Статья "Старая сказка, вернувшаяся к нам издалека" по теме "Театрализованная деятельность в детском саду"
статья (старшая, подготовительная группа) на тему

 Статья  повествует о создании спектакля по мотивам всем знакомой с детства сказки Шарля Перро "Красная Шапочка". Как в детском саду осуществить постановку известной сказки и при этом не утратить интерес к уже знакомому сюжету? Это не так уж и сложно! Надо взять за основу произведение известного автора, немного изменить содержание, переложить прозу на стихи, ввести новые персонажи, добавить немного юмора, больше музыки, песен, танцев, а главное охватить этой идеей всех детей и взрослых. И тогда успех вам обеспечен! 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл staraya_skazka_statya.docx21.58 КБ

Предварительный просмотр:

«Старая сказка, вернувшаяся к нам издалека»

Статья по теме «Театрализованная деятельность в детском саду»

Дети - дошкольники  очень любят  принимать участие в театрализованных играх, в которых они воспроизводят знакомые литературные сюжеты. В этих играх и детских спектаклях активизируется мышление детей, тренируется их память, развивается воображение и фантазия, совершенствуется речь. Поэтому в  нашем дошкольном учреждении мы  постарались  создать условия, в которых каждый  ребёнок  мог бы передать свои эмоции, чувства и желания, не стесняясь слушателей и зрителей. Театрализованные игры, сценки, игры – драматизации присутствуют в повседневной жизни детей нашего дошкольного учреждения и на  праздничных утренниках. Но нам захотелось создать настоящий спектакль, в котором примут участие и взрослые, и дети. Мы решили остановить наш выбор на известной и любимой всеми  детьми сказке Шарля Перро «Красная Шапочка». Но хотелось немного изменить сюжет, расширить и  осовременить его. Вспомнили мультфильм шестидесятых лет по сценарию В.Сутеева «Петя и Красная Шапочка», посмотрели  фильм Р.Быкова « Про Красную Шапочку», сочинили стихотворный текст, придумали много новых персонажей, подобрали прекрасную классическую, современную и фольклорную музыку и получился замечательный, на наш и зрительский взгляд, спектакль для детей и взрослых.

Подготовка к спектаклю шла в течение двух месяцев. Знакомили маленьких артистов  со сценарием спектакля,  разучивали тексты ролей, песни, танцы. Детям очень понравился изменённый сюжет сказки и, конечно же, все девочки захотели исполнять роли Красной Шапочки и Девочки-Иришки, которая перевоспитала Волка. А вот на роль Волка желающих не оказалось. Как часто мы задумываемся над тем, какую роль хотят исполнять дети в нашем спектакле? А ведь только сам ребёнок может решать: хочет он быть тем или иным героем или нет, от его желания зависит успех исполнения данной роли. Но ведь в детском  спектакле не бывает положительных и отрицательных героев, дети просто играют роли. Кто же из детей согласится сыграть роль Волка, который хочет съесть Красную Шапочку и её Бабушку? Дети понимают, что Волк злой и не хотят исполнять эту роль.  Вот тут-то и проявляется талант педагога - режиссёра: суметь убедить ребёнка в необходимости исполнения данной роли. Мы объясняем детям, что в начале спектакля Волк злой, но в ходе развития сюжета, становится послушным и старательным. Он миролюбиво разговаривает с  Девочкой-Иришкой, которая переодевается в Бабушку, когда та угощает его чаем с пирожками, выполняет все её просьбы:  копает грядки, носит воду из колодца и в результате  «трудотерапии», исправляется, перевоспитывается и становится хорошим. В последнем действии спектакля Волк даже вызывает симпатию у зрителей своим комичным поведением. Пришлось убедить детей, что эта роль очень сложная и ответственная, после чего многие, подняв руки, закричали: «Можно я буду Волком!»  Чтобы создать более яркое представление о  действующих лицах, принимающих участие в спектакле, мы попросили педагога изостудии нарисовать их  и в рисунках постараться отобразить характер каждого персонажа. Это помогло детям лучше  представить образы доброжелательной и непосредственной  Красной Шапочки, смелой и находчивой Девочки из зрительного зала, трусливых и беззащитных Зайчат, Волка, вначале злого, а затем потешного, смелых  и отважных Охотников, добродушного Птицелова.

Мы объяснили детям, что  в спектакле всего одна роль Красной Шапочки, один  Волк, два Зайчика и т.д. На эти роли пробовали несколько детей, которые  более ярко изображали характер данного персонажа.  Но что же делать остальным детям, которые тоже хотят участвовать в спектакле?

Чтобы не обидеть их  и дать возможность проявить свои таланты и способности в других видах театрально - музыкального искусства, в спектакль были введены новые персонажи: Мальчики-Ложкари, Девочки – Водоноски, исполняющие тематический танец,  с которыми встречается Волк у колодца, когда выполняет поручения, Охотники, Бабочки. Эти дети выполняли не менее ответственные роли, они не только читали стихотворный текст, но и  исполняли музыкальные номера.

