Статья " Психологическая поддержка детей в период военных действий"
статья на тему

Богачук  Елена  Валериевна

Часто мы ошибочно думаем, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые "второй и третий круги пострадавших". Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те, кто жил или работал в обстреливаемых городах, те, кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем. Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс.

Почти все население Донбасса можно условно отнести к "первому кругу" пострадавших.

Существует вероятность того, что признаки стресса (от легкого беспокойства до панического страха) могут проявиться у любого ребенка, проживающего на Донбассе. Будьте внимательны к своим детям.

Как грамотно подойти к этому вопросу? Как успокоить ребенка? Как поддержать его в сложной ситуации?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx27.33 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая поддержка детей  в период военных действий

      В такое сложное и напряженное время особое внимание нужно уделять детям. Дети, в отличие от взрослых, не обладают достаточной эмоциональной зрелостью и жизненным опытом, чтобы справиться со всеми нахлынувшими на них эмоциями. Дети, как правило, очень впечатлительны, легковозбудимы и плохо понимают, что происходит, если им не объясняют ситуацию доступным языком.

Часто мы ошибочно думаем, что вести беседы с детьми на тему войны следует только в случае, если семья проживает непосредственно в зоне обстрела. Но существуют и так называемые "второй и третий круги пострадавших". Во второй круг входят родственники, друзья и знакомые пострадавших, те, кто жил или работал в обстреливаемых городах, те, кто принимает у себя дома семьи беженцев и т.п. В третий круг входят все те, кто слушает новости, кто слышит или узнает от других людей о происходящем. Таким образом, чем ближе знакомство с ситуацией, географически или эмоционально, тем выше риск испытать стресс.

Почти все население Донбасса можно условно отнести к "первому кругу" пострадавших.

Существует вероятность того, что признаки стресса (от легкого беспокойства до панического страха) могут проявиться у любого ребенка, проживающего на Донбассе. Будьте внимательны к своим детям.

Как грамотно подойти к этому вопросу? Как успокоить ребенка? Как поддержать его в сложной ситуации?

В любом  возрасте, особенно дошкольном,  дети еще не в состояние осознать ситуацию, многие из них еще не научились говорить или выражать свои мысли. Это не значит, что малыши ничего не понимают, т.к. любая информация передается и воспринимается и на не вербальном уровне: дети безусловно чувствуют и ощущают происходящее. Дошкольники способны улавливать ваше настроение и эмоции, "читая" ваше лицо, слыша интонацию и наблюдая изменения в вашем поведении. Около 10-20% детей обладают повышенным темпераментом, такие дети особенно чувствительны к настроению родителей, а также остро реагируют на любое изменение в своей привычной среде: изменение в распорядке дня, переход в другую кроватку, в защитное помещение, я уже не говорю о психологическом дискомфорте и испуге при внезапном гуле сирены или грохоте при разрыве ракет.

Для того, чтобы им помочь наилучшим образом, необходимо соблюдать определенные правила:

1. Первым делом помогите… себе. Если вы обеспокоены, не боритесь и не ругайте себя. В психологии существует такая аксиома: “Ненормальное поведение в ненормальной ситуации нормально". Поэтому дав легитимацию своим чувствам и выразив их с самим с собой, с близким человеком, или же у психолога, предстаньте перед ребенком собранным и спокойным. Ребенок воспринимает мир через вас: если хотите помочь ему сохранить душевное равновесие, будьте внимательны к своему состоянию.

2. Не пренебрегайте помощью. Как было сказано, родитель должен стараться подходить к ребенку в спокойном состоянии, поэтому если есть в окружении ребенка более одного взрослого, меняйтесь: если один устал, озабочен или решил почитать для пополнения эмоциональных ресурсов – замените, главное не забывать о взаимопомощи.

3. Старайтесь максимально соблюдать привычный распорядок дня, не внося без необходимости лишних изменений. Привычная рутина обладает сильнейшим антистрессовым эффектом.

4. Уделяйте детям по больше внимания: шутите, играйте, читайте книжки, занимайтесь совместным творчеством, используйте возможность находиться рядом, давая тем самым то самое присутствие и внимание, которое так необходимо для нормального развития ребенка.

