"Формирование духовно-нравственной основы личности в дошкольном возрасте"
классный час (подготовительная группа)

Богданова Наталья Васильевна

 

Конспект
родительского собрания
в группе общеразвивающей направленности
воспитанников седьмого года жизни № 11

Тема: «Формирование духовно-нравственной

основы личности в дошкольном возрасте»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Излучинский детский сад комбинированного вида «Сказка»

Конспект
родительского собрания
в группе общеразвивающей направленности
воспитанников седьмого года жизни № 11

Тема: «Формирование духовно-нравственной

основы личности в дошкольном возрасте»

                 

                                                                        Составила: воспитатель

                                                                                           Богданова Н. В.

 

 

       

 

                                                   2019 год

Цель: Приобщение родителей к духовно - нравственному воспитанию                                    дошкольников.

Задачи:

- обсудить с родителями роль семьи в духовно–нравственном воспитании детей;

- способствовать формированию у родителей желания работать над приобретением внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности.

- укреплять и поддерживать связь с семьей, устанавливать отношения доверия и сотрудничества, через основы народной педагогики.

Форма проведения: круглый стол.

Предварительная работа: анкетирование родителей

Ход собрания:

Уважаемые родители, в начале нашей сегодняшней встречи, я хочу рассказать вам одну притчу.

Притча.
   Прожили люди жизнь неразумную, и подошли к пропасти. Дальше –гибель! Как же нам быть, кто нас спасёт? –забеспокоились люди. Пошли к мудрецу.     С восходом Утренней Звезды придет Путник Вечности. Он спасёт вас! –сказал им мудрец. Люди всю ночь стояли у дороги и ждали восхода Утренней Звезды; надо было встретить Путника Вечности.

   Не он... И этот не он... И тот не он... - говорили люди, видя ранних спешащих. Один не был облачён в белые одежды –значит, не он. У второго не было длинной белоснежной бороды –тоже не он. Третий не держал в руках посох и не выглядел усталым –значит, и тот был не он.

   Но вот взошла Утренняя Звезда. Люди уставились на дорогу – где Путник? Где-то запел жаворонок. Где-то заржал жеребенок. Где-то заплакал ребенок. А Путника Вечности на дороге люди не увидели.

   Пришли к мудрецу с жалобой: Где же обещанный Путник Вечности? А плач ребенка вы услышали? –спросил мудрец.

   Но это плачь новорожденного! –ответили люди.

-Он и есть Путник Вечности! Он ваш спаситель!

Так люди увидели ребёнка – свою надежду.

Беседа с родителями.

 -Ребенок –это и есть Путник Вечности! Именно от него зависит спасение человеческого рода.

Именно наши дети дают нам силы стараться, развиваться, достигать успехов.    Своими поступками мы подаем им пример. Чтобы они смогли сделать больше в будущем.

И от нас с вами зависит, каким будет ребенок и какую жизнь он проживет. Представьте себе, что солнышко –это душа ребенка, а лучики –качества его характера. Каким вы хотите его видеть? Какими чертами характера он должен, по-вашему, обладать? Какими качествами вы бы хотели его наделить? У вас на столах лежат «солнечные лучики». Напишите на них черты характера, качества, которым вы хотите наделить вашего ребенка.

Перечисляю качества, которые написали родители

(-Добрым, умным, щедрым, сильным, справедливым, здоровым, заботливым...)

-Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

К сожалению, не все дети обладают такими чертами характера и духовно-нравственными ценностями.

Сегодня мы с вами и поговорим о духовно —нравственном развитии ребенка, через семейные традиции и совместную деятельность.

Для начала я хотела бы вам задать такие вопросы:

1.Как вы понимаете нравственное воспитание?

2.Что такое духовное воспитание?

3. Почему они объединены через дефис?

Вывод: Воспитание -  навыки поведения, привитые семьёй, средой и проявляющиеся в общественной жизни.

   Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение. Нравственность- это твердая решимость воли следовать за добрыми влечениями сердца и совести. Будет нравственность, почти наверняка будет духовность, не будет нравственности -не будет ничего, никакого воспитания.

   Духовность -свойство, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными». Понятие духовность определяется как состояние близости души и внутреннего мира человека.

Основы духовно- нравственного воспитания закладываются у ребенка с рождения, а дошкольный возраст самый восприимчивый период детства для формирования духовно- нравственных основ. Нельзя упустить это золотое время.

   Среди средств, способствующих духовно- нравственному воспитанию большое значение имеет личный пример взрослого, родителя. Родители должны понимать, что дети впитывают и копируют наше поведение (если дети видят, что взрослые обманывают, грубо разговаривают, то и ребенок будет говорить неправду, врать, грубить, и, наоборот, в семьях, где родители спокойные, добрые и ребенок будет таким).

