Использование макетов в игровом пространстве ребенка
методическая разработка на тему

Орлова Галина Викторовна

Использование макетов природного мира в ППРС группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_maketov_v_igrovom_prostranstve_rebenka.docx19.43 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые макеты в развивающей среде дошкольника

    Игра — ведущий вид деятельности дошкольного детства, главное содержание жизненного мира ребенка от 3 до 7 лет. Играя, ребенок приобретает опыт общения с другими детьми и взрослыми, познает окружающий мир, развивает способности  осуществлять поиск, мыслить и творить. Но направление деятельности и развитие дошкольника зависит в большей степени  от нас, взрослых – от того, в какой предметно-развивающей среде находится ребенок, во что и с чем  он играет, каков развивающий потенциал окружающих игрушек, предметов, пособий и разных вещей. Как говорила  Е.И.Тихеева: «Нет такой стороны воспитания, на которую  обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы  в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной  самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»

    На каждом этапе дошкольного детства игра имеет свои особенности. В игровой деятельности старших дошкольников значительную роль приобретает макетирование, создание моделей-макетов. Играя, осуществляя игровые операции с макетами, ребенок имеет возможность создать воображаемую ситуацию, выполнить  одну или несколько ролей, моделировать различные ситуации или социальные отношения в игровой форме.

    Создавая  в  предметно - игровую  среде  своих  воспитанников,  возможность  создания        и  использования  игровых  макетов,   воспитатель   решает   задачу,   связанную   с        развитием сюжетосложения у детей и свободного проявления их индивидуально-стилевых особенностей в игре. В дошкольном образовании нужен,  прежде   всего   «универсальный»  макет,   то   есть     тематически многозначный (условно-обобщенный) маркер игрового пространства.
   «Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на возможную воображаемую ситуацию, объединяющий участников совместной игры, очерчивающий границы игрового пространства, в рамках которого осуществляется «сборка» игровых замыслов в общем сюжетном движении. Макет «оживает», наполняется и дополняется разнообразным предметным материалом в зависимости от игровых замыслов детей.

  «Универсальные» макеты условно делятся на два типа:
1.     Макет-модель:  представляет   собой   небольшую   плоскость  с   закрепленными  на    ней устойчивыми  сооружениями  (дома,  башня,  кремль,   светофор  и  т.д.).  Для     осуществления игровых ролевых действий  на плоскости макета   используются  дополнительно   тематические фигурки-персонажи и различные мелкие  предметы (мелкий транспорт - автомобили, самолеты, наборы   мелких   фигурок  человека – персонажи   семьи,  солдатики,    сказочные    персонажи, фантастические персонажи, антураж (деревья, цветы).
2.     Макеты-карты:  представляют  собой  плоскости  с  обозначенными  на  них  местами  для расположения  возможных   объектов  и   несколькими  ключевыми  объектами  –       маркерами пространства.  Так,  на  макете - карте   «Мой город»   цветом  выделяются   дороги,         водные пространства, парковые зоны,  площадки для различных по назначению зданий.   Ландшафтный макет-карта – это  плоскость с обозначенной цветом природной территорией (лес, парк -зеленый цвет,  река – голубой  цвет, земля – коричневый цвет,   дорога – серый цвет).  К  данному макету как дополнение - мелкие маркеры (деревья, клумбы, лавочки, дома, дорожные знаки, машинки и т.д.)

  «Универсальный» макет-это всего лишь знак, «наводящий» детей на создание любой возможной воображаемой ситуации и, который  объединяет детей – участников к решению совместной игровой  задачи.  

   Игры с макетами способствуют развитию креативности и коммуникативной инициативы (способность к творческому решению проблем, умение вести диалог в совместной игровой деятельности: словесно объяснять замысел, планировать его осуществление).  Развитие креативности и инициативы – необходимое условие формирования  полноценной личности.
Макеты помогают успешно реализовать задачи  любой образовательной области дошкольного образования, являясь частью   проектного метода   в работе с детьми.

  Существуют приемы, способствующие повышению интереса детей к играм с макетами. Это, прежде всего, художественная литература, которая создает в воображении детей разнообразные «миры» с удивительными персонажами и сюжетами, далекими (где нельзя побывать) увлекающими природными климатическими зонами. Художественные тексты, а также мультфильмы, заинтересовывают детей, помогают определиться с подбором персонажей и тематической конкретизацией макета.

     Современный ребенок – это маленький гражданин, осознающий себя частью современного общества. Он – пытливый исследователь и деятель, готов к общению. Так поможем ему выразить себя, свои интересы и познания через использование «универсальных» макетов как в игровой, так и в проектной деятельности. Все в наших руках, уважаемые коллеги!

Старший  воспитатель МБДОУ №106  Орлова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация из опыта работы "Универсальный макет как тематический маркер игрового пространства"

Основополагающим требованием общества к современному дошкольному учреждению является формирование интеллектуально развитой  личности. Наряду с традиционными методиками для интеллектуального разви...

Доклад "Методические рекомендации по использованию макетов в игровой деятельности дошкольников"

В статье даны рекомендации по созданию и использованию макетов в работе с дошкольниками....

Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности

laquo;Использование крупных маркеров игрового пространства в разных видах детской деятельности»Выступление из опыта работыВоспитатель средней  группы (I квалификационной категории):Маттис ...

Универсальный макет как тематический маркер игрового пространства

ФГОС ДО направлен на создание оптимальных условий для развития детей дошкольного возраста в современных условиях. Для того, поддержать детскую индивидуальность, чтобы игра в нашей группе развивалась, ...

Мастер-класс на тему: Использование макетов игрового пространства в организации развивающей среды групп детского сада

Использование макетов игрового пространства в организации развивающей средыгрупп детского сада...

Проект в старшей группе по созданию специального игрового пространства-макета - «Дворец водных видов спорта»

Макет уменьшенная модель объекта. Главной характеристикой макета является то, что он содержит в себе существенные особенности натуры в удобной форме, воспроизводит самые значимые стороны и признаки об...