               Как помочь ребенку после      травматического события 

В детстве многие из нас переживают самые различные травматические события. На ребенка воздействуют и события, в которых он не принимал непосредственного участия. Так  например, просмотр телевизионного репортажа с места террористического акта также может оказывать на него тяжелое, гнетущее впечатление и вызывать посттравматические симптомы. Дети могут чувствовать собственную незащищенность и беспомощность в мире, который им не совсем понятен. Последствия подобного воздействия включают страх, ночные кошмары, регрессивное поведение (например, ребенок, который давно ходит в туалет, может мочиться в постель) или частые проявления агрессии.

Реакция ребенка на травматическое событие зависит от целого ряда факторов: возраст, характер, степень тяжести и близости к ребенку травматического события, а также уровень поддержки, получаемой от членов семьи и друзей. Именно поддержка, исходящая от родителей во время и после травмы, является основным фактором ее успешного преодоления. Большинство детей приходит в себя после травматического события без профессиональной помощи психологов, лишь благодаря поддержке близких. Поэтому очень важно, чтобы вы внимательно следили за проявлением у ребенка любых симптомов подавленности и стресса и всегда были рядом с ним в это трудное время.

Ниже приведен ряд практических рекомендаций, которые помогут вам и вашему ребенку справиться с кризисной ситуацией.

Следите за собственной реакцией на происшедшее – Дети вырабатывают собственную модель поведения, наблюдая за взрослыми, которые играют важную роль в их жизни (родители, педагоги). Поэтому старайтесь сохранять спокойствие и внушать его ребенку, насколько это возможно. Возможно, что для этого вы захотите поделиться своими мыслями и чувствами с друзьями или членами семьи, а только потом приступить к разговору с ребенком.

Уделяйте ребенку побольше внимания – Чуткость и внимание с вашей стороны позволят ребенку выразить свои мысли и почувствовать собственную защищенность, особенно в тяжелых ситуациях. Если ребенок хочет поговорить с вами о своих чувствах, поощрите его к разговору. Проявите понимание к тому, что он вам скажет, и объясните, что такие чувства, как страх, гнев и вина, являются вполне нормальной реакцией на "ненормальные" события.

Говорите с ребенком на понятном ему языке – Любая информация должна быть рассказана ребенку в соответствии с его возрастом и уровнем развития. Избыток сведений может запутать маленьких детей и вызвать у них новые страхи и чувство незащищенности. С другой стороны, дополнительная информация поможет ребенку правильно понять, что же в действительности происходит. Важно поощрять ребенка к беседе, но если он этого не хочет, никогда не настаивайте. В любом случае не следует сообщать ребенку различные необоснованные слухи и неправильную информацию о событиях.

Ограничьте доступ ребенка к средствам массовой информации – Старайтесь оградить ребенка от просмотра фотографий и прямых репортажей с места трагических событий, например террористических актов. Это особенно важно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Часто родители настолько захвачены драматическими событиями, транслируемыми по телевизору, что не думают о том, что эти события могут видеть и их маленькие дети. Подобные просмотры являются причиной ночных кошмаров или тяжелых мыслей у детей.

Старайтесь поддерживать обыденный распорядок жизни, убедите ребенка в том, что он находится в полной безопасности – Поговорите с ребенком о том, как следует избегать травматических или стрессовых ситуаций в будущем. Это укрепит в нем ощущение безопасности и возможности управлять своей жизнью. Поддержание обычного образа жизни очень убедительно действует на ребенка и является для него четким, не требующим слов доказательством собственной безопасности и стабильности.  

Внимательно следите за проявлением любых признаков стресса – Если ребенок играет в игры, которые вновь и вновь воспроизводят происшедшее с ним событие, или жалуется на "страшные сны", ни в коем случае не следует этого пропускать. Подобные модели поведения нормальны сразу же после травмы и помогают ребенку справиться с ней. Однако, если месяц спустя они не пропали, а лишь усилились, подумайте о том, стоит ли обратиться за профессиональной помощью.

Будьте особенно внимательны и чутки с подростками, демонстрирующими симптомы стресса – Если подростки говорят или думают о самоубийстве, употребляют наркотики, плохо едят или плохо спят или демонстрируют вспышки гнева, этого ни в коем случае нельзя пропустить. Подобными симптомами следует заняться немедленно, поскольку они не проходят сами по себе, без профессионального лечения.

Не забывайте о собственном душевном состоянии – Поскольку вы являетесь главным источником помощи и поддержки ребенка, вы должны заботиться о себе. Общайтесь с семьей и друзьями, делитесь своими чувствами и переживаниями с другими взрослыми, особенно с теми, кто испытал нечто подобное. Старайтесь придерживаться сбалансированного режима питания. Высыпайтесь, занимайтесь спортом и не забывайте о развлечениях. Вновь повторяем – не стесняйтесь обращаться за профессиональной психологической помощью (консультации и лечение), если вам кажется, что она необходима для вас или вашего ребенка.