   Также средством духовно – нравственного воспитания является умение делиться, это признак духовности, благополучия. Поэтому чаще показывайте ребенку, как вам нравиться преподносить подарки ближним, говорите, что вы испытываете при этом радость, не обязательно делиться чем-то материальным, можно поделиться хорошим настроением, улыбкой, ласковым словом, тем, что принесет радость другому человеку.

   Также строгая дисциплина не является залогом хорошего духовно- нравственного воспитания. Однако и впадать в крайность и давать детям полную свободу действий тоже неправильно. Важно приучать к порядку, но не перегружать их строгость следует проявлять в случаях обмана, воровства и насилия.

   Еще одним из средств, способствующих духовно - нравственному воспитанию является чтение художественных произведений, сказок, где добро побеждает зло, откуда дети видят положительных, добрых героев. Многие художественные произведения учат любить родную природу, Родину, дети учатся героизму, подвигам.

   В нашем детском саду для духовно - нравственного воспитания реализуется стратегическая программа «Социокультурные истоки», направленная на развитие социокультурного пространства России, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.

   Организуются проведение сезонных праздников: осенью - «Осеннины», «День Матери», зимой- «Новый год», «Веселые старты», смотр строя и песни, в честь Дня защитника Отечества, весной - «8 Марта, Масленица, Пасха».

   У нас созданы уголок патриотического воспитания, национальной культуры, откуда дети черпают традиции русского народа, приобщаются к культурному наследию. Большое значение в детском саду отводится чтению сказок, художественных произведений, русского народного фольклора. Родители должны стать помощниками и союзниками воспитателей.

   Семья –это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребёнка. Формирование долга, ответственности, гуманности, чести, благородства в отношении человека к обществу, окружающим людям и самому себе. Эти моральные ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Ребенок не рождается на свет нравственным или безнравственным, он становится таким, в какой среде живет и какое воспитание получает. Основной вклад родителей в подготовку подрастающего поколения к семейной жизни заключается в формировании у ребенка отношения к семье, осознания ее личностной значимости. Мы также должны помнить, что дети –это наше отражение. В первую очередь мы сами должны стать носителями духовно-нравственной культуры, которую стремимся привить детям.

   Семейные традиции -это основное средство формирования духовных ценностей, норм семьи. Традиция –это то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (взгляды, вкусы, идеи, обычаи). (Словарь русского языка С. И. Ожегова). Если Вы перенесетесь в свое детство, то наряду с любимыми людьми, родными стенами в сознании возникнет что-то особенное, присущее только вашей семье. Это «что-то» и есть семейная традиция. А запоминается она только потому, что много раз повторялась, прочно поселилась в детской памяти и уже неразрывно связана с определенной реакцией на какое-либо событие. Маленький ребенок воспринимает мир глазами взрослых- его родителей.

   Педагог В. А. Сухомлинский писал: «В дошкольные годы ребенок почти полностью идентифицирует себя с семьей, открывая и утверждая себя и других людей преимущественно через суждения, оценку и поступки родителей».

   Существуют также и семейные обычаи - установленный порядок поведения в быту. Семейные традиции помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи.

Хорошие семейные традиции вносят положительный вклад в духовно- нравственном воспитании детей.

Скажите, пожалуйста, какие традиции -в ваших семьях?

Вывод:

   У каждого это свое: совместные чтения интересной книги; парадный сервиз на семейном празднике; сказка на ночь; семейный выход на парад в День Победы; яблочный пирог, испеченный бабушкой; вечер, когда все собирались к чаю и рассказывали друг другу о событиях дня; подарки, сделанные своими руками для членов семьи. Можно приводить много примеров разных семейных традиций. Общее в них та трепетность, с которой все их вспоминают, желание перенести их в свою семью. Если в Вашей семье нет традиций, придумайте их. Это сделает вашу жизнь детство ваших детей намного богаче.

-Дорогие родители, сегодня мы выяснили, какую роль играет семья и любовь родителей в воспитании детей. Чтобы вырастить духовно богатого человека, культурную, нравственно зрелую личность, ребятам необходим родительский пример. Им нужно чтобы вы делились с ними своим опытом, знаниями, а главное – добротой, лаской, вниманием, любовью.

   Я подготовила для Вас памятку, которая поможет вам в этом нелегком деле.

   А. С. Макаренко писал: "Наши дети-это наша старость. Правильное воспитание -это наша счастливая старость, плохое воспитание -это наше будущее горе, это наши слезы, наша вина перед другими людьми».

Так пусть же хватит нам, взрослым, терпения, любви, душевных сил для того, чтобы вырастить духовно богатыми наших детей.

Приложение №1

Анкета№1 для родителей по духовно –нравственному воспитанию.

