Семейная гостинная "Викторина по произведениям писателей - натуралистов"
методическая разработка на тему

Антонова Екатерина Фягимовна

Детские годы – важнейший этап в становлении и развитии личности ребенка, именно в эти годы формируются ценности, позволяющие ему ориентироваться в окружающем мире. Закладываются его эмоциональная сфера, первичный образ мира, и его отношение к этому миру. И помочь нам в этом может книга. Ведь именно книга, по мнению многих педагогов, психологов и писателей играют важную роль в этическом, экологическом, нравственном воспитании детей.

Ребенок, находясь в мире, переполненном электронными носителями информации, научился обходиться без нас, взрослых. А мы, взрослые, стараемся не замечать этой проблемы, наоборот поощряем такие взаимоотношения, т.к. они освободили нас от вопросов «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…?»

Опираясь на наш опыт работы с детьми, хочется отметить, что средства массовой информации часто оказывают отрицательное воздействие в становлении характера ребенка. И как следствие, встал вопрос, как оторвать родителей, а особенно детей от компьютеров и телевизоров, как сделать так, чтобы их взгляд упал на книжную полку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семейная гостинная60 КБ

Предварительный просмотр:

Семейная гостиная

с участием детей и родителей

«Викторина по произведениям

писателей -  натуралистов»

подготовительная группа

МДОУ детский сад «Сказка»

р.п. Дергачи

                                                январь 2018 г.

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки.

Задачи:

- в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;

- способствовать формированию первых понятий о единстве человека и природы;

- создать условия для воспитания интереса к творчеству писателя и миру природы,

- учить детей действовать в команде, помогать друг другу, проявлять интерес к выполнению задания;

- учить понимать природу,  ее  законы и особенности;

- на основе  сказок и рассказов В.Бианки воспитывать любовь и уважение к природе, к   братьям нашим меньшим, заботиться и беречь природу;

- развивать память, речь, мышление, наблюдательность, творческое воображение.

Предварительная работа:

- оформление стенда с книгами В. Бианки и других писателей о природе;

- составление конспекта;  

- чтение книг;

- просмотр мультфильма по произведению Бианки.

Оформление зала: портрет Бианки, выставка книг.

Оборудование: цветные конверты с вопросами, фонограмма: Музыка из игры «Что? Где? Когда?», дипломы.

Действующие лица: ведущий (воспитатель), 2 команды игроков (родители и дети).

Детские годы – важнейший этап в становлении и развитии личности ребенка, именно в эти годы формируются ценности, позволяющие ему ориентироваться в окружающем мире. Закладываются его эмоциональная сфера, первичный образ мира, и его отношение к этому миру. И помочь нам в этом может книга. Ведь именно книга, по мнению многих педагогов, психологов и писателей играют важную роль в этическом, экологическом, нравственном воспитании детей.

Ребенок, находясь в мире, переполненном электронными носителями информации, научился обходиться без нас, взрослых. А мы, взрослые, стараемся не замечать этой проблемы, наоборот поощряем такие взаимоотношения, т.к. они освободили нас от вопросов «почему?», «поиграй со мной», «что будет, если…?»

Опираясь на наш опыт работы с детьми, хочется отметить, что средства массовой информации часто оказывают отрицательное воздействие в становлении характера ребенка. И как следствие, встал вопрос, как оторвать родителей, а особенно детей от компьютеров и телевизоров, как сделать так, чтобы их взгляд упал на книжную полку.

Проведя опрос родителей «Книга в Вашем доме», мы выяснили, что дети в основном читают сказки, стихи учат только к праздникам, а рассказы и и повести не читают совсем. Крайнее удивление у родителей вызвал тот факт, что детям 6-7 лет можно читать произведения писателей – натуралистов Бианки, Пришвина, Чарушина и др. А ведь именно чтение произведений о природе поможет сформировать начальные навыки экологического воспитания, обогатить детей экологическими знаниями.

Писатели – натуралисты учат нас всматриваться в окружающий мир, видеть красоту в обыкновенной коряге, искать ответы на вопросы, любить родную природу и беречь ее. И сегодня мы предлагаем вам, родители, в этом убедиться.

Ведущий с воспитанником входят в  зал, дети и родители садятся на стульчики.

Ведущий: - Здравствуйте, дорогие друзья и уважаемые гости! Сегодня мы  собрались с вами на литературно-экологический вечер. А вот кому он посвящён, вы поймёте из стихотворения, которое прочтут вам ребята.

1 – й ребенок: Повсюду: в лесу на полянке,

В реке, на болоте, в полях-

Ты встретишь героев Бианки,

У них побываешь в гостях.

