Углубленное знакомство детей с жизнью и творчеством писателя - натуралиста В.В. Бианки
проект по развитию речи (старшая группа)

ольга никитина

             Методика  развития  речи  и  обучения 

                   родному  языку дошкольников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon v.bianki_dlya_detey_5-6_let2023g.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

     

             Методика  развития  речи  и  обучения  

                   родному  языку дошкольников

   Тема:   УГЛУБЛЕННОЕ  ЗНАКОМСТВО  ДЕТЕЙ  С  ЖИЗНЬЮ   И

   ТВОРЧЕСТВОМ   ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА  В.В. БИАНКИ

                                       

                                 

                                                                             Выполнила:  Никитина О.А.

                                                                             Воспитатель высшей категории

                                                                                Д/С Мир детства  г.Красногорск

                                                                              Руководитель: Стародубцева Н.А.

                                                                                                        К.П.Н., профессор

                                                     2022 -  2023

                                                  Содержание  работы:

  Введение. ----------------------------------------------------------------------------------------------2

 I. Знакомство детей  6 лет  с жизнью и творчеством  В.В. Бианки.

 1.1.О восприятии  старших дошкольников художественных произведений.------------3

 1.2.Цели, задачи, условия. Тематическое планирование. ------------------------------------4

 1.3.Формы  совместной деятельности.-----------------------------------------------------------4  II. Углубленное  знакомство  детей  с жизнью и творчеством  В.В. Бианки--------------5

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------10  

III. Результаты работы.

     Выводы и итоги.------------------------------------------------------------------------------10-11

     Используемая литература.----------------------------------------------------------------------12

     Приложение.-----------------------------------------------------------------------------------13-16

        

Введение.

       Дошкольное детство – очень важный этап в воспитании ребенка. На  важность  приобщения детей  к  красоте  родного слова, развития  культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский;  С.Л. Рубинштейн; Л.С. Выгодский; Е.И. Тихеева; Е.А. Флерина; А.В. Запорожец;  О.С. Ушакова  и  др.).

    Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика  её  роль  и  в  развитии  речи   дошкольника. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы литературного языка.

 Детская  литература, как  часть общей  литературы,  является  искусством  слова.  

Её особенности определяются воспитательно–образовательными задачами и возрастом детей. Круг детского чтения направлен на формирование у дошкольников интереса к книге, на постепенное пополнение их литературного багажа, на обогащение литературного опыта, потребности рассматривать иллюстрированные книги. Читательский  опыт  начинает  закладываться  в детстве, когда наиболее ярко проявляется способность воспринимать художественные произведения с помощью слуха, зрения, осязания, воображения; искренне от души сострадать, возмущаться,  радоваться.  Однако, чуткость  к прочитанному не возникает сама по себе, она зависит оттого, что именно, как часто, и  каким  образом  читают  детям. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми все неисчерпаемое богатство русского языка. Любой дошкольник является читателем, даже если он не умеет читать, а только слушает. Основная задача взрослых привить детям любовь к художественному слову, уважение к книге.    

    Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей  в  поиске понравившейся книги. Наших  детей очень заинтересовали  книги о природе. Чтение произведений русских писателей - натуралистов Е. Чарушина, Н. Сладкова, М. Пришвина, К. Паустовского, Г. Скребицкого, В. Бианки  вызвало  у  детей  всплеск  эмоций  и интерес. Рассматривая  иллюстрации  природы, дети задавали много вопросов о  растительном  и  животном  мире природы  наших  лесов и  рек.

Больше всего дети  проявили заинтересованность к произведениям писателя – природоведа Виталия Валентиновича  Бианки. В.В. Бианки писал только для детей  и только о природе. Одно из важных отличий книг Бианки – конкретность обстановки, точность описаний крылатых и четвероногих друзей, глубокое, научное понимание природы. Поэтичность его рассказов и  сказок делает их интересными  для читателя. Автор заинтересовывает своих читателей-слушателей  жизнью окружающей их природы, учит любить и понимать ее, наблюдать за чудесами которые в ней происходят.  Видя заинтересованность детей, мы  решили подобрать и  изучить его книги, познакомить более глубже с творчеством В. В. Бианки.

     Мы рассчитываем, что благодаря этому, дети познакомятся с художественным  описанием  жизни  и  повадок  животных  в природе, обогатится их речь, пополнится  активный словарь. Ребята найдут ответы на  интересующие их  вопросы, увидят образный  язык  лесных  сказок  и   рассказов  В. В. Бианки,  научатся  чувствовать  и  понимать  чудесный  мир родной  природы.  

                  I.« Знакомство  детей  6 лет с жизнью и  творчеством В. Бианки».

 

   1.1.  О  восприятии  старшими  дошкольниками  литературных  произведений.

Среди многих важных задач воспитания и обучения дошкольников  в  детском  саду одна  из главных -  обучение родному языку, развитие речи, речевого общения. В каждом возрастном периоде выдвигаются свои задачи речевого развития: воспитание любви к книге, способность чувствовать художественный образ, поэтический слух, интонационную выразительность чтения, умение чувствовать и понимать образный язык сказок и рассказов.