1.Как вы считаете, существует ли в современном обществе проблема нравственного воспитания детей?

Да    

Нет  

Не знаю

2.Достаточно ли вы информированы о духовно –нравственном воспитании дошкольников?

   Да  

   Нет  

   Трудно сказать

3.На реализацию каких целей должна быть направлена работа по духовно-нравственному воспитанию прежде всего?

-освоение детьми системы социокультурных категорий и ценностей

-развитие коммуникативных умений (умение слушать друг друга, выражать свое мнение, договариваться)

-развитие управленческих способностей (способность осуществлять выбор на основе нравственных ценностей, целенаправленно действовать, достигать результатов)

-развитие мотивации к общению со взрослыми сверстниками (увеличение числа позитивных контактов)

-создание предпосылок для успешной адаптации в начальной школе

-другое ____________________________________

Приложение № 2.

Анкета №2 по духовно –нравственному воспитанию

детей дошкольного возраста для родителей.

1. Считаете ли вы свою семью православной?

2. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?

3. Посещаете ли Вы православный Храм?

4. Знаете и отмечаете ли вы православные праздники?

5. Какую информацию по теме духовно –нравственного воспитания Вы хотели бы получить?

6. Читаете ли Вы ребёнку русские народные сказки, пословицы, поговорки?

7. Воспитываете ли Вы у детей нравственные чувства?

8. Что вы предпримете, если ребенок совершит: -плохой поступок?

-хороший поступок?

9. Часто ли Ваш ребёнок смотрит телевизор?

10. Играет ли Ваш ребёнок в компьютерные игры?

Благодарим за сотрудничество!

Приложение №3

Памятка для родителей по духовно-нравственному воспитанию.

- От повторяющихся знаков приветствия, одобрения, любви и принятия у ребёнка складывается ощущение: «со мной всё в порядке», «я-хороший». От сигналов осуждения, недовольства, критики появляется ощущение: «со мной что-то не так», «я-плохой».

- Душевная копилка ребёнка работает день и ночь. Её ценность зависит от того, что мы туда бросаем.

- Даже требования, которые вы предъявляете, должны быть наполнены любовью и надеждой.

- Научитесь слушать своего ребёнка и в радости, и в горести.

- Наказывая своего ребёнка, оставайтесь рядом с ним, не избегайте общения с ним.

- Станьте для своего ребёнка примером для подражания в проявлении положительных эмоций по отношению к членам семьи и другим людям.

- Обнимайте и целуйте своего ребёнка в любом возрасте.

- Не разговаривайте со своим ребёнком с равнодушным и безразличным лицом.

- Заведите свои красивые, добрые и светлые ритуалы общения, семейные традиции, которые сделают вашу жизнь и жизнь вашего ребёнка теплее и радостнее.

Ритуалы, которые нравятся детям.

- Перед уходом в детский сад получить объятие родителей и напутственное слово или жест.

- Посидеть в сумерках при свечах рядом с папой и мамой.

- На ночь послушать сказку и быть заботливо укрытым.

- В свой день рождения получать сюрпризы и устраивать их для других членов семьи.

- Вместе с мамой готовиться к празднику и печь красивый торт.

- Посидеть с мамой и папой, взявшись за руки, во время своей болезни и попросить у них любимое лакомство или что-то такое, чего очень давно хотелось.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально - образовательный проект на тему: " Народный фольклор, как средство формирования духовно - нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста".

Тема проекта определена в связи с отсутствием иситемы приобщения дошкольников 3 - 4 лет к народной культуре и использовании её в различных видах деятельности.Цель: Приобщение детей к истокам русской н...

Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок.

Выпускная проектировочная работа Формирование духовно-нравственных представлений  у детей старшего дошкольного возраста посредством использования русских народных сказок....

Выступление на научно- практической конференции «Формирование духовно-нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».

Тема веры, добра, милосердия и послушания составляет духовно- нравственное содержание сказок. Данная статья рассказывает о системе работы по эффективному использованию русских народных сказок в формир...

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей старшего дошкольного возраста при взаимодействии ДОУ и семьи

Духовно-нравственное воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится поздн...

Опыт работы «ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК».

Современное российское общество находится в состоянии духовно-нравственного кризиса, что неизбежно сказывается на судьбах подрастающего поколения.Выход из этого кризиса видится в духовно-нравственном ...

Консультация для педагогов «Роль экологического воспитания в формировании духовно – нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Воспитав человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, - значит вырастить угрозу для общества».Теодор Рузвельт...

Презентация проекта "Формирование духовно-нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста на тему: "О маме".

Цель проекта     Формирование духовно-нравственных представлений у детей   старшего дошкольного возраста на тему «О маме»....