          2– й ребенок:Про птиц, насекомых, лягушек

          Рассказы и сказки прочтёшь

          И лучше знакомых зверушек

          Узнаешь, дружок, и поймешь.

3 – й ребенок:Ох, так написать о природе

Непросто, ведь нужно уметь

На вещи, знакомые вроде,

Всегда удивлённо смотреть.

Ведущий: - Молодцы, вы правильно догадались  по стихотворению, что наша викторина будет посвящена творчеству Виталия Валентиновича Бианки.

- Викторина – это значит, игра в ответы на вопросы.

У нас с Вами две команды: «Мышата» и «Муравьишки»

Команды представляются и произносят по очереди девизы своих команд:

«Мышата»:

«Мы весёлые мышата

Необычные мышата,

Мы друзья мышонка Пика

Любим бегать и пищать,

И попробуем сегодня,

Все загадки разгадать! »

«Муравьишки»:

Муравьишки мы, трудяги,

Дружные ребята

Трудимся без устали,

Любим отдыхать,

На вопросы ваши

Будем отвечать! »

Музыка из игры «Что?Где?Когда?».

- Уважаемые игроки, обратите внимание на то, что вы сегодня будете работать в команде, а в командах главное уметь слушать друг друга, договариваться и принимать совместное решение.

- Итак, давайте начинать нашу литературную викторину.

- Прежде, всего  проведём разминку. Итак, начнём. Если команда, не может дать ответ, то отвечает другая команда.

РАЗМИНКА.

  1. О чём писал В.В.Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
  2. Кто в сказках Бианки самостоятельно не мог добраться до дому? (муравьишка)
  3. Какой зверёк  спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
  4. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
  5. Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего зимой)
  6. Кто играл на щепке из рассказа В.Бианки «Музыкант»? (медведь)
  7. Кто просил всех животных отдать ему хвост? (муха)
  8. Для чего понадобился мухе хвост? (Для красоты).

- Молодцы, команды, хорошие знания показали в разминке. Все эти и последующие вопросы я взяла из книг В.В.Бианки. Вот каким был наблюдательным В.Бианки: многое увидел, записал и поделился с нами своими наблюдениями, приметами.

- А теперь мы переходим к основным заданиям нашей игры.

Дети и родители  по очереди выбирают конверт с вопросом. Воспитатель зачитывает вопрос. Участник игры старается на него ответить, если затрудняется, берёт помощь команды.

КОНВЕРТ №1.

Задание: «Назови книгу».

Я буду читать из книг В.В. Бианки небольшие отрывки, а вы должны будете узнать и назвать эту книжку.

  • А: «Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и — один воздух вышел из них. Никакого пения». Кто же это? (Лягушата)  

Книга: «Кто  чем поет?»

  • Б: «Потянул он к себе щепку и отпустил её. Щепка выпрямилась, задрожала, и в воздухе раздалось: «Дзенн!..» - как струна пропела. Кто играл на щепке? (Медведь)

Книга: «Музыкант»    

  • В: «Она тогда нырнула под лёд и выскочила в полынью – под другим берегом: там тоже ключ был. Так всю зиму и прожила. «Ах ты!.. – Лис думает. – Стой же, сейчас за тобой в воду кинусь…»». Кого хотел поймать Лис? (Уточку)

Книга: «Хитрый Лис и умная Уточка»   

  • Г: «Влез Муравьишка жуку на голову. И хорошо, что не остался на спине: разломил Жук спину надвое, два жёстких крыла приподнял. Крылья у Жука точно два перевёрнутых корыта, а из-под них другие крылышки лезут, разворачиваются: тоненькие, прозрачные, шире и длиннее верхних». О каком жуке говорится? (О майском жуке)

Книга: «Как Муравьишка домой спешил»

КОНВЕРТЫ №2.  

Задание: «Четвёртый лишний»

Ведущий: - Ребята, сейчас я буду говорить названия произведений В.Бианки, а  вы определите есть ли среди них произведение другого писателя, а затем назовите, чьё это произведение.

«Как Муравьишка домой спешил»

«Чей нос лучше?»

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

(А.С.Пушкин)

«Кто чем поёт?»

«Теремок»

«Музыкант»

«Лесные домишки»

«Колобок»

(р.н.сказка)

 

КОНВЕРТ №3. 

Задание: «Помоги Муравьишке».

В конверте карточки, на которых изображены насекомые из сказки Виталия Бианки «Как Муравьишка домой спешил». Вам необходимо как можно быстрее расставить насекомых в том порядке, как они помогали Муравьишке добраться до дома.

