Трансформируемое пространство ребенка - дошкольника
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Галактионова Алла Михайловна

Содействовать пониманию требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и помочь рассмотреть групповое пространство через призму этих требований.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл transformiruemoe_prostranstvo.docx24.33 КБ

Предварительный просмотр:

ТРАНСФОРМИРУЕМОЕ ПРОСТРАНСТВО РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА

В настоящее время, когда все дошкольное образование находится под флагом ФГОС, актуальной темой для воспитателей является соответствие Профессиональному стандарту педагога и требованиям ФГОС ДО к реализации ООП ДО.

ФГОС ДО направлен на развитие и поддержание детской инициативы, в связи с чем должна измениться среда, в которой ребенок развивается.

С чего начать? С понимания того, что относится к развивающей предметно-пространственной среде (далее РППС) и для чего она нужна. РППС — инструмент для реализации ООП и АОП ДО. РППС – это организация пространства, в котором прибывают воспитанники в детском саду: участок, группа; это материалы и оборудование, которое использует воспитатель, для развития детей. Это пространство, из которого ребенок черпает социальный опыт и знания.

Главная задача проекта состоит в том, чтобы дать рекомендации для воспитателей всех возрастных групп и их цель – содействовать пониманию требований ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде и помочь рассмотреть групповое пространство через призму этих требований.

На основании основной образовательной программы дошкольного образования  «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е, мы знаем, что развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:

-содержательно-насыщенной,

- развивающей;

- трансформируемой;

-полифункциональной;

-вариативной,

-доступной.

Далее необходимо провести анализ. Нужно учесть наличие детей с ОВЗ в группе. В случае организации инклюзивного образования среда должна обеспечивать необходимые для него условия. Среда для детей, занимающихся по ООП ДО и АОП отличается, так как дети испытывают разные физиологические и образовательные потребности. Это отправная точка, с которой необходимо начать планирование организации РППС.

Если группу посещают дети с ОВЗ с разными диагнозами, необходимо учесть и этот факт. Перед воспитателем стоит задача организовать скомбинированную среду для детей, учитывая особенности и потребности всех воспитанников.

Далее на что следует обратить внимание – это учет национально-культурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность. Как известно, язык, как одним из основных признаков нации, выражает культуру народа, который на нём говорит, т. е. национальную культуру. Две национальные культуры никогда не совпадают полностью, поэтому перед педагогом стоит важная задача проанализировать контингент детей, и грамотно организовать национально-культурный компонент, учитывая многоязычность детей, мультинациональность, особенности той или иной культуры.

Для одного и того же ребенка среда, в которой он развивается, на разных этапах жизни не может оставаться статичной. То есть педагог перед планированием организации РППС должен проанализировать потребности ребенка в данном возрасте. Так, например, разместив в уголок по развитию моторики во второй младшей группе мелкий конструктор «Лего», дети вряд ли будут с ним манипулировать и не проявят к нему интерес, поскольку развитие моторики в данном возрасте следует начинать с манипуляции более крупными деталями. РППС должна работать на поддержание детского интереса и ни в коем случае не наоборот.

При проектировании РППС в соответствие с ФГОС ДО надо помнить, что все, что предназначено детям, должно быть расположено на уровне их роста, чтобы с любой полки ребенок мог подойти и взять игрушку и т.д. Если это демонстрационный материал (плакаты, стенды) его рекомендуют располагать на уровне глаз детей, так же как горшечные цветы. Для ребенка не должно быть мест, с которых что-то нельзя брать. Доступность, доступность и еще раз доступность. Свободный доступ ко всем материалам, предназначенным детям, должен быть обеспечен и детям-инвалидам, если таковые посещают группу.

Так как РППС, соответствующая требованиям ФГОС ДО должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, а также возможность для уединения ребенка, рекомендуем создать в группе уголок уединения, в который ребенок в любой удобный для него момент может отлучиться. Этот уголок может представлять собой вигвам, шалашик, домик и пр., рекомендую постелить на пол подушки, чтобы времяпрепровождение в нем стало наиболее комфортным.