Булава Т.Н., заведующий

ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 «Золотой ключик»

Волошина Л.В. , психолог

Богачук Е.В., методист

Вы должны быть готовы к разговору с ребенком о войне.

1. Не избегайте разговоров. Не стоит уходить от ответа на вопрос ребенка, почему вы были вынуждены покинуть дом и переехать. Ребенок должен знать, что происходит, просто сделать это нужно с учетом его возраста. Разговор начните с вопроса, что именно интересует ребенка? В беседе с совсем маленькими детьми сосредоточьтесь на объяснении основных понятий о войне, не вдаваясь в подробности. Объясните, что революция и война – это неизбежная составляющая истории человечества, войны были и есть, и причины их различны. Одни нападают, другим приходится защищаться, но при этом страдают все. Именно сейчас стоит сказать, что мир лучше любой войны, и почему он так важен. Говорите спокойным тоном, избегая слов «кровь», «смерть», «убийство». В завершении разговора объясните ребенку, что он под защитой и опекой, и ни с вами, ни с ним ничего плохого не случится. А война скоро закончится.                                                                                                                                                       2. Не скрывайте гибели близких.  Если один из членов семьи пострадал или погиб – не скрывайте это от ребенка. Он все равно почувствует напряжение и изменение вашего настроения, поведения, но ошибочно подумает, что именно он виноват в чем перед вами. И с каждым днем это чувство вины и тревоги будет расти. Уже в возрасте 5-6 лет ребенку можно говорить о смерти, говорят психологи. Но только после того, как ребенок сам спросит. Если в горячей точке прямо сейчас находится кто-то из родных, по возможности об этом лучше не говорить до тех пор, пока не начнет интересоваться сам ребенок.                                                                                                                                                  3. Поддерживайте дружбу и связь с родными. Если вам пришлось покинуть дом и переехать, помогите ребенку поддержать связь с родными и друзьями, которые остались далеко. Пишите вместе письма, звоните – так ребенок будет чувствовать, что разлука временная, то же самое переживают и его друзья, и скоро они снова встретятся.                                                                                                                                                          4. Разделяйте детские проблемы. Оставленное дома любимое платье или утерянный мишка для ребенка такая же трагедия, как для взрослых потеря жилья. Грустите вместе с ребенком, скажите, что вам также очень жаль, и вы так же скучаете за потерянным мишкой.                                                    

 5. Создайте для ребенка частную территорию. Даже если вам приходится жить в многолюдной комнате, найдите место, которое будет принадлежать только вашему ребенку – кровать, отделение для игрушек в шкафу. Для психологического комфорта у ребенка должен бать свой укромный уголок.                                                                                                                                                                6. Не запрещайте детям воевать. Вполне вероятно, что на детской площадке дети начнут играть в войну. Не запрещайте: по убеждениям психологов, подобные запреты рано или поздно могут иметь в реальной жизни обратный эффект.                                                                                                             7. Снимайте напряжение и стресс играми на свежем воздухе. Контакт с водой, песком, игры на свежем воздухе и общение с животными помогает снять стресс и мышечное напряжение. Стресс от вынужденного переезда и следствие того, что ребенок видел людей с оружием или стал свидетелем боевых действий, как правило, проявляется только через полгода, реже – значительно раньше. Обратитесь за профессиональной психологической помощью, если: - ребенок постоянно жалуется на головную боль, плохо спит; - чаще болеет респираторными заболеваниями, подхватывает простуды; - жалуется на боль в животе, страдает от расстройств желудочно-кишечного тракта или  энуреза; - испытывает тревогу, постоянно чего-то боится или, наоборот, эмоционально заторможен, ни на что не реагирует и не отвлекается.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста

Детям дошкольного и младшего школьного возраста уже можно объяснить многие вещи: они любознательны, достигли определенного уровня когнитивного и морального развития. Большинство детей этого возраста способны отличить добро от зла. В эмоциональном плане дети еще незрелы, а высокий интеллектуальный уровень некоторых детей может ввести в заблуждение взрослых относительно их восприятия ситуации: если ребенок проявляет смышленость, не свойственную возрасту заинтересованность и осведомленность, и "здраво" рассуждает о ситуации, это еще не значит, что он взрослый и "все понимает", скорее за этим скрывается защитный механизм интеллектуализации, который пытается бороться со страхами. Возможно, ребенок хочет казаться взрослым и не чувствует, что его родители примут и смогут успокоить его страхи. Поэтому важно родителям наблюдать за детьми, а также учиться грамотно себя вести в стрессовых ситуациях, не давая себе поблажек типа "у моего ребенка все пролетает мимо ушей".

