, игрушки и даже мультфильмы.

На кухне

-Вы посмотрели перед собой и увидели, например, …яблоко. Прекрасно, считайте, что у вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование

1.«Подбери словечко». Яблоко какое? - сладкое, сочное, круглое, большое, блестящее, спелое, душистое, жёлтое, тяжёлое, вымытое, и т. д.

Можно усложнить задание, перейти в др. игру  2. «Цепочка слов» (Проводится со всеми родителями)

Цель: обогащение словаря прилагательных.

Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Например, исходное слово «яблоко». Вы задаёте вопрос:

-Яблоко бывает какое?

-Круглое, спелое, Желтое…..

-Что бывает желтым? И т.д

 Выигрывает тот, кто называет последнее слово. Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи, друзей вашего ребёнка, их родителей. Тот, кто придумал следующее слово – откусывает кусочек яблока.

А пока оно ещё цело, его можно срисовать и заштриховать цветным карандашом. Это полезно для пальчиков. Готовая картинка пусть украсит стену в детской комнате.

-Следующая игра будет называться  3.«Вспомни сказку» ( 2 команды родителей) В каких сказках упоминаются яблоки? – «Гуси-лебеди», «Белоснежка и семь гномов», «Молодильные яблочки», "Мешок яблок" Сутеева, «Крошечка-Хаврошечка»,  «Сказка о мертвой царевне..»  и др. А если ребёнок вспомнил и пересказал сказку, то тут уж за правильный ответ можно заслужить и целое яблоко.

-Дети очень любят играть в игру  4.«Узнай по описанию»  ( работают 2 родителя)   Для этого можно использовать и оставшиеся фрукты. Например: овальный, твёрдый, полезный, жёлтый, кислый, … Что это? - Лимон. А если взрослый намеренно, с большим трудом будет отгадывать загадки ребёнка, то от этой игры для малыша будет не только польза, но и огромное удовольствие.

5.«Диалог» ( обыгрывают 2 родителя)

Цели: развивать общие речевые навыки(речевое дыхание, четкость дикции, интонационную выразительность речи)

Самуил Яковлевич Маршак. «Жадина».

 

Гриша, Гриша, дай мне нож.
Ты обратно не вернешь.
 
Дай-ка, Гриша, карандаш.
Ты обратно не отдашь.
 
Гриша, Гриша, дай резинку.
Ты откусишь половинку.
 
Гриша, Гриша, дай чернил.
Ты бы сбегал и купил.

На прогулке, в поездке.

Выходя на прогулку, необходимо обратить внимание на деревья, траву, птиц; спросить, знает ли он, например, чем отличается береза от дуба; рассказать ему новое.

6.Дразнилка»  (2 команды родителей)

Цель: развитие словаря, грамматического строя речи.

Ход игры:

  Вокруг вы видите различные предметы. Не произнося настоящих названий предметов, даёте  им шуточные имена-дразнилки

Примерный словарный материал:

Смотрелки, плакалки,моргалки, подмигивалки и др---глаза

Каталка, возилка, скакалка, ржалка, цоколка---лошадка.

Забивалка, ударялка, стучалка. молоток.

7.«Скажи наоборот»  (в  кругу с мячом)

Цель: расширение словаря антонимов.

Сейчас мы превратимся с тобой в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я бросаю тебя мяч и называю слово, а ты говоришь наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

ДРУГ … ВРАГ

ДЕНЬ … НОЧЬ

РАДОСТЬ … ГРУСТЬ (ПЕЧАЛЬ)

ЖАРА … ХОЛОД

ЗЛО … ДОБРО

ПРАВДА … ЛОЖЬ

ХОРОШО … ПЛОХО

ТЯЖЕЛО … ЛЕГКО

ВЫСОКО … НИЗКО

МОЖНО … НЕЛЬЗЯ

ТРУДНО … ЛЕГКО

БЫСТРО … МЕДЛЕННО

ГОВОРИТЬ … МОЛЧАТЬ

ПОКУПАТЬ … ПРОДАВАТЬ

ПОДНИМАТЬ … ОПУСКАТЬ

БРОСАТЬ … ПОДНИМАТЬ

ПРЯТАТЬ … ИСКАТЬ

ЗАЖИГАТЬ … ТУШИТЬ

Заключение. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Где можно прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки? (можно на прогулке, по дороге в детский сад, в транспорте, дома: на кухне, во время уборки  и т.д.)

Воспитатель: В заключении я хочу вам предложить игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, я передам вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня.

Я благодарю вас за то, что вы пришли на эту встречу. Надеюсь, что вы узнали много интересного, а самое главное, что  у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному развитию речи. Рассчитываем на вашу дальнейшую помощь, поддержку и взаимопонимание. Уверены, что наше сотрудничество будет успешным.

В конце мероприятия воспитатель вручает всем присутствующим родителям буклеты  по теме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Пальчиковые игры. Развиваем речь детей"

Развивать подвижность и силу пальцев рук, точность их движений. Закреплять умение согласовывать движения рук с текстом.( через пальчиковую гимнастику, пальчиковые игры.)...

Развивая мелкую моторику пальцев рук - развиваем речь детей

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным, всесторонне развитым, с хорошей правильной речью. Развивая мелкую моторику пальцев рук - развив...

«Играя, развиваем речь детей. Звуки речи».

Цель: Знакомство с понятиями «речевой и неречевой звук». Дифференциация речевых и неречевых звуков.Задачи:1. Образовательные:- познакомить с понятиями «речевой и неречевой звук...

Семинар-практикум по развитию речи:"Развиваем речь детей и взрослых"

Семинар- практику в детском саду одна из форм работы в дошкольном учреждении. Цель: повышение компетентности педагогов в понимании значения и методики проведения таких форм методической работы как кон...

Консультация для родителей «Речь и веселый мяч» (играя, развиваем речь детей)

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...