Конечной целью работы является овладение каждым ребенком связной речью.

      Изучение особенностей восприятия художественной литературы  дошкольниками (Л.М. Гурович) позволило обозначить необходимые знания и умения, которые формируются и развиваются у детей в процессе ознакомления с художественными произведениями. К ним относятся:

     - знания и умения, познавательного характера;

-  умения, связанные с эмоционально - образной стороной восприятия;

-  специальные языковые знания и умения.

Дети старшего дошкольного возраста уже способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Дети способны  понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра. Старшие дошкольники способны различать более тонкие оттенки разнообразных интонаций, постепенный переход от одних интонаций к другим в  связи с  развертыванием сюжета и сменой настроений. В старшем возрасте у детей воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости, образности.  Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный  вкус.

Это  фундамент, который   закладывается  в  дошкольном   детстве. 

     1.2. Цели, задачи, условия.  Тематическое  планирование.

Для  развития  интереса  к  книгам  Виталия   Бианки  нужно создать  в  группе  необходимые  условия.  Важным   условием   развития   восприятия  детьми   старшего  дошкольного  возраста   литературных   произведений  становится сочетание художественного  слова  с другими  видами искусства: изобразительным, музыкальным, театральным.   Условия и  материалы:

1)Создание библиотеки В.В. Бианки;

2)Создание  развивающей среды  и  уголка развивающих игр.

3)Подбор наглядных пособий, плакатов, иллюстраций «Животные  в природе»;

4)Подбор педагогической литературы;

5)Подбор фонотеки  классической музыки «Звуки  природы» в обработке для детей;

6)Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

7)Использование  видео материалов;

8)Материалы для продуктивной  изобразительной  деятельности.

Следуя  основным  целям - развитию связной речи   и  ознакомлению  детей с жизнью  и  творчеством  В.В. Бианки  были намечены  задачи  и  цели.  

 Цели:

  •  Познакомить детей  с жизнью и  творчеством русского  писателя  В.В. Бианки;
  • Дать детям научно-достоверные знания  о жизни птиц и  животных в природе;
  • Активизировать речь детей (монолог и диалог);
  • Закреплять знания детей в различных видах изобразительной деятельности ;
  • Использовать приемы театрализации художественных произведений.

Задачи:

  • Воспитывать у детей любовь к книге, к художественной литературе.
  • Воспитывать способность наслаждаться художественным словом, уместное использование в своей речи, развивать поэтический слух.
  • Воспитывать способность чувствовать  художественный образ, проводить анализ литературных произведений, при котором дети научатся различать жанры, понимать их специфические особенности, чувствовать образность языка сказок и рассказов.
  •  Развивать способность детей обобщать и активизировать словарный запас, через употребление слов в речи (грамматика), формирования  умения правильно сочетать слова во фразах по смыслу(лексика).
  • Развивать театрально-художественную деятельность, развивать умение выстраивать свои выступления, используя все средства выразительности.
  • Посредством произведений В. Бианки способствовать воспитанию у детей добрых чувств, любви и сочувствия к природе и ее обитателям.
  • Побуждать детей к творчеству.    

                                1.3.Формы совместной  деятельности.

Чтобы работа была живой, яркой, увлекательной, красочной, высокоэффективной  и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и  художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

1. Чтение произведений В.В. Бианки (ежедневно): сказки о животных, о птицах, о насекомых. Небольшие рассказы  о явлениях природы, жизни обитателей леса.

2. Наблюдения  за природой на целевой прогулке, на прогулках в детском саду.

3. Рассматривание книг и иллюстраций.

4. Тематические беседы  по  творчеству  писателя В.В. Бианки.

5. Занятия  по развитию речи и  ознакомлению  с художественной литературой.

6. Игры – подвижные, дидактические, настольно-печатные, словесные, творческие.

7. Игра-драматизация. Сюжетно-ролевая игра. Режиссерская игра.

8. Музыкальная деятельность.

9. Вечер загадок «Угадай, кто это?».

10. Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация).

11. Конкурс рисунков по произведениям В. Бианки.

13. Итоговая  литературная  викторина «Произведения  В.В. Бианки.

14. Литературный  вечер посвященный творчеству В.В. Бианки.

 II. Углубленное  знакомство  детей  с  жизнью  и  творчеством  В. В. Бианки.

                                          1.Создание окружающей среды.

Для  понимания  и  осмысления  детьми  творчества  В. Бианки  создана  в группе предметно - развивающая среда. Она  содействует  углубленному знакомству детей  с темой, возбуждает интерес к  книгам В. Бианки:

- Книжная  выставка, посвященная  творчеству В. В. Бианки;

-  Портрет писателя и  его  биография;

-  Иллюстрированный природоведческий материал;

-  Наглядно-дидактические пособия;

- Создан  уголок развивающих игр: наборы игрушек животных, птиц, насекомых;

- Дидактические  и настольно-печатные игры по возрасту;     

 В свободном  творчестве детям доступны: трафареты  диких животных, птиц, насекомых,  деревьев; раскраски  обитателей леса, рек и лугов нашей полосы.