Рекомендуем оформить уголок экспериментирования с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой), как в старших группах, так и в младших. При его организации нужно учесть возрастные особенности детей.

ФГОС ДО «говорит» нам о том, что РППС должна быть содержательно-насыщенной.

 В организации РППС важно избежать перенасыщения среды: масса наглядного, дидактического материала, игрушек и пр. Роль педагога заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка, при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов наших воспитанников.

Современный воспитатель должен отойти от того, что дети – это пассивные слушатели, что занятия проходят по «школьной партовой системе». Ведущая деятельность ребенка в детском саду – игровая. Это должен взять себе за правило каждый педагог при планировании своей работы.

Поддержать детскую инициативу должна и грамотно организованная РППС. Рекомендуем привнести в группу максимум неоформленного материала для того, чтобы ребенок отходил от модели «мне предложили – я соглашусь/ возьму, что есть» к «я придумаю/ я сделаю сам». Привнесите в группу деревянные брусочки разных форм и размеров, палочки, веточки, разные куски тканей, лоскуты. Ребенок сможет смоделировать из предложенного материала самолет, маскарадный костюм, замок, атрибуты для сюжетно-ролевой игры и пр. Когда ребенок сам начнет думать, фантазировать, тогда начнется его развитие.

Полифункциональность — это различное использование предметов в группе. Так, например, стол, если на него накинуть плед, может стать домиком, а мат – кроватью в сюжетно-ролевой игре «В отеле», ширмы можно использовать, как стены соседних купе, или прилавок магазина. Дети должны уметь манипулировать с предметами не только по их прямому назначению, но и проявляя фантазию, изобретать новые функции предметов. Задача воспитателя – создать условия, при которых ребенок сможет «включить» фантазию.

Трансформируемость пространства – еще одно требование ФГОС ДО к РППС. Дети могут использовать все пространство в группе изо дня в день одинаково: сегодня справа у нас стоят столы для занятий, слева мягкие игровые модули, а у дальней стены стенка с игрушками и завтра все точно так же. Детям нужно сначала показать, а потом они сами подхватят идею того, что с пространством тоже можно «играть» и «преобразовывать». Групповое пространство возможно поделить столами, ширмами, игровыми модулями, постройками и пр. Занятия можно провести, вынеся столы в приемную (где будут соблюдены нормы освещения), сидя на полу в спальне и т.д. Нетривиальность подхода педагога станет примером для дальнейшей трансформируемости среды ребенком.

НЕДОСТАТКИ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ДОШКОЛЬНЫХ ГРУПП:

Недостаточно пространства для размещения всех образовательных центров/зон в соответствии с ФГОС ДО

Стационарные обеденные столы занимают почти всю игровую площадь

Стационарная мебель не дает возможности детям самим формировать удобное пространство

Спальная зона (около 50% площади) используется только во время сон-часа

Использование индивидуальных закрытых шкафчиков в раздевалке не позволяет одежде просушиваться.

Закрытые шкафчики не оставляют достаточно места для сбора детей. Около 60% полезной площади занимают шкафчики и банкетки. Дизайн-проекты для детских садов:

Индивидуальные решения для групповой ячейки детского сада исходя из особенностей образовательного процесса

Решения для спальных зон

Решения для входной группы

Дизайн стендов

Зонирование пространства с четким выделением спокойных и игровых зон

Трансформируемые пространства

Передвижная мебель

Расширение подоконников и их использование в качестве рабочей зоны

Двухуровневые решения пространства

Специальная мебель для старших групп

Многоуровневые игровые пространства.

Проблема: увеличение количества детей в группе.

Задача: создать комфортную трансформируемую среду, соответсвующую задачам ФГОС ДО, в небольшой групповой ячейке детского сада.