Рекомендации для этого возраста:

Во-первых, все перечисленные выше рекомендации для малышей верны и для этой возрастной группы.

Дополнительные рекомендации таковы:

1. Поговорите на доступном для ребенка языке о происходящем. Не следует вдаваться в душераздирающие подробности, помните: ваша задача – успокоить ребенка, а не наоборот. Во время беседы чутко наблюдайте за его реакцией, учитывайте умственные и эмоциональные особенности каждого ребенка. По ходу беседы подчеркивайте, что взрослые прилагают все усилия, чтобы скорее вернулось мирное время.

2. Старайтесь отвечать на все вопросы ребенка, ведь пространство, не заполненное информацией, обязательно заполнит фантазия ребенка, а фантазия может оказаться куда страшнее реальности.

3. Не сердитесь, если ребенок задает вновь и вновь один и тот же вопрос. Это происходит не потому, что он хочет вас разозлить или у него проблемы с пониманием, а потому, что это вселяет в него уверенность и дает некий контроль над ситуацией.

4. Ограничьте просмотр телевизора, постоянные сводки новостей могут вывести из равновесия любого взрослого, а тем более ребенка. В общем и целом стоит ограничиться 1-2 сводками в день, при этом присутствуя рядом, поддерживая и поясняя увиденное (если детям 8-11 лет). Младшим детям, если они не настаивают на просмотре, можно рассказать новости только в общих чертах.

5. Детям свойственно выражать свои эмоции в игре и рисунках, поэтому не пугайтесь рисунков "черных ракет" и постоянных игр в "войнушки", лучше дайте им набор мелков "панда", вооружите пластилином или присоединитесь к постройке из конструктора "Лего" новых усовершенствованных противоракетных систем.

6. Ознакомьте ребенка с этапами поведения во время ракетной атаки: знание четких инструкций придаст уверенность ребенку.

7. Соблюдайте спокойствие: своевременно, но не суетливо переходите в защитную комнату.

8. Позвольте ребенку взять с собой любимую игрушку  , любую вещь, которая поможет ему отвлечься.

9. Если есть в доме животное, предложите ребенку взять ответственность за животное, перенося его в безопасную комнату: забота о более слабом помогает преодолеть собственную тревогу.

10. Устройте себе маленькие праздники: одна семья мне рассказала, что на время обстрела они забыли о диете и устраивают у себя на кухне кулинарный рай.

11. Обязательно обращайтесь за психологической консультацией в случае необходимости. Не поддавайтесь неактуальному стереотипному мышлению, что только "психи" обращаются к психологам и психиатрам. Вовремя оказанная помощь может избавить вас от многих осложнений.

12. Смейтесь, дурачьтесь, рассказывайте смешные истории и анекдоты. Чувство юмора – лучшее лекарство.

13. Самое главное – не теряйте оптимизма, постарайтесь помнить и передать своим детям, что это временно, даже самое долгое испытание заканчивается.  

В статье использованы материалы  авторов : Соловьевой  С.Л. ( доктор психологических наук), Пророк  Н. ( доктор психологических наук), Д.Ходорсковской  – Сигал (арт-терапевт, педагог-психолог).

Булава Т.Н., заведующий

ГБДОУ ЛНР ЯСКСТ №6 «Золотой ключик»

Волошина Л.В. , психолог

Богачук Е.В., методист


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическая поддержка детей и её формы

Консультация для родителей...

Консультация для родителей "Психологическое здоровье детей как цель и критерий успешности психологической поддержки детей"

Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного развития ребёнка в процессе его жизнедеятельости.Фактор, неблагоприятно влияющий на детей сегодня - это нестабильность экономическая...

Психологическая поддержка детей со страхами

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ СО СТРАХАМИ...

Психологическая поддержка детей с хроническими заболеваниями

Арт-терапия -  лечение изобразительным искусством....

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ...

Психологическая поддержка детей, родителей и педагогов

Психологическая поддержка детей, родителей и педагогов...