                                       2.Рассматривание  книг и  иллюстраций.

Приобщая  детей старшего возраста к художественной литературе и подбирая книги  в книжный уголок, мы учитывали особенности их возраста: устойчивый интерес к книге, стремление самим читать, рассматривать иллюстрации, читать подписи под рисунками, название книги, оценивать эстетический  вид  книги. Целенаправленно  рассматривали   вместе  с  детьми  иллюстрированные  книги   Бианки (оформление, название  книги, рисунки, фотографии, единый стиль).  Созданы  условия, для самостоятельного  рассматривания  книг и  иллюстрации. Ответы на вопросы детей.                          

                                                3. Наблюдения.

С детьми  проводили  целевую прогулку по лесу. Учили  наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. Дети могли наблюдать героев природоведческих сказок Виталия Бианки в своей естественной среде обитания. Дали детям обобщенное представление об особенностях жизнедеятельности птиц, некоторых животных леса.

В процессе прогулок на участке наблюдали за птицами и  явлениями природы.

                                               4. Тематические  беседы.

Развивая диалогическую речь детей беседами (на занятиях, в свободном речевом общении), мы учили детей вести диалог. Это обогащало их речь соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой. Проведены  беседы:

 «О жизни писателя-натуралиста В. Бианки» - рассказывая  детям о  писателе    формировали представление о жизни В. Бианки:  любовь  автора  к природе, научные знания природы, точные описания  животных. Расширили словарный запас детей. Дали понятия слов «природовед», «писатель-натуралист», «орнитолог».

 «О творчестве детского писателя В. Бианки» - этой  беседой развивали  интерес к лесным сказкам и рассказам В. Бианки. С  детства  отец  научил Виталия  Бианки  наблюдать  за  жизнью природы  - этому  автор  учит и  детей  через  свое творчество. Читая сказки В. Бианки,  дети становятся участниками жизни обитателей леса, и как герои сказок и рассказов  задают поисковые вопросы себе и окружающим. Чтение отрывков разных произведений В. Бианки с акцентом  на  их образный язык.

«О тех, кто летает» - через произведения В. Бианки расширяли представления  детей о птицах. Учили находить признаки сходства и различия, выражать их  в   речи.

Воспитывали  бережное отношение к природе.

                                             5. Занятия.

Развитие связной речи – главный аспект обучения старших дошкольников, овладению родным языком. Данная проблема тесно связана с другими речевыми задачами  и решается комплексно на каждом занятии. 

По развитию речи:  формировали словарный запас, связность речи, грамматическую правильность, звуковую  культуру, образность.

По ознакомлению с художественной литературой:  развивали поэтический слух детей, умение связно, грамматически правильно и образно выражать мысли, умение владеть богатством родного языка. 

Чтение художественной литературы (на занятиях и  вне).

 При чтении  поддерживали  интерес к художественной литературе о животных.

Углубляли знания о животном  мире через произведения В. Бианки.

Сказки В. Бианки: о животных - «Теремок», «Хвосты», «Глаза и уши», «Лесной колобок – колючий бок», «Как муравьишка домой спешил», «Лис и мышонок»;

о птицах - «Чей рос лучше?», «Чьи это ноги?», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Красная горка», «Оранжевое  горлышко»;

о  насекомых – «Первая охота», «Росянка – комариная смерть»;

о явлениях природы –  «Снежная книга», «Синичкин календарь».

Рассказы  В. Бианки: «Купание медвежат», «Птичьи разговоры», «Голубой зверек», «Музыкант», «Как муха медведя то смерти спасла»  и др.

Автор заинтересовывает своих читателей жизнью окружающей их природы, учит любить ее, наблюдать за чудесами,  которые в ней происходят. При  ежедневном чтении книг В. Бианки, дети заинтересованно слушают сказки и рассказы и  часто просят прочитать еще раз. При  чтении прослушивали аудио записи со звуками природы. Просматривали мультфильмы по сказкам В. Бианки. 

   Структура занятия.

  • Знакомство со сказкой, рассказом.

-    Чтение.                                                      

  • Вопросы, обсуждение.

     -   Чтение отрывков.

  • Анализ и выводы

 В  ходе занятий  дается  возможность больше узнать о сказке,  понимание  жанра  сказки: ее  специфики, образности  языка (повторы,  зачин, концовка, эпитеты). Знакомя ребят с жанром рассказа, раскрывали перед детьми взаимоотношение героев, обращали  их внимание на то, какими словами автор характеризует  героев.

Беседа  после прочтения. Детей подводили вопросами к пониманию идеи сказки, сюжета, образов героев. Обращали  внимание  не только на содержание, но и  на выразительные средства языка. Обращали внимание детей на описание автором  природы, животного,  птицы, насекомого. При анализе текста сочетали вопросы по содержанию с вопросами по художественной форме.  