 Создания трансформируемого пространства на основе подиумных решений*.

Отказ от размещения кроватей в спальной зоне и их замена на многофункциональный подиум позволили получить дополнительное полезное пространство для использования в дневное время.

Подиумные решения*

Преимущества использования:

1.Использования всего пространства группы в дневное время

Использование подиумов в спальной зоне позволяет использовать всё пространство группы в любое время. В спальную/подиумную зону переносятся такие зоны, как уголок уединения, тихие игры, центр сюжетно-ролевой игры (театр), просмотр мультфильмов

2.Несколько уровней для игры

Дети могут использовать несколько уровней подиума для игры

3.Импровизированная сцена

Одноуровневые подиумы подходят в качестве импровизированной сцены

4.Игровая форма использования

В спальне с подиумами и выдвижными кроватями в игровой форме идет ротация за места на верху. Дети с удовольствием меняются местами раз в неделю.

В групповом помещении подоконники могут быть увеличены и трансформированы в стационарные рабочие места. Они могут быть использованы для выполнения и хранения детских работ, в том числе в случаях, когда для их реализации требуется несколько дней. В центре комнаты для питания, рисования и выполнения образовательной программы могут быть предусмотрены столы «Матрешки» с телескопическими ножками, рассчитанные на детей разных возрастов. Эти столы имеют разные размеры и задвигаются один на другой, снабжены колесиками для простоты перемещения и могут быть убраны под подоконники, что позволяет быстро освободить и использовать всё пространство в игровой. Трансформируемое помещение создается также за счет применения передвижных игровых центров/тумб и складируемых стульчиков. Размещение легко перемещаемых тумб, столов и стульев позволяет по-разному конфигурировать помещение в зависимости от текущих нужд образовательной программы и для создания максимально комфортной игровой среды.

В качестве игрового центра может быть использована горка-скалодром. Под ней есть места для хранения подушек. На одну из сторон горки наносится графитная краска, что позволяет детям реализовывать свой творческий потенциал в любое время. Местом для уединения служит передвижной домик с мягкими внутренними формами.

Зона раздевалки

В зоне раздевалки можно отметить несколько интересных решений. Первое, это использование открытых индивидуальных ячеек для хранения одежды. Второе — открытая тумба для просушки детской обуви. Третье — стенд для развески детских работ.

Преимущества решений с открытыми ячейками:

  1. Значительное увеличение площади

В зоне раздевалки используются открытые индивидуальные ячейки, что помимо серьезного увеличения площади, которой теперь хватает на всех детей, снижает травмоопасность

  1. Просушивание одежды

На открытых вешалках в раздевалке происходит просушивание и проветривание одежды

  1. Возможность отказаться от банкеток.

Использование индивидуальных ячеек с общей скамейком под ними позволяет освободить место, которые раньше занимали банкетки.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Карта обследования жизненного пространства ребенка

Карта составляется при посещении ребенка на дому...

Использование макетов в игровом пространстве ребенка

Использование макетов природного мира в ППРС группы....

Рекомендации для родителей по организации безопасного информационного пространства ребенка

Рекомендации для родителей по организациибезопасного информационного пространства ребенка...

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника

Виртуальная экскурсия как ресурс расширения образовательного пространства развития ребенка дошкольника...

Трансформируемой пространство ребенка- дошкольника.

Трансформируемое пространство для дошкольников, - что это такое?...

Система работы в дошкольных группах с использованием мобильного и трансформируемого пространства

Опыт реализации проекта и создание игровых зон у старших дошкольников по средствам трансформации.Использование мобильной и трансформируемой мебели позволяет преобразовывать среду группы в зависимости ...

Система работы в дошкольных группах с использованием мобильного и трансформируемого пространства

Использование мобильной и трансформируемой мебели позволяет преобразовывать среду группы в зависимости от режимных моментов, образовательных задач, стоящих перед педагогом, от игровых потребностей реб...