ОТВЕТ: (Гусеница-землемер + паук-сенокосец + жужелица + жучок-блошачок + кузнечик + водомерка +майский жук +гусеница-листоверка).

КОНВЕРТ  №4.

Задание: «Отгадай героя»

Я буду зачитывать телеграммы, а вы должны отгадать от кого из героев произведений В. Бианки телеграмма.

  • «Я дерево, толстое-претолстое, старое-престарое. Выдолбил дятел во мне глубокое дупло. Много жильцов в нём сменилось». (Дуб из произведения «Теремок»)
  • «Я птичка потеряла своё гнездо, и каких гнёзд я только не повидала, с какими только птицами не познакомилась, но оказалось, что моё гнездо для меня роднее и уютнее всего. В конце рассказа я нашла своё гнездо и была этому очень рада». (Береговушка из произведения «Лесные домишки»)
  • «У меня не простой нос, а замысловатый, я им круглый год семечки из шишек вылущиваю» (Клёст из произведения «Чей нос лучше)
  • «Я маленький мышонок. Посадили меня дети в кораблик и пустили по течению. Многое мне пришлось пережить, пока кораблик не прибило к берегу, да и на берегу было не легче» (Мышонок Пик из произведения «Мышонок Пик»)

КОНВЕРТЫ №5.

Задание: «Загадки»

- А сейчас загадки о природе. За каждый правильный ответ команда получает балл. Посмотрим, кто из вас больше наберёт отгадок-баллов.

«Мышата»

«Муравьишки»

1. Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а не голова. (Берёза)

1. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт приют. Не боится он простуды с первым снегом тут как тут. (Снегирь)

2. Днём спит, ночью летает,  прохожих пугает. (Сова)

2. В воде она живет,нет клюва, а клюет. (Рыба.)

3.

3. Прополз мохнатый червячок,
И весь в дырочках листок. (Гусеница)

4. Без рук, без топорёнка, построена избёнка. (Гнездо)

4. Не кузнец, а с клещами. (Рак)

5. Не зверь, не птица, а нос, как спица. (Комар)

5. Все время стучит, деревья долбит.

Но их не калечит, а только лечит. (Дятел)

 

6. Кто шляпу носит, а здороваться не умеет. (Гриб)

6. В мае к вам я прилетаю,
Как пчела, жужжа, пугаю,
Грозный,  издавая звук.
Кто я, дети?  (Майский  Жук)

7. Кто с высоких темных сосен

 В ребятишек шишку бросил?

И в кусты через пенек

Промелькнул, как огонек? (Белка)

7. В одежде богатой, да сам слеповатый, живёт без оконца, не видывал солнца. (Крот)

 

Ведущая: - Ну что ж, ребята, вот и подошла к концу наша игра. И сейчас нужно подсчитать баллы,  определить победителей и вручить им дипломы. Проигравших прошу не расстраиваться, мы благодарим вас за волю к победе, вы тоже получите дипломы  за 2 место.

В память об игре, детям и родителям вручаются дипломы за 1 и 2 места.

- Ребята, я надеюсь, что вам понравилась викторина и вы еще больше полюбили талантливого писателя В. Бианки. Читая книги Бианки и книги писателей, пишущих о природе вы больше узнаете о ней, а значит, больше полюбите природу и будете беречь ее красоту!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА В.В. БИАНКИ

  Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей...

Мир писателя – натуралиста Евгения Чарушина

Цель: воспитание духовной культуры  читателя.Задачи:·          познакомить с особенностями творчества Е.И. Чарушина;·...

НОД в средней группе " Обобщающее занятие по творчеству писателей - натуралистов"

НОД  в средней группе " Обобщающее занятие по творчеству   писателей - натуралистов"...

Семейная гостиная с участием детей и родителей «Викторина по произведениям писателей - натуралистов»

ЦЕЛЬ: закрепить и обобщить знания по творчеству В.В. Бианки. Задачи: - в игровой форме обобщить знания, полученные при знакомстве с творчеством В.В. Бианки;- способствовать формированию первых по...

Календарно-тематическое планирование "Творчество писателей натуралистов"

Календарный план на неделю о творчестве писаталей В. Бианки, Н. Сладкова и других поможет детям через художественную литературу узнать о жизни животных в осенний период...

Занятие-игра по книгам писателей-натуралистов «Лесные полянки Пришвина и Бианки»

Дети, ненадолго превратившись в зверят, отправились в маленькое лесное путешествие. Там они познакомились с рассказом «Ребята и утята», посмотрели мультфильм «Первая охота», иг...