При  пересказе произведений обучали детей связному последовательному пересказу текста(по картине, по плану). Пересказ дает возможность совершенствовать разговорную речь детей, в частности интонации, обращения и перечисления.               Активация словаря, обогащение образными выражениями детей по каждому произведению В.В. Бианки.

  Структура занятия:

  • Вводная часть.
  • Первичное чтение (не говорим о пересказе).
  • Беседа с целью уточнения  содержания, привлечение к языку произведения.
  • 2 чтение с установкой на пересказ.
  • Пауза перед ответами  детей.
  • Оценка работы детей.
  • Пересказ текста.(один или несколько детей)

На занятиях по пересказу использовали разнообразные приемы: показ наглядных материалов, образец чтения, вопросы детям, объяснения, указания, упражнения, подсказ слова или  фразы, проговаривание реплик, игра-драматизация.

Использовали  разные виды пересказа: выборочный, отраженный, по ролям, от автора, от лица героя, инсценировка.

Игра–драматизация - является  интегративным видом детских игр, который основан на литературном материале. Она помогает развитию детского творчества, глубокого погружения в содержание, в образы главных героев сказки. Такая творческая деятельность воспитывает у дошкольников любознательность, чуткость к слову. Речь становится более богатой  в эмоциональном отношении – она звучит то радостно, то печально, то жалобно, в зависимости от ситуаций, в которых находятся персонажи.   Предварительно идет распределение ролей героев сказок, беседа, проигрываются роли. Для пересказа в лицах использовались произведения с разговорной  диалогической  речью «Теремок», «Хвосты», «Лесной колобок – колючий бой».

Рассказ  по картине. Использовали на  занятиях все типы картин  и все виды детских рассказов (описательный, повествовательный). В качестве образца использовали произведения В. Бианки. Составляли  рассказы  по сюжетным картинкам одним или несколькими детьми.  Использовали указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. Использовали индивидуальное  и  коллективное рассказывание. 

Требования к рассказам детей: точная передача сюжета, самостоятельность, образность, точное обозначение действий,  наличие связей предложений и частей рассказа, выразительность, интонация, плавность речи, четкость  фраз.

Особенности творческого  рассказывания заключается в том, что от детей требуется умение придумать завязку, ход события, кульминацию и развязку. Умение детей выбрать отдельные факты, внеся  в них элементы фантазии и составить весь творческий  рассказ или часть его. Имея опыт работы  со словом, в повседневном общении дети начинают широко использовать лексическое богатство родного языка, у них появляется грамматическая чуткость,  бережное отношение  к родной речи.

Итоговое занятие викторина «Творчество Виталия Бианки». Способствовало выявлению у детей знаний произведений В.В. Бианки, умению узнавать произведения по отрывкам. Помогло развить мысленную активность и  индивидуальные  способности. Словесными  и творческими играми закрепили  образные обороты речи. Знание  детьми  литературного материала  по  творчеству  Виталия  Валентиновича  Бианки. У детей развились умения  выстраивать свои  выступления, убедительно используя  средства  выразительности.

                                           

                                             6. Игровая  деятельность.

Игра – это естественное состояние ребенка, его основное  занятие. Игровая деятельность для дошкольников – способ познания окружающего. Ее применение  способствует  совершенствованию двигательных и  игровых действий, получению детьми удовольствия от процесса и результата игры.

Дидактические игры - дают расширить, уточнить и пополнить знания  детей о животных, птицах и насекомых: «Отгадай-ка», «Кто где живет?», «Зоологическое лото», «Найди и сравни», «Где чей?», «Крылья, лапы, хвосты» и  др.

Словесные и творческие игры  – способствуют закреплению образных оборотов речи  произведений В. Бианки  в играх: «Совушка - сова», «Лесные звери», «В лесу», «Птичий хоровод», «Ласточки».

Подвижные  игры –  поддерживают двигательную активность детей: игры «Сова», «Охотники и  звери», «Воробьи  и  вороны», «Домики», «Комары» и др.

В свободной  деятельности  дети включали в свою игру вырезанные картинки или  фигурки животных и птиц. Говорили за них, манипулировали ими  в своей «режиссерской» игре «Кто где живет?». В свободном  пересказе  текста  играли в сюжетно-ролевые  игры  «Первая охота», «Теремок».

                                             7.Коррекционная работа . 

Существенным и значимым  в коррекционной работе является создание условий  для активного взаимодействия ребенка в процессе игры, развитие  его интеллектуальных, эмоционально-волевых, нравственных качеств, формирование личности в целом.  Проведение  игр, психогимнастики, физминуток, динамических пауз  и  разминок  для  эмоционального состояния  детей. Дети  становятся более раскованными, активными, значительно пополняется их активный словарь, повышается уровень понимания  речи, с  удовольствием демонстрируют свои  способности.

                                     8.Художественно-творческая  деятельность. 

Использовали разные техники рисования, совершенствовали технические навыки

Рисование развитие воображения,  фантазии,  цветоощущения, творчества. Давали  детям понятие: о композиции изображения, цвете и оттенках, эскизе, штриховке, контуре. Различные  изобразительные средства  и  материалы. Сочетали рисование с аппликацией, с графикой,  пластилиновой живописью.