В  спектакле мы постарались использовать способности каждого ребёнка. Так  Бабочки, танцующие на полянке весенний танец, были введены в спектакль в связи с тем, что группу посещала девочка, которая занималась  спортивной гимнастикой. Как только после  очередного музыкального занятия Алина показала свои гимнастические способности, педагоги сразу же  решили включить это выступление в спектакль – так был придуман танец на музыку М.Леграна, для девочек, исполняющих роли - Бабочек. Для Серёжи, обладающего звонким голосом, была придумана роль Птицелова, в которой ребёнок читал текст, пел песенку, и был водящим в игре. А Мальчики-Ложкари  продемонстрировали в спектакле своё искусство игры на ложках под фонограмму русской народной мелодии «Коробочка».

Большое место в спектакле отведено исполнению ролей взрослыми. Детям очень нравится, когда педагоги вместе с ними показывают спектакль, как настоящие артисты. Взрослые, так же как и дети, очень полюбили своих героев: это Рассказчик, Волчица, Охотник - Дровосек, Мама, Бабушка- они вносили свои предложения по исполнению данной им роли, которые приветствовались  и принимались.

Вместе с коллективом дошкольного учреждения в подготовке спектакля принимали участие  родители наших воспитанников. Если раньше между ними  чувствовалась разобщённость по некоторым вопросам, то во время подготовки к спектаклю все с удовольствием помогали друг другу. Стоило только спросить у детей: «Нет ли у вас дома клетки для птиц, которая нужна Птицелову?»  Через день  родители  принесли в сад новую клетку, независимо от того: их ребёнок играет данную роль или нет. Мамы шили костюмы в соответствии с ролью, которую исполняли их дети, рисовали декорации, папы  привозили с дачи пеньки от деревьев, монтировали искусственные ёлки для оформления леса, из фанеры выпиливали топорики Охотникам - Дровосекам,  издавались и печатались программки к  спектаклю; в общем всех объединила идея  создания спектакля для детей и взрослых.

Но были и трудные моменты объяснения с родителями, которые, можно сказать, требовали для своего ребёнка исполнения  определённой роли, или им не нравился  традиционный костюм Бабушки, в который должна была нарядиться их дочь (сарафан, чепчик, очки). Приходилось разъяснять родителям, что костюм помогает ребенку правильно войти в образ и успешно исполнить данную роль. Некоторые родители очень хотели, чтобы их дети, которые не достаточно чисто интонируют и правильно передают мелодию, при исполнении  песен были солистами. Но после беседы и разъяснения того, что их ребёнок чувствует себя увереннее при исполнении музыкально- ритмических движений и  успешнее проявляет себя в танце, после приглашения родителей на  занятие, когда они сами видели, что ребёнок действительно с удовольствием танцует, чем поёт, все разрешалось в пользу способностей ребёнка.

Подготовка к спектаклю осуществлялась не только на музыкальных занятиях. Например: на занятиях по изобразительной деятельности дети своими руками приготовили реквизит: вылепили из пластилина угощения для бабушки, которые стояли на столике: пирожки, баранки, всевозможные фрукты. Дети  орнаментами  разрисовали контуры объёмных бабочек, которые являлись элементами декораций.  И каждый старался быть неповторимым в своём творчестве.

Работа над спектаклем  сплотила не только детский коллектив, но и взрослых: педагогов и родителей; дала возможность  всем проявить творчество, приобщила к театральному искусству. Через участие детей в  театрализованной постановке  мы  постарались сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества и дали возможность каждому ребенку раскрыть грани своего таланта в музыкальном, песенном, танцевальном и игровом творчестве. Участие в спектакле дало возможность выявить и развить в наших детях то, что заложено природой и, надеемся, что полученные навыки, они  смогут применить в повседневной жизни.

                                                                     Наталия Щербакова                                                  

                                             Музыкальный руководитель ГБОУ Школа 2101                                    

                                            «Филёвский образовательный центр» ЗАО г.Москва

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Театрализованная деятельность в детском саду. Сценарий экологической сказки-драматизации с авторскими элементами "Теремок".

Формировать у детей правильные экологические оценки, создавая ситуации, требующие проявления заботы, внимания, сочувствия, отзывчивости....

Парциальная программа театрализованной деятельности в детском саду в гостях у сказки

Дошкольный возраст — это период когда у ребенка начинает формироваться характер, вкусы, интересы и отношение к окружающим. Поэтому, очень важно начиная с этого показать детям примеры дружбы, спр...

Программа кружка по театрализованной деятельности в детском саду «Сказка» на 2018-2019 уч. год

Программа  кружка по театрализованной деятельности в детском саду «Сказка» на 2018-2019 уч. год...

Сценарий театрализованной деятельности в детском саду по сказке «Морозко»

Сказочница: У ворот снежок блестит,Настенька- краса не спит,Раненько она встает,...

Театрализованная деятельность в детском саду. Инсценировка сказки «Маленький домик» на английском языке.

Театрализованная деятельность в детском саду.Инсценировка сказки «Маленький домик» на английском языке....

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...