В сюжетном  рисовании:  Рисовали по мотивам прочитанных сказок. Учили отражать взаимоотношения между героев посредством жеста, движения, динамики.  Передача  характеристики  персонажей  и  среды. Рисование  под тихую музыку.

В предметном рисовании: Учили  рисовать животных и птиц, передавая  характерные черты. Показали детям  разные варианты передачи движения животных, птиц, насекомых, деревьев, человека. Удовлетворялись потребности ребенка в новых знаниях, умениях, навыках, необходимых для создания задуманного образа.

Аппликация  и  лепка – развитие сенсорных способностей, мелкой моторики  рук,  ручных умений, чувства формы, глазомера  и творческой  активности. Учили  передавать характерные особенности  птиц и  животных  в  движении разными материалами (пластилин, глина, разно фактурная цветная бумага, картон) Для кукольного театра вместе с детьми изготавливали фигурки, декорации из бумаги.

Дети с удовольствием складывали фигурки героев сказок в технике «Оригами».

В лепке  детьми  создавались сюжетные композиции сказок и рассказов В. Бианки. Дети  рисовали картины  пластилином, лепили малую скульптуру животных  и  птиц.

Делали  коллективную  работу  по  аппликации «Лесные  сказки» методом  коллаж  для  декораций  к  литературному вечеру. В свободном творчестве  дети  рисовали  сюжеты понравившихся сказок,  обводили по лекалам  животных  и  птиц.

                                          9. Музыкальная деятельность.

Музыка способна вызвать у детей соответствующие эстетические переживания. Помогает  увидеть и  прочувствовать  характер героев, среду их обитания. Развивает  творческую интерпретацию музыки и художественного слова различными средствами.(танец, движения, имитации, настроение музыки, образ героя с музыкальным образом). Детьми «оживлялись» образы природы  ритмопластикой, озвучивались герои сказок пением, игра на народных  инструментах.

Комплексные  занятия «Звуки леса», «Голоса птиц» - учили детей слушать музыку, развивали у детей умение узнавать и называть птиц по голосам, слышать звуки леса в разное время суток. Применяли  аудиокассеты  и  диски  классической  музыки  «Звуки природы» в обработке для детей. Выясняли из личного опыта  детей о птицах и  животных наших лесов. Беседовали о повадках птиц и зверей.  

                                      10. Досуговая  деятельность.

Активное участие в развлечениях обогащает детей  новыми  впечатлениями, дает  возможность приобрести  новые  знания  и  умения. Закрепляются  ранее  полученные  знания. Особая атмосфера, эмоциональный  отклик  и  живая  реакция  детей.

Вечер загадок «Угадай, кто это?»  –  способствует  умственному  развитию детей, логическому мышлению при отгадывании загадок, расширению кругозора, подготавливает  к  восприятию  классической  литературы.  Дети  на вечере загадок  проявили  познавательный  интерес, сообразительность, смекалку. При подборе загадок учитывали доступность тематики и содержания. Загадки загадывались в игровой форме,  заучивались, зарисовывалась отгадки.

Театрализованное представление.

Театрализованное представление отличается от игры-драматизации тем, что в нем участвуют дети, знающие наизусть текст художественного произведения. Использовались различные виды театров (картинок, миниатюр, фланелеграф, кукольный). Театрализованное представление мы использовали, как методическое средство, активизирующее речь детей. Дети были как участниками,  так и  зрителями. Наши дети для младших групп показывали кукольный спектакль - сказку В. Бианки «Лесной колобок – колючий бок». Старшие дети проявили свои таланты, для  младших стало школой  сюжетной  игры. У детей  радостные эмоции  и  впечатления.  

 Литературный  досуг.

Незабываемые  эмоции,  особые чувства, радостное настроение и переживания  детей  находят отражение в вечерах досуга. Творческая активность и большая  заинтересованность  детей   при  подготовке к  досугу. Предварительная  работа состояла  в  чтении сказок, пересказа произведений. Распределение ролей, репетиции в костюмах и без них. Развивали художественно - речевые  исполнительские способности драматизацией сказок  Виталия  Бианки.

Обучаясь разговору, дети одновременно обогащали  свой словарь, совершенствовали грамматические и фонетические навыки.

Глубина  восприятия  литературного произведения – одно из условий  его драматизации.  Изготовление  декораций  коллективно. Помощь  родителей  с  костюмами, покупкой призов, подарков и книг.  Подбор  музыкальных  фрагментов из  музыки «Звуки  природы».

На литературном вечере  создана  атмосфера радости и эмоционального подъема. Выставлена книжная выставка  писателя В. Бианки. Проведены словесные игры, сюрпризные моменты, импровизация  под музыку. Дети  показали хорошие знания  по узнаванию отрывков  произведений  В. Бианки. Полученные ранее знания  по произведениям В. Бианки проверяли литературными  конкурсами. На литературном вечере «Лесные сказки» дети инсценировали рассказ Виталия Бианки «Лис и мышонок», участвовали  в драматизации  сказки   «Теремок». Показана  родителям  выставка  детских  рисунков  по  творчеству В. Бианки, проведен конкурс рисунков. Лучшие  рисунки  выбирали  и  оценивали сами  дети. Победители получили  в подарки  краски,  альбомы  и  кисточки.  В конце вечера все  дети  получили  вкусные  призы  и  книги  Виталия  Бианки.

                                           

                                           III. Результаты  работы.

                                                  Выводы и итоги.

Для эмоционального  восприятия  и яркого проживания образов героев сказок воспитательно-педагогический процесс изначально направлен на развитие творческих способностей детей, творческую  индивидуальность  каждого  ребенка,  совершенствование  связной  речи  и  в диалоге и  монологе.

В процессе чтения детям книг Виталия Бианки, мы чередовали само чтение с музыкой, пересказом и  драматизацией. В результате обучения  мы получили  следующие  результаты:

1.Целевые прогулки  и прогулки на участке обогатили эмоциональный мир детей, их образное восприятие, принесло много радости.

2.Прививая интерес к рассматриванию книг, мы увидели, что дети стремятся получить большую информацию из книг, чем раньше  ведь многие пытаются читать.

3.Чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они  пользуются этим  в обыденном речевом общении, и  в  самостоятельном  словесном  творчестве.

4. У детей совершенствуется речь (словарный запас, связность, грамматическая правильность, звуковая культура, образность).

5. Беседы помогли детям осознать смысл известных  слов, обогатить словарь. Вопросами  подвели детей к пониманию основного содержания, умение оценивать действия и поступки героев,  отвечать  по содержанию, анализировать.

6. Мы сформировали у детей осознание эмоционально - образного восприятия  произведений через художественное  описание образов.

7. При пересказе и рассказе дети  передают правильную последовательность сюжета, полноту передачи содержания,  используют  в речи   слова  и  описания  автора, пересказывают  пересказ в лицах прочитанные произведения Виталия Бианки.

9. В процессе речевой деятельности у детей развивается умение интересно рассказывать и заинтересовывать  слушателей в своих силах.

8. Дидактические игры помогли  расширить, уточнить  и  пополнить знания детей  о животных, птицах и насекомых.

9. Рисунки  всех детей  принимали  участие  в «Конкурсе рисунков» по произведениям Виталия Бианки. Дети рисовали эпизоды  понравившихся сказок.

10. Яркие впечатления  дети реализовали в игре, рисунках, в творчестве и  музыкальной деятельности.

11. В силу образно-конкретного мышления детей инсценировка художественных произведений  помогает ярче и правильнее воспринимать  их содержание. Детям интересно деятельное участие и  в театрализации  знакомых сказок. Идет закрепление речевых умений при проведении  разных видов драматизации: «режиссерская игра», «сюжетно-ролевая игра», «игра-драматизация». Дает возможность совершенствовать разговорную речь детей.  

Таким  образом, целенаправленная работа по углубленному  знакомству  детей  с  творчеством  писателя  Виталия  Валентиновича  Бианки  развивает представления  детей о живой природе через литературные произведения, познавательный  интерес  к познанию  окружающего  мира.

Авторская  сказка  положительно влияет на результат  обогащения  детей   новыми умениями и  навыками: эмоционально-оценочное восприятие,   проживание  образов героев, развитие поэтического слуха, умение связно и  правильно  выражать мысли,  владеть богатством родного языка, применяя выразительные средства. Коллективная  творческая  деятельность помогает детям быть более открытыми и  свободными в общении, дает возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной  значимости, повысить самооценку.

 Активно идет становление ряда обще учебных  умений: работа по словесной инструкции, выполнение действий в речевом общении, самостоятельное планирование своих  и  чужих действий, логическое мышление при  ответах на  вопросы, тренировка памяти  при  заучивании  текста. Развивая  способности  и  творческую индивидуальность детей  через разнообразную деятельность, мы  помогли  им  освоить мир  красоты  и  добра, чувство  сострадания к  природе  и  его обитателям, открыли  для  детей  творчество  Виталия  Валентиновича  Бианки.  

                                   

                                   

                                 

                                    Используемая   литература:

  1. Методика развития речи детей дошкольного возраста; 1984г

                                       Федоренко Л.П., Фомичева Г.А.

2. Развитие речи детей дошкольного возраста; 1984 г.

                                       Алексеева М.М., Сохин Ф.А.

  1. Знакомим дошкольников с литературой; 1999 г. Конспекты занятий.
  2. Знакомим дошкольников с литературой; 2002 г. Конспекты занятий.

                                           Ушакова О.С., Гавриш Н.В.

     4. Занятие по развитию речи для детей 5-7 лет; 2009 г. Ушакова О.С.

     5. Дошкольная педагогика № 5, 2008 г.

     6. Дошкольная педагогика № 1, 2009 г.

     7. Дошкольная педагогика № 7, 2009 г.

     8. Изобразительная  деятельность в подготовительной группе; 2008 г  Лыкова И.А.

     9. Развитие речи и творчества дошкольников; 2005 г. Ушакова О.С.

                                      Игры, упражнения, конспекты   занятий                          

     

                                                       

                                                   Детский     сад №  2266

                                     ТЕМА   САМООБРАЗОВАНИЯ:

             ФОРМИРОВАНИЕ    КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ

                                  У     МЛАДШИХ    ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                                        Подготовила  вос-ль группы №7

                                                                                         Никитина Ольга  Анатольевна  

                                                                                               

                                                            2011-2012 г.

                                                          Детский   сад № 2266

                         

                            Консультация      для       родителей  по  теме:

          МЕТОДИЧЕСКИЕ  РЕКОМЕНДАЦИИ  ПО  ФОРМИРОВАНИЮ

          КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  НАВЫКОВ  У ДОШКОЛЬНИКОВ.

                                                                   

                                                                     

                                                                                    Подготовила  воспитатель гр. № 7

                                                                  2011-2012 г.

                                                         

                                                         Детский  сад № 2266

                                                           ДОКЛАД

         ЗНАЧЕНИЕ  И  ФОРМИРОВАНИЕ   КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ  

                                     НАВЫКОВ   У   ДОШКОЛЬНИКОВ

                                                                                          Подготовила  воспитатель гр.№ 7

                                                                                                  Никитина  О. А.

                                                                2011-2012 г.

                                                             

                                                       Детский  сад № 2266

                                                  КОНСУЛЬТАЦИЯ  ПО ТЕМЕ:

                      РАЗВИТИЕ  ОБЩЕНИЯ   С  ВЗРОСЛЫМИ   И   СВЕРСТНИКАМИ

                                                 В    ДОШКОЛЬНОМ    ВОЗРАСТЕ.

                                                                       Подготовила: вос-ль Никитина О.А.

                                                              2011-2012 г.

                                                       Детский  сад № 2266

                                    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ       ПРОЕКТ  

«РОЛЬ  УСТНОГО  НАРОДНОГО  ТВОРЧЕСТВА

В  ОБУЧЕНИИ  И  ВОСПИТАНИИ   ДЕТЕЙ

МЛАДШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА.»

                                       

                                                                   Воспитатели  группы № 7:

                                                                   Чернобокова  Елена Владимировна

                                                                    Никитина   Ольга Анатольевна

                                             

                                                         2011 – 2012 учебный г.

ВВЕДЕНИЕ.

Устное народное творчество – это художественное слово народа, дошедшее до нас из глубины веков. Русские люди передавали слова песен, народных игр, считалок, поговорок, загадок, скороговорок из уст в уста, от родителей к детям. Народ создал множество песенок и потешек для эмоционального контакта с ребенком. Сказки являются для ребенка и учителем и толкователем нравственных заповедей. Образный язык сказок интересен детям именно своей сказочностью. Через фольклор дети учатся играть, выполнять правила игры, соблюдать нормы поведения. Фольклор помогает воспитывать любовь к народному творчеству. Из всего этого можно сделать вывод, что детей с малого возраста следует учить восприятию фольклорных текстов, формировать у них умение слушать и слышать. Тогда постепенно перед детьми откроется сила народного слова.

ЗАДАЧИ И ЦЕЛИ ПРОЕКТА:

Образовательные цели: Знакомство детей с фольклором  русского народа. В разных видах деятельности  применять народное слово. Активизировать словарный запас, через употребления детьми слов в речи. Поддерживать интерес детей к художественной литературе чтением.

Задачи: Показать детям красоту образного языка сказок. Использовать в процессе театрализованную деятельность. Приобщать детей к русской культуре в игровой деятельности словесным творчеством .  

 Развивающие цели: Повышение речевой активности, развитие зрительного восприятия и внимания, пространственного мышления, моторики тела и мелкой моторики, творческого воображения.

Задачи: Развитие коммуникативных навыков, формирование умения слушать, отвечать на вопросы воспитателя, задавать вопросы по содержанию.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

Весь воспитательно-образовательный процесс включает в себя 3 этапа:

I подготовительный – создание условий необходимых для реализации проекта;

II основной – реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;

III заключительный – презентация, обработка и оформление материалов проекта, итоги и выводы.

 I ГЛАВА. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ  ЭТАП.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Мышление  ребенка дошкольного возраста – наглядно-образное, поэтому необходимо наполнить окружающую малыша действительность предметами, игрушками, наглядными пособиями, позволяющими ему более точно представить то, о чем  говорят, про что читают, как и чем играть.

Условия и  материалы:

1)Создание библиотеки русского народного творчества;

2)Создание  развивающей среды  и  уголка развивающих игр;

3)Подбор наглядных пособий, плакатов, иллюстраций;

4)Подбор педагогической литературы;

5)Подбор детской фонотеки : музыка, сказки, песни русского народа ;

6)Подбор настольно-печатных, дидактических, словесных игр;

7)Материалы для продуктивной  изобразительной  деятельности.

ФОРМЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Чтобы работа была живой, увлекательной, эффективной  и главное, вызывала интерес и любовь к родному языку, и  художественному слову применялись разнообразные формы работы с детьми. От поставленных речевых задач и творческого подхода зависела форма работы с детьми: индивидуальная, подгрупповая и фронтальная.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

1. Ежедневное чтение (русские сказки, потешки, песенки).

2. Тематические беседы  по устному народному творчеству.

3. Народные подвижные и  словесные игры   на прогулках  и в группе.

4. Игры-забавы «Хороводные».

5. Совместное рассматривание книг и иллюстраций.

6. Дидактические игры на занятиях.

7. Театрализация  русских народных сказок.

8. Сказки на фланелегафе.

9. Пение  народных песенок, потешек, игра на русских народных инструментах  

9. Литературный досуг «Угадай сказку?»

10. Рисование, лепка, аппликация  по народному творчеству.

11. Пальчиковые игры.

12. Веселая зарядка «Народные песенки»

11. Выставки детского творчества.

13. Итоговое занятие «Путешествие с матрешкой»

14.  Слушание детских песенок и русских народных сказок из фонотеки.

17.Логоритмика

II ГЛАВА. ОСНОВНОЙ ЭТАП.

ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА.

Для  понимания  и  осмысления  детьми  создана  в группе предметно - развивающая среда  по народному творчеству. Она  содействует   знакомству детей  с темой, возбуждает интерес к  устном у  народному творчеству.

- Книжная  выставка, посвященная  устному народному творчеству ;

-  Иллюстрированный  материал по сказкам;

-  Наглядно-дидактические пособия;

- Создан  уголок развивающих игр: наборы игрушек животных, птиц, насекомых;

- Дидактические  и настольно-печатные игры по возрасту;     

 В свободном  творчестве детям доступны: трафареты  диких животных, птиц, насекомых,  деревьев; раскраски  обитателей леса, рек и лугов нашей полосы.

 

«Русские народные игрушки», «Русские традиции», «О сказках»

«Колобок», «Лиса и заяц», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди»

Игра-драматизация  «Репка»

15. Пальчиковый театр «Теремок», «Рукавичка».

«Неваляшки», «По потешкам», «Герои сказок»,  «Считалки».

                                       2.Рассматривание  книг и  иллюстраций.

Приобщая  детей старшего возраста к художественной литературе и подбирая книги  в книжный уголок, мы учитывали особенности их возраста: устойчивый интерес к книге, стремление самим читать, рассматривать иллюстрации, читать подписи под рисунками, название книги, оценивать эстетический  вид  книги. Целенаправленно  рассматривали   вместе  с  детьми  иллюстрированные  книги   Бианки (оформление, название  книги, рисунки, фотографии, единый стиль).  Созданы  условия, для самостоятельного  рассматривания  книг и  иллюстрации. Ответы на вопросы детей.                          

 

МЕРОПРИЯТИЯ

ЦЕЛИ

 

ДОУ – 2266

Конспект на тему:

«Взаимодействие д/с и семьи

в воспитании культуры поведения у дошкольников».

                                                                                      Подготовила

                                                                                      Воспитатель группы № 2

                                                                                      Никитина Ольга

                                                                                      Анатольевна

2010-2011г.г.

ДОУ – 2266

Консультация для родителей на тему

«Воспитание поведенческой культуры

 в конспекте семейного воспитания».

                                                                         

                                                                                        Подготовила

                                                                                      Воспитатель группы № 2

                                                                                      Никитина Ольга

                                                                                      Анатольевна

2010-2011г.г.

ДОУ – 2266

                                                                   Доклад

на тему: «Психолого-педагогические основы усвоения детьми традиций гостеприимства».

                                                                                   

                                                                                     Подготовила

                                                                                      Воспитатель группы № 2

                                                                                      Никитина Ольга

                                                                                      Анатольевна

2010-2011г.г.

Приложение.

                     Занятия и игры по гостевому этикету.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УГЛУБЛЕННОЕ ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С ЖИЗНЬЮ И ТВОРЧЕСТВОМ ПИСАТЕЛЯ – НАТУРАЛИСТА В.В. БИАНКИ

  Старший дошкольный возраст специалисты называют «библиотечным» - за способность детей проявлять интерес к книгам определенной тематики и определенного жанра, за упорство детей...

Углубленное знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными промыслами (гжель).

Углубленное знакомство с народным промыслом (гжель) детьми подготовительной логопедической группы, с привлечением родителей....

НОД в средней группе " Обобщающее занятие по творчеству писателей - натуралистов"

НОД  в средней группе " Обобщающее занятие по творчеству   писателей - натуралистов"...

викторина Знакомство детей с жизнью и творчество Л.Н. Толстого

Знакомство детей с жизнью и творчество Л.Н. Толстого...

Календарно-тематическое планирование "Творчество писателей натуралистов"

Календарный план на неделю о творчестве писаталей В. Бианки, Н. Сладкова и других поможет детям через художественную литературу узнать о жизни животных в осенний период...

Знакомство детей старшей группы с творчеством татарских писателей .

Познакомить детей старшей группы с творчеством татарских писателей.Сказка "Болтливая утка" А.Алиш...